Методическая разработка комплексного библиотечного мероприятия "Эстафета - стена Памяти"

Никифорова Светлана Астафиевна

Методическая разработка комплексного мероприятия «Эстафета - стена Памяти» составлена на основе документов о Великой Отечественной войне, архивных семейных материалов, сюжетов видеосъемки, подготовленных обучающимися образовательного учреждения, а также книжно-иллюстративного фонда библиотеки колледжа.

В данном пособии представлен материал о сражениях Великой Отечественной войны, героях-земляках, памятниках героям - землякам, расположенных на территории города Москвы (Тимирязевский район).

Предлагаемая методическая разработка представляет интерес для воспитательного отдела образовательной организации системы СПО, работающего с контингентом от 15 лет до 21 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК№1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комплексного библиотечного мероприятия по теме:

"Эстафета – стена Памяти»

к 76-летию со Дня Победы

2021 год


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        2

ВВЕДЕНИЕ        3

1.        МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК        5

1.1        Междисциплинарные связи        6

1.2        Комплекс библиотечных мероприятий «Эстафета – стена Памяти»        7

1.3 Выставка – инсталляция «От весны до весны…целая жизнь»        8

1.4 Экскурсия в Музей военной формы        11

1.5 Патроната памятника воинам-тимирязевцам        14

1.6 Торжественная линейка с флешмобом «Эстафета - стена Памяти»        16

2.        ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК        18

2.1 Сценарий проведения выставки-инсталляции «От весны до весны…целая жизнь!»        19

2.2 Сценарий экскурсии в Музей военной формы        29

2.3 Сценарий проведения патроната памятника воинам-тимирязевцам        31

2.4 Сценарий торжественная линейка с флешмобом «Эстафета – стена Памяти»        34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        39

ПРИЛОЖЕНИЕ        41

Приложение №1        42

Приложение №2        44

Приложение №3        48

Фотогалерея        51


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка комплексного мероприятия «Эстафета - стена Памяти» составлена на основе документов о Великой Отечественной войне, архивных семейных материалов, сюжетов видеосъемки, подготовленных обучающимися образовательного учреждения, а также книжно-иллюстративного фонда библиотеки колледжа.

В данном пособии представлен материал о сражениях Великой Отечественной войны, героях-земляках, памятниках героям - землякам, расположенных на территории города Москвы (Тимирязевский район).

Предлагаемая методическая разработка представляет интерес для воспитательного отдела образовательной организации системы СПО, работающего с контингентом от 15 лет до 21 года.  Методическая разработка может быть использована для проведения внеаудиторных мероприятий, классных часов.

В начале Методического блока предлагается схема комплекса мероприятий, за ним следует подробное изложение целей и задач каждого из них. В Информационном блоке представлены подробные сценарии для подготовки и проведения мероприятий.

Структура методической разработки позволяет проводить данное мероприятие не только в совокупности, но и по отдельности.

 Организация подобных мероприятий имеет большое значение для воспитания чувства патриотизма, способствует формированию нравственно - духовной личности, готовности молодых людей к выполнению воинского и гражданского долга. Знание о Великой Победе – это, прежде всего, восстановление связи времен, преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития общества.

Сохранение имен своих героев, сохранение духовной чистоты — это одно из важнейших условий развития нашего государства и общества.


ВВЕДЕНИЕ

Время неизбежно стирает в памяти даты, события, переживание, радость, но ценность подвига советского солдата, победившего фашизм, никогда не померкнет. Сейчас растет всего лишь третье поколение людей, не знавших войну, но теряется преемственность и современным молодым людям трудно представить всю важность и значимость тех событий. У них нет четкого представления, почему «День Победы – это праздник со слезами на глазах».

Актуальность затронутой темы в том, что очень важно не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Нельзя быть достойным гражданином, не зная истории своей страны. Необходимо поднимать патриотический дух молодежи и личную ответственность за Родину, за то, что происходит в мире.

В методической разработке представлен опыт проведения интегрированных мероприятий, включающий в себя экскурсию в Музей военной формы, посещение мемориала воинам-тимирязевцам, выставку-инсталляцию «От весны до весны…целая жизнь!», торжественную линейку с флешмобом.

Цель комплексного мероприятия:

формирование у студентов патриотических чувств, уважение и гордость за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, передача нравственно-духовных ценностей и осознание значимости празднования «Дня Победы».

Задачи мероприятия:

  1. Образовательная:
  • углубить и систематизировать знания о ключевых сражениях Великой Отечественной войны;
  • расширить знания о героях войны;
  • познакомить с произведениями искусства, посвященные этой тематике

2. Воспитательная:

  • воспитывать гражданско-патриотическое чувство обучающихся, через совместную деятельность;
  • воспитывать чувство гордости и благодарности ко всем, кто приближал победу в войне 1941-1945 года;
  • пробудить желание служить своему Отечеству


  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


  1. Междисциплинарные связи


  1. Комплекс библиотечных мероприятий «Эстафета – стена Памяти»


1.3 Выставка – инсталляция «От весны до весны…целая жизнь»

Технологическая карта мероприятия

Цель:

формирование у студентов патриотических чувств, через систематизацию полученных знаний на занятиях истории и литературы, а также из семейных архивов

Задача:

Образовательная: 

  • напомнить обучающимся о ключевых сражениях Великой Отечественной войны;
  • познакомить с боевым путем лейтенанта Орлова П.И. через хронологию орденов

Развивающая:

  •  развитие познавательного интереса и творческой активности;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи

Воспитательная:

  • воспитывать гражданско-патриотическое чувство через совместную деятельность;
  • пробудить желание служить своему Отечеству;
  • воспитывать культуру речи и поведение

Тип мероприятия: комбинированный

Форма организации: интерактивная

Место проведения: библиотека колледжа

Оснащение: компьютер, печатные материалы и предметы выставки-инсталляции «От весны до весны…целая жизнь», сценарий

Методы: объяснительно-иллюстративный, развития критического мышления через чтение, исследовательский, ранжирование

Наглядные пособия: видеоролик, стенды, предметы выставки, плакаты, презентация (Приложение №1), блиц-опросник (Приложение №2)

Ожидаемый результат: формирование мотивации к поиску родственников, внесших свою лепту в победу над фашизмом; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности.


Хронологическая карта (ход) мероприятия

№ п/п

Этапы

мероприятия

Время

Методы

Деятельность

библиотекаря

Деятельность

студентов

1

Организационный

3

Поздравление с праздником Победы;

сообщение темы и плана мероприятия

Ответное

приветствие

2

Актуализация

знаний

10

Наглядный;

исследовательский

Мотивирует студентов к восприятию материала, готовит к беседе

Слушают.

задают вопросы

3

Экскурсия

25

Беседа; чтение вслух; ранжирование

Рассказывает, опираясь на наглядный материал, задает вопросы

Слушают, читают с листа, раскладывают медали по ранжированию

4

Рефлексия

7

Блиц-опрос

Задает вопросы

Дают короткие ответы


1.4 Экскурсия в Музей военной формы

Технологическая карта мероприятия

Цель:

погружение в военное прошлое России, сохранение и популяризация лучших традиций военной формы

Задача:

Образовательная: 

  • узнать, почему менялась форма в разные периоды правления;
  • пополнение словарного запаса

Развивающая:

  •  развитие познавательного интереса и творческой активности

Воспитательная:

  • воспитание у молодежи готовности к защите Родины, уважения к её боевому прошлому, к её героям;
  • формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед Отечеством, побуждение молодежи к желанию познать и приблизиться к таким нравственным понятиям как «Родина», «патриотизм», «подвиг», «героизм» пробудить желание служить своему Отечеству

Тип мероприятия: экскурсия

Форма организации: интерактивная

Место проведения: Большая Никитская ул., 46/17с1, Москва

Оснащение: выставочный материал музея, сценарий  

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический

Наглядные пособия: аудиогид, интерактивные доски, стенды, предметы выставки, плакаты, блиц-опросник (Приложение №3)

Ожидаемый результат: формирование мотивации к дальнейшему изучению истории страны


Хронологическая карта мероприятия

п/п

Этапы

мероприятия

Время

Методы

Деятельность

библиотекаря

Деятельность

студентов

1

Организационный

10

Мини-лекция

Краткий рассказ об истории музея

Слушают

22

Экскурсия

60

лекция; интерактивный показ; тренажеры, визуализация военной одежды

Пояснения

Слушают лекцию, визуализация, практические занятия на тренажерах

33

Рефлексия

10

Блиц-опрос

Задает вопросы по материалам экспозиции

Дают короткие ответы


1.5 Патроната памятника воинам-тимирязевцам

Технологическая карта мероприятия

Цель:

формирование у студентов гражданско-патриотических чувств, через систематизацию полученных знаний

Задача:

Образовательная: 

  • знакомство с боевым прошлым Тимирязевского района;
  • пополнение словарного запаса

Развивающая:

  •  развитие познавательного интереса

Воспитательная:

  • воспитание у молодежи готовности к защите Родины, уважения к её боевому прошлому, к её героям;
  • формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед отечеством, побуждение молодежи к желанию служить своему Отечеству

Тип мероприятия: патронат

Форма организации: экскурсия

Место проведения: Ул. Дубки д.4, метро: Тимирязевская

Оснащение: сценарий, ведра, тряпки, веники, цветы

Методы: беседа, наблюдение, личный пример

Ожидаемый результат: формирование мотивации к дальнейшему изучению военной истории


Хронологическая карта мероприятия

п/п

Этапы

мероприятия

Время

Методы

Деятельность

библиотекаря

Деятельность

студентов

1

Организационный

20

Беседа

Краткий рассказ об истории Тимирязевского района

Слушают, задают вопросы

2

Актуализация темы

10

Беседа

Рассказ о военной истории Тимирязевского района

Слушают, читают стихи

3

Патронат

15

Личный пример

Благоустройство мемориала

Благоустройство мемориала

4

Минута молчания,

Возложение цветов

5

Возложение цветов

Возложение цветов


1.6 Торжественная линейка с флешмобом «Эстафета - стена Памяти»

Технологическая карта мероприятия

Цель:

создание патриотического, гражданского и духовно-нравственного настроения обучающихся

Задача:

Развивающая:

  •  развитие познавательного интереса и творческой активности

Воспитательная:

  • воспитание у молодежи готовности к защите Родины, уважения к её боевому прошлому, к её героям;
  • формирование и вовлечение обучающихся в общественно ценные отношения, сплочение

Тип мероприятия: флешмоб

Форма организации: тожественная линейка

Место проведения: холл 1 этажа

Оснащение: сценарий, 5 ватманов бумаги окрашенные под кирпич и наклеенными красными звездами, журавли, вырезанные из бумаги, портреты воинов ВОВ (из архива образовательного учреждения), ткань для драпировки, колонки, распечатки песни «Десятый наш десантный батальон»

Методы: литературно-постановочный, личный пример

Наглядные пособия: стенды, предметы выставки, плакаты

Ожидаемый результат: овладение нормами гуманистической морали, милосердия, веры

 

Хронологическая карта мероприятия

№ п/п

Этапы

мероприятия

Время

Методы

Деятельность

библиотекаря

Деятельность

студентов

1

Организационный

5

Разъяснение

Раздача слов песни «Девятый наш десантный батальон»

Построение на линейке

2

Линейка

7

Чтение военных и праздничных стихов

Поздравление с праздником Победы

Слушают

3

Флешмоб

4

Личный пример

Общее исполнение песни

Общее исполнение песни

4

Запись имен предков (участников ВОВ и работников тыла) в звездах на «Стены Памяти»

10

Вписывают имена героев ВОВ и слова благодарности в звезды



Предварительный просмотр:

Сценарий проведения выставки-инсталляции

 «От весны до весны…целая жизнь!»

На экране заставка презентации (Приложение №1)

Выступление педагога-библиотекаря

Здравствуйте, уважаемые друзья! Мы стоим на пороге большого праздника День Победы, сегодня мы пройдём по долгим дорогам войны, почтим память погибших, отдадим дань уважения живущим, всем, кто совершил Великий подвиг Великой страны во имя Великой Победы. Прошло 76 лет, это всего лишь одна человеческая жизнь, вы всего лишь третье поколение людей, живущих без войны, но вы близкие потомки тех, кто воевал на фронтах, кто работал в тылу, кто всеми силами приближал победу.

 Звучит фонограмма песни «Верните память» (1 куплет и припев) в исполнении Наргиз

22 июня одной из первых приняла бой Брестская крепость, фашистская армия с гордостью прошедшая по всей Европе на целый месяц споткнулась на её сопротивление. «Крепость не сдалась, она просто истекла кровью».

Чтение отрывка из романа Б. Васильева «В списках не значился»

Сентябрь 1941 года.

Слайд 1: карта военных действий 1941 года под Москвой

Битва под Москвой (1941-1942)

Состав группы армий "Центр был доведён почти до 2 млн. человек. На советскую столицу было нацелено три четверти немецких танков, почти половина самолётов и треть артиллерии, находившихся на восточном фронте. Причём танковых и моторизованных дивизий на одну Москву бросалось больше, чем в мае 1940 г. против Франции, Бельгии и Голландии вместе взятых. 

Гитлеровцы имели общее превосходство в силах и средствах над советскими войсками, прикрывавшими московское направление, в 1,4 - 2,0 раза.

Из Директивы Гитлера: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Произвести необходимые приготовления, чтобы Москва и её окрестности с помощью огромных сооружений были затоплены водой. Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа»

30 сентября 1941 года немецкое командование приступило к осуществлению операции по окружению и взятию Москвы, которая получила название «Тайфун». В конце октября бои шли уже в 80—100 км от Москвы.

Эта битва делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и наступления советских войск (7—10 января — 30 марта 1942).

Оборона Москвы

Слайд 2: портреты Г.К. Жукова, И.С. Конева, И.В. Панфилова

Оборона столицы на рубежах западнее Москвы, была поручена командующему Западным фронтом генералу Г.К. Жукову, и командующему Калининским фронтом генерал-полковнику И.С. Коневу.

Генерал Панфилов Иван Васильевич прославился во время боев за Москву осенью 1941 г. в районе Волоколамска. Проявив личную храбрость и героизм, Панфилов умело организовал сопротивление частей 316-й стрелковой дивизии наступлению вермахта на волоколамском направлении. Солдаты Панфилова стояли насмерть против превосходящих сил противника, удерживая позиции.

Слайд 3: памятник 28 панфиловцам

Вся страна узнала о подвиге бойцов 316 стрелковой дивизии, который в историю вошел как подвиг 28 панфиловцев.

140 воинов разных национальностей – русские, украинцы, казахи, киргизы, на железнодорожном переезде Дубосеково приняли на себя удар 50 вражеских танков и в течение 4-х часов отражали атаки врага. Именно в этом бою произнес свои знаменитые слова Василий Клочков: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Когда силы были на исходе, тяжело раненый,  политрук Клочков со связкой гранат бросился под танк и взорвал его. Гитлеровцы оставили на поле боя 18 танков из 50-ти, трупы своих солдат, но к Москве не прошли.

Слайд 4: портрет В. Талалихина

За весь период Второй мировой войны немецкие пилоты не смогли нанести Москве серьезного ущерба. Не последнюю роль сыграли в этом советские летчики-истребители, в том числе герой войны - Виктор Талалихин.

Его самоотверженный подвиг, кратко называемый отрывистым словом «таран», был неоднократно повторен другими пилотами.

Слайд 5: Подольские курсанты

В октябре 1941 года подольские курсанты героически обороняли юго-западные рубежи Москвы - Варшавском шоссе.

Враг предвкушал скорую победу: надо всего лишь пройти города Малоярославец, Подольск и с юга, где Москва не защищена, ворваться в город.

Этим планам помешали 3500 курсантов. Их бросили в октябре 1941-го на Ильинский рубеж, под городом Малоярославец, чтобы удержать врага любой ценой — больше было некого. Курсантам была поставлена боевая задача: занять Ильинский боевой рубеж и преградить путь противнику на 5-7 дней, пока к Москве не подойдут резервы из глубины страны.

В боях на Ильинском боевом рубеже подольские курсанты уничтожили до 5000 немецких солдат и офицеров и подбили до 100 танков. Молодые, необстрелянные ребята на 2 недели задержали врага и дали возможность укрепить ближние подступы к Москве. Они выполнили свою задачу – ценой в 2500 тысячи жизней.

Слайд 5: ополченцы

20 октября в Москве было введено осадное положение. В эти тяжкие дни защитники Москвы делали всё, что могли.  Большую волю к победе проявили москвичи при возведении оборонительных рубежей на подступах к Москве. Почти полмиллиона человек – женщины, старики, подростки с лопатами, кирками и топорами вышли на возведение укреплений. Было вырыто 700 км противотанковых рвов и свыше 5 тыс. км окопов для бойцов. Установлены десятки тысяч противотанковых «ежей», огневых точек и проволочных заграждений.

(стихотворение Ю. Друниной «Ополченец»)

Огромную роль в повышении морального духа нашего народа сыграл и проведённый 7 ноября исторический военный парад на Красной площади.

Слайд 6: парад на Красной площади 1941 года

7 ноября на Красной площади состоялся традиционный парад, посвященный годовщине Октябрьской революции. Это был невиданный парад под дулами вражеских орудий. Он длился всего 25 минут. Войска прямо с Красной площади уходили на фронт.

(Видео кадры кинохроники парада 1941 г., песня «Марш защитников Москвы»)

Участником этого парада был дед нашей коллеги С.В. Фетисовой – Петр  Иванович Орлов. Он был кадровым офицером и вступил в бой с противником в первые дни войны и на этой старой военной хронике, где-то в одной из этих колонн торжественным маршем идет наш герой.

(показ военных фотографий лейтенанта Орлова П.И. из личного архива Фетисовой С.В.)

Слайд 7: бой

Контрнаступление

В середине ноября, когда ударили морозы, немецко-фашистские войска осуществили последний решительный бросок на Москву. Бронированные клинья вермахта в числе 51 дивизии двинулись вперед, чтобы окружить Москву.

Ценой невероятных усилий и потерь враг был остановлен.

В конце ноября — начале декабря советские войска получили значительные подкрепления. Из Сибири и Дальнего Востока к Москве были переброшены 18 дивизий, 1700 танков и более 1500 самолетов.

5 декабря впервые за долгое время прозвучал приказ о контрнаступлении.

5-6 декабря войска Калининского фронта (командующий - генерал-полковник И.С. Конев), войска Западного фронта (командующий - генерал Г.К. Жуков) и войска Юго-Западного фронта (командующий – маршал С.К. Тимошенко) перешли в контрнаступление и отбросили врага от Москвы на 100-250 км.

8 декабря Гитлер подписал директиву о переходе к обороне на всём советско-германском фронте. Операция «Тайфун» провалилась.

Советую прочитать книги А. Бека «Волоколамское шоссе», К. Воробьева «Убиты под Москвой», Г. Бакланова «Июль 41 года. Навеки – девятнадцатилетние»

Слайд 8: Сталинград

Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.)

В мае 1942 года фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер лично вмешался в стратегическое планирование и приказал разделить группу армий «Юг» на две группировки. Одна из них должна была продолжить наступление на северный Кавказ, а группа «Б», включающая 6-ю армию Паулюса и 4-ю танковую армию Гота, должна была двигаться на восток по направлению к Волге и Сталинграду.

Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР. Захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением частям Красной Армии.

Однако защитникам Сталинграда удалось не только отстоять свой город, но и окружить, а затем и уничтожить армию врага вместе со спешащими ей на помощь соединениями.

Прочитав книгу К. Симонова «Дни и ночи», вы с художественной точки узнаете о героическом подвиге народа и Сталинградской битве.

 Слайд 9: Танковое сражение

Курская битва (1943 г.)

В ходе зимнего наступления Красной Армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров, обращенный в западную сторону – так называемая «Курская дуга». Германское командование, теша себя надеждой вернуть стратегическую инициативу, приняло решение провести стратегическую операцию на Курском выступе. Для этого была разработана и утверждена военная операция под кодовым названием «Цитадель».

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода, а 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную.

Из воспоминаний участника сражения Г. Понежко, впоследствии Героя Советского Союза: «Стаял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа…. От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало оружие, лопалась броня, взрывались танки».

Советую прочитать книги А. Ананьева «Танки идут ромбом», В. Кондратенко «Курская дуга».

Слайд 10: Минск

Белорусская операция (1944 г.)

Одна из крупнейших военных операций в истории человечества, участие в которой с обеих сторон приняли (по разным источникам) до четырех миллионов человек.

Целью операции был разгром немецкой группы армий «Центр» и освобождение Беларуси с последующим выходом на территории Литвы, Латвии и Польши. Данная наступательная операция в оперативные документы Ставки вошла под кодовым названием «Багратион».

План операции предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках «Белорусского балкона».

Операция состояла из двух этапов. В ходе первого, продолжавшегося с 23 июня по 4 июля, советские войска прорвали фронт и с помощью ряда охватывающих маневров окружили крупные немецкие группировки. Под Бобруйском советские войска впервые применили для уничтожения окруженной группировки массированный удар авиации, дезорганизовавшей и рассеявшей идущие на прорыв немецкие части.

В результате главные силы группы армий «Центр» были разгромлены, образовался 400-километровый пролом в центре советско-германского фронта и советские войска получили возможность наступать на Запад. Огромную роль в этой операции сыграли белорусские партизаны, которые дезорганизовали оперативный тыл немцев, парализовав им переброску резервов.

На втором этапе (5 июля - 29 августа) были проведены операции, обеспечившие советским войскам дальнейшее продвижение вглубь территорий, еще недавно находившихся под контролем врага.

За проведение операции генерал армии Константин Рокоссовский получил звание маршала.

Предлагаю вам познакомится с мемуарами К. К. Рокоссовского «Солдатский долг»

Слайд 11: пленные немецкой армии идут по улице Горького (Тверская)

Этот боевой путь прошел и наш лейтенант Орлов Петр  Иванович, правда, в 1944 году он был уже капитаном.  17 июля 1944 года он был в конвое пленных немецких солдат.  Это те, что еще недавно сидели в блиндажах и окопах под Витебском, Оршей, Могилевом. Удивленно смотрят немцы на монументальные, полные величия и красоты здания советской столицы. По Ленинградскому шоссе, по улице Горького, Садовому кольцу прошло 57.600 немцев.

Слайд 12: Красное знамя на Рейхстаге

Берлинская операция (1945 г.)

Одна из последних стратегических операций советских войск на европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года.

Для проведения операции привлекались войска трех фронтов: 2-го Белорусского под руководством маршала Рокоссовского, 1-го Белорусского (маршал Г. К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И. С. Конев). Всего в составе наступавших войск было до 2,5 млн. солдат и офицеров, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходных артиллерийских установок, 7500 самолетов, а также часть сил Балтийского флота и Днепровской военной флотилии.

По характеру выполняемых задач и результатам Берлинская операция делилась на три этапа. Сначала был прорван одерско-нейсенский рубеж обороны противника, затем войска противника были окружены и расчленены.

30 апреля 1945 в 21:30 части 150-й стрелковой дивизии штурмом овладели основной частью здания Рейхстага. Оставшиеся гитлеровские части оказывали упорное сопротивление. Драться приходилось за каждое помещение. Ранним утром 1 мая над Рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за Рейхстаг продолжался еще весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон Рейхстага капитулировал.

8 мая 1945 года Великая Отечественная война подошла к концу.

Медаль «За взятие Берлина» получил и капитан Орлов П.И. Перед вами лежат его медали, попробуйте в хронологическом порядке проследить боевой путь нашего героя.

(рассматривают награды, обсуждают, раскладывают в хронологии)

Блиц-опрос (рефлексия) (Приложение №2)

Слайд 13: салют над Москвой

Друзья, я поздравляю вас с этим великим праздником. Будьте достойными гражданами страны, ведь в каждом из вас живет героическое прошлое ваших предков. С Днем Победы!

(под песню «День Победы» обучающиеся рассматривают экспозицию выставки-инсталляции)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий экскурсии в Музей военной формы

Вступительное слово педагога-библиотекаря 

Дорогие друзья, сегодня мы посетим уникальный музей, он интересен тем, что находится в историческом месте Москвы, в классическом ансамбле городской усадьбы Васильчиковых, проект Российского военно-исторического общества, основная цель которого – сохранение и популяризация лучших традиций российской военной службы — это Музей военной формы.

История Усадьбы Васильчиковых берет свое начало в середине XVIII века, когда был построен Главный дом. К началу XIX века появились симметричные боковые флигели, соединенные с Главным домом переходами. Усадебный комплекс пережил нашествие французов и пожар Москвы 1812 года, когда выгорели вторые этажи, сделанные из дерева. После 1817 года Усадьба была целиком восстановлена, с сохранением первоначальных планировок и фасадов.

Мы познакомимся с двумя экспозициями: «Мундир для героя», «Нам есть чем гордиться!»

«Мундир для героя»

Основу экспозиции составляют образцы военной формы одежды и амуниции от XVI века до современности. Часть экспонатов является настоящими реликвиями — коллекцией бесценных предметов военного обмундирования, до 1917 года бережно хранимых Императорским Интендантским музеем. Особое место в экспозиции занимают редкие экспериментальные образцы формы русской армии, впервые представленные широкой общественности, вещи, принадлежавшие Российским императорам, разнообразное снаряжение и предметы вооружения различных эпох, подлинные экспонаты XVIII и XIX веков.

Стоит отметить, что на экспозиции представлены такие экспонаты как реконструкция Мундирного платья Екатерины II по форме Кавалергардского корпуса (вторая половина XVIII века), сшитая по точным меркам подлинника (Государственный музей-заповедник «Царское Село»), подлинные предметы униформы солдат и офицеров самых именитых полков Российской Императорской армии: Лейб-гвардии Гусарского, Кирасирского Его Величества, Саперного батальона, Преображенского, Уланского, Кавалергардского, Драгунского Военного Ордена, 145-го пехотного Новочеркасского и других. Особое место занимает редкий и хорошо сохранившийся мундир барабанщика Лейб-гвардии Семеновского полка 1809 года.

«Нам есть чем гордиться!»

Эта экспозиция погружает в атмосферу высоких технологий и позволяет заглянуть в будущее. Новейшие военные разработки, образцы военной формы, экипировки и снаряжения военнослужащих представлены соответственно трем стихиям – Воздух, Суша, Вода. Четвертый раздел экспозиции воссоздает рабочую обстановку Командного пункта ракетных войск, где вы сможете попробовать свои силы в управлении радиолокационной станцией. Интерьер зала создаёт атмосферу космического корабля будущего, на борту которого представлены подлинные экспонаты снаряжения и спецтехники, модели новейших видов оружия и военной техники. Мультимедийные комплексы, занимающие особенное место в экспозиции, позволяют проследить эволюцию различных видов оружия и снаряжения и наглядно представить Армию России на современном этапе.

Выступление экскурсовода

Блиц-опрос (рефлексия) (Приложение №3)

Дорогие друзья, вы воочию увидели, как становилась и крепла страна, узнали почему менялась форма, попробовали свои силы в мультимедийных



Предварительный просмотр:

Приложение №2

БЛИЦ-ОПРОС

к выставке-инсталляции «От весны до весны…целая жизнь»

Вопросы к разделу “Подвиги”

(О каких подвигах здесь говорится)

  1. В годы Великой Отечественной войны таких подвигов совершили 220 советских летчиков, из них 94 человека стали Героями Советского Союза. Среди них имена женщины летчицы Зеленко, летчиков Г.А.Храпия, И.И.Иванова, Н.Ф.Гастелло, С.И.Здоровцева, М.П.Жукова, П.Т.Харитонова, П.Чиркина, В.В.Талалихина и многих других героев. Какой подвиг они совершили?
  2. (“Кот в мешке”). Какой город являлся запасной столицей СССР, в случае захвата немцами Москвы?
  3. Эти советские воины проявили чудеса храбрости и героизма, в период битвы за Москву. Свой подвиг они совершили у разъезда Дубосеково, в районе Волоколамского шоссе.
  4. Какой беспримерный в истории войны подвиг совершил пленный советский летчик Михаил Девятаев?

Вопросы к разделу “Даты”

(какие события стоят за этими датами)

  1. 22 июня 1941 г.
  2. 27 января 1944 г.
  3. 26 марта 1944 г.
  4. 8 мая 1945 г.
  5. (“Кот в мешке”). Проявляя заботу о детях, чьи родители погибли в годы войны, руководство СССР приняло решение об организации для них особых учебных заведений, которые бы готовили кадровых офицеров для советских вооруженных сил и военно-морского флота. О каких учебных заведениях идет речь?

Вопросы к разделу “Военные операции”

(как называются данные военные операции)

  1. Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Белоруссии.
  2. Кодовое название военной операции немецких войск по захвату Сталинграда.
  3. Кодовое название секретного германского плана вооруженного вторжения в СССР.
  4. Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы.

Вопросы к разделу “Термины”

(что обозначают данные термины)

  1. Эвакуация.
  2. Коллабарционисты.
  3. Холокост.
  4. Агрессия.
  5. Репарация.
  6. Репатриация.
  7. Геноцид.
  8. Партизанское движение.
  9. Мобилизация.
  10. Гетто.
  11. Пакт Молотова-Риббентропа.
  12. ГКО СССР.
  13. (“Кот в мешке”). Кого фашисты во время войны называли “ночными ведьмами”?
  14. Капитуляция, безоговорочная капитуляция.

Вопросы к разделу “Имена”

(о ком здесь идет речь)

  1. Советский военачальник, командующий 62-й армией под Сталинградом, маршал СССР, дважды герой Советского Союза.

2. Советский, татарский поэт, погибший в застенках немецкой тюрьмы Моабит. Автор “Моабитского дневника” – сборника стихов. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза и присуждена Ленинская премия.

3. Участница обороны двух городов-героев – Одессы и Севастополя, Герой Советского Союза, снайпер, лично уничтожила 309 фашистов.

4. Выдающийся советский полководец, маршал СССР, четырежды герой Советского Союза, проявил себя как талантливый военачальник во всех крупных военных операциях, боевых действиях, сражениях Великой Отечественной войны. Принял капитуляцию Германии. Принимал Парад Победы в Москве.

5. Советский разведчик, работал под видом немецкого журналиста в Германии, Японии. Передал точную дату нападения Германии на СССР, количество дивизий и общую схему немецкого плана военных действий. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

6. Выдающийся русский композитор, пережил блокаду Ленинграда, автор всемирно известной 7-й симфонии (посвящена блокадному городу).

7. Генерал – предатель, возглавлял Русскую освободительную армию (РОА).

8. Ленинградская школьница, которая вела знаменитый дневник блокадного города.



Предварительный просмотр:

Приложение №3

БЛИЦ-ОПРОС

к экскурсии в Музей военной формы

Вопросы к разделу “Имена”

(о ком здесь идет речь)

  1. В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики – глазомер, быстрота, натиск. Граф Рымникский, князь Италийский. (Суворов А. В.)
  2. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. За всю историю прошедших им войн был дважды серьезно ранен. Первый раз в глаз, второй раз – в голову. Имел почти все русские награды. Дипломат. Умер в 1813 г. (Кутузов М. И.)
  3. Грузинский князь, генерал пехоты. Ученик и сподвижник Суворова А.В. и Кутузова М.И., герой Отечественной войны 1812 г. В Бородинском сражении генерал командовал левым флангом русской армии. Отбивая 8-ю атаку французов, был ранен осколком ядра в ногу. Рана оказалась смертельной. (Князь Багратион П. И.)
  4. В Англии в серии «Всемирная история» была издана книга под названием «Маршал, который никогда не знал поражения». Кого из русских полководцев англичане оценили так высоко? (Жуков Г.К.)

Вопросы к разделу “Оружие”

(что обозначают данные термины)

  1. Так воины Дмитрия Донского называли то, что мы сегодня зовем арбалетом. (Самострел)
  2. Его Суворов противопоставлял «пуле-дуре». («Штык-молодец»)
  3. Старинное русское артиллерийское орудие. Создано в 1757 году, одно из лучших для своего времени. Получило название по литой фигуре животного на первых образцах, попавшего на стволы из герба графа Шувалова. Поэтому это орудие называют еще и «шуваловскими гаубицами». Использовалось в качестве осадных, полевых, конных и горных орудий. Состояла на вооружении полевой артиллерии до середины XIX века. («Единорог»)
  4. Скорострельное оружие названо по имени американского конструктора. В I Мировой войне применялось почти всеми воюющими странами. Модернизированный в 1941 состоял на вооружении Советской Армии до конца 2-й Мировой войны. (пулемет «Максим»)
  5. Лучший танк Второй мировой войны? (Т-34)

Вопросы к разделу “Форма”

(что обозначают данные термины)

  1. БАШЛЫК  (Капюшон из верблюжьего сукна с двумя длинными концами, отороченными по краям тесьмой. В холодное время года башлык надевали на головной убор. Появился в русской армии в 1826г. и просуществовал до 1917г.)
  2. БОТИКИ (Гусарские сапоги особого покроя, с твердыми голенищами, имеющими фигурный вырез спереди)
  3. БОТФОРТЫ  (Сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено. Впервые появились в русской армии в 1700г., просуществовали до 1917г. Предмет униформы гвардейских кирасирских полков)
  4. БУКЛИ  (Валики из волос за ушами, которые удерживались в этом положении при помощи заколок и специального обруча. Элемент форменной прически войск в XVIIIв.)
  5. ГАЛСТУК  (В XVIII и XIX вв. принадлежность форменной одежды войск. Имел вид широкой ленты, обвязывающейся плотно вокруг шеи. В начале XVIII в. концы галстука лежали на груди поверх мундира, затем стали убираться под мундир)
  6. ГАЛУН  (Тесьма, лента, изготовленная из золотой, серебряной, медной или из сплава металлов нити на шерстяной или шелковой основе. Служил для обозначения чина и украшения униформы. К 1914г. в русской армии применялось до 20 различных видов галуна)
  7. ЕПАНЧА  (Русское название плаща. Служил зимней одеждой до конца XVIII века, а потом был заменен шинелью)
  8. КИВЕР  (Головной убор русских войск в 1807 — 1862 гг. и 1909 — 1914 гг. (принадлежность парадного строя). Изготовлялся из кожи, обшивался сукном, имел козырек, кокарду, подбородный ремень с металлической чешуей. Были разные виды киверов. Наибольшее распространение имела форма перевернутого усеченного конуса)
  9. ОКОЛЫШ  (Часть головного убора, непосредственно облегающая голову)
  10.  ПЛЮМАЖ  (Украшение головных уборов генералов и офицеров. В XVIII в. плюмаж изготавливался из шерсти и страусовых перьев, в XIX в. — из петушиных)
  11.  ТРЕУГОЛКА  (Шляпа с тремя углами, наибольшее распространение имела в XVIIIв)
  12.  ШАРФ (Принадлежность генеральской и офицерской парадной формы. Изготавливался из золотых и серебряных нитей, затем — только из серебряных с примесью черного и оранжевого шелка, на концах украшался длинными кистями, в таком виде просуществовал до 1855г.)


Предварительный просмотр: