Влияние организации досуга на формирование ценностей детей и подростков: опыт структурного подразделения «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Громова (Куцак) Марина Сергеевна

Современный мир неудержимый, постоянно меняющийся, требующий лабильности и гибкости от каждого из нас. Сегодня, как никогда раньше чувствуется разница поколений, можно говорить о цифровизации, глобализации, можно о теории поколений и поколении Z, но суть остается одна – происходит кардинальное изменения старых традиций и зарождение новых.

Сегодня дети, подростки и молодежь больше склонны доверять Гуглу и блогерам, чем учителям или родителям. Информационное поле, в котором мы все живем огромно. Базовые ценности, которые были незыблемы, сейчас подвергаются критике и нигилизму. Именно поэтому сегодня, как никогда раньше перед педагогами стоит важнейшая задача поиска и внедрения в работу новых форм организации воспитательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lsit.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья от СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» для публикации в сборнике актуальных практик и технологий работы с подростками и молодежью по итогам конференции «Молодежь: ценностные миры»

Название статьи: Влияние организации досуга на формирование ценностей детей и подростков: опыт структурного подразделения «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Сведение об авторе: Громова Марина Сергеевна, психолог, медиатор, заведующая Структурным подразделением «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Аннотация

Ключевые слова: молодежь, досуг, профилактика, интерактивность, волонтер, доброволец, дети-сироты

Текст статьи:

Современный мир неудержимый, постоянно меняющийся, требующий лабильности и гибкости от каждого из нас. Сегодня, как никогда раньше чувствуется разница поколений, можно говорить о цифровизации, глобализации, можно о теории поколений и поколении Z, но суть остается одна – происходит кардинальное изменения старых традиций и зарождение новых.

Сегодня дети, подростки и молодежь больше склонны доверять Гуглу и блогерам, чем учителям или родителям. Информационное поле, в котором мы все живем огромно. Базовые ценности, которые были незыблемы, сейчас подвергаются критике и нигилизму. Именно поэтому сегодня, как никогда раньше перед педагогами стоит важнейшая задача поиска и внедрения в работу новых форм организации воспитательного процесса. И не последнюю роль в этом играют вопросы организации досуга. Ценность и важность организации досуга осознали еще во времена Античности. Еще Фукидид писал, что досуг необходим для отдыха души от труда.

Словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяет досуг как «сферу свободного от учения и работы времени». Если проанализировать все определения, то можно выделить следующие обобщения: досуг – это:

  • время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
  • свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личностных потребностей и стремлений;
  • часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

Проблема свободного времени детей, подростков и молодежи волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания. Несмотря на всё богатство теоретических материалов, системных исследований, посвященных рассмотрению культурно – досуговой деятельности как средства развития социальной активности, проблема досуга остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени  и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам и асоциальному поведению. 

На улице всегда найдется заинтересованное лицо, которое будет использовать ребенка в своих целях. Практически у каждого ребенка есть мобильный телефон, компьютер или телевизор. Красиво и красочно упакованная информация, удовлетворяющая все базовые потребности, является очень привлекательной и затягивающей. А с другой стороны, современные подростки и молодежь при засилии информации и возможностей, все больше и больше не имеют навыков самоорганизации, им все чаще и чаще становится скучно. Именно скука часто является первым толчком к аддиктивному, девиантному и делинкветному поведению

Недостатки в организации свободного времени в определенной мере объясняют и негативные явления в подростковой среде, с которыми мы сегодня столкнулись: наркомания, токсикомания, асоциальные неформальные объединения, интернет зависимость и т.д. Плохая организация досуга подростков приводит к росту преступности среди несовершеннолетних. Так, К.Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность». Научное обоснование досуговой деятельности, как одного из ведущих видов деятельности. наряду с игровой, экспериментированием, учебной, общением, трудовой, впервые было сделано В.А. Воловиком (1984, 1998). 

По содержанию досуг детей, подростков и молодежи необходимо подразделить на ряд групп (Шмаков С.А.).

  1. Восстановление различных сил ребенка (спорт, двигательная активность).
  2. Повышением эрудиции, приобщение к духовным ценностям (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
  3. Развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность.
  4. Реализация потребности в общении (танцы, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки).
  5. Целенаправленная творческая активность детей (конкурсы, туристические походы, добровольчество).

И это лишь малая часть, которую можно систематизировать и сгруппировать. Содержание досуга многолико, как и многолики человеческие интересы и увлечения. В работе с подрастающим поколением важно понять и принять их желания, создать благоприятные условия для реализации и творческого воплощения многообразных их интересов.

Организация досуговой деятельности требует от педагога творческого моделирования различных методов воспитания и обучения детей. Выбор методов зависит от содержания досуговой деятельности, от возраста воспитуемых, от используемой формы организации досуга.

Мы – педагоги и воспитатели должны все дальше и дальше уходить от таких понятий, как «традиционно». Сегодняшний мир диктует нам новые правила игры, которые гласят: «Если вы что-то придумали, и оно работает, поздравляю – оно уже устарело». Педагоги при планировании воспитательных и досуговых мероприятий должны, в первую очередь, отталкиваться от интересов и запросов целевой аудитории. Мы уже не может быть «на шаг впереди», сейчас наша задача – не отставать. Так, одной из приоритетных задач педагогического сообщества становится разработка и обмен опытом в вопросах форм и методов работы.

В педагогике существует множество определений и классификаций методов обучения и воспитания. К данной проблеме обращались многие ученые. Начиная с Я.А. Коменского, в педагогике принято, что методы должны согласовываться с целью, закономерностями и принципами обучения и воспитания. Метод (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания и обучения. Методы воспитания и обучения являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов педагогического процесса.

Рассматривая сущность понятия «метод», ученые (А.С. Макаренко, Ю.К.Бабанский, Н.Е. Щуркова, и др.) определяли его как способ познания мира (в аспекте обучения) и воздействия на личность воспитуемого (в аспекте воспитания). С.А. Шмаков методы досуговой педагогики определяет как путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы — это совокупность приемов (технологических частей) и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Каждый метод реализуется по-разному, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

В организации досуга ребенка С.А. Шмаков выделяет следующие методы сотрудничества и сотворчества с детьми:

  • игровые;
  • методы театрализации;
  • соревновательные;
  • методы сотрудничества;
  • методы воспитывающих ситуаций;
  • импровизации.

В своей работе коллектив СПб ГБПОУ ЛСИТ ориентируется на комплексность подхода, разработку и внедрение интерактивных игровых методов организации досуга.

Главный трюк, который дает нам игра – это то, что пока дети играют, они не понимают, что происходит процесс обучения. Стираются границы, снижается уровень сопротивления.

«К концу нашего столетия, — считает Ш. Амонашвили, — целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения». Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников ("третий лишний", "ручеек", "садовник", "колечко" и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес" и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры "проявляют" физические способности: ловкость, силу, координацию и т. д.

Игры – это бесконечный конструкт для творчества, развития и досуга. Игра — это занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга и для развлечения.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности, в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть». То есть цель игры заключается в ней самой, а ее «продуктом» является удовольствие, наслаждение. В этом основное значение игры в жизнедеятельности современного человека

Игра выполняет следующие функции:

— развлекательную;

— коммуникативную (освоение общения);

— самореализации (игра — способ приобретения опыта и практики);

— терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

— диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание);

— коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

— межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

В нашем учебном заведении студенческий досуг одна из важнейших частей воспитательной работы. Воспитательной работой занимается весь педагогический коллектив лицея: от уборщицы до директора. Конечно, это немного утрировано, но только совместными, коллегиальными усилиями всего преподавательского состава можно действительно добиваться значимых результатов. Организация культурно-досуговой деятельности включает комплекс мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно — оздоровительного. Мы постоянно в поиске новых и удержании «старых» партнеров из государственных организаций и НКО.

Планируя и разрабатывая мероприятия, мы всегда руководствуемся принципом смысловой нагрузки и соответствия воспитательным целям: расширение кругозора в области получаемой специальности, развитие духа соревнования, воспитание эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни, развитие чувства юмора, познавательной активности, формировании ценностей гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности, патриотизма и многих других.

В СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» действует Отделение дополнительного образования, где каждый обучающийся может найти себе занятия по душе – от вокала и живописи, до участия в социальных и военно-исторических объединениях.

Отдельное, повышенное внимание уделяется спорту и формированию ценности здоровья – систематические чемпионаты по футболу, настольному теннису, волейболу, спартакиады и спортивные игры.

Досуговая деятельность построена по принципу: комплексности и системности, с одной стороны, и гибкости и лабильности, с другой.

Структурное подразделение «Детский дом», где на сегодняшний день проживают 60 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организует досуговую деятельность на постоянной, ежедневной основе. Каждый день для воспитанников проходят разные мероприятия, с учетом их интересов и возможностей.

В своей работе наше учреждение придерживается мнения, что одной из главных задач – это раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника.

Мы строим свою работу на основании требований, которым должно соответствовать любое досуговое дело:

  • ориентир на всех ребят и на каждого воспитанника
  • содержание должно быть интересно всем (выбор разных ролей и поручений);
  • творческий потенциал дела, питающий импровизацию, экспромт, свободу действий;
  • пропорциональность частей проводимого дела, точный регламент, соответствующий возрасту;
  • соотношение обязательного и добровольного;
  • широкое поле творческого общения, самовыражения, самореабилитации;
  • единство формы и содержания, духовная, гуманная основа сотворчества и сотрудничества.

В своей работе по организации досуга воспитанников мы используем интерактивные, игровые, прикладные технологии, АРТ-методы, технологии организации массовых действий.

Особое внимание мы уделяем вопросам включения обучающихся и воспитанников на этапе планирования и разработки мероприятий. Принцип «участия детей» - ничего для нас без нас. На базе учебной площадки действует студенческий совет, а на базе СП «Детский дом» - совет «Детского дома».

Классическими формами работы для нас стали – квесты, станционные игры, дискуссионные клубы, флешмобы, вечера настольных и ролевых игр, тематические концерты, викторины, спортивные соревнования, социальные спектакли, интерактивные профилактические уроки.

Конечно, привлечь современную молодежь к участию в мероприятиях – это сложная задача, но посильная и очень творческая для педагогов и воспитателей.

Свободное время — это время для наслаждений, развития духовной сферы, время свободного творчества. Вместе с трудом оно образует единый жизненный путь человека, наполняет его смыслом и перспективой, это величайшее благо и распорядиться им надо с умом, пользой и удовольствием.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научить подростков умениям и навыкам самоорганизации – актуальная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Для того чтобы деятельность детей и подростков во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. В современных, меняющихся социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно, систематично и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени подростков. Существенно расширять обыденные направления и формы, а также технологии и методы работы с детьми и подростками во вне учебное время.

При содержательном досуге (развлечения, общение, игра, активный отдых, спорт и т. п.) человек восстанавливает физические силы и психическую энергию, которые ежедневно поглощаются трудом и другими неотложными занятиями. Более возвышенная деятельность в сфере свободного времени непосредственно связана с совершенствованием личности, раскрытием и развитием способностей и дарований, которыми обладает каждый человек. Следовательно, если каждый человек будет разумно использовать своё свободное время, то оно превратится в подлинное богатство, поможет ему стать высокообразованной, высококультурной и физически совершенной личностью. А наша задача, как педагогов – научить и увлечь наших воспитанников, расширить картину их мира и научить весело и с пользой проводить свободное время.

В целом можно заключить, что эффективная организация досуговой деятельности предоставляет возможность самовыражения и самоутверждения, активного проявления творческих способностей, способствует развитию личности.

Библиографический список:

  • Андреева, А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков / А. А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3.
  • Басилая А. А. Особенности досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночных отношений. — Ек., 1999. — 15 с.
  • Бочарова Н.И. , Тихонова О.Г. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПО 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим отделом среднего профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru Москва Юрайт 2018
  • Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик.- М.: МПСИ Флинта, 2008. — 232 с. 2.     
  • Выготский, Л. С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2008. -342 с. 5.     
  • Гальченко, А. Б. О типологии досуговых программ и не только/ А. Б. Гальченко. — М.: Знание, 2012. — 320с.
  • Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности [Текст]: учебно-метод. пособие / О. С. Гребенюк. — Калининград: Просвещение, 2009. — 126 с.
  • Гридчин, М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь [Текст]/ М. М. Гридчин // Власть. — 2012. — № 9.- 18 с. 3.     
  • Гумерова, А. М. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи / А. М. Гумерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 515-516.
  • Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников: учебное пособие / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 2009. — 280 с. 6.     
  • Шепель В. М. Воспитание личности. — М. 1991. — С. 36 Вальтер М. А. Культурно-досуговая деятельность и её влияние на формирование личности студента. — Барнаул: Издательство Алтайского политехнического колледжа, 2002. — С. 11.