Гражданско-патриотическое воспитание в условиях реализации требований ФГОС

Каразанова Марина Викторовна

Гражданско-патриотическое воспитание

в условиях реализации требований ФГОС

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание

в условиях реализации требований ФГОС

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

 тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся

и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В.А. Сухомлинский)

Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры.

В Концепции «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России» определен современный национальный идеал воспитания — это «высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций». Исходя из этого, возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни; а также предпринимаются меры по созданию систем военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание школьников – это деятельность, формирующая у учащихся высокие патриотические чувства, сознание гражданина своей страны, верность своему Отечеству, готовность защитить интересы Родины. Это деятельность, которая носит систематический и целенаправленный характер. Патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы и содержит в себе экологическое воспитание. Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране. Настоящий патриотизм носит гуманистический характер и включает в себя как любовь и преданность к своей стране, так и уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их 4 самостоятельности и независимости. Как было сказано Л.Н. Толстым «…настоящий, хороший патриотизм состоит в том, чтобы желать своему народу или государству настоящих благ, таких, которые не нарушают благ других народов». Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа. Оно предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области культуры, науки, техники. Это направление воспитательной работы достигается также в процессе знакомства подрастающего поколения с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, художников, актеров, ученых. Развитию патриотических чувств обучающихся способствуют многие дисциплины общеобразовательного цикла – история, обществознание, литература, искусство, география и др. Огромную роль в формировании патриотического сознания играет внеурочная деятельность. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Происходящие  перемены в системе российского образования обязывают быть готовыми к ним. Проблема воспитания патриотизма и гражданственности приобретает особую значимость, и ответственность за это ложится на плечи педагогов. В условиях модернизации современного образования проблема патриотического воспитания является одной из важнейших. Патриотизм-это духовный и социокультурный принцип, основанный на любви к своей Родине, месту рождения и жизнедеятельности, близким людям. Как солнце отдает нам свои лучи, так и человек отдает свои силы на благо Родины и своих близких.

Воспитание патриотизма у детей, их готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию гражданского общества.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Выстроить систему гражданско-патриотического воспитания позволяет целевая  программа в рамках воспитательной системы, которая предусматривает следующие направления работы:

*героико-патриотическое:

пропаганда военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков

*военно-патриотическое воспитание:

служение Отечеству и его вооруженной защите, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций

* национально-патриотическое воспитание:

формирование у детей чувства любви к своей «малой родине», уважительного отношения к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ

*гражданско-патриотическое:

гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность, соблюдение законов государства, гражданское достоинство, гражданская активность

Реализация этих направлений осуществляется через:

проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам,

организацию встреч с ветеранами войны и труда,

совместной деятельностью с советом ветеранов, военкоматом, правоохранительных органов и органов здравоохранения

проведение научно-практических конференций, конкурсов, фестивалей, акций

 Реализация программы создает благоприятные условия для развития личности, формирует у учащихся устойчивый интерес к творческому поиску. Не стираются в памяти детей и взрослых  проводимые парады строя и песни, посвященные Дню Победы, на которых присутствуют ветераны войны и труда, родители и гости. Этой  дате посвящаются конкурсы рисунков, сочинений, сборы информации об участниках ВОВ. Основным критерием результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию является повышение уровня патриотизма как одной из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом.

 ФГОС предъявляет высокие требования личности педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к обучающимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем духовно- нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения.  Действенность духовно-нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя.  Многое делается, но жизнь не стоит на месте и чтобы успеть за ней, нужно много и упорно работать. Система гражданско-патриотического воспитания придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

В современном российском обществе в условиях экономических и политических реформ существенно изменились требования к воспитанию молодого поколения. Социально-экономические инновации вызвали определенное расслоение общества, спровоцировали ценностную переориентацию в молодежной среде. Процессы, связанные с переоценкой ценностей выдвигают важные, качественно новые задачи по формированию независимого, экономически развитого, демократического государства, которое будет гарантировать конституционные свободы, права гражданину и полную правовую и социальную защищенность. Сегодня для процветания и развития государства помимо профессионального образования, необходимым фактором является желание человека совершать поступки на благо Родине. На первое место в вопросах воспитания встает задача по формированию традиционных ценностей, гордости к героическому прошлому своей страны, уважения к национальным традициям народов России. На современном этапе, для благополучия России, приоритетным становится патриотическое воспитание подрастающего поколения. Категория «патриотическое воспитание» включает в себя два понятия – «воспитание» и «патриотизм», которые тесно связаны между собой. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие воспитание определяется как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». В толковом словаре В.И. Даля воспитать – значит, «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для 12 жизни нужно». Воспитанный человек – это выросший в обычных правилах светского приличия, образованный, обогащенный сведениями. Большая советская энциклопедия трактует воспитание как целенаправленный, систематический процесс формирования личности с целью подготовки её к активной общественной, производственной и культурной жизни». Система воспитания включает множество компонентов:

1. Умственное воспитание, направленное на формирование интеллектуальных способностей человека, уровня познания окружающего мира и себя;

2. Трудовое воспитание – это формирование добросовестного, ответственного отношения к любому виду труда;

3. Эстетическое воспитание, направлено на развитие эстетического отношения к окружающему миру, формирование у человека способности воспринимать прекрасное;

4. Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии человека, направлено на повышение работоспособности человека;

5. Гражданское воспитание – это ответственное отношение к своему народу, к Отечеству, к конституции.

Важным элементом воспитания во все времена считалось патриотическое воспитание, в основе которого лежит формирование любви и уважения к своему Отечеству. Патриотизм – (с греч. patris – Родина, Отечество) – «сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей». Толковый словарь В.И. Даля толкует слово «патриот», как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм – любовь к отчизне». В современном словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой можно найти следующее определение понятию «патриот» – «тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». В глобальном смысле патриотизм понимается как часть сознания общества, которая выражается в коллективном настроении общественных масс, в отношении к своему народу, к истории, культуре страны. Патриотизм – это главная социальная основа жизнеспособности государства и нации, выступающая ресурсом для развития гражданского общества, готовности для самоотверженного служения своему Отечеству. Тема патриотизма волновала человечество с древнейших времен. В первобытном обществе оно основывалось на кровной связи между всеми членами рода или племени. Исследователь И.А. Ильин отмечает, что религиозная основа патриотизма культивировалась уже у древних языческих народов: «Для них гражданственный патриотизм был, прежде всего, делом поклонения богам родного города…

В древности начало религиозного единения, и начало патриотического единения просто совпадали: единый народ творил единую духовную культуру и имел единую веру». В период распада первобытнообщинного строя к чувству любви к своему месту обитания, родному языку и традициям, сложившимся у человека, присоединяется и чувство долга, осознание своих гражданских обязанностей по отношению к обществу. Патриотизм проявляется в стремлении к социальному, культурному, экономическому благополучию своего государства, в защите от чужеземных захватчиков своей территории. В период Античности была заложена основа патриотизма как ответственности и долга перед государством. О необходимости воспитания подрастающего поколения в русле патриотизма, как необходимой составляющей высокоразвитой и гармоничной личности, говорили Демокрит, Перикл, Платон, Цицерон. Демокрит считал, что результатом воспитания должен стать человек, отличающийся умеренностью «во всем» и действующий в соответствии с  общественным долгом. Платон указывал, что «Родина важнее отца и матери».

В период Средневековья патриотизм утратил приоритет в ряду ценностей гражданина. В европейском обществе утвердилась рыцарская этика, предполагающая верность Богу, господину, прекрасной даме, а не конкретному государству. Родиной воспринимался определенный удел, феодальные владения. Феодалы самостоятельно принимали решение защищать им то или иное государственное образование или выступать на стороне противника. Примером таких отношений может выступить противостояние Московского княжества Золотой Орде. Перелом в сознании людей по отношению к Родине произошёл во времена Возрождения и Просвещения. В данный период времени прослеживается возврат к античному смыслу понятия «патриотизм». Характерной чертой нового мировоззрения становится пробуждение национального самосознания, формируется понятие Отечество, происходит становление патриотических чувств. Так, Я.А. Коменский в своих педагогических трудах указывал на то, что у ребенка необходимо формировать те качества личности, которые будут его побуждать совершать поступки во благо как можно большего числа людей. Он писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах  частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».  Французский литератор и философ-материалист К.А. Гельвеций считал целью воспитания – формирование глубокого понимания личного и общественного блага: «Добродетели цивилизованного человека – любовь к справедливости и к Отечеству». Огромное значение патриотическому воспитанию придавали в России. А.Н. Радищев писал, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «…ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью» М.В. Ломоносов выдвинул идею о воспитательном значении русского языка, доказав, что его изучение способствует формированию патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре и распространению грамотности. Н.М. Карамзин считал, что «Патриотизм – любовь ко благу и славе Отечества, желание способствовать им во всех отношениях, Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма». При этом историк указывал на то, что любовь к Отечеству должна быть деятельной, созидательной. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родословными наклонностями», – указывал К.Д. Ушинский. Огромную роль патриотическому воспитанию отводили Н.Г. Чернышевский и Н.А Добролюбов, Ф.М. Достоевский. Ф.М. Достоевский, считал, что патриотизм основывался на религиозных началах, проявлялся в национальном самосознании и выразился в стремлении наиболее полно воплотить христианство в России. 16 В то же время в России пропагандировались и другие взгляды на патриотическое воспитание, патриотизм и христианство. Революционеры и представители интеллигенции либеральных взглядов очень критически смотрели на эти понятия. Например, Л.Н. Толстой так писал в своей статье «Правительство и патриотизм»: «…не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает человечество, – не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), – а есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и могущества, которые могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств». После Октябрьской революции в России произошли большие изменения в идеологической концепции патриотического воспитания. Вопросы воспитания патриотов стали соотносить с идеями интернациональных отношений и подчинять целям коммунистического воспитания. Термин «патриотизм» в этот период времени приобрел милитаристический окрас, он был связан, прежде всего, с готовностью защищать свое Отечество, и обозначал усиленную военную подготовку. После Великой Отечественной войны патриотическое воспитание приобретает особую актуальность. Ученые связывают это с тем, что в трудные минуты для государства, патриотические чувства проявляются особенно сильно. В данный период времени проводятся исследования и определяются проблемы патриотического воспитания, разрабатываются практические рекомендации по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения. Особая роль в патриотическом воспитании 50-80-ых годов XX века отдавалась общественно полезному труду. Так, В.А. Сухомлинский писал, что школа должна воспитать в молодом поколении стремление беззаветного служения Родине, потребность в трудовой деятельности на благо страны, так как именно труд представляет движущую силу развития личности молодого гражданина. Советский патриотизм определялся им как благородная любовь к социалистическому государству. А.С. Макаренко считал, что воспитать настоящего патриота может только школа, её основная функция – воспитание преданных Родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных. В 90-е годы прошлого века патриотические настроения общества утратили свои позиции. Результатом политической и социально экономической политики того времени стало ослабление у современной молодёжи патриотических чувств. Текущее столетие называют «веком глобализации», «веком скоростей». При такой скорости жизни человечество стало утрачивать традиционные, вечные ценности. Миграционные процессы, усиливающиеся с каждым годом, могут привести к потере национальной идентичности, угасанию патриотического сознания. На современном этапе развития Российского общества государственная политика в сфере патриотического воспитания становится приоритетной. За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: разработана и внедрена в жизнь «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт, основу которого составляет духовно-нравственное развитие обучающихся. Создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Главная цель программы – это формирование у молодого российского поколения важнейших характеристик гражданина – любовь к Отечеству, гражданская зрелость, стремление к сохранению и преумножению культурных и исторических ценностей, верность традициям, активно развивается волонтерское движение. Таким образом, на сегодняшний день проблема патриотического воспитания решается на всех уровнях. Государство и общество относит её к разряду общенациональных. Под воспитанием большинство ученых понимают целенаправленный, систематический процесс формирования личности, направленный на подготовку к активной общественной, производственной и культурной жизни. Воспитание включает в себя несколько компонентов: умственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, патриотическое. Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная деятельность, формирующая у молодого поколения патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность защищать интересы Родины и выполнять гражданский долг. Патриотизм являет собой главную социальную основу жизнеспособности государства и нации, выступает ресурсом для развития гражданского общества, готовности для самоотверженного служения своему Отечеству.

Таким образом, на сегодняшний день проблема патриотического воспитания решается на всех уровнях, государство и общество относит его к разряду общенациональных. Патриотизм являет собой главную социальную основу жизнеспособности государства и нации, выступает ресурсом для развития гражданского общества. Под воспитанием большинство ученых понимают целенаправленный, систематический процесс формирования личности, направленный на подготовку к активной общественной, производственной и культурной жизни. Воспитание включает в себя несколько компонентов: умственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, патриотическое. Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная деятельность, формирующая у молодого поколения патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность защищать интересы Родины и выполнять гражданский долг. Патриотическое воспитание включает несколько направлений: военнопатриотическое, гражданское, духовно-нравственное, историкокраеведческое воспитание. Современная школа, являясь сложным пространством, обладает мощным воспитательным потенциалом, который в значительной степени помогает обучающемуся в определении мировоззренческих ориентиров, социализироваться. Воспитательная работа важный инструмент, способный воспитать гражданина и патриота. 31 Федеральные государственные образовательные стандарты закладывают основу патриотического воспитания в систему современного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты – это документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Формирование патриотическое сознания у обучающихся на уровне основного общего образования происходит как в урочное время, так и во внеурочное время. Основная образовательная программа основного общего образования школы состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности. Часть, составленная участниками образовательного процесса, предусматривает, курсы, отвечающие потребностям обучающихся, в том числе направленные на формирование этнокультурной идентичности и патриотического сознания.

Патриотическое воспитание реализуется через ряд современных технологий, методов и форм работы с обучающимися.

Педагогическая технология – это выстроенная система педагогических методов, сочетающихся между собой и направленных на реализацию достижимых целей. Под методами и формами патриотического воспитания большинство ученых-педагогов понимают способы взаимодействия педагога и школьника, направленные на формирование патриотического сознания. Наиболее эффективными методами, на наш взгляд, являются методы: беседа, анализ воспитывающих ситуаций, поручение, создание воспитывающей ситуации, метод естественных последствий. К эффективным формам развития патриотических чувств мы отнесли тематическое, практическое занятие и мероприятие, экскурсии, коллективные творческие дела, исследовательские, поисковые, волонтерские проекты, диспуты, круглые столы.