Семейный час

Антонина Сергеевна Дудина

Материалы для проведения открытого урока по теме "Семейный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий31.39 КБ
Office presentation icon Презентация2.34 МБ

Предварительный просмотр:

               

Семейный час

«Там, где живет счастье»

 (7 класс)

(Семейные ценности в жизни человека)

Эпиграф:

                                                      Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

                                                               Л.Н.Толстой

Цели занятия: воспитание в душе ребёнка гармоничного ведения мира; возрождение нравственно-эстетических норм и традиций семейного уклада, развитие у ребёнка творческого восприятия семейных ценностей.

Задачи:

- формирование уважительного отношения к членам семьи;

- формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;

- формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;

- воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим.

Ход занятия.

  1. Слово учителя.  

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Сегодня мы с вами  попытаемся найти ответ на вопрос, который волновал человечество испокон веков: где же живет счастье? Кто-то ищет его во взаимной любви, кто-то полагает, что счастье-синоним слову «богатство». А вот великий русский писатель Лев Толстой сказал прекрасные слова: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».  Согласны ли вы с ним?

Ответы детей (работа  с опорными понятиями)

Учитель:  На самом деле на вопрос  ответить очень сложно , ведь счастье имеет много обличий.

Итак. Что же называют счастьем философы ?

СЧАСТЬЕ — понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. (Новая философская энциклопедия. - 2003 )

Дудина А.С.:

А как к понятию «счастье» относятся богословы ?

(Феофан Затворник (Толкование 118 Псалма, ст.111): «Подумайте, в самом деле, чего мы все до единого желаем? — Счастья.  А что такое счастье? — Состояние, радующее сердце. Счастлив, кого радует все, что есть в нем, у него и около него».
   Сразу отметим, что в учениях святых отцов внутреннее счастье очень часто называется «радостью» и «блаженством»,а семья именуется  «малой церковью»)

  • Итак, в  православии счастье-это внутренняя гармония,  душевный покой и радость; в  философии же: достижение целей.
  • А теперь представьте, что вы задаете вопрос о счастье обычному прохожему на улице.  Что же он ответит?
  •  А всегда ли люди, имеющие  деньги, власть, материальные блага, счастливы? Поясните, почему?

Итак,  дружба,  любовь, доброта , дети , родители, Бог  - все, что вы назвали счастьем –живут в вашем родном доме, в вашей семье. Очень важно, чтобы  у каждого из нас было место, где нас ждут родные люди.

2.Ученица читает наизусть «Оду дому» (Л. Сирота) (звучит музыка)

Спешила, дела совершала,
Проблемы-вопросы решала –
Но вот и домой добралась.
И, взявшись за ручку дверную,
Я в жизнь попадаю иную,
В иную свою ипостась.
Уж я ль это не заслужила?
Весь день хлопотала, кружила –
И вот возвратилась извне
В то самое время и место,
Где кто-то вздохнёт: «Наконец-то!»,
А кто-то повиснет на мне.
Гнездо моё, улей, берлога!
Весь день мой – по сути, дорога
Сюда, на огонь маяка.
И проза уборок и стирок,
Стряпни и латания дырок
Докучлива, но не горька.
Очаг мой, пещера, жилплощадь,
Мой мир, наизусть и на ощупь
Знакомый, уютный, родной,
Мой тёплый, надёжный и шумный,
Взъерошенный, чуть неразумный –
Мой ангел-хранитель земной…

Учитель: Счастье-это дом, где дружной семьей  живут бабушки и дедушки, родители и дети. А основа всякого семейного счастья - это воспитание. Антуан- де- Сент-Экзюпери писал, что человека создает  воспитание. Когда-то бабушки и дедушки воспитывали ваших мам и пап, теперь они воспитывают вас. Пройдет немного времени  и вы будете воспитывать собственных детей. Они будут вашим отражением, об этом рассказывает маленькая притча.

  1. Анализ притчи.

Дети читают притчу (Маркеры)

ПРИТЧА О РОДИТЕЛЯХ И ДЕТЯХ

Однажды к мудрецу пришел человек.

— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.

— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Учитель -О чем говорит эта мудрая притча?

( О том, что дети- это отражение родителей)

Учитель:- Подчеркните ключевые слова, которые помогают создать портрет дочери.       Опишите дочь (1 группа)(Дети выделяют ключевые слова к образу дочери)

Учитель - Создайте портрет отца.(2 группа)

Учитель:-  Сделайте вывод: почему ваши ответы схожи?

(Дети очень похожи на своих родителей)

Учитель: Что символизирует зеркало?  Подумайте, почему не счастлив отец?

(Зеркало символизирует подобие детей родителям, отец не может быть счастлив, потому что потерял взаимопонимание с дочерью)

  1. . Разговор с книгой. Работа с книгами на выставке « О чем говорит книга» (выступление библиотекаря)

Учитель: Как вы думаете, как давно  появился непреложный закон: воспитывать, поучать детей необходимо? (Как только появилась первая семья).

Учитель:А кто или что помогают родителям обучать своих чад правилам жизни? (Книги, фильмы, искусство)

Учитель. Правильно. Книги учат людей добру или злу, любви или ненависти, они могут быть друзьями или врагами. Давайте побеседуем с ними.

Выступление Дудиной А.С.. Обсуждение тематики книг.

 «Библия» (как первая книга о воспитании);

 «Домострой» (  16 век ,первое поучение родителям и детям)

 «Повесть о Петре и Февронии»(учит правильно сосуществовать в семье)

«Поучение Владимира Мономаха» ( каким быть сыну; советы родителя)

 «Юности честное зерцало» (18 век, Петр  воспитывает юных дворян)

( современная литература)

 « Афоризмы», «Пословицы и поговорки»

Вывод: Книги воспитывают и родителей, и детей. Учат нас быть счастливыми.

  1. Игра  «Отцы и дети»

Учитель: Родители воспитывают своих детей  с начала создания вселенной .  Издревле в русской семье считалось, что ребенок должен не просто расти в  силу своих  природных возможностей как дерево или травинка, а  его надо  воспитывать через слово, движение, вводить в мир правил и традиций. Иногда ребенок  нарушает правила жизни в семье, установленные родителями и тогда возникает конфликт «отцы и дети» .

-Учитель: Как вы полагаете, как необходимо вести себя  и взрослым , и детям, чтобы избежать конфликтов? (Ответ:  чаще разговаривать друг с другом).

Давайте, дадим сейчас возможность  «отцам и детям» поговорить друг с другом.

 Условия игры: первая группа составляет памятку правильного воспитания детей  для собственных родителей; вторая группа составляет такую же памятку правильного поведения родителей по отношению к детям. ( 5-6 советов). Затем, мы проанализируем наши работы

Вывод: Счастливая семья - это  любимые дети и любящие дети

  1. Игра –инсценировка « Моя семья» (домашнее задание)

Слова Дудиной А.С.: Всегда ли мы бережем семейное тепло?  Умеем ли мы быть терпимы и уважительны по отношению друг к другу ?

Пройдет совсем немного времени и вы будете создавать собственные семьи. Какой она будет зависит только от вас.    Немецкий сатирик конца 15 века Себастьян Брант   утверждал:

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

 Наблюдая за отношением взрослых, вы  приобретаете  нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие впечатления  вы получаете  в детстве, наблюдаете  ли в своем доме  заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, крик. Всё это будет образцом для вашей семьи. Давайте  представим, что вы взрослые и обыграем типичную ситуацию в семье : Муж , отец поздно возвращается домой после тяжелого рабочего дня, телефон у него разрядился и он не предупредил семью.

1 группа – типичная ситуация (Дети играют роли папы, мамы, сына. дедушки)

2 группа-  образцовая семья.

-Какая из ситуаций повторяется чаще? Почем7 А как хотелось бы?

Как стать образцовой семьей?

  1. Большая семейная викторина ( Проводится библиотекарем школы)

Дудина А.С.:  Мы много говорили о семье, роли родителей и детей, а теперь давайте проверим наши знания о понятии «семья». я предлагаю вам ответить на вопросы семейной викторины. У вас есть подсказки- это предметы, символизирующие семейные ценности. Ваша задача6 ответить на вопрос и найти на выставке подсказок необходимый предмет. При этом необходимо пояснить, какую семейную ценность он символизирует. (запишите их)

  1. Какая из библейских заповедей учит нас правильно  относиться к родителям?

(5 заповедь: «Почитай отца и мать…») (Взаимоуважение)

  2 .Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.) (Счастье)

 3.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?(Выносить сор из избы.) (крепкий дом)

4. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть Символ-свеча.)

(Тепло домашнего очага)

5 .По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

(Мудрость. Вера, Надежда, Любовь)

6 . Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?  («Яблоко от яблони недалеко падает».)  ( Терпимость)

7. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.) (Единство и согласие)

8. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».) (  взаимная Любовь)

9  Назовите самую семейную геометрическую фигуру.(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.) (Дружба)

10.Как  именует семью  святые православные книги? ( «Малая церковь») (Бог)

Какие  понятия являются основой семьи? Согласны ли вы?

7. Рисуем «Дом моей мечты» . Задание выполняется под  клип  «Гимн семьи»

 Учитель: Итак,  где же  прячется настоящее счастье?  В доме, где живет крепкая счастливая семья, в которой  все любят и уважают друг друга. Предлагаю вам построить такой дом.

Только помните:

 А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Родным теплом.

Учитель:Сейчас вы получите домики с пустыми окошками. На них вы можете рисовать и написать те качества, какими должен отличаться ваш дом, что в нем будет главным.

Предложить детям построить дом на доске и представить его.

8. Итоги занятия.

Вывод:  счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Учитель. Я желаю вам, чтобы счастье  надежда, вера, терпимость никогда не покинули ваш дом, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!  

Дудина А.С.:  А я  хочу подарить   и вам, и  нашим гостям «Рецепт семейного счастья»:

«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё очень хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».

                   (Гостям раздаются сердечки с «Рецептом счастья»)

  1. Рефлексия . Просмотр клипа «Гимн семье».  Открываем «Семейный альбом»

(Дети поют песню)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Там, где живет счастье…»

Слайд 2

«Подумайте, в самом деле, чего мы все до единого желаем? — Счастья. А что такое счастье? — Состояние, радующее сердце. Счастлив, кого радует все, что есть в нем, у него и около него». Феофан Затворник (Толкование 118 Псалма, ст.111)

Слайд 3

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л.Н.Толстой

Слайд 4

И, взявшись за ручку дверную, Я в жизнь попадаю иную…

Слайд 5

Разговор с книгой

Слайд 11

Игра «Отцы и дети»

Слайд 12

Рисуем «Дом моей мечты»

Слайд 14

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома