Социальный театр "Зеркало"

Социальный театр «Зеркало»

Добрый день уважаемые коллеги!

1слайдМы представляем вашему вниманию практику по программе социального театра «Зеркало» в рамках работы театральной студии «Своя роль».

2 слайд В последние годы в стране резко обострилась проблема роста негативных социальных явлений среди детей и подростков. Это и подростковая преступность, явление буллинга ( травли) в детской  среде .суициды употребление психоактивных веществ, самовольные уходы, детская агрессия.

Изменить данную ситуацию может только внедрение новых идей и подходов в деятельность учреждений, осуществляющих работу с подростками. Одной из таких технологий является социальный театр.

В рамках мероприятий Комплекса мер, направленного на обеспечение безопасного детства в Приморском крае при сотрудничестве с Фондом поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2021 году в КГ БУСО «Уссурийский СРЦН» была разработана программа социального театра «Зеркало» и создана театральная студия «Своя роль». Студия оснащена специальным оборудованием, которое приобретено при участии Фонда поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3 слайд Отличительной особенностью программы социального театра «Зеркало» является - оригинальное использование различных театральных технологий в профилактической работе с подростками , а также их социализации. Программа позволяет привлекать к её реализации не только подростков, но и младших школьников, родителей, членов педагогического сообщества, что делает охватываемую программой аудиторию разновозрастной.

Целью нашей программы является профилактика девиантного поведения и правонарушений детей и подростков .

        4 слайдВ создании театральной постановки участвуют все желающие несовершеннолетние в возрасте от 7 до18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, их родители (законные представители), специалисты учреждения, волонтеры.

В учреждении продуктивно работает клуб примирения «Единство» по профилактике жестокости и агрессивности в детской среде. В клубе имеется «Служба психологической помощи», «Почта доверия», в которые поступает информация о проблемах несовершеннолетних. Педагог-психолог проводит анализ существующих проблем, оказывает психологическую помощь при необходимости и передает информацию педагогам. Полученную информацию педагоги используют при работе с несовершеннолетними по восстановительным программам: «Творческое взаимодействие сторон», «Ролевое моделирование». Таким образом, программа социального театра может использоваться при работе с «жертвами» и «обидчиками» или в профилактической работе с несовершеннолетними как отдельный продукт. На основе полученной информации руководитель студии, воспитатели совместно с инициативной группой воспитанников составляют репертуар, разрабатывают сценарии постановок социального театра.

5слайд В создании социальных постановок используется различные приемы, основанные на импровизации, театр-форум, отрепетированный спектакль и другие. Социальные постановки по направлениям: взаимоотношения со сверстниками, профилактика ПАВ и формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений транслируются по принципу равный - равному.

Подготовленные спектакли, этюды по проблеме «Взаимоотношения родителей и детей» показываются на «Школе эффективного родительства», тематика спектаклей различная: о недостатке внимания со стороны родителей, о их вечной занятости, о непонимании друг друга, конфликтах в семье, жестокости, и вредных привычках родителей. Спектакли способствует улучшению взаимоотношений в семье, помогает родителям увидеть свои ошибки в воспитании детей.

Программа  включает в себя занятия со всеми желающими детьми, один- два раза в неделю. Оптимальное количество детей на занятии 8-12 человек. Занятия длятся от 25 до 45 минут, в зависимости от возраста детей.

5слайд в практике представлены шаги создания социальной постановки:

6 слайд, 7 слайд Работа театральной студии «Своя роль» базируется на двух важных этапах: спектакле на социальную тему и познавательном информационном блоке, который проводится непосредственно после спектакля в форме управляемой дискуссии, диспута, беседы по социальной проблеме поставленного спектакля. Спектакль «настраивает» зрителей на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части проекта аудитория продолжает размышлять на тему, получать дополнительную информацию,   моделировать свое поведение. Ведущим дискуссии является режиссер спектакля, он задает вопросы, дает советы персонажам, которым не удалось решить свои трудности на сцене.

8 слайдЗанятия проводятся в театральной студии «Своя роль». Используется реквизитная база, костюмы, технические средства, сувениры, игрушки для поощрения участников программы.

9 слайд  Реализуя данный проект, мы получаем следующие результаты:

- выработка системы запретов на девиантное поведение;     -снижение правонарушений среди подростков;

-социализация подростков, навыки работы в коллективе с закреплением общего позитивного результата;

-улучшение психоэмоционального состояния личности;

-повышение культурного, творческого. ,интеллектуального уровня  подростков;

-повышение адаптивных возможностей подростков.

 

ФОТО

1.При создании спектакля выбирается целевая аудитория- для кого предназначена данная постановка.

2.Создание декораций увлекательный процесс , в котором участвует большая часть коллектива.

3.При коллективном творчестве возникает потребность сотрудничества со сверстниками, формируются доброжелательные отношения.

4.Участникам спектакля очень нравиться перевоплощаться в различных героев с помощью грима, костюмов.

5.В работе используются разные виды театра: кукольный, перчаточный, драматический. Ростовые куклы с помощью которых можно разрешить конфликтные ситуации.

6.Решить социальную проблему несовершеннолетних можно при помощи пантомимы, сатирической постановки, посмотреть на проблему со стороны, увидеть свои недостатки и моделировать свое поведение.

7.Одним из основных методов социального театра является импровизация. Воспитанники неожиданно раскрывают свои таланты,

 8.Использование ростовых кукол помогает снизить агрессию выражают свои эмоции.

9.спектакли для родителей, позволяют родителям увидеть свои ошибки в воспитании детей, улучшить микроклимат в семье.

10.При помощи импровизированных этюдов, используя восстановительные программы клуба «Единство» можно снизить жестокость и агрессию.

11.метод ролевого моделирования позволяет «обидчику» стать «жертвой». учит умению прощать.

10слайд.Эффективность данной программы заключается в том, что благодаря проживанию ситуации на сцене, мы добиваемся устойчивой жизненной позиции у несовершеннолетних, расширяем диапазон знаний у подростков о вреде потребления ПАВ, решаем социальные проблемы несовершеннолетних, пропагандируем здоровый образ жизни. Это  дает нам возможность сделать вывод о необходимости проведения работы по данной технологии, направленной на профилактику негативных социальных явлений среди детей и подростков, а именно работать по технологии «Социальный театр».

Спасибо за внимание!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социальной политики Приморского края Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Уссурийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

ПРОГРАММА

социального театра «Зеркало» в рамках работы театральной студии

«Своя роль»

Авторы-составители программы:

Качура А.С., воспитатель

Летавина О.М., воспитатель

Страт Е.М., воспитатель

Орлова Н.В., инструктор по труду

г. Уссурийск

2021 год

Пояснительная записка

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,

 дай мне поучаствовать – и я пойму»

Актуальность

Одной из актуальных проблем современного общества является рост негативных социальных явлений в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков, страдающих социальными зависимостями, такими как алкоголизм, наркомания, табакокурение, игровая и компьютерная зависимости и др. Наличие таких зависимостей препятствует гармоничному развитию личности, сознательному выбору жизненного пути, друзей, профессии, осознанию смысла жизни, значительно снижает их социальную активность, тормозит психическое и социальное развитие, повышает риск возникновения психических заболеваний, девиантного поведения, правонарушений и др. Как выстоять подросткам в современном социуме? Какой избрать путь?  Перед подростком постоянно стоит проблема выбора, а выбор уже сам по себе — ситуация стрессовая. В результате постоянного стресса, наложенного на гормональные изменения в организме, подростку бывает очень трудно владеть собой: он реагирует слишком яркими всплесками настроения на любые внешние события. Чтобы ребенок не разочаровался в своем выборе, ему нужно помочь, подтолкнуть, направить на путь истинный.

Изменить данную ситуацию может внедрение новых идей и подходов в деятельность учреждений, осуществляющих работу с подростками. Необходимо использовать в профилактике правонарушений несовершеннолетних новые технологии, интересные и привлекательные для подростков, многофункциональные по своим возможностям. Одной из таких технологий является социальный театр.

В рамках мероприятий Комплекса мер, направленного на обеспечение безопасного детства в Приморском крае при сотрудничестве с Фондом поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2021 году в КГ БУСО «Уссурийский СРЦН» была разработана программа социального театра «Зеркало» и создана театральная студия «Своя роль». Студия оснащена специальным оборудованием, которое приобретено при участии Фонда поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Театр - это мощный эмоциональный инструмент социальных преобразований. Зритель в театре - сторонний наблюдатель, через поступки героя на сценической площадке легче довести любую проблемную мысль до подростка, а подростку во время спектакля есть возможность подумать о поступках героя и о своих тоже. Конфликт в жизни и на сцене возникает всегда из отношений между людьми, актёр и режиссёр ищут жизненные соответствия, пытаются разрешить проблемы, которые волнуют любого сидящего в зрительном зале. Одним из направлений работы театральной студии стал социальный театр, который включил создание миниатюр, где «проигрывались» не совсем положительные ситуации с целью выработки стратегий по их разрешению на личностном уровне. С детьми в процессе создания миниатюр поднимались вопросы правильного поведения со взрослыми, как понять ситуацию и вовремя отойти, не совершив плохих поступков. При помощи костюма, грима, декорации детям у кого раньше не было права голоса, кто оставался невидимым появилась возможность показать «трудную правду», озвучить «страшную тему», о которой сложно говорить в обычной жизни.

Если бы не было общения, мы не стали бы такими, какие мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Приобщение человека к коммуникационной культуре делает его приятным в общении. Мимика, позы, взгляды и жесты далеко не мелочи в общении. Общение начинается именно с них. «Взаимодействие людей - это здание, которое строится совместными усилиями».

Современные дети принимают сотрудничество как форму общения если:

а) тематика затрагивает круг их интересов;

б) совместное дело помогает понять и решить их проблемы и комплексы;

в) результат (продукт) позволяет почувствовать свою значимость, уникальность и полезность в обществе.

Уже первичный анализ опроса несовершеннолетних показал – детей волнуют глобальные проблемы: наркомания, пьянство, экстремизм, экология, война и мир, любовь, лень, дружба, авторитарность родителей, одиночество и т.п.

Технология социального театра помогает подросткам постичь причины возникновения этих проблем, проиграть на себе возможные примеры решений, преодолеть связанные с ними личные страхи и комплексы.

             Социальный театр позволяет удовлетворить потребности подростка в проживании разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли, сформировать свое отношение, позицию к проигрываемому социальному факту, стать автором и актером собственной стратегии поведения в сложной социальной ситуации. В отличие от академического социальный театр интерактивен к своему сценарному замыслу, его реализации, поощряет креативный подход к реализации сценарного замысла.

             Социальная проблема, поднимаемая в сценарии спектакля, обсуждается и проживается вместе со зрителями, творческой группой в процессе реализации сценария. Декорации спектакля, костюмы, звуковое и музыкальное оформление определяется всеми участниками социального театра. Состав актерской труппы, распределение ролей осуществляется при участии педагогов.

Суть театральной постановки заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.

-Способствует развитию навыков коллективного сотрудничества;

-Помогает подросткам сбросить накопившиеся отрицательные эмоции, преодолеть мышечные зажимы, победить страх публичного выступления;

-Переключает воспитанников из будничных хлопот в иллюзорный мир живого общения;

-Развивает, речь, пластику, образное мышление;

-Погружает участника в психологию художественного образа, учит анализу и синтезу;

Отличительной особенностью данной программы является оригинальное использование театральных технологий в социализации подростков и молодежи. Кроме того, программа дает широкий спектр импровизации в выборе темы, средств и сотрудничества. Программа позволяет привлекать к реализации проектов не только подростков, но и младших школьников, родителей, членов педагогического сообщества, что делает программу разновозрастной.

Цель программы:

Профилактика девиантного поведения и правонарушений детей и подростков с использованием творческой технологии - социальный театр.

Основные задачи программы:

•        профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних;

•        популяризация здорового образа жизни;

•        снижение количества правонарушений;

•        умение адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и мнимой собственной неполноценности;

•        коррекция эмоционально волевой сферы;

•        умение разрешать конфликтные ситуации в семье и     подростковой среде;

•        повышение интереса к учебе и самообучению;

•        обучение технологии социального театра;

•        воспитание творческой личности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;

•        совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа;

•        Развитие навыков коллективного сотрудничества;

•        Развитие речи, пластики, образного мышления.

Клиентоориентированность.

Воспитанники отделения социальной реабилитации несовершеннолетних КГБУСО «Уссурийского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» в возрасте от 7 до18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, их родители (законные представители), специалисты учреждения.

Ожидаемые результаты.

•        умение разрешать конфликтные ситуации в подростковой среде и в семье;  

•        снижение количества правонарушений;

•        умение адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и мнимой собственной неполноценности;

•        повышение уровня гражданской активности не только несовершеннолетних, но и их родителей;

•        повышение интереса к учебе и самообучению;

•        повышение родительской компетенции в воспитании детей;

•        повышение неформального статуса педагогов, осуществляющих воспитательную работу в детско-подростковом коллективе;

•        потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

•        приобретение творческого и социального опыта;

Подобный подход позволяет достичь таких положительных для профилактики девиантного поведения эффектов как: формирование и повышение социальной компетентности подростка, снятие тревоги и напряжения, изменение ценностных ориентаций и установок, отказ от негативных стратегий поведения, гармонизация личности, повышение качества жизни подростка, его личной эффективности, а также помогает открывать новые перспективы и возможности, способствует адаптации подростка к окружающему миру.

Содержание

Описание программы

Программа социального театра «Зеркало» разработана в рамках работы театральной студии «Своя роль». В программе представлена работа социального театра во взаимодействии с клубами: «Единство» по профилактике жестокости и агрессивности в детской среде, «Школа эффективного родительства». Работа студии направленна на выявление и решение социальных проблем у несовершеннолетних, снижение агрессивности и жестокости. Также предлагается диагностический инструментарий: различные анкеты, тесты, для выявления социальных проблем у несовершеннолетних. Практический инструментарий, сценарии спектаклей, этюдов, постановок для детей и подростков по темам: «Взаимоотношение несовершеннолетних с родителями», «Взаимоотношение со сверстниками», «Популяризация здорового образа жизни» игровые методы разрешения конфликтов для педагогов и родителей.

В программе представлены шаги создания социальной постановки:

1. Формирование команды, инициативной группы

2. Упражнения на создание взаимного доверия, актерское мастерство, импровизацию, ораторское искусство, наблюдательность и т.д.

3. Выбор целевой аудитории – для кого можно показать постановку (равный - равному, педагоги, родители)

4. Выявление проблем («Мозговой штурм») – какие проблемы можно осветить?

5. Выбор проблемы – не более 2-3-х проблем в одну постановку

6. Постановка образовательных задач:

        Что вы хотите сказать об этой проблеме?

•        Какие знания должны остаться у аудитории?

7. Работа в малых группах Что? Кто? Где?

О чем эта сцена?Какие противостоящие силы, которые создают конфликт?

•        Какие герои будут задействованы в этом конфликте?

•        Каковы отношения между героями?

•        Сколько времени они знают друг друга? Как развиваются их взаимоотношения?

•        Какие у героев предыстории?

•        Сколько им лет? Откуда они?

•        Какие национальные группы или социальные слои они представляют?

•        Место, где происходит сцена?

8. Показ сцен на заданную тему в форме импровизации.

•        Рефлексия, обсуждение сцен (можно внести небольшие изменения в действие для придания яркости сцены).

•        Совершенствование, доработка сцен – группы импровизируют, дополняют свою сцену. Выработка текста «послания», которое участники хотят донести до аудитории (участники должны прописать слова, смысл для облегчения дальнейшей работы).

•        Создание предыстории героев – детальная проработка своих персонажей.

9. Подготовка к фасилитации со зрителями – методика 20 вопросов (персонажи после сценки остаются на сцене и зрители должны задавать им вопросы).

10. Возможно: объединение сцен, создание общего сюжета – создание единой постановки, состоящей из нескольких сцен.

11. Создание общего сценария

12. Показ целостной постановки.

13. Выбор фасилитатора (координатора). Фасилитация, обсуждение, доработка постановки (подбор музыки, декораций, слоганов, песен, костюмов, афиш).

14. Репетиции спектакля.

15. Премьера спектакля.

16.Просмотр постановки. Фасилитация.

17. Оценка эффективности социальной постановки

      Технология представлений предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы. Социальный театр является продуктивной формой воздействия, которая позволяет поддержать и отвести от опасной черты колеблющихся молодых людей и заставляет задуматься тех, кто находится за чертой. Социальные постановки способствуют формированию позитивного осознанного отношения к себе как к личности, которая может выбирать и осознанно говорить "нет" искушениям молодежной субкультуры. Социальные постановки позволяют молодым людям по-новому оценить себя, свой статус и перспективы в жизни, что является базовой основой для изменения негативного социального поведения на позитивное.

•        Программа социального театра «Зеркало» предназначена для детей и подростков 7-18 лет, направленна на выявление и решение остросоциальных проблем несовершеннолетних, их реабилитацию и коррекцию поведения, составлена на основе:

•        Федерального закона от 24.06.1999г. №120-ФЗ (ред. От 14.10.2014г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

•        Постановлении от 14 февраля 2014года №110-П «Об утверждении порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ЯНАО по выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в СОП и ТЖС, организации индивидуальной профилактической работы с ними».

•        Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

•        Конвенции ООН «О правах ребенка»;

•        Федеральный государственного образовательный стандарт основного общего образования;

Кадровое обеспечение:

Данная программа разработана и реализуется специалистами отделения социальной реабилитации несовершеннолетних.

Реализация программы требует участие следующих специалистов:

•        социальный педагог;

•        воспитатели;

•        психолог;

•        инструктор по труду.

              Посещают театральную студию 8 – 12 несовершеннолетних. Занятия в театральной студии проводятся 1-2 раза в неделю, длительностью 25 – 45 минут (в зависимости от возраста детей). Проводят занятия воспитатели, к участию в занятиях привлекаются психолог и инструктор по труду.

    Расширение диапазона знаний детей и подростков  о вреде потребления наркотических средств, привитие им навыков здорового образа жизни, профилактика правонарушений,  анализ происходящих событий, оценка своего отношения к ним, развитие понимание себя и других людей, их ЧУВСТВ, настроений, ПОСТУПКОВ, развитие творческого воображения, уверенности в себе, оригинальности мышления, стимулирование творческого самовыражения, снижение психоэмоционального напряжения подростков — задача специалиста, работающего по данной технологии.

Этапы реализации программы.

Подготовительный.

На этом этапе проводится анкетирование среди воспитанников, родителей. Выявляется проблема, подключается социально-психологические служба. Полученные сведения используются для создания репертуара социального театра.

Практический.

    На этом этапе создается план реализации творческих работ отдельно для воспитанников конкретной возрастной категории, родителей. Идет подбор желающих участников среди несовершеннолетних. Создаются необходимые театральные атрибуты, шьются или подбираются костюмы, и т.п. Проводятся репетиции, приглашаются зрители. Подростки выходят на сцену с подготовленным спектаклем. После просмотра любого театрального действия проходит управляемая дискуссия, которая помогает детям посмотреть на серьезные проблемы со стороны, обсудить их безболезненно, сделать правильные выводы. Реализуется основная задача-решение социальной проблемы. Всем ребятам, участникам спектакля - предполагается поощрение.

Заключительный.

      Формируется творческий отчет, включающий в себя подборку видео и фотоматериалов, накопленных во время репетиций и постановок, проводится мониторинг, оценка эффективности работы театральной студии, создаётся презентация.

Рефлексия реализации проекта.

Реализация программы

В рамках мероприятий Комплекса мер, направленного на обеспечение безопасного детства в Приморском крае при сотрудничестве с Фондом поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2021 году в КГ БУСО «Уссурийский СРЦН» была разработана программа социального театра «Зеркало» и создана театральная студия «Своя роль». Студия оснащена специальным оборудованием, которое приобретено при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В учреждении продуктивно работает клуб примирения «Единство» по профилактике жестокости и агрессивности в детской среде. В клубе имеется «Служба психологической помощи», «Почта доверия», в которые поступает информация о проблемах несовершеннолетних. Педагог-психолог проводит анализ существующих проблем, оказывает психологическую помощь при необходимости и передает информацию педагогам. Полученную информацию педагоги используют при работе с несовершеннолетними по восстановительным программам «Творческое взаимодействие сторон», «Ролевое моделирование». Таким образом, программа социального театра может использоваться при работе с «жертвами» и «обидчиками» или в профилактической работе с несовершеннолетними как отдельный продукт. На основе полученной информации руководитель студии, воспитатели совместно с инициативной группой воспитанников составляют репертуар, разрабатывают сценарии постановок социального театра.

    В создании социальных постановок используется различные приемы, основанные на импровизации, театр-форум, отрепетированный спектакль и другие. Социальные постановки по направлениям: взаимоотношения со сверстниками, профилактика ПАВ и формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений транслируются по принципу равный - равному.

    Подготовленные спектакли, этюды по проблеме «Взаимоотношения родителей и детей» показываются на «Школе эффективного родительства», тематика спектаклей различная: о недостатке внимания со стороны родителей, о их вечной занятости, о непонимании друг друга, конфликтах в семье, жестокости, и вредных привычках родителей. Спектакли способствует улучшению взаимоотношений в семье, помогает родителям увидеть свои ошибки в воспитании детей.

Принципы работы:

● принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

● принцип использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

● принцип воспитания стремления к гармонизации окружающего бытия, партнерского дружеского взаимоотношения, к личностному самопознанию;

● принцип воспитания художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия искусства театра, толерантности;

 ●принцип развития чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления.

Материально - техническое обеспечение:

Занятия проводятся в театральной студии «Своя роль». Используется реквизитная база, костюмы, технические средства, сувениры, игрушки для поощрения участников программы.

В период исследовательской практики широко используются возможности обмена информации.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, рабочие столы, стулья, ширмы, кубы.

Формы и методы работы:

     Работа театральной студии «Своя роль» базируется на двух важных этапах: спектакле на социальную тему и познавательном информационном блоке, который проводится непосредственно после спектакля в рамках лектория, диспута, беседы и др. по социальной проблеме поставленного спектакля. Спектакль «настраивает» зрителей на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части проекта аудитория продолжает размышлять на тему, получать дополнительную информацию, формировать навыки поведения, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и решение затронутой социальной проблемы.

          В работе используются различные методы, такие как:

-

-наглядный,

        -объяснительно-иллюстративный,

        -метод импровизации,

        -репродуктивный,

        -метод дидактической игры,

        -метод сценической речи и т.д.

Формы работы:

         игровая форма,

         практические занятия — репетиции,

         ролевые игры,

         творческая мастерская,

         актерское мастерство,

         самостоятельная работа (индивидуальная и групповая),

         творческое задание,

         упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения,

         проблемные ситуации,

         психологические тренинги,

         беседа, дискуссия,

         технология коллективных творческих дел.

Результаты реализации программы.

     На этапах реализации данной программы дети учатся взаимодействовать друг с другом, становятся более коммуникабельными, эмоционально адаптированными в окружающей действительности. В процессе занятий дети получают знания о театре в целом, его возникновении и становлении в России. Учатся искусству перевоплощения, изготовлению атрибутов для выступлений, учатся бережно относиться к костюмам, придумывать мизансцены, этюды и миниатюры. Фантазия детей находит нужное русло, а реализация замыслов – чувство самоудовлетворения, нужности и полезности дела, которым они занимаются. У ребят формируется нравственная система ценностей, благоприятная эмоциональная сфера, настроение, возникает потребность для дальнейшего роста. Интересная творческая деятельность – отличная идея для организации свободного времени, когда каждый участник занят любимым делом. Проблемы подростков в разных проявлениях существовали во все времена. Им свойственно рисковать, играть в опасные игры, так пусть это происходит на сцене.

Реализуя данный проект, мы получаем следующие результаты:

•        улучшение психоэмоционального состояния личности;

•        умение решать конфликтные ситуации;

•        повышение адаптивных возможностей подростков;

•        снижение количества правонарушений среди подростков;

•        повышение культурного, творческого, интеллектуального уровня подростков;

•        социализация подростков, навыки работы в коллективе с закреплением общего позитивного результата;

Эффективность реализации программы.

 

 Эффективность данной программы заключается в том, что благодаря проживанию ситуации на сцене, мы добиваемся устойчивой жизненной позиции у несовершеннолетних, расширяем диапазон знаний у подростков о вреде потребления ПАВ, решаем социальные проблемы несовершеннолетних, пропагандируем здоровый образ жизни.

Наиболее достоверным диагностическим методом можно считать наблюдение за тем, как подросток ведет себя в повседневных ситуациях, как он ведет себя со сверстниками, в кругу малознакомых людей.

Зачастую в коррекционной игре (этюды, миниатюры) проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других, да и для него самого.

     Кроме наблюдения, используется цветовой тест М. Люшера, анкеты для несовершеннолетних с целью определения их отношения к социальным зависимостям (алкоголю, курению, наркотикам, игровой зависимости).

- формирование устойчивой жизненной позиции у несовершеннолетних;  

- расширение диапазона знаний у подростков о вреде потребления ПАВ; - популяризация здорового образа жизни;

-приобретение детьми и взрослыми знаний и умений нравственного поведения в обществе и правовой ответственности, снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних;

-формирование родительской компетентности в вопросах воспитания детей;

 -улучшение положительного эмоционально-комфортного микроклимата в семье и в детском коллективе, формирование способности к предотвращению и разрешению конфликтов мирным путем;

-применение новых методов, технологий, форм работы педагогов, социальных педагогов, психологов, повышение неформального статуса работников, осуществляющих воспитательную и реабилитационную работу в детско-подростковом коллективе, а также повышение степени управляемости поведением подростков;

-повышение эффективности взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в воспитательной работе с детьми, а также повышение доверия к педагогическому коллективу;

- решение социальных проблем несовершеннолетних;

Анализ эффективности работы в театральной студии «Своя роль».

    Анализ работы театральной студии «Своя роль» показал положительную динамику психокоррекции эмоциональных нарушений и проблемного поведения у подростков. В основу анализа лег мониторинг по основным показателям психоэмоциональных расстройств у детей, таких как: повышенная тревожность, психоэмоциональное напряжение и низкий уровень адаптации. На основе результатов первичной и заключительной диагностик были сделаны заключения, которые подтверждают целенаправленность и эффективность данной программы.  

   Всего в работе театральной студии участвовало 46 детей подросткового возраста, у которых была выявлена повышенная тревожность, неустойчивость психоэмоционального состояния, низкий уровень адаптации и нарушение коммуникативных навыков общения. В результате целенаправленной психокоррекционной работы выявлена положительная динамика.

По результатам мониторинга, проведенного специалистами учреждения, у 79% воспитанников, принявших участие в работе театральной студии, наблюдается положительная динамика в умении строить свои отношения в социуме, 70% воспитанников овладели навыками эмоционального саморегулирования, у 53% несовершеннолетних наблюдается повышение уровня самооценки, у 82% несовершеннолетних повысился уровень социально-нравственного поведения и правовой ответственности, у 81% детей сформирован достаточный уровень осведомленности о ЗОЖ.

       На занятиях «Школы эффективного родительства» показано 8 постановок на тему взаимоотношения несовершеннолетних с родителями в которых приняли участие 55 родителей.

В 9 семьях воспитанников отмечена положительная динамика в восстановлении детско-родительских отношений. Сформировались навыки к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов путем конструктивного общения.    

Повысился уровень социальной ответственности родителей за воспитание детей.  У родителей несовершеннолетних появилось желание обращаться к квалифицированным специалистам за консультативной помощью.

Вывод:

Таким образом, используя различные виды игровой деятельности, примеряя на себя различные роли, несовершеннолетние учатся совершенно новым моделям поведения, становятся авторами собственной модели поведении, в сложной социальной ситуации. Именно искусство дарит детям те положительные эмоции, которые они не всегда могут получить.  

    Итоги проведенного исследования дают возможность сделать вывод о необходимости проведения работы по данной программе, направленной на профилактику девиантного поведения и правонарушений, негативных социальных явлений среди детей и подростков, а именно работать по технологии «Социальный театр».

     Гуманистический характер проводимых мероприятий с подростками и их семьями гарантирует каждому из них реальное право на достойную форму существования в социальной среде, и коллектив Центра максимально выполняет свои функции по реализации этого права каждого ребенка на достойную жизнь.

Методические пособия:

1.        Битянова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками».2 изд-е. М., изд-во «Питер», 2009.

2.        Буренина А. И., Родина М. И. «Организация театральной студии «Кукляндия». - М., 2005.

3.        Бритаева Н.Х. - Саратов, 1986. «Эмоции и чувства в сценическом творчестве»

4.        Васильева Т.И. - М-: 1998. «Упражнения по дикции, (согл. звуки). Учебное пособие»

5.        Голубовский Б.Т. -М-: 1990. «Наблюдение, этюд, образ».

6.        Ершов П.М. 2-е издание,- М.: 1992. «Технология актерского искусства.»

7.        Лэнгрет Г. Л. «Игровая терапия, искусство отношений» - М., 1994.

8.        Менте М. Ван. «Эффективный тренинг с помощью ролевых игр» - СПб.,2001.

9.         Станиславский К.С. - М.: 1982 «Об искусстве театра. Избранное».

10.        Юнаковский В.С. - М.: , 1974 г. «Сценарное мастерство»