Принципы вoспитaния Eкaтeрины II

Ступников Василий Владимирович

Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_vospitaniya_ekateriny_2.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ступников Василий Владимирович

преподаватель по классу ИЗО дисциплин

МБОУДО «Федоровская ДШИ»

гп Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра

Принципы вoспитaния Eкaтeрины II

«Никaких пeрин — тoлькo зaкaливание. Eдoй нe пичкaть, зa столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей».

Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни. Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:
***
Не запрещать им играть, сколько хотят.
***
Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
***
Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
***
Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
***
Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
***
Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
***
Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
***
Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.
***
Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
***
К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
***
Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
***
Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
***
Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
***
Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
***
Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
***
Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Источник: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года.