Рабочая программ "Правополшарное рисование"

Жданова Наталья Александровна

Коррекционно-развивающая программа для инвалидов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pravopolusharnoe_risovanie.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«МОСТОВСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»

РАССМОТРЕНО

Протокол социально-реабилитационного

консилиума

№___от «__» ____2021

           УТВЕРЖДЕНО

           И.о. директора ГКУ СО КК

           «Мостовский КЦРИ»

           ____________И.В.Кравченко

           «___» ________ 2021

           

Коррекционно - развивающая программа

 «Правополушарное рисование»

(для инвалидов 18-60 лет)

Разработана инструктором

по труду отделения

психолого-педагогической

реабилитации

Н.А.Ждановой

п.Мостовской

2021

Пояснительная записка

Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году “За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга”. Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.

Левое полушарие головного мозга отвечает за аналитическое мышление (логика и анализ), тогда как правое полушарие отвечает за воображение, творческие способности, возможность мечтать и фантазировать.

Есть особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое - способно воспринимать разнообразную информацию одновременно.

Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие - в виде слов и цифр.

 Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других - правое, для третьих - полушария участвуют в равной степени.

Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый “правополушарный” или “левополушарный” режим.

Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?

Левополушарное рисование (рисование в “Л-режиме) - это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ученик чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное - ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах.

Правополушарное рисование (рисование в “П-режиме”) - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции.

Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.

Особенности правополушарной живописи:

Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:

- создание фона необычным образом

- рисование руками

- “стирание границ” - выход за края листа

- рисование “вверх ногами”

- выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент

- выполнение специальных упражнений

- рисование под музыку

- увеличение скорости рисования

Таким образом, правополушарная живопись позволяет людям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Рисование с помощью этого метода подходит абсолютно всем, как детям, так и взрослым. Справятся все без исключения!

Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и  замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) - вообще начинают смотреть на мир другими глазами!

Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.

Педагогическая целесообразность программы

В процессе реализации данной программы получатели социальных услуг не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать). Клиенты вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

В связи с этим разработана коррекционно-развивающая программа для инвалидов от 18 до 60 лет

Основной целью программы является развитие творческих изобразительных способностей  путем овладения приёмами правополушарного рисования.

Задачи программы:

  1. Совершенствовать умения ориентироваться в задании, в последовательном выполнении рисунка.
  2. Улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития умения писать кистью, пользуясь разными приёмами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом «тычка».
  3. Создать особые условия, способствующие возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания, ощущению психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Метод правополушарного рисования позволяет:

1. Правополушарное рисование — способ активного раскрытия творческого

потенциала;

2. Зеркальное рисование;

3. Рисование двумя руками

4. Поочередное рисование руками

5. Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций,

произвольного внимания, памяти, и т.д.

6. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки.

Содержание учебного материала построено с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг и проводятся с применением разнообразных педагогических форм и методов:

  • беседа, рассказ;
  • эксперимент;
  • рассматривание образцов, схем;
  • практические занятия;
  • выставки.

Каждое занятие проводится таким образом, чтобы клиент «взял» из него как можно больше и как можно лучше у него получалось. Это вызывает у них продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости, рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное.

На протяжении всего курса реабилитации занятия не сводятся только к рисованию картин, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека, Обучение проводится параллельно с психологическими процедурами.

Инвалиды становятся более уверенными в своих силах, самостоятельными, общительными; совместная деятельность воспитывает взаимопонимание и уважение, дружбу и взаимовыручку, влияет на формирование многих моральных качеств личности. 

Сроки реализации программы, формы и режим занятий

Программа рассчитана на 5-7 занятий. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. При необходимости количество занятий может быть увеличено, все зависит от индивидуальных возможностей получателя услуги.

Программа применяется как для индивидуальной реабилитации, так и в группе до 3 человек.

        

Ожидаемые результаты:

• Снятие страхов;

• Развитие уверенности в своих силах;

• Развитие пространственного мышления;

• Умения свободно выражать свой замысел;

• Побуждение к творческим поискам и решениям;

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии;

• Во время работы получатели услуг получают эстетическое удовольствие.

Тематический план реабилитационных занятий по программе «Правополушарное рисование»

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие

Мир правополушарного рисования. Виды фонов правополушарного рисования

1

2.

Практическое занятие

Создание горизонтального фона картины. Рисование пальцами.  «Море»

1

3.

Практическое занятие

Создание вертикального фона картины. Техника набрызга.

«Под дождем»

1

4.

Практическое занятие

Создание радужного фона картины. Зеркальное рисование «В горах»

1

5.

Практическое занятие

Создание кругового фона картины. Смешение фонов. «Таинственная ночь»

1

Всего

5

6.

Дополнительные занятия ( при особых индивидуальных возможностей получателей услуг)

  1. Смешение диагонального и кругового фона «Зимнее солнце»
  2. Смешение радужного и горизонтального фона «Звездная ночь»

2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности: https://school-science.ru/7/16/39540
2. Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс: https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование/
3. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения: https://fb.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya
4. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения

 Искусство и развлечения Искусство Авт. Анастасия Истомина, 2015г.

5. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.

6. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для

воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

7. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить

творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

 

Содержание учебного плана

Тема 1. Вводное занятие. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)

Теория

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене. Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с  программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.

Практика.

Просмотр презентации «Внутренний мир». Анализ увиденного (ответы на вопросы).

 Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизональный, диагональный и круговой фоны. 

Тема 2. Создание горизонтального фона картины.  Рисование пальцами.              «Море».

Теория

Грунтование. Холодная и теплая  цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень. 

Практика.

Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала). 

 Тема 3. Создание вертикального фона. «Под дождём».

Теория

Вертикальный фон. Сочетание цветов. 

Практика.

Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (деревья, ветки, листва, трава).

Тема 4. Создание  радужного фона картины. «В горах».

Теория

Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.

Практика.

Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах). 

Тема 5. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».

Теория

Круговой фон. Сочетание цветов. 

Практика.

Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).

Тема 6. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами. 

Тема 7. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками. 


 

Комментарии

 Теплякова Мария Васильевна

Благодарю за прекрасный методический материал.