«Современные приоритеты обучения детей дошкольного возраста в детских школах искусств »

Акимова Людмила Васильевна

 

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные приоритеты обучения детей дошкольного возраста в детских школах искусств »

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное.

Дошкольный возраст - период становления фундаментальных качеств личности человека. Физическое, коммуникативное, социально - нравственное, интеллектуальное развитие ребенка в раннем возрасте создаст прочную основу становления личности дошкольника.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении. В  условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Детские школы искусств способны обеспечить переход  от интересов детей к развитию их способностей.  Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования.

Детские школы искусств  активно осваивают программы и формы работы с дошкольниками. Это обусловлено многими причинами, и в первую очередь — запросом родителей на раннее развитие детей.

Дополнительное образование дошкольников может быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей.

Детские школы искусств  обладают рядом возможностей, которые позволяют осуществить работу с дошкольниками:

- материальная база позволяет организовать разнообразные практические занятия по разным направлениям творческой деятельности, в оборудованных специализированных кабинетах;

- педагоги дополнительного образования обладают специальными знаниями и умениями художественной направленности;

- в условиях учреждения дополнительного образования можно объединять в одну группу детей, обладающих сходными качествами: одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, с одинаковыми интересами.

Детские школы искусств ориентированы в основном на комплексные формы работы с дошкольниками, которые позволяют развивать разные сферы личности ребенка, помогают ему определиться в выборе своих познавательных  и творческих интересов.

Детские школы искусств в основном реализуют следующие направления работы с дошкольниками: сенсорное развитие детей; развитие речи; развитие логики; творческое развитие.

На базе ДШИ им. М.А. Балакирева открыто отделение раннего эстетического развития, где дети обучаются по программам: «Дошкольное воспитание» (с 3-х лет) и «Основы культуры» (с 4-х лет). Обучение и воспитание детей идет по авторским программам, где обозначены принципиально важные направления образовательного маршрута: «Развитие музыкальных способностей», «Ритмика», «Развитие речи», «Английский язык», «Основы изобразительной грамоты, рисования, декоративно-прикладное искусство».

Занятия по развитию музыкальных способностей способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Уроки ритмики способствуют правильному формированию опорно-двигательного аппарата ребёнка, способствуют эмоциональной разгрузке, обеспечивают положительный эмоциональный  заряд. Начиная с 4-х летнего возраста, ученики изучают английский язык. Обучение построено на принципе восприятия мира через яркие образы (картины, игрушки), с учетом психологических особенностей дошкольников. Также ребята учат небольшие стихотворения, песни, скороговорки на английском языке. На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и активно занимаются лепкой, что имеет большое значение для развития мелкой моторики рук. В процессе обучения  для родителей проводятся открытые уроки, для детей - тематические классные часы, концерты. После окончания 2-х летнего курса многие ребята продолжают обучение в  школе искусств по направлениям, в которых наиболее ярко проявилась их индивидуальность.

Создавая такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии со своими интересами, желаниями и имеющимся у него  потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, пробовал свои силы в творческой деятельности, мы воспитываем, обучаем, развиваем свободную, способную к творческому развитию, самовыражению личность.

Деятельность Детских школ искусств, направленная на работу с детьми дошкольного возраста актуальна. Учреждение дополнительного образования должны постоянно вести целенаправленную работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования, отвечающего запросам детей, родителей, социума.

Список используемой литературы:

1. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования//  Концепт. – 2013. – Спецвыпуск No 06. –ART 13556. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13556.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –SSN 2304-120X

2. Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. –