Классная час "В землянке"

Мохова Кристина Игоревна
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания через изучение событий Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с историей создания военной песни «В землянке».
2. Развивать интерес к изучению творчества военных лет.
3. Воспитывать глубокое уважение к Подвигам наших соотечественников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlyanka.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения: реконструкция

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания через изучение событий Великой Отечественной войны.

Задачи:

1.        Познакомить воспитанников с историей создания военной песни «В землянке».

2.        Развивать интерес к изучению творчества военных лет.

3.        Воспитывать глубокое уважение к Подвигам наших соотечественников.

Оборудование и оформление: реконструкция землянки; военные формы в количестве  8 шт.; ИКТ: компьютер, большой экран; музыкальное сопровождение (мелодия «В землянке»  - минусовка; видеоролик «Бой под Истрой»)

1.Организационный этап (2 минуты)

(Воспитанники приветствуют гостей, выступающие занимают места в землянке: один солдат за столом смотрит на карту, двое возле печки, раненый солдат лежит на скамье, возле него девушка-медсестра; ещё солдат чистит оружие)

2.Вступительная часть: ( 3 минуты)

Ученица читает стихотворение под музыкальное сопровождение «Ты же выжил, солдат!» и видеоролик «Бой под Истрой»

О, землянка,  близ аэродрома!
В море снега — островок тепла:
Серые слежавшиеся бревна,
Синяя прокуренная мгла,
Пол у двери инеем окрашен…
И внезапно показалось мне,
Будто я все это видел раньше!
Только где? В кино или во сне?
Вот сейчас, винтовку сняв у входа,
Мой отец присядет к огоньку.
До Победы — три нелегких года,
Все — через свинцовую пургу.
Он пока  — парнишка, мне ровесник,
Тот же самый двадцать пятый год.
И ему гармонь, совсем как в песне,
Про улыбку и глаза поет…
Он закурит, сев к огню поближе,.
И под эту песню, вторя ей,
Первые стихи свои напишет
Той, что станет матерью моей…

3.Основная часть:

Ведущий (видеоролик и музыка продолжается)(2 минуты)

Эти стихи – о войне, об отце и о песне. А песне этой — «В землянке», — по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова  (суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».

Автор песни входит в землянку (4 минуты)

(на экране появляется слайд с портретом  А. Суркова, видео  боя продолжается)  

"Морозное солнечное утро. Резкий западный ветер сыплет в лицо ледяные иглы. На передовых спокойно. Затишье перед бурей? Отсюда противник совсем недалеко. Сейчас обе стороны молчат. Наши позиции разделяет замерзшая река, из которой на лошадях с бочкой везут воду и мы, и немцы. По ним никто не стреляет.

      Изредка пролетают вражеские самолёты, и тогда утренняя тишина нарушается пулемётными очередями, которые рвут воздух, словно крепкое полотно.

      Наши бойцы постоянно наблюдают за блиндажами и окопами фашистов. Пробираюсь по глубоким траншеям от одного отделения к другому. Холодно. Время от времени забегаю в землянки – отогреться, записать снятые кадры и перезарядить аппарат, который постоянно лежит за пазухой.

(Автор садится на табурет и пишет письмо любимой жене, а на экране появляется письмо. В это время выходит ведущий и рассказывает о Суркове в бою. Музыкальное сопровождение - минусовка «Мы за ценой не постоим») (4 минуты)

27 ноября 1941 года… Это именно та часть, в которой оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков. Это его оборонительные позиции были внезапно атакованы 10-й танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым. Враг рвался на восток через Кашино и Дарну по дороге, параллельной Волоколамскому шоссе.  Фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…

 ( В аудиторию входит композитор;  диалог автора слов песни и композитора, написавшего музыку на слова)( 3 минуты)

 (берёт лист с записью стихотворения, внимательно читает  и  выходит из землянки)

( Ведущий рассказывает о трудностях выхода песни в эфир под минусовку «В землянке»)( 4минуты)

С этой нотной записью и с гитарой, композитор пришёл в редакцию «Комсомольской правды». Исполнив под гитару песню про землянку перед известными и уважаемыми людьми, Листов не был уверен, что песня выйдет в эфир. Дело в том, что некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага” упадочническими, разоружающими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но менять что-либо, т.е. портить песню, было уже поздно, она, как говорится, «пошла». А ведь известно: «из песни слов не выкинешь».

Исполняется песня «В землянке» старшеклассником ( 5 минут)

3 Заключительная часть:

Автор

«О том, что с песней «мудрят», -  рассказал в заключение Сурков, — дознались воюющие люди. В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами. Сказав несколько добрых слов по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага»: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, – мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».

Еще во время войны Ольга Берггольц рассказывала о таком случае. Пришла она в Ленинграде на крейсер “Киров”. В кают-компании собрались офицеры крейсера и слушали радиопередачу. Когда по радио была исполнена «В землянке» с «улучшенным» вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста и люди, выключив репродуктор, демонстративно трижды спели песню с ее подлинным текстом.
Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни 
Леонид Утесов и Лидия Русланова. Лидия Андреевна записала ее в августе 1942 года на грампластинку вместе с “Синим платочком”. Однако запись эта не была тиражирована.Только недавно удалось отыскать ее так называемый пробный оттиск. И теперь пластинка с этой песней в неповторимой руслановской трактовке выпущена фирмой «Мелодия».

Пели “В землянке” и многочисленные фронтовые ансамбли.
Свидетельством необычайной популярности и широкого распространения песни на фронте и в тылу являются многочисленные «ответы» на нее. Варианты их встречаются и в письмах, присланных слушателями на радио:
«Ветер, вьюга метет и метет…», «Я читаю письмо от тебя…», «Дни бегут беспокойной рекой…», «Разгоняет коптилочка тьму…», «Я услышала голос живой…» и многие другие. По их числу с «Землянкой» может поспорить разве что не менее знаменитая
«Катюша» М. Блантера и М. Исаковского.

И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.

Поют дети

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви
.