«Формирование навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста».

Романова Елена Ивановна

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста»

Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка дошкольного возраста.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его самостоятельности.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Но, к сожалению, в последнее время всё больше родителей опекают своего ребёнка, они часто делают всё за детей: одевают, кормят, считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Такая опека приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность!

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав. Благодаря образованию навыка сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, повторяя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется.

Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие.

Самообслуживание тесно связано с трудовым воспитанием, а оно ребенка начинается с приучения его к самообслуживанию. Взрослые делают первые шаги в этом направлении уже тогда, когда приучают ребенка самостоятельно мыть руки и лицо, чистить зубы, одеваться, убирать свою постель и т. п.Хочу такой сайт

Важно не только научить ребенка выполнять все эти операции, но и сформировать у него привычку к самообслуживанию. Воспитывать такую привычку – значит приучать ребенка к тому, чтобы он не только не забывал о своих обязанностях, но и испытывал потребность в их выполнении. Воспитанный в этом отношении человек не может, например, сесть за стол, не помыв руки, не может оставаться в неубранной комнате и т. д.

Привычка к самообслуживанию возникает при постоянном, изо дня в день, повторяющемся выполнении определенного действия. Взрослые должны терпеливо учить выполнению обязанностей по самообслуживанию. При этом приходится учитывать, что даже самым простым действиям ребенка надо научить, показать и объяснить, как и что надо делать. Постепенно число обязанностей ребенка по самообслуживанию увеличивается, усложняется их содержание.

Простейшие навыки индивидуального самообслуживания дети приобретают в дошкольном возрасте. Сразу же вслед за тем, как ребенок начинает ходить и произносить первые слова, можно и нужно начинать постепенно вырабатывать у него умение самостоятельно одеваться, умываться, есть, убирать свои игрушки и т. п. Выработка этих первичных трудовых навыков и умений – сложный и длительный процесс. Родителям не следует бояться, что у ребенка многое долго не будет получаться или будет получаться плохо. Их помощь ребенку с самого начала должна быть ненавязчивой, тактичной, не стесняющей самостоятельности ребенка и не подрывающей его веры в свои возможности и силы.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Сначала в присутствии детей взрослые одевают кукол на прогулку, раздевают их, укладывают спать, показывают способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагают ему выполнить то или иное действие.

Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо развить мелкую мускулатуру рук. Для этого используя дидактические игры: «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозаика» и т. д.

При формировании навыков одевания и раздевания можно использовать иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Объясняя и проговаривая ребенку все действия, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать.

Одновременно с объяснением показывать детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогает быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно переходить от непосредственной помощи к напоминанию, но обучая детей навыкам самообслуживания, не забывать о таком эффективном приеме, как поощрение.

Так же обучая самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывать, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагать взять ложку так, как это делает взрослые.

Формируя навыки самообслуживания, мы, взрослые, воспитываем и бережное отношение к вещам. Показываем и рассказываем, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовать художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела…»).

В воспитании навыков самообслуживания большое значение имеет согласованность требований, предъявляемых к детям семьей и педагогами, согласованность работы семьи и детского сада. Семья учит детей самообслуживанию, дает первоначальные умения и навыки. Детский сад их закрепляет и развивает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_fevral_2022_g.docx900.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста»

Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка дошкольного возраста.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его самостоятельности.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Но, к сожалению, в последнее время всё больше родителей опекают своего ребёнка, они часто делают всё за детей: одевают, кормят, считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Такая опека приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность!

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав. Благодаря образованию навыка сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, повторяя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется.

Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие.

Самообслуживание тесно связано с трудовым воспитанием, а оно ребенка начинается с приучения его к самообслуживанию. Взрослые делают первые шаги в этом направлении уже тогда, когда приучают ребенка самостоятельно мыть руки и лицо, чистить зубы, одеваться, убирать свою постель и т. п.Хочу такой сайт

Важно не только научить ребенка выполнять все эти операции, но и сформировать у него привычку к самообслуживанию. Воспитывать такую привычку – значит приучать ребенка к тому, чтобы он не только не забывал о своих обязанностях, но и испытывал потребность в их выполнении. Воспитанный в этом отношении человек не может, например, сесть за стол, не помыв руки, не может оставаться в неубранной комнате и т. д.

Привычка к самообслуживанию возникает при постоянном, изо дня в день, повторяющемся выполнении определенного действия. Взрослые должны терпеливо учить выполнению обязанностей по самообслуживанию. При этом приходится учитывать, что даже самым простым действиям ребенка надо научить, показать и объяснить, как и что надо делать. Постепенно число обязанностей ребенка по самообслуживанию увеличивается, усложняется их содержание.

Простейшие навыки индивидуального самообслуживания дети приобретают в дошкольном возрасте. Сразу же вслед за тем, как ребенок начинает ходить и произносить первые слова, можно и нужно начинать постепенно вырабатывать у него умение самостоятельно одеваться, умываться, есть, убирать свои игрушки и т. п. Выработка этих первичных трудовых навыков и умений – сложный и длительный процесс. Родителям не следует бояться, что у ребенка многое долго не будет получаться или будет получаться плохо. Их помощь ребенку с самого начала должна быть ненавязчивой, тактичной, не стесняющей самостоятельности ребенка и не подрывающей его веры в свои возможности и силы.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Сначала в присутствии детей взрослые одевают кукол на прогулку, раздевают их, укладывают спать, показывают способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагают ему выполнить то или иное действие.

Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо развить мелкую мускулатуру рук. Для этого используя дидактические игры: «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозаика» и т. д.

При формировании навыков одевания и раздевания можно использовать иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Объясняя и проговаривая ребенку все действия, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать.

Одновременно с объяснением показывать детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогает быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно переходить от непосредственной помощи к напоминанию, но обучая детей навыкам самообслуживания, не забывать о таком эффективном приеме, как поощрение.

Так же обучая самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывать, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагать взять ложку так, как это делает взрослые.

Формируя навыки самообслуживания, мы, взрослые, воспитываем и бережное отношение к вещам. Показываем и рассказываем, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовать художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела…»).

В воспитании навыков самообслуживания большое значение имеет согласованность требований, предъявляемых к детям семьей и педагогами, согласованность работы семьи и детского сада. Семья учит детей самообслуживанию, дает первоначальные умения и навыки. Детский сад их закрепляет и развивает.