Доклад на тему: «Бальный танец. Основы подготовки специалиста и пути становления мастера»

Мирошниченко Ирина Владимировна

История развития бальной хореографии знает различные периоды и этапы, которые формировали не только техническую сторону танцевального мастерства, но и определенную эстетику жанра. Имеет смысл разбирать детали и особенности развития с тех пор, когда бальный танец начал делиться на специфические части. Выкристаллизовались три самостоятельных направления:

-      общедоступные формы бального танца - система носит воспитательный характер, прививает общественно важные этико‐эстетические нормы и формирует культуру отношений, физически развивает опорно‐двигательный аппарат, улучшает координацию;

-      танцевальный спорт – раскрывает глубинные качества индивида на стыке физического воспитания тела и высокохудожественного понимания природы искусства, заложенного в личность определенного индивида, формирует культуру тела, дает всестороннее художественное развитие;

-      сценические формы бальной хореографии - дают возможность раскрыть художественность натуры, выраженную в движении и художественно‐театральном восприятии, эстетическое развитие в различных направлениях художественной культуры.

Естественно, что и педагогический, учительский, тренерский состав начал постепенно разделяться на основе возникающих специализаций: учитель танцев – руководитель школы танцевального обучения, руководитель коллектива (ансамбля) бального танца, тренер в танцевальном спорте.    

Активное разделение началось еще в середине ХХ века. В то время учитель танцев объединял в своей работе одновременно воспитание и обучение общедоступным формам бального танца, и подготовкой пар к конкурсному соревновательному виду (конкурсы, фестивали, показательные выступления и пр.), и формированием репертуара в ансамбле бального танца. В этот период возникли две основные категории учителей танцев:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balnyy_tanets.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Доклад на тему:

«Бальный танец. Основы подготовки специалиста и пути становления мастера»

           

   

                                                                                           

                                                                                                   Составитель: учитель

                                                                                        Мирошниченко Ирина Владимировна

                                                                                                                     

                                                                                                           

                                                   Магнитогорск 2022г   

История развития бальной хореографии знает различные периоды и этапы, которые формировали не только техническую сторону танцевального мастерства, но и определенную эстетику жанра. Имеет смысл разбирать детали и особенности развития с тех пор, когда бальный танец начал делиться на специфические части. Выкристаллизовались три самостоятельных направления:

-      общедоступные формы бального танца - система носит воспитательный характер, прививает общественно важные этико‐эстетические нормы и формирует культуру отношений, физически развивает опорно‐двигательный аппарат, улучшает координацию;

-      танцевальный спорт – раскрывает глубинные качества индивида на стыке физического воспитания тела и высокохудожественного понимания природы искусства, заложенного в личность определенного индивида, формирует культуру тела, дает всестороннее художественное развитие;

-      сценические формы бальной хореографии - дают возможность раскрыть художественность натуры, выраженную в движении и художественно‐театральном восприятии, эстетическое развитие в различных направлениях художественной культуры.

Естественно, что и педагогический, учительский, тренерский состав начал постепенно разделяться на основе возникающих специализаций: учитель танцев – руководитель школы танцевального обучения, руководитель коллектива (ансамбля) бального танца, тренер в танцевальном спорте.    

Активное разделение началось еще в середине ХХ века. В то время учитель танцев объединял в своей работе одновременно воспитание и обучение общедоступным формам бального танца, и подготовкой пар к конкурсному соревновательному виду (конкурсы, фестивали, показательные выступления и пр.), и формированием репертуара в ансамбле бального танца. В этот период возникли две основные категории учителей танцев:

-      педагоги старого образца (носители «старой» культуры лишь частично приветствующие мощнейшее развитие зарубежного бального танца, настаивающие на внедрении классического танца в бальный танец как элемента подготовки исполнителя и продуктивного и рационального развития общей координации);

-      молодые педагоги‐тренеры, в основном специалисты‐практики (почти полностью отрицающие полезность репертуара отечественного бального танца, категорически отрицающие внедрение в обучающий процесс любых других методик и техник, кроме собственно бальной).

Первая группа -педагоги, взращенные на классическом балете как основной или вспомогательной, но обязательной составляющей любого вида двигательной техники (народный танец, бальный танец, современные образцы пластики, фигурное катание, гимнастика и пр.). Хотя бы частично, но выходцы из высшей профессиональной школы театральной сферы балетной культуры. Большинство – не имеющие обширной информации по современным для своего времени образцам бальной хореографии. Видящие и понимающие сильно развивающиеся западные бальные танцы (европейские и латиноамериканские) импровизационного характера (танго, медленный вальс, румба, джайв и другие) только визуально, «вприглядку». Не обладая глубокими практическими навыками исполнения движений и отдельных шагов в этих группах танцев, не зная на практике и не очень понимая в теории сути исполнительской техники западного репертуара, естественно, стояли на позиции отрицания новой зарождающейся культуры как равной с лучшими уже существующими советскими образцами. Этому сильнейшим образом сопутствовала «идеологическая подкладка», утверждающая, что в основном западная культура чужда советскому человеку и, таким образом, разделяя общечеловеческие ценности на «свои» и «чужие». Усугублялось противостояние тем, что педагоги, чья практическая преподавательская деятельность давно сложилась, не могли, да и особенно не хотели кардинальных нововведений и перемен. Тем более, что информацию о технике, фигурах, составлении вариаций и самой механике движения, необычного для традиционной на то время бальной хореографии на тот период добыть было достаточно сложно.

Вторая группа - как правило, из числа молодых современных исполнителей бальных танцев, практиков, но чаще всего ни коем образом не соприкасавшихся с культурой классической хореографии и рьяно отстаивающих и принимающих только западные образцы бальной хореографии. Они, как раз, имели достаточное представление о современной технике исполнительства и зарубежной танцевальной культуре, но, не имея приличных хореографических основ, не могли, да и в противовес не хотели отстаивать и углубляться в технику танца, механику создания движения. Полностью отрицалась вся группа танцев отечественного образца.

Специфика в подготовке профессионалов для преподавания и обучения в школах танцев, танцевальных студиях и коллективах, спортивно‐танцевальных клубах, безусловно, имеется. Но при современном уровне развития общества при подготовке специалистов в сфере активного движения все больше становится необходима при получении образования детальная проработка ряда фундаментальных для специалиста в области бального танца дисциплин:

-     европейский танец;

-     латиноамериканский танец;

-     основы классического и народно‐сценического танцев;

-     анатомия и физиология человека и биомеханика;

-     педагогика, психология;

-     теория и история музыки, работа на ПК (персональный компьютер);

-     основные направления современной хореографии;

-    общедоступные формы бального танца;

-     мастерство хореографа.

Эти составляющие объединяют три разных направления подготовки по форме, а по содержанию главной определяющей и объединяющей силой являются те критерии художественности, на которых взросли основы бальной хореографии. И педагог‐хореограф (сценические формы бального танца), и тренер (танцевальный спорт), и учитель танцев (общедоступные формы) должны остро и тонко чувствовать саму природу каждого основного движения, знать, на какой исторической базе появились те или иные тонкие детали техники исполнения, понимать не только детали ритмики и мелодики музыкального сопровождения определенного танца, но и пути развития данных музыкальных характеристик. Не обойтись так же без глубокого понимания этико‐эстетического развития и состояния общества и особенностей предыдущих этапов развития, а также современных тенденций и новаторства.

На базе Санкт‐Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов в 1992 году открыто направление подготовки «руководитель коллектива бального танца, тренер». Но это, как говориться, капля в море, не говоря о том, что необходимо дать образования тысячной армии уже существующих педагогов и тренеров‐практиков.  

Подготовкой специалистов для каждого из сформировавшихся направлений в идеале должны заниматься профессиональные отраслевые учебные заведения. Но инициировать возникновение соответствующих кафедр в ВУЗах, естественно, должны соответствующие федерации, ассоциации и прочие профессиональные организации, развивающие соответствующие направления подготовки.