художник на войне и о войне

Гольденберг Лариса Арнольдовна

Материал к урокам по МХК, затрагивающий вопросы о художниках во время 2 мировой войны. Пикассо, Марк Шагал, студия Грекова, Е.Моисеенко, В.Сидур и др. Можно использовать и во внеклассной работе. Литературно-музыкальная композиция. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХУДОЖНИКИ НА ВОЙНЕ И О ВОЙНЕ

I. Видео «Герника»   - слайд 1

                                                         слайд 2  -- Фото «Герника»

1. Ведущий 1.

1937 г… Гражданская война в Испании. Легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на город Гернику. За три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате город был уничтожен, треть его жителей оказались под завалами. После налета Герника горела ещё трое суток.

2. Ведущий 2.

 За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо.  Художник выразил это словами: «крики детей, женщин, птиц, цветов, леса, крики камней, кроватей, стульев, занавесок, горшков, кошек, газет, запахов, крики топчущих друг друга людей, обжигающий дым, исходящий из кипящего котла, крики птиц, падающих дождем в море…»

3. Ведущий 3.

В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил Пикассо, — это сделали вы».

II. Тема

4. Ведущий 4.

Тема нашего разговора сегодня «Художники на войне и о войне» - слайд 3.

Кто такой художник?  Поэт и музыкант… Живописец и композитор… Скульптор и певец…

5.  Видео «Довоенный вальс» - слайд 4.

6. Плакат «Родина-мать зовет» + куплет «Священная война» - слайд 5. 

III. Студия Грекова – слайд 6 + текст двух ведущих

7.  Ведущий 1.

Вспомним образное выражение прекрасного художника-баталиста Василия Верещагина о том, что невозможно создать ничего значительного в искусстве, «глядя на сражение в бинокль из прекрасного домика». 

8.  Ведущий 2.  

Еще до Великой Отечественной войны была создана студия художников, целью которой было отражать военную историю нашей страны. Первому поколению студийцев пришлось стать не певцами ратного прошлого, а летописцами жестоких военных испытаний

9.  Ведущий 3.   слайд 7,  слайд 8

В первые же дни войны часть художников Студии ушла на фронт с маршевыми ротами. Другие   были направлены в агитационные пункты. Видеть художника, зарисовывающего в свой походный альбом боевую ситуацию или жизнь солдата на войне, стало привычным.

10.  Ведущий 4    слайд 9, слайд 10

Командование Западного фронта решило организовать выставку художников-грековцев. 16 апреля 1942 года в помещении уцелевшего склада в прифронтовой полосе была открыта экспозиция  двухсот рисунков, этюдов и эскизов будущих картин, посвященных боевым действиям

 

11.  Ведущий 1    слайд 11

Среди тысяч рисунков, хранимых теперь в фондах военно-исторических музеев, есть немало листов, обагренных кровью и пробитых осколками снарядов. И за каждым из них стоит человеческая судьба, история, увиденная и пережитая художником рядом с ее героем.  «Товарищи по оружию, боевые товарищи» — так называли художников солдаты и офицеры.

 IV. Музыка

12.  Ведущий 2                

Сейчас вы услышите «Балладу о музыке» поэта Юрия Воронова, посвященную музыкантам блокадного Ленинграда.            слайд 12-13 – картины

13. Чтецы -- 2

Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…

Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…

А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.

И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…

Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.

Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»

И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…

Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..

14. Видео …….. ???   слайд 14

15. Стихи Давида Самойлова    слайд 15 - картина «Память» Моисеенко

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

          И там, в пернатой памяти моей,

          Все сказки начинаются с "однажды".

          И в этом однократность бытия

          И однократность утоленья жажды.

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может…

 V. Моисеенко

16.  Ведущий 3

Евсей Евсеевич Моисеенко – советский художник, творчество которого посвящено современникам, пережившим войну

17.  Ведущий 4

Занятия Моисеенко в Академии художеств в Ленинграде прервала Великая Отечественная война: в 1941 году он ушёл добровольцем в народное ополчение, на подступах к Ленинграду  вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 года он находился в концентрационном лагере на территории Германии. Когда узники были освобождены союзными войсками, Моисеенко снова оказался на фронте. Войну он закончил, сражаясь в 3-м гвардейском кавалерийском корпусе.

                                                                                                слайды 16-19

VI. В.Сидур      

                                       слайды  20-23. 

18. Ведущий 1.

Вадим Сидур - советский художник, скульптор-авангардист, поэт и прозаик,  родился в Днепропетровске. 18-летним ушёл на фронт, командовал пулемётным расчётом. В 1944 был тяжело ранен, демобилизован. Всё его творчество -- протест против насилия и войны, царящих в современном мире.

Вот его воспоминания…

19. Чтец

«Пути войны, как известно, неисповедимы. И когда восемнадцатилетним младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода я дошел до своего родного города и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала как новаторский памятник моему детству и юности…

Потом я был убит на войне» 

20.  Чтец

 «Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия. Пули, виселицы, бомбы, газовые камеры, концлагеря, пытки, смертная казнь - это перечисление невозможно продолжать, ибо оно бесконечно. Меня постоянно угнетало и угнетает физическое ощущение бремени ответственности перед теми, кто погиб вчера, погибает сегодня и неизбежно погибнет завтра» (Вадим Сидур).


21.  Чтец

Я раздавлен

Непомерной тяжестью ответственности

Никем на меня не возложенной

Ничего не могу предложить

человечеству

Для спасения

Остаётся застыть

Превратиться в бронзовую скульптуру

И стать навсегда

безмолвным

Взывающим

VII.  Марк Шагал

22.  Ведущий 2

Марк Шагал - один из самых известных представителей авангарда в искусстве 20 века. Родился в 1887 г в Витебске, учился в Петербурге и в Париже, жил в России, Германии, Франции, США, снова во Франции.

23. Ведущий 3

Трагедия Второй мировой войны ворвалась в жизнь Шагала задолго до ее начала.. … Это началось ещё в 1933…

Именно тогда по личному приказанию Геббельса были уничтожены почти все работы Шагала.
                             
слайд 24 --  «Белое распятие»

24.  Ведущий 4

  "Белое распятие" считается одной из лучших работ художника. Она была написана в 1938 году, Шагал тогда жил во Франции, а картину написал, когда узнал о событиях "Хрустальной ночи" - серии еврейских погромов, организованных нацистами в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии.

 25.  Ведущий 1

Как бы далеко от родного Витебска судьба не забросила Шагала, он всегда оставался сыном этого города.

Все сцены погромов, распятий и грозных пророческих видений его картин неизменно разворачиваются на улицах и площадях Витебска, в те годы уже разрушенного и оккупированного немецкими войсками.

Вот строки его стихотворения в прозе "Письмо  моему городу Витебску".

 26.  Чтец

«Давно уже, мой любимый город, я тебя не видел, не слышал, не опирался на твои заборы, не беседовал с твоими облаками. <...>

Что ты только не вытерпел, мой город: страдания, голод, разрушения, как тысячи других братьев-городов моей родины.

Я знаю, что уже не найду памятники на могилах моих родителей, но, мой город, ты станешь для меня большим живым памятником, и все твои новорожденные голоса будут звучать, как прекрасная музыка<…>

27.  Ведущий  2

Тема войны и Холокоста возникает во многих стихах Шагала. Но особенно пронзительны строки маленькой поэмы-реквиема "Памяти художников - жертв Холокоста"

28.  Чтец

Я знал ли их?

Бывал ли в мастерских,

чтоб разглядеть вблизи картины их?

Не знал... Не видел...

И теперь, виня,

они хватают за руки меня,

из лет моих, из солнечного дня

зовут и тащат в черноту могил

и гневно вопрошают:

- Где ты был,

когда обрушился девятый вал?

А я шепчу:

- Я спасся... Я бежал...

А их, замученных, везли туда,

где танцевала на костях беда,

где жгли картины, и клубился дым

над крематорием, над пеплом их седым...

Пылают кисти...

Сломано перо...

…Чтоб ваши руки не смогли запечатлеть,

как на балу огня плясала смерть...

29. Ведущий  3

Марк Шагал «жил и работал во время всемирной трагедии» и передал ее в своем творчестве,  верный наказу Моисея в Торе: "Только берегись и весьма оберегай душу свою, чтобы не забыл ты того, что видели глаза твои и чтобы не ушло это из сердца твоего все дни жизни твоей, и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих".

VIII.  Заключение

30. Ведущий 4

Художники, прошедшие войну, стремились запечатлеть её в истинном, неприкрашенном обличье.  Пережитое ими не дает покоя  душе, памяти и совести и заставляет их изображать войну   прежде  всего как величайшую трагедию человечества.

 31. Ведущий 1

Коллективная  культурная  и историческая  память имеет способность к постоянным изменениям. Желание вернуть себе прошлое, чтобы осмыслить и понять настоящее, движет  художником.

Каждый из них пытается помочь нам увидеть удаляющиеся и крайне  болезненные события в ярком свете сострадания.

32. Чтец

Ну что с того, что я там был,

В том грозном быть или не быть?

   Я это всё почти забыл.

   Я это всё хочу забыть.

Я не участвую в войне —

Она участвует во мне.

И отблеск Вечного огня

    Дрожит на скулах у меня. (Ю.Левитанский)

33.  Ведущий 2        слайд 12  И.Кравцов – Последний салют

Писатель-фронтовик Юрий Бондарев говорил: «Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и  Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время…  В нашей крови пульсируют токи тех людей, что жили в Истории. Они не знали и не могли знать то, что знаем мы, но они чувствовали то, что уже не чувствуем мы».

                                                                           слайд 13 - С.Бессонов. Душа солдата

34. Песня

.Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало,

Всё, что было не со мной, помню.

Бьют дождинки по щекам впалым;

Для вселенной двадцать лет — мало.

 Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим: «Я вернусь, мама…»

А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены.

 Просыпаемся мы — и грохочет над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

Просыпаемся мы — и грохочет над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

Обещает быть весна долгой,

Ждёт отборного зерна пашня.

И живу я на земле доброй

За себя и за того парня.

Я от тяжести такой горблюсь,

Но иначе жить нельзя, если

 Всё зовёт меня его голос,

Всё звучит во мне его песня.

А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы — и грохочет над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

Просыпаемся мы — и грохочет над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.