Конспект классного часа на тему: «Чтим подвиг неизвестного солдата. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» г.Заводоуковск

Любовь Кокшарова

Конспект классного часа на тему: «Чтим подвиг неизвестного солдата. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» г. Заводоуковск

Данный материал подойдят для учащихся 1-11 класса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Падунская средняя общеобразовательная школа

имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е. Хребтова,

филиал Муниципального автономного общеобразовательного

учреждения Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №4

имени Заслуженного учителя РСФСР,

Почетного гражданина г.Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

(Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ№4»)

Конспект классного часа на тему:

«Чтим подвиг неизвестного солдата. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Методическую разработку выполнила

Учитель начальных классов

Падунской СОШ, филиала МАОУ «СОШ№4» с. Падун

Кокшарова Любовь Олеговна

с. Падун

2020 год

Конспект  урока

Тема урока

Чтим подвиг неизвестного солдата. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.

Класс

Тип урока

Урок памяти.

Цель

Формирование чувства патриотизма, уважения к ветеранам ВОВ, к истории своей страны

Задачи

Образовательные задачи:

  • Показать важность подвига по защите Родины для каждого человека.
  • Расширение и углубление знаний учащихся об истории ВОВ, способность сопереживать другим людям.                                                    
  • Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного.
  • Развитие памяти, внимания, речь, мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание активной гражданской и патриотической позиции учащихся.
  •  Воспитание коллективизма и толерантности.

Средства воспитания

Слово, наглядность, аудио.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация.

Формируемые УУД

Предметные:

  • преобразовывать полученную информацию;
  • систематизировать факты и явления;
  • определять причины явлений, событий.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация, эксперимент);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Личностные:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

           быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять      

           готовность к их обсуждению. 

 

Ход урока

Этап урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Здравствуйте, ребята!

Сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать с чтения отрывка из стихотворения Натальи Розбицкой о достойных гражданах своей страны, послушайте его, пожалуйста:

Нам победа досталась великой ценой, 
Сколько наших солдат не вернулось! 
Всех живущих на свете в то время людей 
Это страшное горе коснулось. 

Стиснув зубы, солдат шел в атаку вперед, 
За спиной слышны раненых стоны, 
Знал: за ним беззащитных детей и старух 
Были тысячи и миллионы. 

Было жутко: смерть, страх, 
И любимым друзьям похоронки, 
Но он выстоял всё и в великих боях 
Не стоял безучастно в сторонке. 

Не жалея себя, смело к цели шагал, 
Пули, танков и бомб не страшился. 
Про таких говорят: «Этот парень – смельчак 
Стопроцентно в «рубашке» родился!» 

Не черствела его нараспашку душа. 
Перед боем семью вспоминая, 
Думал: «Только не их, пусть уж лучше меня 
Встретит глупая пуля шальная». 

Потеряв всех друзей, до Берлина дошел, 
Красный флаг водрузил на Рейхстаге. 
Так хотелось о том старшине рассказать, 
Жаль, в живых не осталось бедняги. 

Полегло их немало в жестоких боях, 
Жизнь земную от зла защищая… 
Сам Господь, уважая солдат, ожидал 
Встречи с ними пред вратами рая. 

О, великий солдат! Будет помнить тебя 
Всё живое с рожденья до тризны, 
За победу здоровье и жизнь ты отдал, 
Но фашистам не отдал Отчизны!

- Какое впечатление произвело на вас это произведение? Что вы почувствовали?

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение.

Высказывают свое мнение.

Постановка темы и цели урока

- Ребята, с какими историческими событиями связано это стихотворение?

-Какой образ главный в этом стихотворении?

-О каком памятном дне упоминается в этом стихотворении?

-Предположите, чему будет посвящено наше занятие?

-Сегодня мы вспомним события Великой Отечественной войны и поговорим о новом памятном дне, связанном с этими событиям, который был утвержден совсем недавно – в октябре 2014 года.

-Может, кто-нибудь знает, как он называется?

-Этот день был назван «День неизвестного солдата».

-Предположите, что нового мы сегодня узнаём?

Отвечают

Анализируют

Предполагают

Рассуждают

Основная часть

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

Мы очень счастливые люди. Мы не знаем ужасов войны. Война - это страшно, это кровь, муки, смерть. И через все это прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Каждый восьмой житель нашей страны погиб в Великой Отечественной Войне. В местах, где проходили боевые действия, находится большое   количество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному солдату. И эти места священны для нашего народа. 

В нашей стране в каждой области, в каждом крае изданы « Книги памяти» с именами солдат, воевавших с фашистскими захватчиками. Есть такая книга и в Тюменской области.

Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано — «пропал без вести». Далеко не у всех тех, кто числится убитым, указано место захоронения. Эти бойцы и командиры Советской Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне. Сейчас лишь очень немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удаётся вернуть имена. Остальные так и остаются «Неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны.         

                                 Этой книге не нужен сюжет.

                                 Эту книгу писала война.

                                 В этой книге не спрятан секрет.

                                 В этой книге живут имена…

                                 Этой книге не будет конца,

                                 В ней покоятся доблесть и честь.

                                 В этой книге не бьются сердца,

                                 Эту книгу ты должен прочесть!

По всей России, где шли бои с фашистами, находят могилы неизвестных солдат. Они в поле, в лесу, в маленьких хуторах и в больших населенных пунктах. Впоследствии на месте некоторых захоронений появились скромные обелиски. Эдуард  Асадов написал стихотворение

Могила Неизвестного солдата

Могила Неизвестного солдата!

О, сколько их от Волги до Карпат!

В дыму сражений вырытых когда-то

Сапёрными лопатами солдат.

Зеленый горький холмик у дороги,

В котором навсегда погребены

Мечты, надежды, думы и тревоги

Безвестного защитника страны.

Кто был в боях и знает край передний,

Кто на войне товарища терял,

Тот боль и ярость полностью познал,

Когда копал «окоп» ему последний.

За маршем – марш, за боем – новый бой!

Когда же было строить обелиски?!

Доска да карандашные огрызки,

Ведь вот и все, что было под рукой!

Последний "послужной листок" солдата:

"Иван Фомин", и больше ничего.

А чуть пониже две коротких даты

Рождения и гибели его.

Но две недели ливневых дождей,

И остается только темно-серый

Кусок промокшей, вздувшейся фанеры,

И никакой фамилии на ней.

За сотни вёрст сражаются ребята.

А здесь, от речки в двадцати шагах,

Зеленый холмик в полевых цветах –

Могила Неизвестного солдата...

Эдуард Асадов в 18 лет ушёл добровольцем на фронт. В  1944 году в боях за Севастополь  получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице. Будучи слепым, он окончил литературный институт и стал известным писателем и поэтом. Он написал  много произведений о войне, о любви, о чести. Мы поговорим с библиотекарем школы, и вы в кружке «Живое слово» шире познакомитесь с биографией и творчеством Э.Асадова.

А почему решено было отмечать эту памятную дату  3 декабря?

3 декабря 1941 года произошёл первый крупный разгром немецких войск под Москвой. Этот  разгром  стал переломным моментом в войне. Наша Армия перешла в наступление. Через 25 лет - 3 декабря 1966 года прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы и торжественно захоронен в Александровском саду в Москве. А ещё через полгода   8 мая 1967 года на месте захоронения открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата».

Почти в каждую семью пришла беда, погиб или отец, или сын, или дочь, или дед. Мне повезло – оба мои деда вернулись с войны. Только один пришёл с пулей под сердцем, а другой без руки.

Послушайте, что мне говорила моя бабушка.                              

«Своего дедушку я видела только на единственной фотографии. Бабушка рассказывала, что он был замечательным человеком, показывала и читала его письма с фронта. Показывала и извещение «Пропал без вести». Где похоронен, наша семья не знает. Это очень больно, когда не можешь проведать могилу. Вместе с бабушкой и мамой я ходила к обелиску, который находился в центре нашего села. На нём не было ни единой фамилии, но этот памятник был для людей родной. Сельские жители ухаживали за ним. Бабушка надеялась, что, возможно, где-то далеко, где покоится дедушка, кто-то также ухаживает.

9 мая всё село собиралось почтить память павших героев. Помню: плакали люди. Это были материнские слезы, слезы несбывшихся надежд, слезы благодарности.

И всё же победу ковали не только солдаты, но и огромное  количество тружеников тыла. Мы живём в славном городе Заводоуковске, в котором есть памятники и мемориалы, которые вы все видели, но не каждый знает историю… 

  1. Памятник труженикам села.

Скульптурная композиция установлена в 2010 году. Она представляет собой фигуру механизатора и его маленького сына, идущих по полю и любующихся спелой пшеницей. Это первый памятник крестьянскому труду в Тюменской области.

  • 2. Мемориал землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Центральная площадь и мемориал Отечественной войны – сердце города Заводоуковска. Первые постройки на этом месте появились в мае 1910-го, когда началось строительство железной дороги Тюмень – Омск.

В 1939 году станция Заводоуковская и село Заводоуковское объединились в посёлок. Но практически сразу началась Великая Отечественная война, и привокзальная площадь стала местом встреч и расставаний. Отсюда наши земляки уходили на фронт, сюда в мае 45-го возвращались победители. И когда в 1982 году решился вопрос создании мемориального комплекса, местом для его постройки избрали именно Привокзальную площадь.

Автором проекта первого памятника (солдат) стал местный художник Н.К. Горбачёв. Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1985 года. Солдат, который прощается со своей матерью на привокзальной площади, олицетворяет память о воинах, погибших в боях за Родину, а также о тех, кто ждал их дома. Ждал и не дождался…

Это декоративная композиция высотой 3 метра. На мемориале высечена надпись: «Слава им, павшим за нас! Они всегда с нами в делах, в жизни, в мечтах»!

За прошедшие годы Привокзальную площадь украсили плиты с именами погибших на фронтах земляков, Вечный Огонь и рельефные портреты заводоуковцев – Героев Советского Союза.

Слушают, рассматривают презентацию, воспринимаю материал.

Итог урока

СЛАЙД 8

Есть такие слова.

Стоит им прозвучать, и люди целой страны оставляют свои дела ради одного общего дела. Эти слова: «Отечество в опасности». «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!» - такая песня звучала, когда началась война. Призыв «Отечество в опасности» был брошен 22 июня 1941 года. Мирный труд советских людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. Более 26 миллионов советских людей погибло в той страшной войне – это значит, каждый седьмой житель нашей страны пал смертью храбрых.

За последние полвека многие неизвестные солдаты стали известными. Однако многие солдаты остаются лежать погребенными в братских могилах, в могилах без опознавательных знаков. Но это не значит, что мы их не должны помнить, а совсем, наоборот, ведь эти люди – безымянные герои.

Слушают, высказывают свое мнение, задают вопросы, подводят итог урока.

Рефлексия

СЛАЙД 9

Давайте почтим память неизвестных солдат минутой молчания.

Встают на минуту молчания.