Быт и основные занятия древних славян

Мешакина Оксана Васильевна

Статья-исследование о быте и основных занятиях древних славян.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быт и основные занятия древних славян.

1.Введение.

2.Жизненный уклад и основные занятия древних славян.

3.Заключение.

4. Список использованной литературы и электронных ресурсов.

Введение

Древние славяне являются предметом данного исследования. Это группа народов в Европе, говорящих на славянских языках. К восточным славянам причисляют русских, украинцев, белорусов, к западным - поляков, чехов, словаков, лужичанов (лужицких сербов, сорбов, вендов), к южным - болгаров, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев, черногорцев.

Актуальность исследования определяется тем, что знание прошлого открывает новые сведения, необходимые для построения будущего.

Целью настоящего исследования явилось изучение древнеславянской культуры как способа получения нового взгляда на современность, а также выяснение степени влияния древнего славянского уклада на настоящий окружающий мир.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- характеристика жизненного уклада древних славян;

-изучение основных занятий древних славян;

- изучение религии славян как одного из факторов влияния на формирование культуры;

Материалом исследования послужила культура древних славян.

Изучение истории отвечает на вопрос «как и почему жизнь людей изменялась и стала такой как сейчас?». Давно минувшие события, собранные в хронологическом порядке, дают представление о направлении развития человечества. Узнавая это, мы получаем возможность увидеть новое в старом, понять те аспекты нашей жизни, которые ранее не были нами поняты

Человека всегда интересовала проблема происхождения окружающего мира, живого и неживого. Самым важным среди этого является историческое происхождение людей: возникновение их как человеческой цивилизации. Возможность проследить за этим процессом по оставшимся документальным свидетельствам, по археологическим находкам имеет огромнейшее значение для дальнейшего развития человечества. Чтобы не оставаться в стороне от этого, в неведении, необходимо знание истории.

В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Исходя из вышесказанного, следует подытожить, что тщательное изучение всех областей деятельности предков позволяет открыть ранее неизвестное не только о прошлом, но и о будущем, и сориентироваться в настоящем.

Жизненный уклад и основные занятия древних славян.

Поселения древних славян располагались на невысоких берегах рек, были невелики по площади и состояли из 15-20 малых жилищ, в которых жила малая семья. Поначалу их жилища были наподобие землянки. Делался сруб (венцов пять-шесть) из бревен и вкапывался в яму. Крыша возводилась от уровня земли и была дерновой (позднее - соломенная, а еще позже - деревянная из досок). Вход всегда устраивался с южной стороны, а на север - глухая стена. Это связанно с поверьями древних славян о том, с что с северной стороны в дом могут зайти злые духи. Внутри такого дома было очень сыро, холодно и темно. Постепенно дом стал выходить из земли и подниматься до уровня общеизвестной избы с пятью углами. Каменные дома пришли гораздо позже, вместе с умением изготовлять кирпичи, но в таких домах жили князья. Длинный путь совершенствования прошла и система отопления. Первоначально это была печь, сложенная из пустых камней, промежутки между которыми заполнялись разбитой глиняной посудой. Топилась печь сия по-черному - дым шел через все помещение. Позднее славяне научились обжигать кирпичи и складывать большие печи с дымоходами. Печь занимала большую часть избы. Остальное свободное место занимали стол и 2 - 3 лавки. В углу лежало несколько охапок сана, покрытых звериными шкурами - это и были постели древних славян.

Каждая семья сама должна была обеспечить себя всем необходимым. В маленьких глиняных печах, которые назывались домницами, из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

Занятия и быт древних славян изучается с давних времен. Проводятся научные исследования, археологические раскопки, в результате которых по найденным предметам мы можем составить понимание каким был быт древних славян, чем они занимались, что изготавливали. При ознакомлении учащихся с современной историей мы опираемся на самые ранние источники, подводим их к пониманию, каким был жизненный уклад древних славян, какой опыт передавался из поколения в поколение.

Славянские народы испокон веков занимались земледелием. Археологи находят плуги, сошники, рала, плужные ножи и другие орудия руда. Чтобы подготовить землю к посеву, нужно было сначала вырубить участок в лесу, потому что там, где жили славяне, готовых полей не было. Лес сжигали и сушили. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхлённую деревянной сохой. Такое земледелие называли «огневым» или «подсечным». Возделывали поля, сажали зерновые культуры: пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху. Выращивали репу, капусту, свеклу, морковь, редьку и многое другое. Для славян земледелие олицетворяло саму жизнь, недаром основные зерновые культуры, главным образом рожь, именовали словом «жито». А ячмень, например, называли «житмень». Хранили зерно в земле, ямах, вырытых где-нибудь на холме. в корзинах и в глиняных сосудах. Для хранения зерна были и деревянные строения – амбары.

Поскольку славяне селились на берегах рек и озер, а выбор рыбы был очень богатый, они занимались рыболовством. Ловили рыбу разных видов: сома, судака, осётра, щуку, налима. Для ловли рыбы использовали невод. Его плели из конопли, реже из льняных нитей. Невод обычно ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась в ячейках. Невод держался на воде при помощи поплавков, привязанных к краю, по нижнему краю привязывались глиняные или каменные грузила. Рыболовством занимались и зимой, и летом. Каждую зиму мужчины плели неводы из тонких верёвок, латали старые. С приходом весны спускали лодки, запускали длинный невод в реку или озеро и, сидя в лодках, тянули его за два конца, окружали участок воды и вытягивали концы на берег.

Важным занятием в жизни славян была охота. В лесах водилось множество дичи. Сила и ловкость славян помогала им во время охоты на диких зверей: медведей, кабанов, лисиц, бобров, зайцев. Для охоты использовали рогатину и лук со стрелами. Рогатина это длинная палка с железным острием на конце. С рогатиной охотились на крупного зверя – медведя и кабана. Лук со стрелами использовали для охоты на более мелких животных и на птиц – лебедей, гусей, уток. Мясо диких животных использовали в пищу, а из шкур шили одежду, шапки и обувь.

Так же славяне занимались скотоводством и собирательством.

Охота и рыболовство давали людям продукты питания. Но их не всегда хватало. Поэтому люди стали разводить животных у себя дома. Разводили коров, овец, кур, свиней. Летом крупных животных пасли на пастбищах и заготавливали корм на зиму. При раскопках археологи находят остатки костей домашних животных того времени. Скотоводство берет свое начало в глубокой древности и сохраняется в наши дни: многие жители деревень и сел занимаются разведением домашних животных. Так же существуют фермы, где их не только разводят, но и выводят новые виды.

Собирательство - это сбор диких ягод, грибов и трав – играло в жизни людей большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостатки муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. В весеннем лесу собирали щавель, дикую капусту, дикий лук. Заготавливали берёзовый сок.

Так же к занятиям древних славян относится бортничество. «Борть» - это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчёлы или лесной улей. Человек, который собирал мед, назывался бортником. Это было очень сложное занятие, которое требовало от людей большого труда, времени и конечно смелости. Бортники проходили по лесу десятки километров, чтобы найти такие дупла, где жили пчёлы, выбирали из них часть меда – а часть оставляли пчёлам на зиму. Даже простой подъём к борти требовал специальных навыков, определенной сноровки. На дерево залезали с помощью специальных приспособлений.

У славян было много врагов. Чтобы защититься от набегов кочевников, они стали строить крепости. Это послужило началом для появления городов. Развитие торговли тоже послужило началом для строительства городов. С течением времени укрепления совершенствовались и усложнялись. Сначала ограждали поселение частоколом, а позже стали возводить крепостные стены, Деревянные крепости боялись только огня, поэтому с X века их начали строить из камня. 

Так как всё необходимое для жизни славяне делали сами, покупали они лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Следует отметить то, что древние славяне жили общинами. Община - самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив в доклассовых (первобытная община) и классовых обществах (соседская, или крестьянская община). Общины были разных видов: территориальные, или соседские, и кровнородственные. У славян кровнородственную общину быстро вытеснила территориальная община. Учёные объясняют это тем, что славяне преимущественно занимались земледелием, а у племён, занимающихся земледелием, кровнородственная община вытесняется территориальной раньше, чем у скотоводов, потому что у земледельца больше возможностей прокормить жену и детей со своего участка земли без помощи рода. С соседями его связывает только общая территория и экономические интересы, а не сложная родовая иерархия. Вытеснению старых родовых традиций поспособствовало и появление городов, а с ними торговых иноземцев. Люди, собиравшиеся в города из разных мест, выходили из своих родовых союзов и соединялись по своим делам и занятиям в иные сообщества: становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в городских промышленников.

Доказательством того, что у славян существовала соседская община, являются найденные маленькие дома, в которых могла жить лишь одна семья. Интересным фактом является то, что при одном муже могло жить несколько жён со своими детьми, но в разных домах. Об этом свидетельствуют также найденные археологами объединенные маленькие дома с единым хозяйством.

Управление было связано с хозяйственными нуждами, поэтому всей общиной выбирали старейшин - главных в племени. Позднее вместо старейшин появились князья. Существовало и общее собрание города или племени - вече. На нём решали общественно важные вопросы. Хозяйственные потребности сельской общины славян ограничивались пределами волости. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли, а значит, существовала общая собственность на землю - земля принадлежала общине, а не отдельной семье. В немалой степени соседская община повлияла и на восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию, спокойному заимствованию чужих традиций и обычаев.

В состав славянской общины легко принимались чужеземцы. Даже рабы, захваченные в войнах, со временем имели возможность либо выкупиться за незначительную сумму, либо остаться в общине на правах равного. Используя эти данные, можно подытожить, что славяне были оседлым народом, не переезжали с места на место, в отличие от многих других племён кочевников. Устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни древних славян опровергается результатами современных археологических исследований. Славяне быстрее других народов отказались от кровнородственной общины, что позволило им быстрее перейти на новый уровень развития культуры, а также к образованию своего государства. Отличительная особенность славянских поселений - именно территориальная община. Если же на месте раскопок археологи находят признаки кровнородственной общины, то это доказательство того, что на этот месте жили отнюдь не славяне, а другой народ.

Таким образом, жизненный уклад славянских племён формировался постепенно путём заимствований у других народов в результате межплеменного контакта и создания собственных порядков как следствия обрусения занимаемой ими территории, т. е., как было изложено выше, разнообразные традиции и порядок ведения быта возникали с учётом природных возможностей местности. Следует также отметить, что не только славяне заимствовали элементы чужой культуры, но и другие народы брали что-то у славян. Поэтому можно сделать вывод, что и славяне внесли свой вклад в общее развитие древних племён, которые впоследствии стали народами, и это межплеменное сотрудничество оказало влияние на появление новой культуры, нового этапа истории, перехода из древности в другие более усовершенствованные мир и общество.

Заключение

Подводя итоги сказанного выше, можно предположить, что быт древних славян полностью зависел от окружающей их природы и не был примитивен. Они питались только тем, что могло расти на их земле, строили такие дома, в которых можно было укрыться о непогоды и диких зверей, которые водились на их земле, вели такое хозяйство, какое позволяли природные условия данной местности. Поэтому уровень развития бытовой деятельности древних славян состоял в неразрывной связи со степенью освоения ими же своих территорий. Чем быстрее славяне обустраивались на своих землях, тем больше совершенствовался и их быт. Уже тогда наши предки были на ступень выше в общем развитии культуры, чем многие другие соседние племена, а также у них быстрее начался процесс образования городов.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что:

– старославянский уклад не изжил себя окончательно. До сих пор в деревнях и сёлах встречаются отголоски древнего прошлого, выражающиеся в быту и в старинных поверьях. Это является нормальным явлением, так как представляет собой часть нашего всеобщего прошлого и в тоже время является связующим звеном между современными людьми и их корнями;

–Знакомство учащихся историей древних славян воспитывает интерес к истории своего народа, уважительное отношение к предкам. Развивает устную речь, воображение, творческие способности, умение анализировать и делать выводы. Проводить связь между прошлым и настоящим, культурой и бытом, традициями и обычаями.

Литература

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 53 000 слов - 24-е изд., испр. / Ожегов С.И.; [под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова]. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 1200 с.

2.Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (X-XIII вв.) / В. П. Даркевич // Вопр. истории. - 1994. - № 10. - С.50 - 60.

3.Кондрашов Н.А. Славянские языки: учеб. пособие для студентов филол. спец, пед. ин-тов. / Н.А. Кондрашов - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. - 239с.

4.Личман Б.В. История России. Теории изучения. С древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие, книга первая / Б. В. Личман - Екатеринбург: СВ-96, 2001 г. - 368 с.

5.Путилов Б. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди / Б. Путилов. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 368 с.

6.Пятецкий Л.М. История России: восточные славяне в древности / Л. М. Пятецкий.- М.: Моск. лицей, 1995. - 91 с.

7.Чудакова Н.В. Я познаю мир: дет. энцикл.: история / Н.В. Чудакова, А.