Гендерный аспект при изучении в школе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Терешина Оксана Григорьевна

В статье рассматривается современное звучание проблемы взаимоотношения полов при изучении в школе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_videoknferentsii_v_moskve.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Терешина Оксана Григорьевна

Факультет русской филологии и документоведения, магистратура; e-mail: ksenija.79.71@mail.ru

Гендерный аспект при изучении в школе

повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Аннотация: в статье рассматривается современное звучание проблемы взаимоотношения полов при изучении в школе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Ключевые слова: гендерная революция, семья, любовь, взаимоотношения полов.

Tereshina Oksana Grigoryevna

Faculty of Russian Philology and documentation, master's degree;

e-mail: ksenija.79.71@mail.ru

Gender in school story by A. I. Kuprin "Garnet Bracelet"

Abstract: the article examines the modern sounding of the problem of gender relations when studying at school the story of A. I. Kuprin "Garnet Bracelet".

Keywords: gender revolution, family, love, gender relations.

Вопрос о  взаимоотношении полов, несмотря на многовековое эволюционирование человеческого сообщества, всегда оставался открытым. А в последнее столетие в этой сфере происходят изменения, стремительно ведущие к разрушению базового структурного элемента социума – семьи.

Эта тенденция таит в себе опасность, так как «…развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».[2, с.16]

В связи с этим несомненную актуальность приобретает изучение в школе произведений литературы с учетом гендерного аспекта и анализа проблем взаимоотношения полов.

В повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприн отметил нарастающее противоречие между потребностями женщины и ее ролью в патриархальном обществе. Он подчеркивает, что женщине изначально присуща способность любить: «Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную!» [3, с. 255] И если эта потребность не удовлетворяется, то концентрированное веками чувство грозит вырваться наружу неуправляемой лавиной. Женщина идет в наступление; не получается любить и быть любимой – она весь свой внутренний потенциал направляет на самореализацию в других сферах жизни: искусстве, образовании, финансах, политике и т.п.

В связи с этим повесть наполняется поистине пророческим звучанием, предсказывая так точно деформацию ролей мужчины и женщины в современном обществе и, как следствие, кризис семьи: «…женщины займут в мире неслыханную власть. … Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами». [3, с. 256]

Причины подобных изменений, получивших название гендерной революции, многие исследователи связывают с развитием экономики, в результате которого женщины получили финансовую независимость. [1]

Так, например, об уменьшении приоритетности брака заявляют американские социологи. Они указывают на все большую матриархализацию общества, подчеркивая, что сегодня хорошее образование – одна из главных ценностей для молодых женщин, так как оно гарантирует независимость и самодостаточность. [7]

Однако Куприн придерживается иного взгляда на причины, ведущие к дисгармонии традиционной модели взаимоотношения  полов. По мнению писателя, сдвиг в системе ценностей женщины – это не результат экономических процессов, а следствие вырождения самого феномена любви: «…разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?... А раз ее нет, женщины мстят». [3, с. 256]

Действительно, на протяжении длительного времени женщина была зависима от мужчины, основная обязанность которого состояла в материальной заботе о семье. Женщине сложно было содержать себя и детей в силу того, что в социальной структуре общества не было предусмотрено место для работающей женщины. В большинстве своем при заключении брака ведущим было решение материальных вопросов, о любви, особенно у женщин, никто не спрашивал. Куприн сетует: «… любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения». [3, с. 255]

В последнее столетие у женщин появляется экономическая самостоятельность, в результате которой ослабела традиционная зависимость женщин от мужчин.  Это в свою очередь внесло в патриархальный уклад жизни новые элементы. Роль мужчины в семье и обществе не та, что была 30–40 лет назад: привычные представления о мужчине как о защитнике отечества и кормильце семьи уже не отвечают действительности. Взамен утрачивающей свою актуальность финансовой поддержки со стороны мужчин женщины ожидают от них большей чуткости, эмоциональной близости, участия в воспитании детей. Но взаимопонимание, к сожалению, возможно не всегда.

Причиной этого является, по мнению исследователей, серьезная культурная трансформация, в основе которой лежит нарастающая  инфантилизация, или кризис мужской идентичности, молодых и среднего возраста мужчин, что проявляется в уменьшении их самостоятельности в образе жизни, неспособности обеспечить себя и семью, снижении ответственности и инициативности в поведении и т. д. [4] Куприн более категоричен в этом вопросе, подчеркивая, что «виноваты мужчины, … неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». [3, с. 256]

С мнением писателя сложно не согласиться, если присмотреться к последним тенденциям, распространяющимся в среде мужчин. Так, например, становятся популярными движения «Антивумен», «Мужское движение» и т. п., провозглашающие необходимость защиты прав мужчин от посягательств на них женщин и требующие отмены алиментов на несовершеннолетних детей, упразднения установления отцовства, права голоса в вопросе о том, появится ребенок на свет или нет. В случае если женщина рожает против желания мужчины, он должен иметь возможность отказаться от ребенка, чтобы гарантировать себе в дальнейшем отсутствие обязательств по отношению к ребенку и его матери. [6]

В результате современная женщина все чаще задается вопросом: зачем ей нужен мужчина, если она в состоянии обойтись без него? Тем более что постиндустриальное общество позволяет выжить каждому человеку без обязательного создания семьи. Базовым элементом такого общества становится отдельная личность, а не семья.

Очевидно, что отношения между мужчиной и женщиной, в основе которых многие века, как минимум, лежало взаимовыгодное сосуществование, подобное симбиозу, разрушаются. Мужской и женский мир обособляются, они теряют потребность друг в друге, они больше не в одной упряжке (вспомним этимологию слова «супруги»).

Тем не менее, несмотря на происходящие деформации половых ролей, мнения некоторых исследователей довольно оптимистичны. Они видят в сложившейся ситуации начальную стадию кризиса, который, возможно, свидетельствует о формировании нового гендерного порядка и приведет впоследствии к оздоровлению отношений между мужчиной и женщиной. [2]

Тем более что в России «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины» теперь закреплены в Конституции. [8]

Будем надеяться, что вопрос, который задают герои Куприна, не останется риторическим: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? … такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». [3, с. 253] И мы, действительно, вступаем сегодня в  новую эру взаимоотношений мужчины и женщины, которые хотя и выстраиваются по-иному, но основываться будут на любви.

Список литературы

1. Бутовская М. Л. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства // Личность. Культура. Общество. 2008. № 3–4. С. 165–170.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009. 23 с.

3. Круглова Н. В. Перспективы гендерной толерантности в России // Известия  Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Выпуск 108. СПб., 2009. С. 210 – 218.

3. Куприн А. И. Поединок. Гранатовый браслет. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1978. 273 с.

4. Молевич Е. Ф. Гендерные сдвиги в современных брачно-семейных отношениях: смена парадигмы / Молевич Е. Ф. // Женщина в российском обществе. 2002. № 2–3. С. 38–42.

5. Орлянский С. А. Трансформация образа мужчины в современной культуре: Дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2004.

6. Кирсанова Т.  Больше ни ногой. Монологи мужчин, выбравших жизнь без любви. URL: https://ria.ru/20200316/1568483049.html (дата обращения: 17.09.2020).

7. Савченко Ю. Как американцы встречаются, влюбляются и женятся. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/sex-marridge-relationships-family-2011-05-27-122736374/235566.html (дата обращения: 17.09.2020).

8. http://duma.gov.ru/news/48953/  (дата обращения: 4.11.2020).