Родительское собрание «Толерантность – понятие в условиях детского коллектива»

Воспитание  толерантной  личности -  процесс  сложный, осуществляется  он  всей  социальной  действительностью  окружающей ребенка, обществом,  в  котором  растет и развивается человек. Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.

Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Для того, чтобы  сформировать  толерантные черты  личности  необходим  целенаправленный   процесс  и  организованная  педагогическая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_v_usloviyah_detskogo_kollektiva.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Дом детского творчества»

г.о. Лотошино

Родительское собрание

«Толерантность – понятие в условиях детского коллектива»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

руководитель творческого объединения

«Кукольный театр «Балаганчик»

Белова Наталья Николаевна

Толерантность  (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям.  На сегодняшний день толерантность рассматривается  в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

   Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.

  Воспитание  толерантной  личности -  процесс  сложный, осуществляется  он  всей  социальной  действительностью  окружающей ребенка, обществом,  в  котором  растет и развивается человек. Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.

Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Для того, чтобы  сформировать  толерантные черты  личности  необходим  целенаправленный   процесс  и  организованная  педагогическая деятельность.

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.

  Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом. Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы -  принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. 

На мой взгляд, формирование таких  качеств,  как  признание  человеком другого,  принятие,  понимание  облегчило  бы  решение  проблемы  воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.  Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного  искусства,  элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.     
Ориентация педагога на постижение смыслов  поведения  и  поступков  детей означает, что в воспитательной деятельности на первый  план  выходят  задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение  грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд,  должно  осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия,  в  которых  принимают  участие  родители,  служат   хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка  школы  и семьи,  объединивших  свои  усилия  в  учебном  процессе,  направленном   на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому  многообразию.

Путь к толерантности –  это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл  и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в  свою  очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к  толерантности,  пониманию,  а путь  к  толерантному  взаимодействию,  взаимному пониманию.  Если педагог толерантен, он уверен,  открыт,  доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть  направлено  на  противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.  Оно должно  способствовать  формированию   у   молодежи   навыков   независимого мышления,  критического  осмысления  и  выработки  суждений,  основанных  на моральных ценностях.

Основная цель  воспитания:

•    содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
•    способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Для  достижения наибольшей  результативности      формирования основ толерантности  необходимо знать  методологию  формирования  данного  процесса, методы и приемы  воспитания толерантности.

В зависимости от того, на какую сущностную сферу человека влияет педагог, (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук) выделяют следующие методы воспитания толерантности.

Метод убеждения и самоубеждения (формируется при воздействии на интеллектуальную сферу ребенка)

 Стимулирование (мотивационная сфера)

Метод внушения и  самовнушения (эмоциональная сфера).

Метод воспитывающих ситуаций.  (предметно практическая среда)

Метод коррекции поведения (сфера саморегуляции)

Метод развития инициативы настойчивости ( волевая сфера).

 Метод дилемм и рефлексия (экзистенциональная сфера)

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

Метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

Внушение. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и стыд и др.

Метод внушения может реализовываться через использование цитат, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

Метод стимулирования, может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.

Методы требования и упражнения.

По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные:

требование – совет; требование – игра; требование – просьба; требование – намёк; требование – одобрение.

К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Для воспитания толерантности гораздо менее эффективны прямые требования.

Метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

В предметно – практической сфере  необходимо  развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков  с точки  зрения  моральных  норм. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором  способа  отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Например, дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое – либо задание учителя. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Экзистенциальная сфера  помогает человеку вступать в определённые отношения с другими людьми. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволяют вести себя непорядочно бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души».

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, то есть педагогически оформленных действий.

Приемы, через которые можно формировать толерантность.

 

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в группе.

 

Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали воспитанники разных групп.

Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Приём «Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение.

Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.

Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.

 

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

 

Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения детей к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.

Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций воспитанников с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

 

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

 

Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.

Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному воспитаннику, может неприемлем для другого.

Педагогических приемов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Каждый педагог из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. При этом важно чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности  учащиеся были активны и проявляли эмоционально личностную заинтересованность в правильном поступке.

Формировать толерантность нужно постоянно, в течение продолжительного времени. На всех уроках, в процессе игровой деятельности на примере жизненных ситуаций близких детям на внеклассных занятиях, при проведении режимных моментов. От педагога постоянно требуются огромные усилия тщательная подготовка к каждому уроку мероприятию.

Темы этических бесед: «Совесть», «Умей уважать других», «Что значит жить с достоинством», «О равнодушии и добре»,  «Счастье и труд» и др.

Стереотипы толерантного поведения вырабатываются  не только во время целенаправленных действий, обучающих детей умению сосуществовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой их  формирования является, прежде всего, повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И эта жизнь должна стать объектом внимания педагогов.  Научить детей конструктивно решать конфликтные ситуации, взаимодействовать на основе равенства и согласия – актуальнейшая  задача школьных учителей, воспитателей.

В чем же смысл деятельности педагога в воспитании толерантности?

Она сводится к следующим моментам:

                К организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявлять, а другие увидеть хорошее в ком то или в чем то;

                К проявлению самими  педагогами толерантности - это существенный фактор, воспитывающий толерантность  у учеников;

                К организации внеклассной работы, направленной  на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т.п.

                К организации встреч  школьников  с иными культурами, можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

 Толерантный  класс, в котором:

                Умеем внимательно слушать и слышать не перебивая и не отвлекаясь.

                Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания кличек;

Готовность принять и дать совет, предложение;

Умение хвалить, соглашаться, утешать;

Благожелательность друг к другу;

Уважение личности друг друга. Общение без подавления угроз, без осуждения, и критики;

Умение сопереживать не обвиняя и не упрекая;

Стремление поддержать друг друга, подбодрить;

Признание права каждого быть самим собой;

Советуем и предлагаем;

Желаем, сочувствуем, сопереживаем;

Обеспечиваем всякую поддержку;

 Где царит согласие;

Есть стремление во всем разобраться.

Список использованных источников

  1. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
  2. Формирование культуры толерантности в молодежной среде Пермского края: интеграция опыта: материалы проблемного семинара (г. Пермь, 18 октября 2008 г.) / Под ред. : В. С. Ковина, М. А. Оболонковой; отв. ред. М. Л. Сороковнина ;–  Пермь, 2008 – 98 с.
  3. www.tolerance.ru