ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лебедева Лариса Антоновна

Интерактивные формы работы с современными детьми это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности.

Успешность обучения находится в тесной связи с заинтересованностью ребёнка учебным процессом. Педагог должен создать творческую обстановку на занятиях, выстроить такие отношения с учащимися, которые бы стимулировали мотивацию обучения и пробуждали их творческую инициативу. Владение  современных МКТ значительно расширяет возможности музыкально-образовательного процесса на разных его этапах и направления, что позволяет на новом качественном уровне приобщить детей к музыкальной культуре.

Имея единое информационное пространство, педагог и ученик могут работать совместно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_interaktivnye_formy_raboty_v_udod.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ  

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель:                                Лебедева Лариса Антоновна, методист

ГБУ ДО ДДТ Красносельского района


Пояснительная записка

Интерактивные формы работы с современными детьми это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности.

Успешность обучения находится в тесной связи с заинтересованностью ребёнка учебным процессом. Педагог должен создать творческую обстановку на занятиях, выстроить такие отношения с учащимися, которые бы стимулировали мотивацию обучения и пробуждали их творческую инициативу. Владение  современных МКТ значительно расширяет возможности музыкально-образовательного процесса на разных его этапах и направления, что позволяет на новом качественном уровне приобщить детей к музыкальной культуре.

Имея единое информационное пространство, педагог и ученик могут работать совместно.

Анализ соответствия репертуара и степени подготовки и одаренности ребенка. На этом этапе активно идет работа с электронными образовательными  ресурсами (ЭОР), информационными источниками для выбора материала. С помощью системы мультимедиа дети, наряду  с педагогом могут  собирать информацию в разных видах, обрабатывать ее, играть с нею, искать в ней внутренние связи и взаимодействия. Здесь велика роль учителя, как гида- координатора в  информационной среде.

Свои занятия педагог сможет выстраивать, используя наработки коллег или же может обратиться к материалам единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, которая является частью Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) и доступна всем школам РФ. Непосредственно на занятии можно войти в нужный раздел и прослушать лекцию с наглядным материалом, провести опрос в разделе «Задания» и получить результаты опроса.

Дети легко откликаются на предложение создать группу в контакте VK, где можно поместить интерактивные тесты, задания. Очень любят делиться своими успехами, выложив выступление, фотографии дипломов и кубков за победу в конкурсе. Там же можно подискутировать по ряду вопросов, оповестить группу и многое другое. Например создать собственный сайт на странице которого можно выложить аудио-видео информацию и оформить ее с помощью редакторов, провести флеш-моб.


Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях

Наряду с традиционными приёмами и методами обучения в системе дополнительного образования детей, существуют очень интересные интерактивные формы обучения.

Сегодня жизнь детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы полученные в образовательной системе знания и умения помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы занятия развивали мыслительную активность учащихся, их познавательный интерес? Ведь динамичный уровень образования нуждается в ресурсах, позволяющих не только представить мир в виде виртуальной действительности, но и исследовать его, накапливая лучший опыт человеческого существования.

На сегодняшний день актуальна задача педагога – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность. Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги. Современное реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников. Именно поэтому широкое распространение получили интерактивные педагогические технологии, в основе которых предусматривается интерактивная модель образовательного процесса с использованием интерактивных средств обучения и которые являются наиболее эффективными в развитии интеллектуальной сферы и творческого мышления, стимулирования познавательной активности в современных условиях социально-культурной среды.

Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Выделяя в современной образовательной системе дополнительное образование детей и юношества, можно подчеркнуть его уникальность и неповторимость – это среда, обеспечивающая комфортные психологические условия для индивидуального развития, раскрытия интеллектуально-творческого потенциала, социально-культурной адаптации.

Интерактивные технологии способствуют активизации передового опыта, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу, формированию критической самооценки собственной практики.

Выделяя в современной образовательной системе дополнительное образование детей и юношества, можно подчеркнуть его уникальность и неповторимость – это среда, обеспечивающая комфортные психологические условия для индивидуального развития, раскрытия интеллектуально-творческого потенциала, социально-культурной адаптации. Ведь отличительной особенностью учреждений системы дополнительного образования является активное взаимодействие субъектов деятельности, добровольность участия, возможность каждого достигнуть оптимального результата с учетом его индивидуальных особенностей и практически полное отсутствие жесткой регламентации деятельности, что позволяет в полной мере раскрыть и использовать потенциал интерактивных педагогических технологий.

Взаимоотношения между педагогом и учащимся строятся на основе сотрудничества, сотворчества и свободе выбора. Эти особенности учреждений системы дополнительного образования открывают новые педагогические возможности и перспективы для внедрения в образовательный процесс новых форм, методов и средств использования современных интерактивных педагогических технологий.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, а также воспитанников друг с другом.

Что же такое интерактивные педагогические технологии?  Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка. «Inter» – между -, взаимо-, среди-, «aсt» – действовать, следовательно, «Interaсt» – взаимодействие, взаимодействовать, то есть «интерактивный» означает способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога. В отличие от активных методов, интерактивные позволяют организовать большее поле взаимодействия обучающегося: в него включается не только педагог, но и сверстники с разным опытом, культурой, уровнем знаний. Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной: интеракция способствует доминированию активности самого школьника, а не педагога. Он выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения.

Итак, главными принципами интерактивного обучения являются: – диалогическое взаимодействие; – работа в малых группах на основе сотрудничества; – активно-ролевая (игровая) деятельность; – тренинговая организация обучения. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения. Обучаемый является полноправным участником психологически грамотно организованного процесса восприятия. Именно его опыт становится основным источником познания. Чувствуя свою успешность, интеллектуальную состоятельность, учащийся не только приобретает новые знания и умения, но и интенсивно развивает навыки познавательной деятельности, формирует интеллектуальные запросы, интересы, приобретает коммуникативные навыки, навыки поведения в социуме. Интерактивное обучение позволяет одновременно решать следующие задачи: учебно-познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную.

Анализ интерактивных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие формы и методы, как: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.), технологии творчества (различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности), игровые – деловые (управленческие), ролевые, организационно - деятельностные игры; тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги развития интеллекта, креативного поведения, снятия ментальных барьеров, партнерского общения и др.), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения. Интерактивные формы работы не универсальны, они не подменяют собой традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в системе обучения и воспитания. Оптимальным является сочетание 60% интерактивных и 40% традиционных форм работы.

Формы интерактивного обучения

Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.

Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.

Кейсы — решение конкретной ситуации.

Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.

Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.

Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.

Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.

«Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.

«Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.

Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.

Деловые игры — обыгрывание ситуаций.

«Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.

Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.

Пары и малые группы — работа вдвоём и более.

«Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

         Я преподаю в системе дополнительного образования, где в одной группе могут заниматься дети разного возраста, разного уровня развития и восприятия. Именно интерактивные методы позволяют нивелировать сложности в организации занятия, изложении материала.  Гибкость в  подборе нестандартных форм позволяет активизировать детей, превратить занятие в увлекательное путешествие в мир новых знаний и открытий. Сами обучающиеся выступают как активные участники творчески организованного  пространства, где царит свобода, увлечённость, любознательность, дружба.

В своей педагогической деятельности я часто использую следующие  интерактивные методы и формы обучения: дискуссия, дебаты, деловая игра,  диспут, имитационные игры, интервью, мозговой штурм, кейс-метод,  коллективные решения творческих задач, круглый стол, лекция – консультация, метод «Мозгового штурма», «Метод портфолио», «Метод ассоциаций», «Образовательная экспедиция», публичная презентация проекта, работа в малых группах, разработка проекта, ролевая игра, творческое задание, тренинг.

Применение в различных ситуациях и для подходящих заданий этих методов, позволяет превратить занятие в живой, увлекательный процесс, где образы, смыслы и результаты рождаются «здесь и сейчас». Занятие превращается в уникальное авторское произведение учителя и учеников в конкретно созданных обстоятельствах, наполненных неповторимыми ситуациями переживания и сопереживания. Педагог не урокодатель, потому что учить – это не шаблон и не стандарт. Это значит что, будучи одновременно человеком, профессионалом, актёром, философом, педагог должен формировать у ребёнка естественнонаучное и социально-философское мировоззрение, формировать общую культуру, потребность в умении творческой деятельности, преобразовании действительности и окружающего мира.


Список литературы

  • Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.
  • Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42; Компетентностный подход… //Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26.
  • Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651
  • Карпенко М. Новая парадигма образования ХХI в.// Высшее образование в России.–2007.- №4. – С.93.
  • Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы/ А. Н. Кононец //Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П. Лазаревой ; ДВГУПС. - Хабаровск: Издво ДВГУПС, 2008. - С. 22-31.
  • Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2007. – 177 с. – Библиогр.: с. 104 – 110. Деп. В ИНИОН РАН № 60426
  • Косолапова М.А., Ефанов В.И. Развитие профессиональной компетентности преподавателя технического вуза при повышении квалификации //Материалы международной научно-методической конференции «Современное образование: проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования» Томск: ТУСУР, 2012, с. 161-162.
  • Созоров А.Н. Flash-технологии в образовании //Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием “Повышение качества непрерывного профессионального образования” Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. С. 233-234.