Доклад на тему: «Врождённый талант или усердный труд: формула успеха в танцевальном искусстве»
Большинство, даже не задумываясь над вопросом, тут же ответит: – «Успеха!».
Действительно, о своей и чужой жизненной деятельности мы обычно судим критериями ее успешности, а в напутственных и поздравительных пожеланиях родным и друзьям обычно не забываем упомянуть это магическое слово, вкладывая в него богатое смысловое содержание. В первую очередь – достижение поставленных целей.
Существует ли универсальная формула успеха и ее действенный алгоритм? Да, существует, и она вовсе не секретна. В обобщенном словесном выражении успех – это возможность максимально реализовать свои возможности и осуществить мечты. Действенный алгоритм – это поэтапное движение вперед, путь к цели, на вехах которого отмечены четкие «зарубки» – символы череды достижений. Они показывают, что мы идем верной дорогой, и получаем удовольствие от того, что наши усилия вознаграждаются результатом, а трудности – посильны. Главным стимулом этого движения является наслаждение жизнью в неразрывном единстве с тем процессом, в котором мы принимаем самое непосредственное участие.
Применима ли эта формула успеха к людям творческого труда, в частности к тем, чья деятельность связана с исполнительским искусством танца? Конечно! Подтверждением тому слова выдающегося хореографа и балетмейстера ХХ века Юрия Григоровича, которые он сказал в интервью газеты «АИФ» в день своего 90-летия: «Свою жизнь я запомнил, как одну нескончаемую работу, полную любви и радости».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vrozhdyonnyy_talant.docx | 511.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Врождённый талант или усердный труд: формула успеха в танцевальном искусстве»
Составитель: педагог
дополнительного образования
Мирошниченко Ирина Владимировна
Магнитогорск 2021г
Большинство, даже не задумываясь над вопросом, тут же ответит: – «Успеха!».
Действительно, о своей и чужой жизненной деятельности мы обычно судим критериями ее успешности, а в напутственных и поздравительных пожеланиях родным и друзьям обычно не забываем упомянуть это магическое слово, вкладывая в него богатое смысловое содержание. В первую очередь – достижение поставленных целей.
Существует ли универсальная формула успеха и ее действенный алгоритм? Да, существует, и она вовсе не секретна. В обобщенном словесном выражении успех – это возможность максимально реализовать свои возможности и осуществить мечты. Действенный алгоритм – это поэтапное движение вперед, путь к цели, на вехах которого отмечены четкие «зарубки» – символы череды достижений. Они показывают, что мы идем верной дорогой, и получаем удовольствие от того, что наши усилия вознаграждаются результатом, а трудности – посильны. Главным стимулом этого движения является наслаждение жизнью в неразрывном единстве с тем процессом, в котором мы принимаем самое непосредственное участие.
Применима ли эта формула успеха к людям творческого труда, в частности к тем, чья деятельность связана с исполнительским искусством танца? Конечно! Подтверждением тому слова выдающегося хореографа и балетмейстера ХХ века Юрия Григоровича, которые он сказал в интервью газеты «АИФ» в день своего 90-летия: «Свою жизнь я запомнил, как одну нескончаемую работу, полную любви и радости».
Успешными не рождаются, успешными – становятся
Мы склонны думать, что очень успешными являются какие-то необыкновенные люди, а их успех является результатом врожденных качеств, которыми обладают лишь единицы. Но это не совсем так. Конечно, личные качества, незаурядный талант танцора имеют огромное значение, но далеко не только они являются решающими факторами его успеха. Есть и другие, не менее важные, и они сугубо индивидуальны. Вот интересные примеры из жизни знаменитых танцовщиков ХХ века.
Рудольф Нуриев (1938-1993). Его называли «богом и неистовым гением танца», хотя большинство критиков утверждают, что технически Нуриев не так хорош, как, например, Михаил Барышников – другой величайший артист балета. Очаровывать зрителей Нуриеву удавалось удивительной харизмой и иступленной эмоциональностью своих выступлений. Студентом Ленинградского художественного училища он стал довольно поздно, в 17-летнем возрасте. Внешность, коренастое телосложение и физические данные юноши не соответствовали в полной мере идеальным представлениям о классическом танцоре. Некоторые технические элементы давались ему настолько трудно, что он с рыданием убегал из класса, но вскоре возвращался и работал над непокорным па до тех пор, пока не начинал исполнять его в совершенстве. Благодаря потрясающей работоспособности и всепоглощающей страсти к танцу Нуриев добился блистательного успеха – стал танцовщиком с мировым именем.
Марис Лиепа (1936-1989). В балетном классе, который будущая мировая звезда балета стал посещать по настоянию родителей, обеспокоенных слабой, худощавой конституцией тела сына, он не отличался особым талантом и желанием заниматься танцами. Гораздо больше ему нравились футбол и другие игровые виды спорта. Все изменилось, когда дело дошло до освоения характерного танца, где требовалась яркая театральность исполнителя. Мальчиком завладела мечта выступать на главной сцене страны – в Большом театре. И эта мечта осуществилась. Невероятная целеустремленность и самодисциплина помогли Марису «вылепить» скульптурное тело балетного артиста, в совершенстве овладеть широтой, пластикой и силой движений. А врожденный артистизм способствовал обретению славы непревзойденного «танцующего актера» балета.
Екатерина Максимова (1939-2009). У прославленной солистки Большого театра, обладающей неподражаемой грацией и сценическим обаянием, было прозвище «Мадам Нет». Когда ей поручали танцевать ведущие сложные партии, она из-за скромности и некоторой неуверенности в себе обычно говорила: «Нет, я не справлюсь». Но в окружении балерины всегда находились люди, которые помогали ей поверить в себя, и ученица Галины Улановой являла на сцене нечто шедевральное. Незыблемое жизненное кредо самой Максимовой: «Неважно, где и что танцевать – важно танцевать» – проявлялось в каждом ее выступлении, на любой сцене, и какую бы роль в спектакле она ни исполняла.
Серж Лифарь (Сергей Михайлович Лифарь) (1905-1986). Известен как один из выдающихся танцоров и балетмейстеров ХХ столетия. Самоотверженный труд, фанатичная любовь к танцу сделали из скромного юноши, в 17 лет впервые пришедшего в танцевальный класс, первого солиста «Русского балета», основателем которого был гениальный антрепренер и реформатор театрального искусства Сергей Дягилев.Впоследствии, работая в Парижской «Гранд-Опера», Лифарь уже сам воспитал 11 звезд балета.
Донни Бернс (р.1959). Шотландский исполнитель латинских танцев. Начав заниматься хореографией в детском возрасте, ему не раз доводилось отстаивать свое достоинство в драках со сверстниками, жестоко дразнившими его за увлечение танцами. Участвуя в любительских танцевальных конкурсах, он смог подняться до профессионала мирового уровня и стать 11-кратным чемпионом международных турниров по латиноамериканским танцам. В течение почти 20 лет непрерывного соревновательного процесса он был непобедимым, и его достижение записано в Книгу мировых рекордов Гиннесса.
Наиболее важные составляющие формулы успеха танцора
Приведенных примеров достаточно, чтобы определить наиболее важные составляющие успеха в исполнительском искусстве танца. Кроме врожденных способностей (не они играют главенствующую роль), это:
- всепоглощающая страсть к танцу;
- упорство для достижения должных физических качеств и овладения совершенной танцевальной техникой;
- великолепный артистизм, позволяющий «держать зал»;
- несокрушимый характер, дающий силы на самодисциплину и преодоление трудностей на пути к заветной цели.
Формула успеха от Sound’s Life
Участие в конкурсах. Если относиться к ним с пониманием (знать ответы на вопросы: «Когда? Где? Зачем?»), то это поможет шаг за шагом продвигаться к желаемой цели – успеху. Он приходит с опытом и со временем. Рудольф Нуриев говорил: «Надо испытывать себя, даже с риском ошибиться. Любой опыт благотворен, удачный или не очень». Это кредо мировая знаменитость применял к себе лично, как никто другой. Ведь зачастую вероятность успеха определяется компромиссным балансом между двумя конкурирующими требованиями: быть оригинальным (чтобы заметили, выделили) и быть традиционным (чтобы поняли). Борьба между этими двумя факторами является причиной взлетов и падений.
Трудолюбие, терпение и настойчивость. Никто никогда не может стать успешным в одночасье. Большинство талантливых и трудолюбивых танцоров не могут достичь желаемых высот из-за недостатка терпения, из-за сильного желания иметь «здесь, сейчас, все и сразу». Должны быть базовые наработки, с которыми стартовать легче и, самое главное, стремление развиваться, умение извлекать уроки из ошибок и неудач.
Не бояться конкуренции. Страх оказаться слабее других конкурсантов – препятствие на пути к успеху. И здесь требуется поменять само отношение к конкуренции. Побеждать будет тот, кто способен как губка впитывать лучшее из своего окружения, учиться на примерах лидеров, и как Марис Лиепа соперничать с самим собой, с собственными возможностями. Ведь если смотреть на себя с точки зрения «маленького человека», успешности не добьешься.
Ясная цель и мотивация. «Всегда найдется тот, кто выступит лучше». Эта мысль ни в коем случае не должна подавлять, наоборот, она должна стимулировать заниматься любимым делом больше и качественнее других. Обобщенные, неясные представления о таких разных понятиях, как «успех» и «удача» только путают и сталкивают с правильного пути. Успех не случайность, а результат последовательного, целевого процесса, который требует действий. Всегда. Цели без процесса – просто необоснованные мечты.
И, конечно же, успех приходит к тем, кто не останавливается на достигнутом.