Публикация на тему: «Педагогические функции хореографического коллектива»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Функции - это основная категория управления, так как в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности.

За многолетний период исследований было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями:

1. Коммуникативная - это способность педагогического общения с учащимися. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач.

Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к учащимся и учащихся между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других - в процессе обсуждения конкурсов и соревнований. Иногда педагог устанавливает общение с одним учащимся, иногда - со всем коллективом. В соответствии с определенными задачами педагог осмысливает конкретную ситуацию обучения и воспитания и строит свои действия, сопровождая пояснениями, жестами, показывает учащимся танец целиком или его отдельный фрагмент. Чтобы учащиеся могли усвоить учебный материал, они должны его понять и на этой основе повторить за педагогом танцевальные движения, объяснить своё понимание этих движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_funktsii_horeograficheskogo_kollektiva.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация на тему:

«Педагогические функции хореографического коллектива»

                       

                                                                                                               Составитель: педагог

                                                                                                дополнительного образования

                                                                                          Мирошниченко Ирина Владимировна                                      

                                                 

                                        Магнитогорск 2022г                                                                                   

На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличивается и штат педагогов. Появляются собственный костюмер, дизайнер костюмов, менеджер, продюсер, финансовый директор. На первоначальных этапах формирования коллектива руководитель совмещает в себе все выше перечисленные должности и выполняет их функции.

Функции - это основная категория управления, так как в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности.

За многолетний период исследований было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями:

1. Коммуникативная - это способность педагогического общения с учащимися. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач.

Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к учащимся и учащихся между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других - в процессе обсуждения конкурсов и соревнований. Иногда педагог устанавливает общение с одним учащимся, иногда - со всем коллективом. В соответствии с определенными задачами педагог осмысливает конкретную ситуацию обучения и воспитания и строит свои действия, сопровождая пояснениями, жестами, показывает учащимся танец целиком или его отдельный фрагмент. Чтобы учащиеся могли усвоить учебный материал, они должны его понять и на этой основе повторить за педагогом танцевальные движения, объяснить своё понимание этих движений.

Можно выделить несколько уровней педагогического общения:

1 уровень - складывается на начальной стадии обучения, когда педагог ещё недостаточно хорошо изучил своих учащихся, а учащиеся плохо знают друг друга. Этот уровень носит весьма поверхностный характер.

2 уровень характеризуется тем, что в процессе учебно-воспитательной работы формируется взаимопонимание педагога с большинством наиболее активных учащихся. В коллективе постепенно складывается атмосфера общей заинтересованности.

3 уровень общения проявляется в том, что не только у педагога с учащимися, но и между большинством учащихся устанавливаются взаимные отношения, основанные на правильном понимании учебно-воспитательных задач. Эти задачи выдвигает перед коллективом педагог. Для этого уровня характерно установление отношений товарищества, сотрудничества и взаимопонимания.

4 уровень общения определяется наиболее глубокими отношениями между учащимися. Под руководством педагога они в процессе совместной деятельности осознают взаимную ответственность и зависимость. Понимая свою роль и место в коллективе, учащиеся предъявляют высокие требования не только к другим, но и к себе.

Следовательно, способность общения с учащимися предполагает формирование важнейших качеств воспитателя. Эта способность проявляется в развитии педагогической наблюдательности: опытный педагог с «первого взгляда» оценивает сложившееся положение и принимает определенные решения, по небольшим внешним проявлениям чувствует особенности учащихся и возникающие у них затруднения.

Например, учащиеся медленно, с трудом усваивают новый материал и с усилиями овладевают танцевальными движениями. Педагог понимает: это - результат их недостаточной пластической и музыкальной развитости. Поэтому он строит общение и работу с учащимися с учетом их возраста и пола, образования, профессии и социального положения.

2. Организационная функция заключается в использовании и развитии организаторских способностей руководителя. Прежде всего, они сказываются в умении руководителя планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с учащимися; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха.

Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у учащихся чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное и т.п.

Педагог должен научиться контролировать свою деятельность, критически оценивать характер руководства и управления, организовать учебную деятельность каждого учащегося и коллектива в целом.

Организаторские способности педагога непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, педагог - прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивными.

Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, педагог должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Воля педагога проявляется в его целеустремленности, настойчивости и упорстве в работе по совершенствованию профессионально педагогического мастерства. Не менее важное волевое качество - умение владеть собой. Оно проявляется в том, что даже при создавшихся неприятных обстоятельствах (например, учащийся в присутствии всего коллектива выражает недовольство чем-либо) педагог обладает выдержкой и терпением, и это помогает ему успешно справиться с возникшими затруднениями.

Полностью к педагогу относятся слова К.Д. Ушинского о том, что в работе «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и главное, постоянная, разумная деятельность».

3. Воспитательная функция. При обучении в хореографическом коллективе воспитательная деятельность имеет свою специфику. Воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри коллектива и вне его. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.

Воспитательная функция направлена на соблюдение следующих методических рекомендаций:

-     необходимо, прежде всего, понимать, что представляет собой труд учителя, иметь качества (способности), помогающие становлению учителя-профессионала;

-    необходимо учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности и потребности членов коллектива для создания благоприятного социально-психологический климат в коллективе.

Для выполнения большого многообразия функций руководителю необходимы следующие умения:

-     устанавливать деловые отношения с работниками учреждения, в котором он работает, с родителями, общественностью;

-     информационные умения и навыки;

-     умение ярко, выразительно и логично излагать свои мысли;

-     умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником.

Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Кроме этого педагогу необходимо иметь такие качества личности как такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, чтобы уметь:

-     работать с родителями;

-     планировать воспитательную работу;

-     выявлять и организовывать актив.  

Выполнение руководителем определенных педагогических функций, учитывающих современные социально-экономические условия, оказывает существенное влияние на успешную деятельность коллектива.

Такие педагогические функции, как коммуникативная, психологическая, воспитательная, организационная, создадут благоприятную психологическую обстановку в коллективе, и обеспечат успешную практическую деятельность.  

На первом месте у руководителя-хореографа должна стоять личность ученика, а потом уже профессиональное мастерство. Благоприятная психологическая атмосфера способствует благоприятной творческой обстановке, а в благоприятной творческой обстановке более вероятен высокий практический результат.

Личные качества и профессиональная деятельность руководителя органически входят в понятие педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это необходимое условие формирования авторитета руководителя, как особой силы воспитательного воздействия на личность учащегося и коллектива в целом.

В современных российских условиях нужны не просто квалифицированные руководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Поэтому к эффективной деятельности коллектива могут привести те руководители, которые могут вести себя по-разному в зависимости от требований реальности.