Доклад на тему: «Характеристика понятий «любительское творчество», «любительский художественный коллектив»

Мирошниченко Ирина Владимировна

В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные представления, частушки, народные пляски, народное инструментальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направлений деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослужения, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни — все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно вплеталось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор — всегда прикладное искусство, ибо никогда не обособляет себя от повседневности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_ponyatiy.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Доклад на тему:

«Характеристика понятий «любительское творчество», «любительский художественный коллектив»

                                                                                                                         

                                                                                                                 

                                                                                                                     Составитель: педагог

                                                                                                    дополнительного образования

                                                                                          Мирошниченко Ирина Владимировна

                                       

                                           Магнитогорск 2021г                                                                                     

Изучением творчества, творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история, этнография, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь», «деятельность».

А.М. Коршунов понятие «творчество» определяет, как активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей [7, c.67].

 По мнению Е.И. Смирновой: «творчество — это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного, гуманного». [13, c.56]

Закон о культуре Республики Беларусь творческую деятельность определяет, как вид культурной деятельности, включающая художественное творчество и другую интеллектуальную деятельность, которая завершается появлением нового, не существующего ранее самостоятельного продукта интеллектуальной деятельности в области культуры.

Свобода творческой деятельности складывается с право выбора сфер, направлений (школ), форм, приемов и методов, жанров, стиля создаваемых произведений искусства, а также репертуара исполняемых произведений, языка, стиля и манеры исполнения. Она включает аутентично — фольклорную деятельность, которая осуществляется как на профессиональной, так и любительской (непрофессиональной) основе. [9, c.2,7]

Важную роль в современном социокультурном процессе играет любительская деятельность человека. Она организовывается на добровольных началах в соответствии с принципами личного интереса и внутренними побуждениями. Формирует отношение к деятельности как к потребности. Люди сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется не только в деятельности, а в деятельности добровольной, сознательной, совпадающей с интересами личности. Поведение человека не детерминируется ничем, кроме его собственных желаний и стремлений.

Широко распространенный сегодня термин «любительское творчество» впервые появился в конце XIX века и характеризовал значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различными видами любительского искусства (театры, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество).

Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица).

В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные представления, частушки, народные пляски, народное инструментальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направлений деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослужения, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни — все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно вплеталось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор — всегда прикладное искусство, ибо никогда не обособляет себя от повседневности. [1, c.43]

Однако стоит отметить, что любительская деятельность — это деятельность, соответствующая оптимальным нормам функционирования организма и психики. Если в бытовых и особенно в трудовых занятиях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешними факторами, то здесь они целиком зависят от внутренней направленности и желаний человека. Столь высокий уровень свободы и самостоятельности является поистине идеальным и в современных условиях может иметь место только в области свободного времени. По этой и ряду многих причин переключение из сферы утилитарного и институционно-ограниченного поведения в сферу любительских занятий всегда связано с яркими положительными переживаниями, среди которых доминирующими являются чувства удовольствия и наслаждения. Человек получает возможность распоряжаться собой по собственному усмотрению, а это всегда приятно и очень высоко ценится.

Любительство характеризуется не только широкой возможностью свободного выбора конкретного вида занятий, но и довольно большой самостоятельностью субъекта в ходе этих занятий. По единоличному или коллективному желанию деятельность может быть приостановлена, отложена, перенесена во времени, заменена другой деятельностью. Еще больший простор имеют любители в регулировании ритма и темпа своих действий, срока выполнения намеченных заданий, в решении вопросов, связанных с самоуправлением и т.д. Возникающие здесь отношения по природе своей, не приемлют категоричности; любой диктат и любое навязывание тотчас разрушают основное привлекательное качество досуга — ощущение свободы.

 Любительская деятельность — это деятельность, которая в значительной мере направлена на изменение самого субъекта деятельности. Человек реализуется здесь во всей целостности своих созидательных сил. Необходимость решать в этой деятельности разнообразные и многочисленные проблемы творческого плана, стремление создавать продукты, неизмененным свойством которых является уникальность, естественно ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности.

Поскольку в условиях социокультурных центров любительство носит преимущественно совместный характер, в процессе его успешно формируется и совершенствуется коммуникативный потенциал личности. Речь идет о таком личностном свойстве, как общительность, о системе практических умений и навыков общения, о способности кооперировать свои усилия с действиями партнеров и т.д.

Доктор педагогических наук Е.И. Смирнова, ведущий специалист по вопросам теории любительского художественного творчества, в своей работе «Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление» выделяет две основные категории самодеятельности:

1. Самодеятельность в области потребления художественной культуры;

2.Самодеятельность в области производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов);

2.Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова);

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца);

4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства);

5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра);

6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии);

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.)

Необходимо отметить, что самодеятельное творчество играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. К примеру, хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца. Формирование активной, духовно богатой личности — цель самодеятельного театра. Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.

По мнению исследователя Л.П. Емельяновой, художественная самодеятельность является не только школой собственно художественного мастерства, но, — что, может быть, еще более важно, — школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны. [4, c.123]

Любительские занятия представляют собой весьма эффективный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседневный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая проблемы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Ганс Селье пришел к выводу, что практически каждому взрослому человеку необходимо наряду с основной работой иметь любительское увлечение, как можно более приятное, полезное и созидательное. Подобное хобби, по его мнению, становится для личности отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвращает от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помощью алкоголя и наркотиков. [15, c.16-35]

Любительское творчество — уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг — это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности. Поэтому наиболее объективная оценка деятельности любительского творчества — это динамика интеллектуального и общекультурного развития личности любителя. [8, c.21-25]

Тем самым, можно сказать, что «любительство» сегодня — это такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного творчества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности.

По нашему мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство — это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессиональной деятельности. Однако любительство — это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности человека, его профессией. Любитель — творец — «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, проявляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

Определим, что же такое непосредственно сам любительский художественный коллектив?

Любительским художественным коллективом признается коллектив, который складывается с физических лиц, совместно занимающихся художественным творчеством, как правило, на общественных началах, за исключением, руководителя любительским коллективом, который работает на профессиональной основе. Статус коллектива подтверждается паспортом любительского коллектива. [9, c.25]

Коллективы любительского творчества осуществляют свою деятельность на базе государственных, профсоюзных, ведомственных учреждений культуры, высших, средних специальных, средних учебных заведений, учреждений внешкольного образования и воспитания, воинских частей, предприятий разных форм собственности, общественных объединений, творческих союзов и др.

Основными принципами деятельности коллективов любительского художественного творчества являются добровольность, общность интересов, доступность, сочетание личной инициативы, организации и самоорганизации. [12, c.688]

В зависимости от целей и задач, стоящих перед любительскими художественными коллективами, доктор педагогических наук Е.И. Смирнова классифицирует их по следующим основным признакам: по ориентации на основные пласты художественной культуры:

1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей и т.д.);

2. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.).

По типам творчества:

1. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);

2. Авторская и авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства и т.п.);

3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.).

По степени организованности и субъекту организации:  

1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);

2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);

3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.

По преобладающему виду деятельности:

1. Объединения учебного типа (студии);

2. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);  

3. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);

4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я — спортивная семья»);

5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);

6. Объединения комплексного типа.

По месту локализации (расположения):

1. Сельская художественная самодеятельность;

2. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

3. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

По возрастному составу:

1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);

2. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы);

3. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности. [14, c. 205]

Тем самым хотелось бы отметить, что коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей, отличается внутренним единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью. В нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и само утверждается. Вступая в коллективные связи, личность приобретает благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности в творческой самореализации, применения способности и дарований, для само проявления и самосовершенствования.

Таким образом, любительский художественный коллектив — это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех, и в которых межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной художественно-творческой деятельности.

Источник: https://forpsy.ru/works/kursovaya/professionalnyie-i-lichnostnyie-kachestva-rukovoditelya-lyubitelskogo-horeograficheskogo-kollektiva/