«Семейная прогулка в парк»

Федорова Валентина Владимировна

Инновационные методы и технологии освоения дошкольником

культурного наследия: реализация ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.v.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Институт общего образования

Кафедра культурологического образования

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

 

«Инновационные методы и технологии освоения дошкольником

культурного наследия: реализация ФГОС»

 

 Группа 2.9.Г.3

Выпускная аттестационная работа

«Семейная прогулка в парк».

 

 

                                                                                                         Выполнила :

Федорова Валентина Владимировна                                                                                      

ГБДОУ детский сад № 2 Колпинского  района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2021 год

Пояснительная записка.

Актуальность

«Любовь к родному городу, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем».

Д.С. Лихачёв

Идея работы

Создание условий для осознания дошкольниками их места проживания в культурно-историческом контексте.

Цель

Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников к различным формам сохранения памяти о прошлом нашего района.

Задачи

  • Создать условия для развития умения ориентироваться в пространстве с помощью организации совместных путешествий с родителями.
  • Расширить знания детей о названиях улиц нашего района.
  • Создать условия для развития и закрепления умения ориентироваться по карте-схеме.

Адресная группа

Воспитанники старшей группы  совместно с родителями.

Связь с образовательной программой ДОУ.

Проект проходит в рамках образовательной деятельности в соответствии с рабочими программами воспитателей старшей группы.

Содержание культурно-образовательной практики

Предварительная работа.

  • Работа по ориентировке в пространстве по картам-схемам на территории детского сада, поиски объектов по онлайн картам.
  • Обсуждение темы «улица», зачем нужны названия.
  • Знакомство с достопримечательностями Колпинского района (памятниками), различными формами сохранения памяти.

Особенности организации практики.

Практика проводилась с одной подгруппой воспитанников старшей  группы (8-10 человек).  На некоторых этапах практика проходила в городском пространстве с участием родителей.

Необходимое оборудование и материалы.

Экран, проектор, ноутбук, письма с посланием.

Ход реализации самой практики.

I этап

Педагог спрашивает у детей, знают ли они как называется улица, на которой находится их детский сад. Педагог задает детям вопрос как можно узнать (где увидеть, посмотреть, найти) адрес нашего детского сада. Педагог обобщает ответы детей и помогает им сделать следующий вывод: адресные таблички, карты, навигаторы. Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране онлайн карту (вид на детский сад) с панорамой улиц. Детям предлагается рассмотреть название улицы на карте, затем с помощью функции панорамы приблизиться и рассмотреть адресные таблички на домах.

После чего, детям задается вопрос как улица получила свое название, что бы оно могло означать. Педагог предлагает детям послушать историю названия улицы Заводской проспект. Педагог помогает детям прийти к выводу: название улицы, как форма сохранения памяти.

В конце занятия детям вручается конверт с посланием для родителей.

II этап

Послание для родителей: «Уважаемые родители! Просим Вас рассказать своему ребёнку про название улицы, на которой он живет (только про улицу!). Во время совместных прогулок найти адресную табличку на вашем доме (сфотографировать ребёнка на её фоне). Попробуйте вместе с ребенком рассмотреть карту (на телефоне, компьютере, распечатанную) и найти на ней вашу улицу и дом».

III этап

Педагог спрашивает у детей на каких улицах они живут. Предлагает детям по очереди рассказать о названии своей улицы, его истории. С помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране онлайн карту с видом на наш район и вместе с детьми находит названные улиц. Педагог спрашивает у детей далеко ли они живут от детского сада и друг от друга по сравнению с масштабом города (отдаляясь на онлайн карте). После чего обобщает ответы детей и помогает им сделать следующий вывод: место жительство ребят и детский сад находятся в одном районе.

В конце занятия детям вручается конверт с посланием для родителей.

IV этап

Послание для родителей:

«Уважаемые родители!

Предлагаем Вам с детьми совершить интересное путешествие под названием

«Иди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что!». Для ребенка это

путешествие должно стать открытием, находкой. Заранее ничего не говорите

и не рассказывайте.

Для начала, ребёнок сам должен ответить на 4 заданных Вами вопроса:

  1. Что ты здесь видишь?
  2. Какое это место (какой это памятник?)
  3. Почему ты так думаешь?
  4. Придумай свое название.

После этого можете ответить ребёнку на его вопросы.

Сфотографируйтесь, пожалуйста, около найденного объекта.

А чтобы понять куда идти и что искать на обратной стороне расположены карты-подсказки.

Желаем приятного путешествия!»

На обратной стороне листа предложено 3 карты с обозначенными на них точками (объектами поиска).

V этап

Педагог спрашивает у детей, удалось ли им отправиться с родителями на поиски загаданного и что они нашли. Дети, посетившие предлагаемые объекты, рассказывают, что они увидели, какое оно (он, они). Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране места, которые посетили ребята вместе с родителями.

Объекты, в которых сохраняется память о прошлом нашего района. Эта память сохраняется в разных формах.

  1. Памятник А.Д.Меньшикову на берегу реки Ижора.

      Ижорские земли царь Петр первый  подарил  А.Д.Меньшикову.

  1. Мемориал защитникам колпинских рубежей в годы Великой  Отечественной войны. Бульвар Свободы.

VI этап

Создание макета карты (педагогом) с обозначенными улицами и объектами культурного наследия уже знакомыми детям. Карта с QR-кодами, в которых зашифрованы ссылки на фото\видео детей, находящихся на соответствующих адресах. Вспоминаем с чем связаны все предложенные объекты и названия улиц. После обсуждения задается вопрос: «Как вы думаете, что было раньше на территории нашего района?» Педагог помогает детям прийти к выводу: «Именно на территории современного Приморского района зарождалась российская авиация. Мечта о полете воплотилась в самых первых самолетах и изобретениях, великие авиаторы и конструкторы связали свою жизнь с Комендантским аэродромом. И пусть он не сохранился, мы чтим страницы авиационной истории нашего района»

3.4. Итоги апробации практики.

Данная практика помогла создать условия для осознания дошкольниками их места проживания в культурно-историческом контексте.

Трудности, риски:

  • работа с родителями (не все откликнулись на конверты с посланием или не сразу).
  • практика проводилась в конце учебного года, одновременно с выпускными праздниками воспитанников подготовительной группы, после которых многие дети стали посещать детский сад редко. В связи с этим с каждым этапом участников становилось меньше или они были вовлечены в процесс не с самого начала.

Удачи:

  • Дети  с большим интересом рассказывали о своих улицах и об объектах, которые они посетили вместе с родителями;
  • Дети задавали вопросы друг другу, педагогам, родителям по поводу названия улиц в нашем районе и почему здесь установили эти памятники.

По результатам апробации практики можно сделать следующие выводы:

  • проводить данную практику не в самом конце учебного года;
  • проводить данную практику одновременно с несколькими подгруппами.

Решение поставленных задач и интерес, с которым дети их выполняли, указывает на то, что данную работу можно и нужно  практиковать с учетом выявленных трудностей и рисков.