Методическая разработка занятия туристско-краеведческой направленности "Овеянная славой Ижорская земля"

Красильникова Юлия Платоновна
Методическая разработка «Овеянная славой Ижорская земля» включает в себя и теоретические и практические занятия по обучению основным правилам и приёмам экскурсионной деятельности. Углубленное знакомство с историей своего края, страны, деятельностью знаменитых людей помогает расширению кругозора обучающихся, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов. Прикосновение к подвигу вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания, оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны обучающимся, вне зависимости от выбора профессии. Приобщение подростков к изучению истории родного края является также хорошей профилактикой асоциального поведения. Занятие способствует развитию у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Занятие выстроено на основе принципа экологичности: с учётом состояния здоровья детей, настроения, степени общей учебной нагрузки. Занятие способствует созданию «ситуации успеха».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской смотр-фестиваль педагогического мастерства

«Современные и инновационные методики и технологии в

дополнительном образовании

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Ижорский колледж»

Номинация: лучшая методическая разработка занятия туристско-краеведческой направленности «Лишь тот достоин уваженья, кто чтит историю свою», посвящённого 800-летию со дня рождения Александра Невского.

                        ОВЕЯННАЯ    СЛАВОЙ    

ИЖОРСКАЯ    ЗЕМЛЯ

                         Авторы:

                                        Педагог ДО, методист, заведующий ОДОД -  Красильникова Ю.П.

                                         Заведующий музеем  -  Коновалова С.И.

                                         Педагог ДО -  Наширванова Г.М.

Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Основные содержательные блоки занятия и их значение

3. Ход занятия

4. Используемая литература/электронные образовательные ресурсы

5. Приложение: текст экскурсии (Приложение №1), фото в электронном виде

                                                1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая  разработка «Овеянная славой Ижорская земля» является частью адаптированной дополнительной общеобразовательной программы  «Край родной» (ОДОД Ижорского колледжа), которая  разработана на основании следующих документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

3. Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

4. Приказа Министерства просвещения от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 №617-р.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

9. Устав Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ижорский колледж».

10. Положение Отделения дополнительного образования детей Ижорского колледжа.

11. Согласованный с Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу  

Стандарт безопасной деятельности образовательной организации, реализующей  дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы, в том числе

санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения

в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для учреждений

дополнительного образования, находящихся в ведении Комитета по образованию и             администраций районов Санкт-Петербурга за исключением образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного образования.

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических  правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях  распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

 13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых   респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции

            (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов"

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от  23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

15. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»

16. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»//Протокол от 30.11.2016 № 11 Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам;

17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 № 116 «Об утверждении СанПиН2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

18. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

19. Министерство образования и науки РФ «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей.» от 29.03.16 № ВК-641/09

20. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р.

Данная методическая разработка занятия соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и рассчитана на удовлетворение потребности в формировании чувства гражданственности и патриотизма у учащихся. Объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и физическое.

В рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения образовательное учреждение рассматривается как фундамент гражданского общества. «Концепция духовно-нравственного воспитания» задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству).

Педагогическая целесообразность:

Методическая  разработка «Овеянная славой Ижорская земля» включает в себя и теоретические и практические занятия по обучению основным правилам и приёмам экскурсионной деятельности.

Углубленное знакомство с историей своего края, страны, деятельностью знаменитых людей помогает расширению кругозора обучающихся, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов. Прикосновение к подвигу  вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания, оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны обучающимся, вне зависимости от выбора профессии. Приобщение подростков к изучению истории родного края является также хорошей профилактикой асоциального поведения.

Занятие способствует развитию у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию.

Занятие выстроено на основе принципа экологичности: с учётом состояния здоровья детей, настроения, степени общей учебной нагрузки.

Занятие способствует созданию «ситуации успеха».

Занятие является  адаптированным.

В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ № 273 адаптированное занятие —  для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающее коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

При работе с детьми ОВЗ важное значение имеют компенсирующие элементы образовательного пространства: забота, гуманное отношение к обучающимся, принятие таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками, сострадание, участие, педагогическая поддержка, обучение умению владеть собой.

Справка:

Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) 

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности.

У всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность

к  обучению, проявляющаяся в трудностях овладения навыками чтения и письма, трудностях в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции педагога, переключаться по его указанию с одного задания на другое. При этом учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает с увеличением нагрузки, а иногда просто отказываются завершать   начатую деятельность.

Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, которое может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.

Исследования         психологов         выявили у большинства детей с задержкой психического развития неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих значимое для ребенка смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

У этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

  • в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • в обеспечении преемственности между  школьным и послешкольным  образованием как условия непрерывности коррекционно-развиваюшего процесса;
  • в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и выраженности задержки психического развития;
  • в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
  • в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков  обучающимися  с  ЗПР  ("пошаговом»  предъявлении  материала, дозированной  помощи  взрослого,  использовании  специальных  методов,

приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

  • в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • в обеспечении взаимодействия семьи и образовательной организации (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Актуальность:

Ижорский колледж находится в Городе Воинской Славы – Колпино, на прославленной Ижорской земле, имеющей великую историю.  Уникальные исторические факты, относящиеся к истории их родного края, являются особенно интересными для подростков, живущих в Колпино. Именно на Ижорской земле в устье реки Ижоры произошли сражения войска Александра Невского со шведскими войсками 15 июля 1240 года.  Именно благодаря этой победе князь получил  прозвание «Невский». В год 800-летия со дня рождения Александра Невского  тема истории его победоносных сражений и легендарной биографии - особенно актуальна.

      Имя Александра Невского тесно связано с нашим учебным заведением: за свою долгую 100-летнюю историю Ижорский колледж не раз обращался к этой теме. Особенно значимым событием стало установление  в  1992     году  Поклонного креста в деревне Кобылье городище, приуроченное к  750-летию Ледового побоища. Поклонный крест был изготовлен силами обучающихся колледжа, под руководством мастеров и педагогов. Об этом важном моменте истории нашего учебного заведения рассказывается в ходе экскурсии, представленной в данном занятии «Овеянная славой Ижорская земля».

Новизна:

Занятие «Овеянная славой Ижорская земля» основано на развивающей педагогической технологии. В то же время в ходе занятия используются различные приёмы, методы и   виды деятельности. Одной темой объединены: викторина, групповая исследовательская работа, групповая творческая работа, инсценированная экскурсия.

Цель занятия:

Освоение навыков работы с артефактами, информацией по теме, документами, экспонатами, материалами, необходимыми для дальнейшего составления тематической экскурсии.

Задачи:

обучающие:

- изучить исторические факты по теме;

- научить работать с источниками;

- научить этапам работы над составлением экскурсии;

развивающие:

- развитие правильной речи;

- развитие мелкой моторики;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие внимания, терпения;

- развитие словесно-логического, а также творческого мышления;

воспитательные:

- воспитание патриотизма и гражданственности;

- воспитание интереса к истории родного края;

- воспитание  музейной культуры, самостоятельности, творческой инициативы;

- воспитание общей культуры поведения;

Вид занятия:

Общеразвивающее (развитие определённых личностных качеств).

Педагогическая технология:

Развивающая.

Форма организации обучающихся:

Тип занятия комбинированный: групповое и индивидуальное.

Форма занятия комбинированная: исследовательская  деятельность, викторина, творческая работа в малых группах, экскурсия.

Методы обучения:

- наглядные

- словесные

- игровые

- практические

Характеристика группы:

15 обучающихся Ижорского колледжа в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Прогнозируемые результаты:

предметные:

- овладение навыком работы с источниками;

- овладение навыками работы над этапами составления экскурсии;

- овладение навыками коммуникации;

метапредметные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение способностью слушать собеседника и строить конструктивный диалог;

- формирование умения планировать мероприятие, контролировать процесс и делать выводы и рефлексию по окончании ;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций, ответственности и ролей в мероприятии;

- осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

личностные:

- психологическое развитие личности;

-  развитие навыков самообразования;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;

- развитие этических чувств;

- развитие самостоятельности в принятии решений и личной ответственности;

- формирование установки к бережному отношению к материальным, моральным и духовным ценностям;

Методическое обеспечение занятия:

Тема занятия

Форма занятия

Приёмы и методы организации учебного процесса

Дидактический материал

Техничес-кое оснаще-

ние

Формы подведения итогов

«Овеянная славой Ижорская земля»

Комбиниро-ванная

- наглядные

-словесные

-игровые

-практические

- видеоматериалы

- справочная

литература

- раздаточный

материал

- документальные

источники из

музея колледжа

- видео

проектор,

- ноутбук

- обсуждение

Материальное оснащение:

Занятие проводится в двух помещениях:

- помещение «Новый музей», оснащённое видео-проектором, ноутбуком, партами, стульями, на партах: клей, листы А-4, ножницы, ручки, цветные карандаши

- помещение «Исторический холл», оснащённый исторической экспозицией по теме;

2. Основные содержательные блоки занятия и их значение.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Организа-

ционный этап

Приветствие:

«Добрый день, друзья! Рада видеть всех вас на нашем занятии краеведческого кружка! Сегодня нас ждёт увлекательное, познавательное и разнообразное  занятие. Как известно, в 2021 году отмечается 800-летие со дня рождения великого полководца, героя нашей земли, причисленного к  лику Святых   Александра Невского»

Сообщение цели занятия:

«Цель сегодняшнего занятия – научиться  работать с артефактами, документами, экспонатами, материалами, необходимыми для дальнейшего составления тематической экскурсии.

Наше занятие пройдёт в несколько этапов:

1. Для начала мы проведём викторину, чтобы выяснить базовые знания по заявленной теме.

2. Затем - узнаем этапы составления тематической экскурсии.

3. Затем будем работать в малых группах, проведём исследовательскую работу: научимся работать с источниками, артефактами, документами, экспонатами, представленными в музее  колледжа.

4. Выполним небольшое творческое задание по теме.

5. Побываем на самой экскурсии, которую для нас проведёт исторический персонаж! Это пока секрет!!! (обучающийся кружка прошлого года – в костюме Александра Невского)

6. В завершении занятия - подведём итоги. Обсудим результат занятия и ваше участие в нём.»

Активизация интереса к теме:

«Ижорский колледж находится в Городе Воинской Славы – Колпино, на прославленной Ижорской земле, имеющей великую историю. Именно на Ижорской земле на реке Неве, в устье реки Ижоры произошли сражения войска Александра Невского со шведскими войсками 15 июля 1240 года.  Именно благодаря этой победе, князь получил  прозвание «Невский».  2021 год - год 800-летия со дня рождения Александра Невского,  поэтому тема истории его победоносных сражений и легендарной биографии - особенно актуальна. Имя Александра Невского тесно связано с нашим учебным заведением: за свою долгую 100-летнюю историю Ижорский колледж не раз обращался к этой теме. Особенно значимым событием стало установление  в  1992     году  Поклонного креста в деревне Кобылье городище, приуроченное к  750-летию Ледового побоища. Поклонный крест был изготовлен силами обучающихся колледжа, под руководством мастеров и педагогов. Об этом важном моменте истории нашего учебного заведения мы  узнаем сегодня  в  ходе экскурсии,  «Овеянная славой Ижорская земля»»

 

2.

Основной этап

Выполнение практических заданий

(фотографии приложены в электронном виде):

«Для начала, проведём викторину, в ходе которой выясним, что мы уже знаем о личности Александра Невского, а какие знания нам ещё необходимо получить (слайд  - на экране)

Внимание на экран:

Викторина:

выберите правильный ответ (пишут цифры на бумажках):

Назовите титул Алекандра Невского:

1. Граф

2. Князь

3. Царь

В каком году произошло Ледовое побоище:

1. 1242 г.

2. 1941 г.

3. 1703 г.

Наиболее значимые заслуги Александра Невского:

1. Не проиграл ни одной битвы, заключил мир с

самым сильным врагом Руси – Золотой Ордой  

2. Основал город Санкт-Петербург

3. Учредил орден Александра Невского

За какие заслуги вручается Орден Александра Невского:

1. За спасение утопающих

2. За отвагу и личное мужество

3. За вклад в историю страны

Спасибо! Сохраните свои ответы до конца занятия.

Объяснение материала по теме (слайд - на экране):

«Прежде, чем мы погрузимся с головой в нашу тему, я расскажу вам значение музейных терминов, это те предметы и понятия, с которыми вам предстоит сейчас работать:

артефакт – факт материальной культуры, включающий в себя физические объекты, созданные человеческими руками, материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение.

экспонат – предмет, выставленный для обозрения. Является основным структурным элементом экспозиции. В качестве экспонатов в музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и их воспроизведения и научно-вспомогательные материалы.

экспозиция - (лат. expositio — выставление для обозрения) — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов.

архив – совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.

экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту.

исторический факт – это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью.

Любая экскурсия, прежде, чем представлена слушателям, проходит несколько обязательных этапов подготовки:

Этапы составления экскурсии (слайд - на экране):

1. Выбор темы.

2. Работа с источниками, артефактами, документами, экспонатами, архивами.

3. Написание текста экскурсии, редакция.

4. Читка текста, выбор интонации, скорости, громкости, отработка правильности, выразительности речи.

5. Выучивание наизусть.

6. Отработка на экспозиции без экскурсантов (речь, движения, перемещения).

7. Отработка на экспозиции с экскурсантами.

Исследовательская работа в группах:

«Итак, приступаем к составлению тематической экскурсии.

Тема выбрана - Александр Невский.

Название определено: «Овеянная славой Ижорская земля».

      Переходим ко второму пункту: сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет работать с экспонатами, документами и артефактами по конкретной теме (на столах разложены материалы, согласно темам):

Группа №1 «Биография Александра Невского» -

 краткая биография, альбомы, книги,  иллюстрации картин известных художников:

 Николай Константинович Рерих.
«Александр Невский».

Валентин Александрович Серов.
«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

Ф. Моллер.
«Александр Невский и папские легаты».
Роспись Большого Кремлевского дворца.

Гених Семирадский.
«Александр Невский принимает папских легатов».

Павел Дмитриевич Корин.
Триптих «Александр Невский».
1942.

Виктор Михайлович Васнецов.
«Александр Невский».
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.

В. Верещагин.
«Великий князь Александр Ярославич Невский».

«Александр Невский».
Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля.

кадры из фильма «Александр Невский».

Группа №2 «Великие победы Александра Невского» -

 Краткая информация о сражениях, книги по теме,  иллюстрации известных художников:

 О. С. Маслов. «Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский», Николай Константинович Рерих.
«Александр Невский побеждает ярла Биргера».

Ф. Моллер.
«Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре».
Роспись Большого Кремлёвского дворца.

«Князь Александр Невский в битве на Чудском озере».
Миниатюра из «Лицевого летописного свода».

Клавдий Васильевич Лебедев.
«Александр Невский возвращается с Ледового побоища с полоном и добычею во Псков (1242 год)».

В. Поляков.
«Встреча великого князя Александра Невского во Пскове после Ледового побоища».

Группа №3 «Орден Александра Невского» -

 правила экспонирования орденов на экспозиции (размещение, закрепление, условия хранения и реставрации), иллюстрации с экспозиций, изображения орденов «Александра Невского» прошлого и нынешнего, краткая история учреждения ордена.

Группа №4 «История установления Поклонного креста» - документальные фотографии с экспозиции музея колледжа, воспоминания очевидцев.

Задание: изучите материалы, разложенные на вашем столе, прочитайте информацию, рассмотрите экспонаты.

 (изучают)

Творческое задание:

А теперь приступайте к выполнению небольшого творческого задания:

Группа №1 «Биография Александра Невского» -

сопоставить дату – с событием, наклеить на лист А-4 в правильном порядке (вырезанные детали заранее подготовлены педагогом)

1221 год – год рождения князя Александра

1236 год – год посажения князя Александра на Новгородское княжество

2021 год – год 800-летия со дня рождения Александра Невского

1242 год – Ледовое побоище

1263 год – год смерти Александра Невского

Группа №2 «Великие победы Александра Невского» -

 собрать картину «Ледовое побоище» из пазлов (заранее подготовленных педагогом)

Группа №3 «Орден Александра Невского» -

 собрать и наклеить на лист А-4 изображение двух орденов Александра Невского- прошлого и нынешнего (выбрать правильные детали из множества других, заранее подготовленных педагогом)

Группа №4 «История установления Поклонного креста» -

на листе А-4 выполнить аппликацию, найти Поклонный крест среди предложенных вариантов (заранее подготовленных педагогом), вырезать,  приклеить, оформить.

Экскурсия:

«А сейчас настаёт самый интригующий момент нашего занятия – мы встретимся с самим Александром Невским! Давайте используем эту уникальную возможность: изучив предложенные вам материалы, подумайте, какие 2 вопроса по вашей теме вы можете задать самому Александру Невскому?

(выдаются листы, ручки, записывают вопросы)

Переходим в Исторический холл к экспозиции, посвящённой Александру Невскому»

Экскурсовод в костюме Александра Невского проводит экскурсию (Приложение № 1), в финале - экскурсанты задают свои вопросы.

3.

Итоговый этап

(рефлексия)

Все вместе возвращаемся в помещение «Нового музея»

Подведение итогов:

«Давайте подведём итог нашего занятия (совместная беседа, общее обсуждение):

1. Каждая группа показывает свои творческие работы (обсуждаем).

2.Заинтересовала ли вас предложенная тема?

3. Какие этапы составления экскурсии вы запомнили?

4. Какое самое яркое впечатление или исторический факт запомнится вам после сегодняшнего  занятия?

5. Понравились ли вам формы проведения занятия?

6. Возникло ли у вас желание продолжить работу по этой теме над составлением собственной экскурсии?

А теперь достаньте свои ответы на викторину, которую мы провели в самом начале занятия (викторина – на экране)

давайте вместе назовём правильные ответы.

Уверена, что вы сегодня обновили свои знания по теме «Овеянная славой Ижорская земля»! Узнали много нового.

Большое спасибо вам за активное участие и  заинтересованность!

Спасибо нашему экскурсоводу за то, что продолжает традиции преемственности в нашем кружке.

До свидания! До новых встреч!»

           

                                 3.   ПЛАН    ЗАНЯТИЯ.

1. Приветствие, сообщение цели занятия, активизация интереса к теме……. (1 мин)

2. Викторина………………………………………………………………………(10 мин)

3. Объяснение музейных терминов……………………………………………...(2 мин)

4. Объяснение этапов составления экскурсии…………………………………..(2 мин)

5. Работа в малых группах………………………………………………………..(12 мин)

6. Экскурсия………………………………………………………………………..(10 мин)

7. Подведение итогов………………………………………………………………( 8 мин)

                                                                                                                   ИТОГО - 45 мин.

                                  4. Используемая литература:

1. «Дополнительные образовательные программы» №5 (17) 2011г. «Туризм и краеведение». ООО «Новое образование», 2011г.

2.  В.Т.Пашуто, « Александр Невский и борьба русского народа за независимость в 13  веке», Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР; М., 1951 .

3. Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Санкт-Петербург, «Весь». 2005.

4. В.Т. Пашуто. «Александр Невский». Москва, «Молодая гвардия». 1974.

5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

6. Алёхина С.В. Инклюзивное образование для детей с ОВЗ//Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография/ Н.В.Новикова, Л.А.Казакова, С.В.Алёхина; под общей редакцией Н.В.Лалетина; Сиирский Федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева. Красноярск, 2013.

7. Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985. Т. 4.

8. Василий Ян. «Юность полководца».

9. Александра Ишимова. «История России в рассказах для детей».

10. Щеглова Т.К. Школьное краеведение. Методика сбора устных исторических источников. М., 1993

Интернет-источники:

«Александр Невский в живописи и литературе»

 https://aria-art.ru/0/A/Aleksandr%20Nevskij/1.html 

https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

 https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/alieksandr-nievskii 

Приложение №1

Текст экскурсии «Овеянная славой Ижорская земля»

Добрый день, дорогие друзья!

Мы с вами находимся в Ижорском колледже на экспозиции, посвящённой Александру Невскому (фотографии приложены в электронном виде).

2021 год -  год 800-летия со дня рождения Александра Невского, поэтому возрастает интерес к изучению эпохи, в которой жил и совершал свои подвиги этот великий полководец, и, конечно, к самой личности и биографии исторического героя, память о котором сохранилась в веках. Какое значение в истории Руси имели сражения, произошедшие на Ижорской земле в далёком 13 веке? Как связано имя Александра Невского с нашим учебным заведением?

Именно об этом  вы узнаете в ходе экскурсии «Овеянная славой Ижорская земля»!

Итак, начнём!

Прежде всего, хочется познакомить вас, дорогие друзья, с биографией нашего героя:

Александр Невский родился 13 мая 1221 года в семье князя Ярослава Всеволдовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого. Молодой княжич был внуком известного владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. После смерти своего родного брата Фёдора, молодой князь Александр стал старшим сыном и был посажен на княжеский престол в Новгороде в 1236 году. Ему тогда было всего 15 лет!

13 век считается одним из сложнейших за всю историю Руси: бесконечные княжеские усобицы, разрушающие единое политическое, экономическое, духовное и культурное устройство страны, нашествие монголо-татар и шведских завоевателей.

В  первые годы своего правления, князю Александру пришлось заниматься укреплением Новгорода. На реке Шелони было построено несколько крепостей.

Всеобщую славу князю принесла победа, одержанная на берегу реки Невы в устье реки Ижоры: 15 июля 1240 года над шведским войском. Королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством  своего зятя Биргера.  Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!» Именно в этом сражении, князь Александр проявил себя не только, как прирождённый полководец, но и как государственный муж. До наших дней дошли его слова, произнесённые тогда: «Не в силе Бог, но в правде!» Этими словами князь воодушевил свою дружину  и разбил врага, осуществив внезапное нападение на шведское войско.

 Битва на Неве осталась в истории под названием «Невская битва» и сам князь получил, после свей молниеносной победы, почётное прозвание «Невский». Победа над шведами имела огромное значение: натиск врага в направлении Северо-западной Руси был остановлен, а Русь показала, что несмотря на  истощение монгольскими нашествиями, способна защищать свои границы.

В дальнейшем, в 1242 году, войска Александра Невского одержали ещё одну исторически значимую победу на Чудском озере в сражении  с ливонскими рыцарями. Эта битва вошла в историю под названием «Ледовое побоище». Русское войско в лёгком снаряжении  сражалось с врагом на льду Чудского озера, а ливонские рыцари, одетые в железные доспехи, шлемы и латы, очень быстро провалились под лёд под собственной тяжестью и под натиском соперников. После этого сражения крестоносцы отказались от притязаний на русские земли и даже передали Новгороду часть Латгалии.

Победы Александра Невского над шведами и ливонскими рыцарями не только уберегли Новгородские земли от порабощения, но и позволили сохранить национальную русскую культуру, традиции, язык и православную веру. Успешные военные действия князя, надолго обеспечили безопасность западных границ Руси. Полководческий талант и военное искусство Александра Невского вошли в отечественные учебники по тактике и стратегии: построение боевых порядков, в зависимости от особенностей своих сил и сил противника, умелое управление отдельными подразделениями в ходе боя, умелое использование сведений разведки, грамотный выбор места сражения и высокая организация тактического преследования.

 Более подробно история этих двух сражений представлена на наших экспозиционных стендах, которые вы сможете изучить позже самостоятельно.

 А я приглашаю вас пройти к следующему стенду, рассказывающему о военных достижениях князя Александра Невского в последующие годы.

Как известно, в это время Русь всё ещё находилась под многолетним гнётом татаро-монгольского ига. Князь Александр Невский понимал, что Русь ещё не готова к открытой борьбе с сильнейшим и многочисленным войском хана Батыя.  В 1243 году из Золотой Орды  в Новгород были отправлены «численники» призванные переписать всё русское население с целью введения системы по обложению данью. Это возмутило всё новгородское население, начались восстания. Князь Александр Невский лично навёл порядок, казнив повстанцев. Этими жестокими мерами князь уберёг любимый город Новгород от полного разорения и поголовного уничтожения.  Новгородские жители подчинились приказу князя -  продолжили посылать дань в Золотую Орду. Но недовольство народа создавшимся положением продолжало проявляться в восстаниях, которые впоследствии постоянно вспыхивали в разных городах Руси. И тогда, в 1262 году, Князь Александр Невский лично отправился с посольством в Золотую Орду, налаживать отношения с правящим Ханом Батыем. Князь не успел закончить начатое – в обратной дороге занемог, и 14 ноября 1263 года скончался  в Городце. Но оказал Руси неоценимую услугу: заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой, что в дальнейшем, в ходе истории, привело к выходу Руси из-под татаро-монгольского ига. Более подробно с этим моментом истории вы можете самостоятельно ознакомиться на этом стенде.

А сейчас я расскажу вам исторический факт, связывающий наше учебное заведение с именем Александра Невского. Пожалуйста – к следующему стенду!

Как известно, в 2021 году Ижорскому колледжу исполнится 100 лет! Это старейшее профессиональное учебное заведение города и каждое поколение учеников и педагогов старалось оставить свой след в его истории. Так, в 1992 году - в год празднования 750-летия Ледового побоища в мастерских нашего учебного заведения за 9 дней был изготовлен Поклонный крест  4,5 на 2,6 метров.  Лицевая сторона передаёт евангельские сюжеты, обратная сторона посвящена победе Александра Невского и его дружины. Она разбита на клейма – три композиции, в которых раскрываются жития святого князя. В нижнем изображена конная княжеская дружина под предводительством Александра Невского, Над воинами высечены известные уже нам слова князя: «Не в силе Бог, но в правде!», сказанные им в Софийском соборе Новгорода своей дружине. Венчает крест изображение Архангела Михаила, который во главе небесного воинства пришёл на помощь Александру Невскому и его дружине на льду  Чудского озера.  В изготовлении Поклонного креста скульптору Рещикову В.М. помогали студенты модельщики по дереву: В.Большаков, А.Шерстнёв и другие ребята, изготавливающие черновые заготовки под авторскую резьбу, старший мастер М.Д.Цыбульский, электросварщик В.В.Воронов. Заслуженный мастер производственного обучения П.И.Самсонов создал конструкцию креста, усилив ее металлическими стержнями. Руководил работами военрук,капитан 3 ранга Иван Семёнович Рущенко, документальные воспоминания которого хранятся в нашем музее. Благодаря слаженной, дружной работе, изготовление Поклонного креста было выполнено в назначенные сроки. 26 марта 1992 года  Поклонный крест был торжественно установлен в деревне Кобылье Городище. Студенты и педагоги нашего учебного заведения сопровождали и участвовали в установке креста. Спустя 750 лет благодарные потомки почтили память военного подвига Александра Невского и его дружины, установив на берегу Чудского озера памятник святому благоверному князю и Поклонный крест.

Необходимо отметить ещё один важный факт:  полководческий талант и военное искусство Александра Невского высоко ценилось потомками и почиталось всеми поколениями военачальников нашей страны.  Подвиги Александра Невского жили в памяти русского народа всегда, слава его не меркла, поэтому, для поддержания воинского духа, в 1942 году, во время Великой Отечественной войны был учреждён Орден Александра Невского, который  вручался за отвагу и личное мужество и был особо почитаем в Советской армии! В 2010 году орден был несколько видоизменён. На этом стенде вы  сможете рассмотреть оба изображения ордена, а также – ознакомиться с именами первых кавалеров Ордена Александра Невского.

Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Наша небольшая экскурсия подошла к концу, и я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.