Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа досуговой направленности «РАДУЖКА»

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. В результате деятельности по данной программе  воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии  приводит  к самореализации собственного « Я».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»

Принято на заседании                                                     Утверждаю:

педагогического совета                                   Директор ГКУ СРЦН «Огонёк»

от «___»____________ 2022                          ____________ Ю.Т.Овчинникова

                                                                         Приказ № __ от «__»_____2022г

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа досуговой направленности

«РАДУЖКА»

Возраст обучающихся: 5 – 11 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                           

                                                                             Автор-составитель:

                                                                             Чешуина Елена Викторовна,

                                                                             воспитатель

г.Макаров

2022 год

Пояснительная записка

Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль  играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами,  с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей  не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера -  отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса может и должна создавать правильно организованный мир досуга. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. В результате деятельности по данной программе  воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии  приводит  к самореализации собственного « Я».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа досуговой направленности «Радужка» составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2021 года №273-ФЗ;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Направленность (профиль) программы: досуговая -общеразвивающая.

Актуальность: Досуговая деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе досуговой деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, рисование, изготовление поделок, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности направленная на духовное и творческое развитие воспитанников. Досуговая деятельность является частью социально — культурно – образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.

 Новизна, отличительные особенности:

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию воспитанников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Программа рассчитана на 52 часа в год, 1 раз в неделю. Количество участников: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются воспитанники Центра в возрасте от 5 до 11 лет.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи:

  • Организовать общественно-полезную досуговую деятельность воспитанников.
  • Вовлекать воспитанников в разностороннюю творческую деятельность.
  • Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
  • Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, воспитанниками разных возрастов.
  • Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.

Тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1.

Работа с природным материалом

5

2.

Работа с бумагой (аппликации)

10

3.

Поделки из бросового материала и вторсырья

5

4.

Работа с крупами, семенами и макаронными изделиями

5

5.

Работа с неткаными материалами (фетр, фоамиран)

5

6.

Игры - тренинги

5

7.

Развитие наглядно - образного мышления (викторины, загадки, ребусы и др.)

10

8.

Веселый карандаш

7

Итого:

52 часа

Содержание программы:

Каждый раздел программы включает в себя знакомство с отдельными техниками и предстоящей работой, с основными правилами техники безопасности, с различными инструментами и материалами, с правилами игры.

Раздел №1: Работа с природным материалом.

Воспитанники знакомятся с многообразием природного материала, который может быть использован в детских поделках и изделиях.

В данном разделе воспитанники изготовят простые аппликации из листьев, травинок, шишек, камушков и ракушек.

Раздел № 2: Работа с бумагой (аппликации).

Воспитанники познакомятся с различными видами бумаги, которая может использоваться для аппликаций, цветовой гаммой, инструментами и приспособлениями.

В данном разделе воспитанники изготовят аппликации различной тематики и техники (простая аппликация, аппликации из рваной бумаги, методом торцевания и др.)

Раздел № 3: Поделки из бросового материала и вторсырья.

 Воспитанники познакомятся с различным бросовым материалом и вторсырьем, который можно использовать в творчестве, с инструментами, приспособлениями, материалами для соединения.

В данном разделе воспитанники изготовят простые поделки и аппликации из одноразовых бумажных стаканчиков, тарелочек, из ватных дисков и палочек, пряжи и т.д.

Раздел № 4: Работа с крупами, семенами и макаронными изделиями.

Воспитанники узнают, что крупы, семена и макаронные изделия можно не только употреблять в пищу, но и использовать в творчестве.

В данном разделе воспитанники изготовят простые поделки с использованием риса, макарон, семечек, гороха, научатся красить макароны и другие крупы.

Раздел № 5: Работа с неткаными материалами (фетр, фоамиран).

Воспитанники узнают, что наряду с тканями и материалами, которые ткут, есть и другие - нетканые материалы.

В данном разделе воспитанники изготовят простые поделки, аппликации, мозаику с использованием нетканых материалов.

Раздел № 6: Игры - тренинги.

В данном разделе воспитанники познакомятся с играми на стрессо устойчивость, на развитие коммуникативных навыков  и навыков социального взаимодействия, чтобы в  процессе игровой деятельности развивать терпение, усидчивость, снижать импульсивность и агрессию.

Раздел № 7: Развитие наглядно - образного мышления (викторины, загадки, ребусы и др.)

В данном разделе воспитанники будут разгадывать ребусы, загадки, находить отличия в картинках, находить недостающие буквы, цифры, собирать пазлы, мозаику, участвовать в викторинах, играть в сюжетно-ролевые игры.

Раздел № 8: Веселый карандаш.

Этот раздел программы направлен на развитие у воспитанников познавательной активности, творческого мышления, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости и инициативы, участие в различных конкурсах.

В данном разделе воспитанники познакомятся с различными художественными материалами (карандаши, акварель, гуашь), приёмами работы с ними. Узнают правила смешивания цветов, значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, штриховка, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, роспись, батик.

Планируемые результаты:

Должны знать:

  • правила пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда;
  • приемы выполнения деталей;
  • правила работы с ножницами и клеем;
  • основные характеристики материалов и их применение;
  • правила смешивания цветов, значения терминов.

Должны уметь:

  • соблюдать технику безопасности;
  • выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом;
  • составлять рисунок по эскизу;
  • доводить любую творческую работу до конца.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу воспитателя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Дети через игру, занятия имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Форма подведения итогов: 

  • беседы, викторины;
  • выставки рисунков и поделок;
  • конкурсно - игровые программы;
  • участие в акциях.

Литература:

1. А.Бахметьев, Т. Кизяков "Очумелые ручки". -М.: «Просвещение», 2005.

2. Н.С.Ворончихин "Сделай сам из бумаги". – М.: «Изд – во «Акцидент», 2001.

3. С.И.Гудилина "Чудеса своими руками". – Спб.: «Просвещение», 2009.

4. М.А.Гусакова "Аппликация в детском саду". – М.: «Мозаика – Синтез», 2002.

5. Глазунова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.

6. Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.

7. О.С.Молотобарова "Кружок изготовления игрушек-сувениров", Пособие для руководителей кружков общеобразоват.школьных и внешкольных учреждений. - 2-е издание - М.: Просвещение, 2010.

8. М.И.Нагибина "Природные дары для поделок и игры". - М.: Академия Развития, 1997.

9. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/Волгоград : Учитель, 2011. - 159 с.

10. Т.А.Чернуха "Твоя маленькая мастерская".