Значение устного народного творчества в развитии речи малышей

Мешкова Галина Ивановна

Данный материал будет полезен, педагогам, специалистам. работающим с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение устного народного творчества в развитии речи малышей

       Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
      Успешное развитие детей первого года жизни обусловлено характером общения с ними взрослых. Обращаясь к полугодовалому малышу с ласковым разговором, взрослый вызывает у него ответную реакцию – улыбку, оживленные движения, первые голосовые реакции. Это еще не речь – это гуление, лепет.
      Позже, во второй половине первого года жизни ребенка, общение происходит еще и в форме эмоционально – двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной, ритмичной речью взрослого (чаще всего это короткие стихотворные строчки). Материалом для такого общения служит обычно фольклор, предназначенный самым маленьким. Это короткие песенки и стихи: пестушки, потешки. Таким образом, уже на первом году жизни происходит первая встреча с художественным словом. Ребенок не понимает смысла слов, но выразительное их проговаривание, напевание, ласковая интонация и ритм выступают как средства эмоционально – игрового и речевого контакта взрослого и малыша.
Пестушки (от слова пестовать) – короткие стишки, которыми взрослый сопровождает и поддерживает движения малыша; в них вкладывается большое, теплое чувство к ребенку, пожелание здоровья. Наряду с пестушками широко используются потешки – песенки для игры с пальчиками, ручками, ножками ребенка и др. Пестушки и потешки могут быть совсем короткие, например, из двух одинаковых повторяющихся слов: «Догоню – догоню!». Некоторые песенки выстраиваются в определенный сюжет: «Ладушки», «Сорока», «Коза – рогатая». Взрослый играя с малышом, проговаривает отдельные слова с чувством радости.
      Такие эмоционально – двигательные игры в методической литературе иногда называют контактными: ребенка похлопывают, покачивают, поглаживают, тормошат, подбрасывают. Игровое общение в них органически соединяется с общением речевым. Активная речь исходит от взрослого: многократные повторения звуков, слов, их сочетаний – условие для постепенного развития понимания речи ребенком. Звуковая же сторона речи – интонационная и ритмическая наиболее доступна восприятию ребенка первого года жизни.
      Содержание песенок, потешек, за исключением немногих отдельных слов, пока что непонятно малышу. Но ритмически и интонационно организованные, они помогают ему улавливать ритм звуковой среды и, вызывая живую реакцию, эмоциональный отклик, становятся действенным средством общения его со взрослым. Цель такого общения – сформировать у ребенка к концу первого года жизни ряд умений в процессе индивидуальных занятий. В качестве основы для активизации речи малыша необходимо развивать у него слуховое сосредоточение на речи взрослого и умение отвечать простейшими словесными реакциями.
      Песенки и потешки с самого рождения являются неотъемлемой частью жизни крохи. Мы укладываем малыша спать, и напеваем что – то, скорее всего то, что нам самим пела в детстве мама. Собираемся идти на прогулку, а одевание сопровождается криком малыша, вот тут – то мы и вспомним потешки да прибаутки. И проговаривать их будем не шипяще – раздраженным тоном, а мелодичным, интонационно – выразительным, чтобы малыш заинтересовался, начал прислушиваться к нашему голосу. Не можем вспомнить ни одной – не беда. Можно рассказать крохе, какие у него сладкие щечки, умные глазки, пухлые губки, но только интонация должна быть мелодичной.
      Народные сказки, песенки, потешки дают образцы ритмической речи, знакомят ребенка с красочностью и образностью родного языка. Малыш легко запоминает такие образы, как «курочка –ряба», «петушок – золотой гребешок», «серый волк», «козлятушки – ребятушки» и др.
      Нельзя забывать, что словарный запас детей не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И, интонация, с которой они произносятся взрослым, должна быть понятна детям. Простые, короткие - они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко – успокаивают, настраивают на сон, отдых.
      В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
      Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействуют на чувства ребенка, способствуют запоминанию теста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
      Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие.
      В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.