Инновационные технологии «Фотопозитив»

Бакшалиева Ольга Ионасовна

Использование ииновационных технологий кв коррекционном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bakshalieva_novatsii.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ТБИЛИССКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ  ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Инновационные технологии

«Фотопозитив»

Составитель: педагог-психолог,  отделения  психолого-педагогической реабилитации Бакшалиева Ольга Ионасовна

ст. Тбилисская, 2021

Пояснительная записка

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждение разными видами творческой деятельности. Что же такое фототерапия? Это лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Фототерапия представляет собой одно из направлений арт-терапии. Арт-терапия – это одно из направлений психологической коррекции, в основе которого лежит искусство и творчество. Фототерапия может быть основана на работе с уже готовыми фотографиями, слайдами или на создании оригинальных авторских снимков.

Фототерапия - один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебнокоррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.

 Педагог-психолог разрабатывает перспективный план занятий,  который дополняется фото и арт-терапевтическими элементами, упражнениями, играми, сказками, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка, взрослого и т.д. к окружающему миру. Данный метод предусматривает спонтанность фотографирования, позволяет почувствовать свободу выбора художественного материала и техники. Педагог-психолог заинтересовывает взрослого, ребенка необычными способами работы с фотографиями. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха.

Педагог-психолог также использует в своей работе спецкарты.

Спектрокарты – это новая форма работы с фотографией с целью повышения эффективности обучения, тренинга и психотерапии. Фотографические образы обладают значительным потенциалом для активизации творческого мышления.

Спектрокарты - новая проективная методика с использованием фотографий. Она - стимулирует воображение и творчество; - помогает выражать чувства; - способствует преодолению защит и сопротивления; - помогает в переработке информации и в решении проблем.

Педагог-психолог может  применять спектрокарты в психологическом консультировании, тренинге, при проведении групповой и индивидуальной психотерапии, арт-терапии, в педагогической практике.

Использование фототерапии как средства и метода социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, является важнейшим инструментом, достоинства которого сложно переоценить.

Форма  организации – подгрупповая, индивидуальная.

В качестве концептуальной основы данного плана выступает личностно-ориентированный подход, реализующийся специалистом в профессиональной практике как:

- понимание детства как особой ценности;

-понимание возрастных особенностей не на житейском, а на научном уровне;

Цель плана   активизация творческого мышления, самоактуализация.

Задачи плана:

- развивать  социализацию у детей;

- развивать умение выражать  свои мысли  и чувства посредством образов;

- уметь  работать в паре (педагогом-психологом, детьми).

Методика и технология реализации: 

для успешной реализации  задач  по развитию у детей от 10 до 18 лет творческого мышления составлен план, элементы которого используются при диагностических мероприятиях и  коррекции.

Категория обучаемых: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями в  возрасте от  10 до 18  лет, а так же  (дети, отстающие в развитии в соответствии с  особенностями заболевания).

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия и консультации рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.

Форма обучения: практические и теоретические занятия.

Режим занятий: проводятся  в виде  индивидуальных и подгрупповых занятий,  продолжительностью от 20  до 30 минут (в соответствии с возрастом и особенностями заболевания).

Состав исполнителей: педагог-психолог.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната, светлая и проветриваемая, не проходная и не просматриваемая для посторонних, методическое оснащение.

Ожидаемые результаты реализации:  по окончанию цикла  занятий  у несовершеннолетних  прослеживается:

- развитие творческих способностей;

- умение вести дискуссию.

Упражнения с использованием фотографий:

 1. Упражнение «Фотомарафон». 

Это очень привлекательная для подростков форма фототерапии. Задачи, которые решает фотомарафон, напрямую связаны с его темой. Примерные темы фотомарафона: «Мои тревоги и страхи», «Весна… Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности», «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны», «В поисках бога» и др.

2. Упражнение «Метафорический автопортрет».

 Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я-концепции. Групповой вариант, это когда каждый участник располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию.

3. Упражнение «Галерея образов».

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я образов Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы, позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.

4.Упражнение «Фотонастроение».

 Цель: изучение своих чувств, поведенческих реакций. Форма работы: групповая, индивидуальная. Материалы: фото с пейзажами, натюрмортами и т.п. На определенном этапе занятия (чаще в конце) предлагается участникам выбрать понравившуюся фотографию и объяснить почему, можно в соответствии с темой занятия попросить выбрать фотографию, вызывающую радость, например, или другое чувство и т.п

5.Упражнение «Фотопозитив». 

Цель: снижение тревожности, формирования позитивного отношения к себе и близким. Материалы: фото радостных людей.

6.Упражнение «Фотоэмоции». Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цель: изучение и отреагирование эмоций, расширение поведенческого репертуара. Материалы: фото с изображением общающихся людей в разных ситуациях.

7.Упражнение «Фотокарта отношений».

 Форма работы: групповая. Цель: изучение межличностных взаимодействий в группе, расширение поведенческого репертуара. Материалы: фото участников.

8.Упражнение «Фотоистория».

 Форма работы: групповая, индивидуальная, семейная. Цель: осмысление представленного материала, сплочение группы, обучение бережному отношению друг к другу. Материалы: фото участников в разные периоды их жизни.

9.Упражнение «Тематическая фотосессия». 

Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: изучение личности участника, саморефлексия. Материалы: фото, сделанные участниками по заданию. Участники делают фотографии, происходит их обсуждение. Темы для съемок: «Прекрасное и безобразное», «Мир детей и мир взрослых», «Любимые уголки города».

10.Упражнение «Фотоколлаж». Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: самопознание.  Создание коллажей с применением Фотографий и сочинить рассказ по коллажу, далее обсуждение. Материалы: фото.

11.Упражнение «Я фотографирую, меня фотографируют». 

Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: изучение телесного «Я». Материалы: фотоаппарат Фотографирование себя и других и обсуждение: участники по очереди фотографируют друг друга, сортируют снимки на две группы: фото нравится -не нравится. Далее слушают впечатления других о себе на фотографиях. Потом участники могут создать из своих фотографий фотоальбом и сделать подписи к фотографиям.

12.Упражнение «Автопортрет».

 Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: изучение себя. Материалы: фотоаппарат (телефон).

13. Спектрокарты. Авторы: Улла Халкола, Александр Копытин. Издательство: Речь ,2020 г.

(Работа по инструкции)

 Набор спектрокарт может быть использован индивидуально и с группами. Темы могут быть следующие:

-чувства в момент начала групповой работы;

-ожидания и потребности;

-личный опыт, связанный с обозначенной темой;

-проблемная ситуация;

-результаты групповой работы, результаты занятия или курса занятий.

Консультирование родителей и детей.

-карта, которая в наибольшей мере соответствует состоянию настроения;

-как символически могут быть представлены переживания и фантазии;

-что является наиболее важным в жизни в настоящий момент;

-как дети (родители) воспринимает человеческие отношения;

-надежды и фантазии и др.

Спектрокарты могут быть использованы в контексте арт-терапии и музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапии.

14. Техника «Слайд-терапия».

Детям и их родителям продемонстрировать слайд-фильмы (это может быть видеоряд с изображениями растений, животных и насекомых, сопровождаемый музыкальной композицией). После просмотра фильма родителям и детям предложить разойтись в разные места. Детям можно предложить нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд-фильма. Родителям - нарисовать тот объект, который, по их мнению, мог бы понравиться их ребенку. Когда дети и родители закончат выполнение задания. Подгруппы соединить. При сравнении рисунков родителей и их детей выявить, что родители в основном не угадали, какие объекты понравились их детям. Затем предложить детям придумать сказку о персонаже своего рисунка и объяснить своим родителям, почему ими был выбран тот или иной объект.

ЗАНЯТИЕ 1. «Познай себя».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Дети заходят в зал, где все приготовлено для работы.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и творческое занятие. Скажите, пожалуйста, что означает слово «портрет»?

А как вы думаете, что означает слово «автопортрет»?

(Ответы детей.)

Посмотрите, пожалуйста: перед вами автопортреты. Посмотрите на них внимательно. Обратите внимание, где изображен человек, какое у него лицо, во что он одет, что окружает его. Подчеркните, что для автопортрета важно: внешний вид, одежда, обстановка, фон. Фон может быть разноцветный, одноцветный, может использоваться пейзаж и др.

Самостоятельная работа в парах

Педагог-психолог. Сейчас мы разделимся на пары. Один ложится на пол, на кусок обоев, так, как он хочет. Другой будет обводить его тело по контуру. Цвет контура выбирает тот, кого обводят. Затем вы поменяетесь ролями.

Рисование

Педагог-психолог. Ребята, вы можете взять свои «автопортреты» и нарисовать черты лица и одежду, а затем раскрасить их так, как вы хотите.

А теперь посмотрите вокруг себя, где бы вы хотели разместить свой автопортрет, чтобы ему было комфортно?

Итог занятия

Каждый рассказывает о созданном им образе и фотографируется рядом с ним.

Ритуал прощания

Педагог-психолог.  Спасибо, ребята, мне было приятно с вами сотрудничать. Сегодня вы создали свои автопортреты и отразили в них свою индивидуальность.

Комментарий. Роль педагога-психолога в этом занятии сводится к роли помощника, который направляет деятельность детей и фотографирует каждого ребенка. Детям дополнительно дать задание, когда они обводят тело по контуру, обратить внимание на свои чувства как в роли того, чью фигуру обводят, так и в роли того, кто обводит. Затем эти чувства обсудить.

Импульсивные, гиперактивные дети пытаются руководить тем, кого обводят, — передвигают руку или ногу, поворачивают голову. Здесь необходимо напомнить ребенку, что каждый может расположиться в отведенном пространстве где хочет и как хочет.

Ребята на таком занятии учатся конструктивно общаться со сверстниками, у них повышается самооценка, рисуя, они выражают свои чувства.

Обсуждение фотографических образов помогает ребенку понять свой внутренний мир - чувства, потребности, внутренний конфликт (о котором в силу своего возраста он еще не знает и которого не понимает).

ЗАНЯТИЕ 2. «Моя первая фотосессия».

Цель и задачи:

- развитие творческих способностей;

- оценка эмоционального состояния группы;

-диагностика готовности группы к дальнейшей работе;

- умение вести дискуссию.

Необходимые инструменты: ручки, листы бумаги, степлер, фломастеры, табличка с новым словом «фотосессия» и объяснение к нему, «ладошки-настроение» — для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

У ребят на столах лежат ладошки красного и синего цвета. Ведущий спрашивает, с каким настроением пришли ребята сегодня на занятие. У кого хорошее настроение, тот поднимает ладошку красного цвета, у кого грустное - синего цвета.

Упражнение «Мы похожи…»

Дети сидят на стульях, которые поставлены в ряд.

Педагог-психолог. Сегодня мы с вами выполним упражнение, которое поможет нам ближе узнать друг друга. Первый участник выбирает для себя друга, с которым, он считает, у него может быть что-то общее (имя, одежда, любимое занятие, блюдо, цвет глаз и др.).

Начинает педагог-психолог, берет ребенка за руки и произносит: «Мы похожи с Леной потому, что у нас с ней одинаковые имена». Далее девочка выбирает себе партнера, с которым у нее что-то похоже, и т.д.

Фотосессия и обсуждение

Педагог-психолог.  Сегодня мы с вами проведем фотосессию (познакомить детей со значением этого слова), на которой обсудим автопортреты, созданные на прошлом занятии.

Все фотографии снова вывешиваются, и каждый рассказывает, что он по прошествии недели увидел нового в созданном образе.

Почему именно в том, а не в другом месте он сфотографировался со своим автопортретом. Что получилось, а что не получилось и почему. На этом занятии ребята обсуждают автопортреты своих сверстников: соответствует ли нарисованный образ настоящему герою.

Творческая работа

Педагог-психолог.  Сейчас каждый из вас попробует сочинить небольшое стихотворение к своему портрету.

Итог занятия

Каждый ребенок читает свое стихотворение и прикрепляет его к своему автопортрету.

Ритуал прощания

Ребята с помощью ладошек показывают свое настроение. Если у кого-то осталось прежнее настроение, то стоит выяснить почему. Обычно настроение у детей улучшается.

ЗАНЯТИЕ 3. «На съемочной площадке».

Цель и задачи

- формирование умения выражать свои чувства, используя разнообразные атрибуты для создания фотопортрета;

-развитие творческих способностей;

- повышение самооценки.

Необходимые инструменты: головные уборы: шляпы, фуражки, пилотки, тюбетейки, короны, шлемы, бескозырки, колпаки. Виды оружия: сабли, ножи, автоматы, пистолеты. Предметы одежды: накидки, плащи, различные платья, сарафаны, мундиры, галстуки, рубашки и т.д. Фотоаппарат, зеркало.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Дети заходят в кабинет, который поделен на две зоны. В одной лежат атрибуты - головные уборы, виды оружия, предметы одежды, которые помогут ребенку отразить свой внутренний мир. Во второй зоне стоят стулья, где дети и располагаются.

Самостоятельная работа

Педагог-психолог. На одном из занятий мы с вами говорили, что люди отличаются друг от друга. Давайте вспомним, в чем их отличие, и перечислим их. Все вы любите смотреть кино. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, как трудно актеру играть ту или иную роль?

(Ответы детей.)

Сегодня вы - актеры и попробуете создать образ, который соответствует вашему внутреннему миру (напомнить детям, что подразумевается под внутренним миром). Помогут вам в этом атрибуты, которые находятся на столах, стульях, в коробках. Затем выберите комфортное место для себя и сфотографируйтесь. С помощью эмоций (напомнить детям, какие бывают эмоции и как передать их с помощью мимики и жестов) через фотографию вы должны передать свой образ.

Ребята выбирают вначале образ, который они хотят отобразить, и подбирают атрибуты, которые помогают им в этом.

Итог занятия

Дети придумывают название своей фотографии. Ведущий фотографирует каждого ребенка в образе и записывает название фотографии. Ребята говорят, почему они выбрали именно этот образ.

Ритуал прощания

Каждый ребенок по кругу желает что-нибудь хорошее своему соседу или группе. Начинает ведущий: «Желаю вам всем хорошего настроения и улыбок».

Комментарий. Для проведении этого занятия можно привлечь других педагогов. Замкнутым и некоммуникабельным детям трудно подобрать атрибуты и придумать название. Им необходимо помочь и в разговоре выяснить, что бы хотел ребенок отразить, используя атрибуты. А также педагог может помочь сфотографировать детей. Фотографии отпечатать и показать детям после занятия.

ЗАНЯТИЕ 4. «Изготовление фоторамки».

Цель и задачи занятия:

-творческое самовыражение;

-развитие мелкой моторики рук;

- формирование умения общаться со сверстниками.

Необходимые инструменты: цветная компьютерная бумага формата А4, геометрические фигуры, цветы, вырезанные из самоклеющейся бумаги, фотографии, отпечатанные на прошлом занятии, картон, клей, кисти, ножницы, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Каждому ребенку по очереди предлагается поздороваться с каждым из присутствующих по-особому, как ему бы хотелось поприветствовать именно этого человека. Для одного это будет рукопожатие, для другого — ласковое слово, кому-то, может быть, просто захочется улыбнуться, а с кем-то встретиться взглядом.

Самостоятельная работа

Ребятам предлагаются листы цветной компьютерной бумаги для фоторамки; геометрические фигурки; цветы, вырезанные из самоклеющейся бумаги, - для украшения рамки; фотографии, отпечатанные на прошлом занятии, с названием, которые дали дети.

Педагог-психолог.  Ребята, на прошлом занятии вы попытались передать свой внутренний мир через фотографию с помощью атрибутов. А сегодня мы с вами изготовим фоторамку. Украсим ее и поместим в нее ваши фотографии.

Дети вместе с ведущим, используя технику оригами, изготавливают рамку. Украшают ее. Помещают в нее свою фотографию.

Описание изготовления рамки

1. Края листа цветной бумаги загните вовнутрь с каждой стороны по 3,5–4 см.

2. Поверните рамку вертикально к себе, отверните уголки вниз, к нижней стороне рамки. Аналогичную операцию проделайте с другой стороны.

3. Выверните уголки в виде лодочки, затем сложите их в квадраты.

4. Из каждого квадрата сделайте треугольники, сложив квадраты по диагонали. Внутренние края рамки загните с каждой стороны к сгибу на 1 см. Сгибы должны быть четко зафиксированы, от них зависит красота рамки.

Чтобы работа выглядела более аккуратной и красивой, вырежьте картон по размеру рамки и наклейте на него фотографию. Картон вставьте в рамку. Для того чтобы фотографию можно было повесить, необходимо сделать петельку с обратной стороны.

Итог занятия

Ребята говорят, где бы они хотели повесить рамку и почему.

Ритуал прощания.

Комментарий. С помощью цветового теста Люшера проводится диагностика. Рамки для фотографий можно делать из соленого теста, глины. Украшать соломкой, бисером, сухими цветами.

ЗАНЯТИЕ 5. «Придумай историю»

Цель и задачи:

- освоение метода фотоколлажа;

- раскрытие личностного потенциала каждого ребенка средствами фотографии;

- развитие воображения, творческого мышления.

Необходимые инструменты: листы бумаги формата А4, ножницы, фломастеры, фотографии детей, картинки из журналов и газет, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Педагог-психолог.  У меня в руках ручка. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. Сначала скажу я и передам ручку соседу, который сидит слева. Он сделает то же самое: расскажет, какое у него настроение и почему, и передаст ручку дальше по кругу.

Самостоятельная работа

Педагог-психолог. Сегодня мы с вами будем создавать картину, используя свои фотографии, фото друзей, картинки и фотографии из журналов и газет, которые лежат перед вами.

Но вначале вам нужно придумать историю, в которой главным героем будете вы сами. С помощью подручного материала, который лежит перед вами, вы расскажете свою историю в картинках.

Дети самостоятельно сочиняют истории. Если они затрудняются с выбором темы, то можно предложить ряд вариантов: «Я волшебник», «Моя семья», «Лучшие друзья», «На прогулке», «На берегу моря», «Прекрасное и безобразное», «Мир взрослых и мир детей» и т.д.

Затем ребята с помощью фотографий создают картины.

Итог занятия

Несовершеннолетние рассказывают, свои истории, говорят, что у них получилось, что не получилось, всё ли они отобразили в своих картинах, что хотели.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 6.  «Ручка, ножницы, бумага - все, что нам сегодня надо!»

Цель и задачи:

- продолжать знакомство с одним из видов коллажа;

-развивать творческое мышление.

Необходимый материал: ножницы, фотографии, клей, тушь, перья с тонким наконечником, листы бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Педагог-психолог. Мы рассматриваем фотографии. Они возвращают нас в прошлые времена. Вот мама, бабушка или брат. На одной фотографии только дедушкино лицо, а на этой фотографии в кадр попали только мамины руки, разрезающие торт.

Обратить внимание детей, что на снимках с видом природы в кадр не вошли сосны на берегу реки или не поместилась целая улица с красивыми домами. Формат фотографии довольно маленький, и на нем не умещается все, что хочется снять на память. Мы попробуем дорисовать то, что не поместилось на снимке.

Самостоятельная работа

Педагог-психолог. Выберем фотографии, чтобы на них были крупные и мелкие изображения, затем вырежем недостающие детали. Например, у нас есть лица двух подружек, читающих книги. На другой фотографии нам приглянулись телефонный аппарат и настольная лампа, их тоже вырежем по контуру. Положим вырезки на лист бумаги, придумаем сюжет и развитие действия картины. Например: «Подружки собрались провести вечер за чтением интересной книги. Сели на уютный, красивый диванчик. Включили настольную лампу».

Наклеим все на лист бумаги. Простым карандашом к вырезанным портретам дорисуем фигуры подружек, диван, прорисуем детали их одежды. Нарисуем стол, на который поставим телефон и настольную лампу. Черной тушью с тонким пером обведем карандашный рисунок. Все соединения подштрихуем, сделаем постепенный переход от снимка к графическому изображению.

Итог занятия

Организуется выставка в классе. Дети говорят, что нового они узнали на занятии, выражают свое отношение к картинам. Говорят, какие картины им понравились больше и почему.

Ритуал прощания.

КомментарийПером можно дорисовать мелкие детали, некоторые из них заштриховать или залить тушью для тональной «поддержки» темного изображения фотографии. Такой коллаж будет хорошо смотреться в тонкой рамке черного цвета.

ЗАНЯТИЕ 7. «Весна на моей улице!».

Это занятие проводится весной, когда распускаются листья на деревьях, появляются лужи после дождя.

Цель занятия:

- привлечь внимание детей к новому способу аппликации;

- продолжить работу в технике коллажа.

Необходимые материалы: листы белой бумаги или картона, журнальные вырезки с изображением домов, машин, пейзажа, людей; клей, гуашь, кисти, фотографии детей, прямые полоски цветной бумаги — для паспарту.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Педагог-психолог. Здравствуйте, ребята, откройте своитетради и выразите мимическими пиктограммами свое настроение. Покажите их друг другу и скажите, почему у вас такое настроение.

Самостоятельная работа

Педагог-психолог. На улице весна. Мы любуемся голубым небом, отражениям в лужах. Сегодня мы с вами попробуем передать весеннее настроение с помощью коллажа. Выбираем из вырезок дома, из которых можно составить улицы. Рисуем дорогу, располагаем на ней машины. Предметы переднего плана крупнее, поэтому в начале улицы дома больше, чем те, что в глубине нашей картины. Дополним картину мелкими деталями. На вырезанные дома наклеим новые балконы, посадим цветы в горшки, на окна повесим новые занавески, поставим скамейки в аллеи, на небе нарисуем облака. Можно добавить животных, нарисовать деревья. Поместить свою фотографию там, где хочется ребенку. Чтобы коллаж стал необыкновенным, объемным и фактурным, чтобы не были слишком видны резкие границы вырезок, смять бумагу, а затем расправить.

Сделать паспарту для получившейся картины. Дети выбирают понравившийся цвет для паспарту. И с обратной стороны картины наклеивают полоски бумаги, имитируя рамку.

Итог занятия

Ребята выбирают лучшие три картины и говорят, почему именно они понравились. В тетрадях пиктограммой рисуют свое настроение в конце занятия.

Ритуал прощания.

Комментарий. Аппликация-коллаж становится цельной благодаря шершавой поверхности бумаги. Когда мы ее смяли, фактура вышла на первый план, а изображение отошло на второй. Такие картины можно собирать под любое время года.

ЗАНЯТИЕ 8.  «Я и мое увлечение»

Цель и задачи:

- продолжать учить отбирать материал по какому-либо признаку, относящемуся к определенной теме;

- продолжать работу в технике коллажа;

- учить выражать свое «Я»;

- повысить самооценку ребенка.

Необходимые материалы: пустые коробки из под конфет на каждого ребенка, бросовый материал (пузырьки, пустые флаконы, сухие цветы, кусочки ткани, игрушки от киндер-сюрпризов, пуговицы, украшения и др.), клей, скотч, ножницы, журнальные вырезки, фотографии детей, занимающихся в группе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Педагог-психолог.  У каждого из нас есть свои увлечения. Они помогают нам узнать новое и научиться этому. Давайте соберем увлечения. Поделитесь ими друг с другом.

(Ответы детей.)

Самостоятельная работа

На столе лежат вырезки из журналов и газет, различный бросовый материал, фотографии детей, теннисные мячики, погремушки, пустышки, значки и др.

Педагог-психолог.  Сейчас каждый возьмет и положит к себе в коробочку свое увлечение.

Дети выбирают подходящий материал для себя в коробочку.

Затем на дно коробочки дети наклеивают фон (напомните детям, каким он может быть: разноцветным, одноцветным, из ткани, цветной бумаги). На него по центру наклеивают свою фотографию. Затем обрамляют ее предметами, отобранными для коллажа, используя боковые стороны коробочки.

Итог занятия

Получившиеся коллажи вывешиваются в комнате. Каждый ребенок угадывает увлечение своего сверстника. Обсуждение.

Ритуал прощания.

Комментарий. Иногда дети говорят, что они увлекаются не одним делом, и спрашивают, можно ли это показать в своей работе. Нужно постараться направить детей по тому плану, который наметил педагог-психолог. А можно и дать ребенку свободу выбора, но сказать ему, что его картина должна выглядеть красиво и оригинально.

ЗАНЯТИЕ 9. «Путешествие по странам».

Цель и задачи:

- знакомство с новой техникой работы с гуашью - монотипией;

- работа в технике коллажа.

Необходимые материалы: стекло, обработанное на станке и оклеенное изолентой или скотчем, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей ПВА, вырезки из газет и журналов, фотографии детей, занимающихся в группе, карточка с новым словом «монотипия».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Объяснение техники «монотипия»

На стекло наносится гуашевая краска различных цветов. Стекло немного смочено водой, чтобы краски быстро не засыхали. Берется кисть или ложка и на стекло наносится краска — туда, где предположительно будет какой-либо рисунок. Не обязательно все стекло покрывать слоем краски, пусть будут чистые, белые пятна. Краска накладывается быстро, иначе гуашь начнет подсыхать и плохо отпечатается на бумаге. Как только задуманная картина расположилась на стекле, взять лист бумаги и приложить его к стеклу. Аккуратно снять бумагу со стекла -на ней останется отпечаток, который затем можно дорисовать, прорисовать детали.

Если первый отпечаток не устраивает ребенка, можно попробовать накладывать краску на стекло еще и еще. Отпечатки в таком случае получаются рельефными.

Самостоятельная работа

Педагог-психолог. Сегодня, дорогие ребята, мы отправимся в путешествие по странам. Подумайте, куда бы вам хотелось сегодня отправиться. Может, в теплые края, где много солнца, а может, наоборот, на Север, где живут белые медведи и пингвины. А может быть, вы мечтает о море? Или любите ездить на машине? От вашего выбора зависит, какие цвета будут преобладать в вашей работе. На Севере много белого цвета, голубого цвета вода, если это Юг — красный, желтый, зеленый цвета, если море - желтый и голубой и т.д. Накладываем краски на стекло хаотично. А в том, что получится от прикладывания листа бумаги, увидим сюжет нашей картины. Вначале, для получения фона, на влажное стекло большой кистью положим несколько цветов — в зависимости от выбора времени года и того места, где вы хотите побывать. Отпечатываем на бумагу. В получившихся оттисках разглядим покрытые снегом сверкающие горы, луга, озера, асфальтовые дороги, море, джунгли.

(Дети работают.)

Дадим оттиску подсохнуть. А пока подберем те картинки из журналов, которые, по вашему мнению, наиболее подходят к полученному фону. Если на бумаге яркие цвета, то, возможно, это Африка. Сюда подойдут яркие фотографии цветов, пальм, слонов, жирафов. Если отпечаток напоминает морское побережье, то подбираем картинки с людьми в купальниках, с парусниками. И не забудьте обязательно поместить себя туда, где вам будет наиболее комфортно и приятно. Когда краска окончательно высохнет, раскладываем вырезки на листе бумаги. Подвигаем их, чтобы найти наиболее удачную композицию. Все части должны вписываться в наш фон по цвету, величине, форме. Не снимая вырезки с листа, а лишь приподнимая их за края, приклеиваем их к фону.

Итог занятия

Ребята высказывают свою точку зрения по поводу освоения новой техники: понравилось или не понравилось и почему. Картины вывешиваются в классе.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 10. «Тепло моего дома».

Цель и задачи:

- диагностика эмоциональных взаимоотношений в семье;

- развитие навыков конструирования;

- совершенствование мелкой моторики рук.

Необходимые материалы: картон, бумага, цветная ксероксная бумага, клей, кисти, фломастеры, коробки, ножницы, цветная бумага, фотографии родных и близких, а также детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Педагог-психолог.  Дорогие ребята, скажите, пожалуйста, что важно иметь для семьи.

(В ответах детей выделить слово «ДОМ».)

Правильно, самое главное - это дом, где живут мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Сегодня мы с вами будем в роли строителей и попытаемся построить дом для ваших родных и близких.

Самостоятельная работа

Педагог-психолог.  Сейчас, пожалуйста, подумайте, какой бы вы хотели иметь дом. Сколько в нем будет комнат, какая мебель будет стоять в комнатах, какие шторы будут висеть, что вы повесите на стены и постелите на пол.

Перед вами листы бумаги, из которых мы сделаем комнаты. Вы можете выбрать любой цвет для своих комнат. Сколько у вас будет комнат, столько вы должны сделать коробочек.Каждая коробочка - комната. Теперь будем оформлять внутреннее содержание наших комнат. Поставим мебель, технику.

Предметы посуды, мебели, домашних животных можно выполнить в технике оригами, но можно и вырезать из старых журналов.Силуэты мужской и женской фигур можно нарисовать на картоне и использовать как образы мамы, папы, самого ребенка, родных и близких. Нарисовать лицо или приклеить на контур лица фотографии мамы, папы, свою, родных и близких, одеть в одежду, сделать прическу. Поместить героев в комнатах. Из комнат собрать дом.

Итог занятия

Все дома ребята выставляют на большой стол. Выбирают три самых лучших и говорят, почему они им понравились.

Ритуал прощания.

Комментарий. Данное занятие предполагает навыки работы в технике оригами. Два занятия могут быть объединены: на одном дети будут изготавливать фигуры людей, мебель, посуду, домашних животных; на втором - собирать комнаты в большой дом. Строительство дома может быть коллективной работой, где каждый ребенок отвечает за изготовление мебели, домашних животных, посуды, фигур людей. Все зависит от фантазии детей, цели и задач педагога-психолога.

Рекомендуемая литература.

Основная литература.

1.Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике/ Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2019.

Дополнительная литература.

1. Иванова Г.В. Поделки на прогулке. Мастерим себе в удовольствие. - М.: Тригон, 2018;

2. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 2019. - (Внимание: дети!);

3. Красный Ю. Арт-терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2017.

Интернет-источники.

        1.Альманах педагога | Педсовет: «Использование фототерапии при работе с детьми" (almanahpedagoga.ru);

        2.Фототерапия как средство социализации детей с ОВЗ //Психологическая газета (psy.su).