Сценарий мероприятия ко Всемирному Дню Хлеба

Ульянкина Ольга Вячеславовна

Данный материал был разработан для тематического праздника ко Всемирному Дню Хлеба. Ведущими  были обучающиеся ТО "Театральная мастерская". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника ко Дню Хлеба.

Место проведения: ЦВР ст. Полтавской

Цель: показать детям, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;  формировать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубление знаний учащихся о том, как выращивают и производят хлеб; обобщить знания о хлебе, Родине; помочь детям  почувствовать атмосферу военных лет.

Ведущий1: 

Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. Хлеб испокон веков уважали и любили  все народы, проживающие на планете Земля. Да и сегодня мало, что изменилось. По этой причине чуть больше десятка лет тому назад был учрежден такой праздник, посвященный Его Величеству Хлебу – Всемирный день хлеба.

Ведущий2: 

В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

Хлебом – солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. 

Ведущий1: 

 «Хлеб — всему голова!» - гласит старая пословица. Она проверена временем: действительно, без хлеба невозможно насытиться даже самым питательным, богатым обедом с обилием различных блюд. И наоборот, если на столе присутствует это изделие из муки — считай, голодным не останешься.

 (во время речи ведущего идет демонстрация презентации о хлебе)

Ведущий2: 

С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.

Ведущий1: 

Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, современных. Они были намного мельче и другие на вкус. Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки глиняные горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».

Вед2: Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И, любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Вед 1:Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Вед2:Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

Вед1: Любил наш народ отдохнуть и повеселиться после страды, когда весь урожай собран до каждого зернышка. Вот с таким музыкальным подарком, с песней об удалом и веселом атамане, ансамбль «Казачий круг». Поприветствуем  ребят!

Песня «Бравый атаман» - «Казачий круг»


Вед1:Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет». А какие пословицы о хлебе знаете вы? (дети называют свои варианты пословиц).

Давайте проведем небольшую викторину о хлебе.

Вопросы викторины.

  • Какие зерновые культуры выращивают у нас на полях?

(Яровая и озимая пшеница, озимая рожь, яровой ячмень, овес, просо, гречиха, кукуруза, горох.)

  • В чем отличие пшеницы яровой от пшеницы озимой?

(Яровая сеется весной, в лето, озимая – осенью, в зиму.)

  • Кто трудится в поле, чтобы вырастить и собрать хлеб?

(Трактористы, шоферы, комбайнеры.)

  • Как лесные насаждения помогают хлебу?

(Они сохраняют влагу.)

  • Когда зерно созревает, его собирают. Куда его везут?

(На элеватор – особое хранилище для зерна.)

  • Где зерно превращают в муку?

(На мельнице.)

  • Что такое мельница?

(Предприятие для размола зерна.)

  • Знаете ли вы, что такое квашня?

(Деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто.)

  • Какое другое название имеет заправленное дрожжами тесто?

(Опара.)

  • Кто этот литературный герой: однажды хозяин приказал: «Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне...» Что такое «полба»

(Герой – пушкинский Балда. Полба – хлебный злак, похожий на пшеницу и на ячмень.)

  • Какой хлеб – черный или белый считают русским национальным хлебом?

(Черный ржаной хлеб.)

  • Сколько зерен надо для одного батона?

(10 тысяч.)

  • Как называется поле весной?

(Пашня.)

  • Что такое «сусек»?

(Ящик для ссыпки зерна.)

  • Почему пряник называют «печатным»?

(На нем есть напечатанная картинка или надпись.)

  • Какой хлеб пекут на Пасху?

(Кулич. В церкви – артос.)

Ведущий1: Молодцы ребята! А сейчас представляем вам еще один музыкальный номер.

(ансамбль «Казачий круг»)

Сценка о хлебе

Вед. 2. Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Автор: Жили-были на свете Солнце, Земля и труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда ни возьмись…(входит Безделица)

Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его ребята не – видели? (появляется Труд)

Труд (смотрит на зерно) Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается на него сзади.

Безделица. Всё равно я стану владычицей мира.

Труд. Владыкой мира будет труд!

Безделица. Ха, давай позовём человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полёживая в тени…

Труд. Будь, по-твоему. (Появляется человек). Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесёшь всем радость.

Безделица. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек. Спасибо, тебе батюшка Труд! (кланяется). Я тебя не подведу.

Безделица. Горе, мне горе! Ухожу я от вас! И здесь не удалось мне поселиться.

ТРУД:  Помните: если каждый из нас выбросит в день хоть пол-ломтика хлеба, то за год наберётся 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн. человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Ведущий1: Так вот дорогие друзья – стать другом безделицы оказывается совсем не сложно. Но только благодаря труду, можно что-то создать, вырастить и построить. А хлеб так и останется на все времена символом Мира, Богатства и добра. А сейчас небольшой музыкальный подарок для вас дорогие гости. Задорные девчушки-веселушки подарят вам частушки!!!

(Девочки исполняют частушки о хлебе).

Ведущий2: И в продолжение нашего праздника, музыкальный номер от ансамбля «Казачий круг»

(выступление казачат).

Ведущий1: Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ её богатства, благополучия.

(звучит военная музыка, под нее ведущими ведется рассказ)

 Но были и тяжелые времена для России. Великая Отечественная война 1941 года. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

Ведущий2:  1941 г. На Россию напали враги. 8 сентября в 1941 году над г. Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек.

Ведущий1: В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. Хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125г. Хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

Ведущий2: В музее Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города.

В дыму Ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Ведущий 1: Находили все способы, чтобы накормить людей. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Её собирали, обрабатывали и использовали как примесь в муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука.

Ведущий 2: Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире – ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.

Ведущий1: Сотни тысяч жителей города погибли от холода, голода, воздушных налётов и обстрелов.

Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия.

Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы все не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному.

(фонограмма военной музыки стихает).

Ведущий2: Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица.

Ведущий1: Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий.

 (Выходят все дети, участники праздника).

Ведущий2: Вкус разделённого хлеба несравним ни с чем. Наше мероприятие подошло к завершению. Я надеюсь, узнав цену русскому хлебушку, никто из нас никогда не кинет хлеб на пол, не бросит его в товарища. Никогда не забывайте,  сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба.

Вместе: Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!

Ведущий: И завершим наш праздник веселой и задорной песней ансамбля «Казачий круг».

Музыкальный номер и завершение концерта.