Сценарий круглого стола “Все, что тебя касается”

Бровченко Анна Борисовна

В рамках Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений в Санкт-Петербурге (программа “Толерантность”) и в связи с Международным днем Толерантности.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  2. Способствовать развитию у учащихся самосознания, которое помогает им увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Концептуальный подход.

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности  у подрастающего поколения велась всегда, во все времена,  история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение.  Потому что уважение школьников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_chto_tebya_kasaetsya.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий круглого стола “Все, что тебя касается”

Фанфары

Приятная фоновая музыка на весь дальнейший текст

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на круглом столе “Все, что тебя касается.” Прежде чем сказать о теме нашей сегодняшней встречи, хотим вас спросить, знаете ли вы, какой крупный международный праздник отмечают в ноябре? А вот и нет (Правильно), это день Толерантности. А отмечают его по всему миру 16 ноября. А вы знаете, что такое Толерантность? Какие есть варианты? (Слушаем ответы).

Толерантность - терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям.

А знакомо ли вам тогда понятие Интолерантность? 

ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ - Невыносливость, непереносимость.

Сейчас мы попробуем определить, что такое Толерантность для здесь присутствующих. Каждый из вас получает бланки опросника. Объясняем: Те 11 черт, которые перечислены в опросниках, свойственны толерантной и интолерантной личностям.

  1. враждебность
  2. способность к сопереживанию
  3. терпение
  4. чувство юмора
  5. чуткость
  6. агрессия
  7. сочувствие
  8. неумение владеть собой
  9. доброжелательность
  10. осуждение других
  11. умение слушать собеседника

Поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности, т.е. к
акими чертами человек должен обладать, чтобы жить со всеми в мире. И “-” напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, характерны для интолерантной личности, т.е. для человека, который не может ни с кем ужиться .

Этот бланк остается у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому прошу вас отвечать искренне.

Тиканье часов 20 секунд, потом звук окончания задания


На текст фоновая музыка


Прошу поднять руку тех, кто отметил первое качество как признак толерантной личности (число поднявших руку подсчитывается и записывается на большом общем бланке, таким образом, подсчитывается число ответивших по каждому качеству), а теперь прошу поднять руку тех, кто отметил это качество как признак интолерантной личности.

Те три качества (с одной и с другой стороны), которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядрами толерантности и интолерантности с точки зрения собравшихся. Запомним их.

Следующим шагом нашего круглого стола будет географическая викторина. Целью этой викторины является показать вам многообразие нашего мира и доказать, что хорошо, что мы все такие разные. Благодаря этому существуют культуры разных народов, которые и составляют богатство нашего мира.

Игра по командам, викторина состоит из 6 различных категорий. Каждая категория включает в себя 5 вопросов различной стоимости баллов. Эта игра - соревнование, ведется подсчет баллов каждой команды, победившая команда получит небольшой приз.

А сейчас давайте определим капитана каждой команды. Чтобы вы не ссорились из-за этой роли, мы решили сами избрать его случайным методом. Просим каждого заглянуть под стул. Тот, у кого под стулом обнаружится красная карточка – будет капитаном своей команды. Ему предоставляются следующие полномочия: после обсуждения с командой, именно он выбирает вопрос, на который будет отвечать команда и именно он озвучивает ответ команды.

Звук, обозначающий начало викторины

После озвучивания вопроса звук “Во время тура” продолжительностью 10 секунд

Если команда дает правильный ответ, то звук “Правильный ответ”

Категория “Географические шарады”.

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов.

Пример:

Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь.
(сук-но)

Категория “Географическая грамматика”

В этой категории зашифрованы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении. Отличить их можно только правильно поставив ударения.

Категория  “География на все 100!”

 Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в составе которых есть числительное сто.

Категория  “Рассеянный географ”

Наш рассеянный географ обязательно в любом слове делает по ошибке, превращая его или в географический термин или в географическое название. Отгадайте по подсказкам слова, которые географ хотел написать  и которые у него получились, если известно, что он добавлял, убирал или заменял в слове ровно по одной букве.

Категория “География музыки”

В этой категории зашифрованы музыкальные композиции разных стран мира. Чтобы сделать нашу викторину веселее, мы выбрали детские песни разных стран мира. Ваше задание – назвать страну, произведением которой является выбранная вами композиция.

Категория “Мультография”

В этой категории зашифрованы отрывки из мультфильмов разных стран мира. Ваша задача угадать не столько название мультфильма, сколько страну производству которой он принадлежит.

Ролевое задание для обсуждения в группах. Игра «Остров».

Объявляем о начале ролевой игры. По ее условиям участники оказываются на небольшом острове в океане, на котором сложилась довольно напряженная обстановка.

Звуки шума моря и криков чаек (радостный, а не умирающий!). До конца обсуждения (минут 15)

Каждая группа (всего их 4) получает задание. Дается время на обсуждение. (Вызываем капитанов, они тянут карточки с ситуациями).

Группа 1.

Вы - одно из старейших племен острова, на котором еще живут соседи. Сам остров очень маленький, и жизнь племен проходит на виду друг у друга. Так исторически сложилось, что все жители вашего племени занимаются ловлей устриц, а все знают, что наилучший улов устриц – ночью. Поэтому ваше племя приспособилось и на протяжении веков ведет ночной образ жизни. А днем соответственно спит. Ловля устриц дает вам средства на существование, т.к. устрицы составляют не только основную часть вашего рациона, а также идут на продажу в другие племена, что дает вам средства для покупки других жизненно важных товаров, которые не купишь и не достанешь на вашем острове.

 На одном с вами острове живет соседнее племя. Племя это исторически занимается выращиванием и собирательством фруктов и овощей. Делать это необходимо при свете дня, поэтому они ведут дневной образ жизни. Каждый день они начинают на восходе Солнца, когда ваше племя отправляется на заслуженный сон. Соседнее племя мешает вашему племени отдыхать, т.к. их рабочий день сопровождается песнями, плясками, битьем в барабаны и другими соответствующими бодрствованию звуками.

Другой проблемой для вашего племени является появление на острове группы добровольцев, которые построили бесплатный круглосуточный развлекательный парк, который предоставляет вам возможность отдыхать от тяжелой работы. Но этот парк приносит не только добро, но также своими звуками мешает вам спать, и заманивает часть жителей племени к себе днем, когда ваше племя должно отдыхать. Заманивают они, сами того не желая, предлагая различные бесплатные кушанья и подарки. Жителей, которые туда охотно ходят пока немного, но молодежь уже начинает вводить это себе в привычку. А это сказывается на их работе ночью, добытых устриц становится все меньше, страдает все племя.

Обсудите имеющиеся проблемы. Готовы ли вы встретиться с представителями соседей? Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

Группа 2.

Вы - одно из старейших племен острова, на котором еще живут соседи. Сам остров очень маленький, и жизнь племен проходит на виду друг у друга. Так исторически сложилось, что все жители вашего племени занимаются выращиванием и собирательством фруктов и овощей, а все знают, что делать это можно только при свете Солнца, т.к. ночью невозможно ничего разглядеть. Поэтому ваше племя приспособилось и на протяжении веков ведет дневной образ жизни. А ночью соответственно спит. Продажа фруктов и овощей дает вам средства на существование, т.к. они не только составляют основную часть вашего рациона, а также идут на продажу в другие племена, что дает вам средства для покупки других жизненно важных товаров, которые не купишь и не достанешь на вашем острове.

 На одном с вами острове живет соседнее племя. Племя это исторические занимается ловлей устриц, а все знают, что наилучший улов устриц – ночью. Поэтому их племя приспособилось и на протяжении веков ведет ночной образ жизни. Каждый день они начинают на заходе Солнца, когда ваше племя отправляется на заслуженный сон. Соседнее племя мешает вашему племени отдыхать, т.к. их рабочий день сопровождается песнями, плясками, битьем в барабаны и другими соответствующими бодрствованию звуками.

Другой проблемой для вашего племени является появление на острове группы добровольцев, которые построили бесплатный круглосуточный развлекательный парк, который предоставляет вам возможность отдыхать от тяжелой работы. Но этот парк приносит не только добро, но также своими звуками мешает вам спать, и заманивает часть жителей племени к себе ночью, когда ваше племя должно отдыхать. Заманивают они, сами того не желая, предлагая различные бесплатные кушанья и подарки. Жителей, которые туда охотно ходят пока немного, но молодежь уже начинает вводить это себе в привычку. А это сказывается на их работе днем, добытых овощей и фруктов становится все меньше, страдает все племя.

Обсудите имеющиеся проблемы. Готовы ли вы встретиться с представителями соседей? Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

Группа 3.

Вы прибыли на остров, где живут два племени. Жизнь на острове очень трудная, племена трудятся и днем, и ночью. Цель вашего пребывания – строительство бесплатного круглосуточного развлекательного комплекса. Вы хотели подарить этим людям праздник и возможность отдыхать от их тяжелого бремени. Но выстроив комплекс, вы встретили сопротивление этих племен вашим добрым намерениям. Суть в том, что одно племя ведет дневной образ жизни, а другое, так уж исторически сложилось – ночной. Соответственно когда одни спят, другие бодрствуют и наоборот. Чтобы угодить и тем и другим, вы задумали сделать ваш комплекс круглосуточным, чтобы каждое племя могло само выбирать время для отдыха. Но это и явилось главной темой вашего конфликта с племенами. Жители племен очень хотят отдыхать, но против того, чтобы комплекс был круглосуточным, т.к. веселые крики и музыка мешают племенам во время сна, каждому в свое время.  

Обсудите имеющиеся проблемы. Готовы ли вы встретиться с представителями племен? Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

Группа 4.

Вы прибыли на остров в момент, когда обстановка там стала взрывоопасной. На острове живут два племени, которые трудятся не покладая рук, чтобы выжить, но одни, так уж исторически сложилось, ведут ночной образ жизни, т.к. для вида их трудовой деятельности подходит лучше всего ночь, а другое племя ведет дневной образ жизни, т.к. их работу необходимо выполнять при свете Солнца. Так как остров очень маленький, то бодрствование одного племени мешает спать другому и наоборот. Из-за этого у них случаются постоянные конфликты.

К тому же не так давно на острове появилась группа добровольцев, которые хотели подарить жителям обоих племен праздник и возможность отдыхать от их тяжелого труда и построили бесплатный круглосуточный развлекательный комплекс. Чтобы угодить и тем и другим добровольцы сделали комплекс круглосуточным, чтобы каждое племя могло само выбирать время для отдыха. Но это и явилось главной темой их конфликта с племенами. Жители племен очень хотят отдыхать, но против того, чтобы комплекс был круглосуточным, т.к. веселые крики и музыка мешают племенам во время сна, каждому в свое время.  Также пытаясь привлечь жителей, которые пока боятся всех нововведений, они раздают бесплатно кушанья и подарки, и этим, сами того не ведая, завлекают жителей на отдых в то время, когда они должны отдыхать и набираться сил. Это сказывается потом на их работе и страдает все племя.

В любой момент может вспыхнуть острый конфликт, который приведет к большим жертвам. Это будет трагедией для всех. Вам предлагается выступить с инициативой соглашения между тремя сторонами. Для выяснения обстановки вы можете отправить своих представителей ко всем сторонам.

Обсудите имеющиеся проблемы. Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

На время обсуждения фоновая музыка

Мы выслушали предложения урегулирования конфликтов всех четырёх сторон. Увидели, что во всех четырех вариантах встречаются основные пункты решения конфликта: это предложение быть более терпимыми друг к другу, прислушиваться к желаниям других сторон, пытаться урегулировать мирным путем, самим выдвигать компромиссы.

Это и есть основополагающие принципы того, как нам жить со всеми в мире. В завершение нашей встречи, давайте создадим Дерево толерантности. Сейчас мы каждому раздадим цветные стикеры, напишите на них, пожалуйста, что должен делать толерантный человек и каким он должен быть. Например, быть добрым, уметь ладить с другими, быть приветливым. И прикрепите ваши стикеры на наше дерево, как листики. Дерево это будет храниться в нашем дворце и напоминать всем ребятам о том, что Мы все такие разные: взрослые и дети, брюнеты и блондины, добрые и злые, толстенькие и худенькие, с хвостиками и без них… И все же мы должны жить и понимать друг друга.