Доклад на XIX областные рождественские образовательные чтения "Александр Невский - символ России"

malgina irina magadan
Александр Невский - ключевая фигура русской истории. "Герой с тысячью лиц, человек многих достоинств и добродетелей, отмеченные Богом..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy_-_simvol_rossii.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мальгина И.Б., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61»

Декабрь 2020

Александр Невский  - символ России.

Александр Невский – ключевая фигура русской истории: победитель шведских, немецких рыцарей, остановивший крестовый поход на Русь, строитель русского национального государства с городом Владимиром как центром, оберегатель Русской вольницы – Новгорода Великого и Пскова, заступник Русского народа от ордынских нашествий, создатель династии московских великих князей и т.п.

Про таких говорят: герой с тысячью лиц, человек многих достоинств и добродетелей, отмеченный Богом. Неудивительно, что Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.

В дальнейшем, на протяжении веков, святого князя Александра Невского прославляли как «Второго Константина» и «Нового Владимира»; ему посвящали храмы, изографы писали иконы. Из-под пера древних книжников явился идеальный образ князя-святого, сына благочестивых и благородных родителей, потомков Владимира Мономаха. Короткая многострадальная жизнь князя Александра – всего 43 года! – пример беззаветного служения Отечеству. С его именем связана Русская идея мира, свободы и справедливости. Говорят, что героями становятся по воле Божьей. Святой Александр Невский и был таким героем, у которого нельзя отделить героическое от человеческого, ангельское подобие от человеческого служения миру, небесное от земного, вечное от временного.

Историки говорят о двух подвигах Невского: во-первых, о подвиге земном, воинском, так как князь и его сподвижники спасли Русскую землю от иноземного порабощения, и, во-вторых, о подвиге духовном, так как земной воитель, ведомый Святой Софией и Святой Троицей, отстоял родную землю, народ и веру православную.

Беспросветна и темна жизнь народа без своего заступника и спасителя, на которого он уповал в трудный час и к кому он возносил мольбу о помощи. Святой князь Александр и был таким заступником, твердо опиравшимся на свой Выбор. А Выбор этот покоился на нравственности народного вождя, глубоко ощущавшего необходимость строжайшей ответственности перед народом.

Так кончина святого князя Александра воспринималась всеми погибель Русской земли, как крушение надежды на обретение сильной государственности на Руси и как упадок этногосударственной Идеи Руси. Это происходило потому, что в самосознании Русского народа изначально жила мечта о светло-светлой и Святой Руси и о светлом житии русичей, свободных и счастливых. Праведный вождь – заступник спасает по воле Божественного Провидения, думали они, и потому надеялись на своего святого князя Александра, сильного и славного своим Выбором.

Его почитали и как заступника, и как идеального князя, и как небесного покровителя, и как представителя «доблего корени благородных Российских самодержцев», и как основателя династии Московских великих князей и царей, и, самое главное, как основоположника альтернативной политики Московского государства XIV – XVII веков, сущность которой состояла в следующем: меч – Западу, мир – Востоку.

Святой князь Александр Невский всей своей праведной жизнью завещал своим потомкам, и прежде всего младшему сыну Даниилу, свою политику, свой Выбор, который был воплощен в жизни и делах великих князей из дома Ивана Калиты.

В XVII веке при царях из дома Романовых, когда наступил расцвет Российского абсолютизма, святой благоверный великий князь Александр Невский стал по праву символом и эмблемой и эмблемой национальной государственности, воплощением  Русской Национальной Идеи.

Императрица Екатерина I по завету Петра учредила в 1725 году орден Святого Александра Невского, которым награждались видные военные и гражданские сановники государства за труды на благо России.

Когда князь Александр Ярославич начинал свой путь княжеского служения Руси в Новгороде и Переяславле-Залесском, то он вел себя в Новгороде как авторитарный князь, не соблюдавший ни общинных принципов, ни у становлений «Русской правды» Ярослава Мудрого (1016). Эта авторитарность упрочилась, когда он стал полновластным великим князем Владимирским и Суздальским в 1252 году. И им был принят новый Азиатский Выбор Руси после побед на Неве и на Чудском озере, после первого путешествия с дипломатической целью в Орду (1246-1247).

Так Александр Невский стал предтечей и основоположником внутренней и внешней политики московских великих князей, которая привела Русь на поле Куликово. Историческая функция «Идеи Александра Невского» сегодня – объединить все здоровые силы нации ради Возрождения России.

Возродится русская история – возродится и город на Неве, а вместе с ним  и Москва, и Новгород, и Владимир, и Нижний Новгород, и другие наши города только вместе с Россией, вобравшей в себя великое достояние всех живших на этой земле русичей. Сегодня историческая память немыслима без Святого Александра Невского, его Идеи, его Выбора! Нет, не погибнут страна и народ, если в нас осталась хотя бы одна животворная частица его вечной памяти.

Славнейшая жизнь и деятельность святого и благоверного заступника вызывали и вызывают восхищение и радость у большинства русских людей.

Общерусский собор в Москве 26 февраля 1547 года официально канонизировал князя-инока как общерусского святого и установил ему церковное празднование 23 ноября. Вскоре, в 1550 году, владимирский инок Михаил составил Житие и Службу святому Александру. В первой Службе святому князю, включенной в служебные минеи, так восхвалялась память о Невском герое:

«Драгоценная отрасль священного корня, блаженный Александр! Тебя явил Христос Русской земле как некое божественное сокровище, как нового чудотворца, преславного и Богоприятного. Ты невидимо посещаешь людей Христовых и щедро подаешь исцеление всем усердно приходящим к тебе и единодушно вопиющим:

Радуйся, столп пресветлый, просвещающий нас свеслостию чудес!

Радуйся, победивший помощью Божией гордого короля!

Радуйся, освободивший город Псков от неверных!

Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!

Радуйся, заступник Русской земли!

Моли Господа, даровавшего тебе благодать сделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение!»

Почитание святого Александра Невского быстро распространяется по всей России. В его честь повсюду строятся великолепные церкви и соборы. Искусные изографы создают его иконные изображения во весь рост в монашеском одеянии. Художники расписывают стены храмов фресками, где среди прочих святых виден Александр Невский, иногда в полный рост. Таково, например изображение святого на столпе Благовещенского храма (1508). Опытные рукодельницы вышивают большие пелены с изображением святого и текстом тропаря в его честь: они служили покровами гробниц.

В русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской  одежде или горностаевой мантии, в броне, с лентой святого Ордена через плечо, в царской короне или шапке из горностаевого меха, с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне реки Невы, Петропавловской крепости, дворцов  Санкт – Петербурга  и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.

В XVIII веке появилось много новых литературных произведений о святом Александре Невском – житий, похвальных слов, служб, стихов, светских жизнеописаний. Первое из них, сочиненное к 30 августа 1724 года, принадлежит перу придворного проповедника, обер-иеромонаха флота Гавриила Бужинского. Особенность этого произведения в том, что оно связало жизнь и славные победы князя Александра с деяниями Петра Великого и с его победой в Северной войне; здесь прославляется Новая Россия и ее столица Петербург, построенный на месте побед святого Александра Невского. Сам Петербург, таким образом, представляется живым продолжением жизни и деятельности Невского героя, предвестника Великой Руси.

Образ Александра Невского нашел отражение в двух мозаичных портретах Невского героя, которые были изготовлены М.В. Ломоносовым в 1757 – 1758 годах на мозаичной фабрике. Великий князь изображен в княжеской шапке с красным верхом, на плечах красная, опушенная горностаем мантия поверх голубовато-серых лат.  Великолепная красная смальта передает бархат княжеской мантии. Все это петровская традиция изображения великого князя как идеального монарха.

В настоящее время эти мозаичные портреты хранятся в Русском музее и Музее М.В. Ломоносова. По поручению императрицы Екатерины II в конце своей жизни М.В. Ломоносов готовил картины для дворца, изображающие судьбоносные события из русской истории. Одна из картин должна была изобразить Ледовое побоище.

В XVIII веке каждый год выходили в свет похвальные слова в честь Александра Невского и церковные проповеди в день его памяти 30 августа. Новые редакции Жития уже не дополнялись легендами о чудесах. В конце XVIII века появились Александро-Невская и старообрядческая редакции Жития, почти каждый год писались иконы и создавались храмы и часовни в его честь  по России повсеместно.

Литература

  1. Бегунов Ю.К. Александр Невский. – М.: Яуза; Эксмо, 2009.
  2. Богданов А. П. Александр Невский. – М.: Вече, 2009.
  3. Васильев Б.Л. Александр Невский. – М: Вагриус, 2006.
  4. Ильин Б.Т. Александр Невский: исторические повести. – Псков: ЛОГОС Плюс, 2014.
  5. Соколов Ю.Ф. Александр Невский – полководец земли русской. – М.:РАУ – Корпорация, 1992.