Теоретические аспекты исследования творчества, как процесса самореализации личности подростка.

Глазунова Светлана Николевна

Теоретические аспекты исследования творчества, как процесса самореализации личности  подростка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты исследования творчества, как процесса самореализации личности  подростка.

Современное динамично развивающееся общество предъявляет все больше требований к личности специалиста той или иной области.  Он должен не только взаимодействовать с окружающей действительностью, но и преобразовывать эту действительность для достижения поставленных целей. Поскольку человек в большей степени является социальным созданием и много времени проводит в окружении других людей, ему необходимо обладать навыками, помогающими быстро и легко адаптироваться в новом коллективе, находить и поддерживать полезные и дружеские контакты. Для того чтобы быть конкурентоспособным, специалист должен постоянно развиваться, самореализовываться, нестандартно подходить к решению поставленных задач. Ему должно быть присуще стремление к творческой самореализации как максимально полному воплощению своих возможностей и способностей.

Модернизация и инновационное развитие – как показывают современные события, надежный и проверенный путь, который уже позволил России стать более конкурентоспособным сообществом в мире  ХХI века, а в перспективе и обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а в основе этих качеств лежит: умение выбирать профессиональный путь - настоящий, основанный на внутреннем зове, а так же готовность обучаться и развиваться в течение всей жизни. Все эти составляющие формируются с детства.

Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним динамично меняющееся положение дел в окружающем мире. Именно творческая деятельность лежит в основе прогресса материального и духовного созидательства, а также в основе развития и становления личности, ее индивидуальности и самореализации.

Творчество выражается в различных видах деятельности, художественной, научной, технической, производственной - да в любой сфере, где мастер чуть больше, чем просто хороший специалист. Любой вид творчества - это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность самостоятельно приобретаются и присваиваются  новые знания, навыки и умения сверх норм и шаблонов. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность происходит формирование реального и позитивного отношения к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного, духовно-нравственного отношения. Подросток достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть. И в этот момент он сам себе создаёт «ситуацию успеха», как позитивный посыл для дальнейшего роста и развития. Но творческая самореализация полноценно происходит тогда, когда в процессе деятельности индивида при воплощении таланта и потенциала человека максимально задействуются объективные условия окружающей среды и социума. В результате в жизнь претворяются практически любые личностные стратегические планы. Не только разовый поступок в данный момент времени, но и действия с долгосрочной перспективой. Творчество человека напрямую связано с его умением проявить свой талант и заложенный в нём потенциал.

Творчество - это способность человека создавать новую реальность из материала, доставляемого реальностью, который удовлетворяет разнообразные потребности человеческой жизни.

Понятия творчества и самореализации тесно взаимосвязаны. Сама по себе самореализация личности относится и сегодня к числу ключевых проблем педагогики, психологии, философии, социологии. Усиление внимания к ней сопряжено с пониманием её важнейшей роли в развитии здоровой личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию[1].

В работах Л. В. Ведерниковой творчество рассматривается именно как универсальный способ позитивной самореализации. Творческая самореализация, по её мнению, укореняет человека в бытии, укрепляет его свободу, позволяет осваивать все новые и новые из своих возможностей[2].

При наличии огромного многообразия теоретических подходов в науке сегодня не существует единого подхода к определению сущности самореализации личности. Большинство психологических теорий стремится к объяснению самореализации или сходного с ним понятия такого же уровня. Например, самоактуализация в теории А. Маслоу (1997)[3], идентичность в теории Э. Эриксона[4], стратегия жизни в отечественной психологической теории (Абульханова-Славская, 1991) и др. В последнее время различным вопросам, связанным с изучением проблемы самореализации личности, посвятили свои работы М. С. Иванов, Н. А. Кебина, А. М. Климанова, Г. К. Чернявская, Н. В. Южакова и другие.

На основе вышеизложенного  можно заключить, что самореализация является индивидуальным процессом; осуществляется личностью изнутри во вне; инициируется внутренней потребностью индивида; проявляется в деятельностной форме активности; имеет внутренний и внешний планы; содержит в основе потенциал личности и ее сущностные силы; отслеживается самим субъектом в динамике процесса.

Таким образом, реализация индивида на определенном этапе превращается в самореализацию. Личной мотивации придается огромное значение. Именно, благодаря ей, творческий процесс представляет собой процесс самореализации, чем он и должен являться в идеале. Поэтому, творчество – неотъемлемая характеристика развития личности. В заключении лишь хочется добавить цитату О. В. Шелкуновой, что творческая самореализация личности – это непрерывный, целенаправленный процесс, ориентированный на максимальное раскрытие творческих способностей в процессе профессиональной самодеятельности[5].


[1] Макарова Л. Н., Подымова Л. С. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – Вып.1. (69). – С. 89–93.

[2] Ведерникова Л. В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности : монография. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. – 196 с. 7.

[3] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 108–117.

[4] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. В. Толстых. – М.: Прогресс, 2009. – 340 с.

[5] Шелкунова О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза: дис. ...канд. пед. наук. – Иркутск, 2005. – 180 с.