Статья "Роль дополнительного и эстетического образования в развитии общества"

Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Данная статья о роли дополнительного образования  в развитии общества. Самая главная роль дополнительного образования направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Статья

Роль дополнительного и эстетического образования в развитии общества


Автор
:

Рахимзянова Надежда Рашитзяновна, педагог доп. образования

Соавторы:

Яшина Юлия Михайловна, педагог доп. образования

Муралева Мария Геннадьевна, педагог доп. образования

Ларина Татьяна Альбертовна, педагог доп. Образования

Санкт-Петербург

2022

                                                 

Наряду с другими типами образовательных учреждений (дошкольными, общеобразовательными, учреждениями профессионального образования и др.) учреждения дополнительного образования  являются основной частью единой системы образования, имеющие свои функции, задачи, цель.

В проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени. Дополнительное образование также обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также способствует выявлению и поддержке одаренных и талантливых ребят»[1]

Дополнительное образование как педагогическое явление содержит ряд качеств, которых нет у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; 
  •  индивидуализация методик образования;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  •     реализация ориентационной функции через содержание учебного материала;

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования. Учреждения дополнительного образования предоставляют разнообразные источники знания, которых нет в общеобразовательной школе. Благодаря этому учащиеся имеют возможность выбрать ту область знания, которая им наиболее интересней, углубиться в нее, удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, творческие запросы.

Дополнительное образование существенно расширяет знания, оно обеспечивает возможность у ребенка добиться успеха в избранной сфере деятельности. В некоторых случаях оно компенсирует у детей школьные неудачи и становится фактором реабилитации личности.

Хочется подчеркнуть, что одной из главных особенностей  дополнительных учреждений является отсутствие принуждения. Это позволяет любому ребенку в возрасте от 5-18 лет выбрать и  полностью погрузиться в любимое для него занятие. Так как мотивация основанная на «мне нравится», «мне интересно» не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни позволяет человеку достичь высоких вершин в выбранной области знания.  

Принципы организации дополнительного образования, его содержание позволяют существенно повысить уровень познавательных возможностей учащихся. В круг значимых для учащихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач. Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности. Экологические экспедиции, туристические походы, изобретательская деятельность в кружках технического творчества, постановка театральных спектаклей и другие формы дополнительного образования представляют такие источники знаний о жизни, о самом себе, которые не могут быть заменены ни уроками, ни другими источниками образовательных знаний.

Приобщение учащихся к  исследовательской работе, конструированию, к художественным и творческим областям знаний способствует  развитию  у детей  креативного мышления.  Господствующий в учреждениях дополнительного образования диалоговый характер взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям. У ребенка имеются установки на добровольный контакт по поводу своих проблем, желание найти у педагога понимание, получить информацию, совет. Также индивидуальная помощь направлена на решение таких проблемных ситуаций как: саморегуляция ребенка при участии в выступлениях, соревнованиях, выставках; несформированность навыков самообслуживания (туристический поход, полевая экспедиция, военные сборы, выезды спортивной команды на соревнования); нежелание или неготовность ребенка разделять нормы и ценности клубного сообщества.

Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией – эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей. Также дополнительное образование является базой для формирования досуговых предпочтений – хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности.

Дополнительная система образования отличается прикладной направленностью. В ее содержании относительно большую долю составляет освоение приемов и способов деятельности не только учебной, но и практической, что создает возможности для профессионализации воспитанников.  

        Дополнительное образование ориентировано на:

  • Выбор различных видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • выборе каждым ребенком профиля программы, времени ее освоения, педагога;
  • создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
  • стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем;
  • индивидуальный  подход к ребенку;
  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка;
  • новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах юных исследователей.

Понятие «дополнительный» имеет два значения:

  1. дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;
  2. дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого.

Другими словами дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов. Это дополнение осуществляется в русле желаний и возможностей ребенка, общества и государства. «Дополнительное образование ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования».[2]

Дополнительное образование выполняет 2 важные функции:

  • социальную;
  • психологическую.

Социальная функция направлена на  удовлетворение требований социума, помогает родителям понять, что необходимо или что не достает их ребенку. Эта функция удовлетворяет потребности личностного и познавательного развития детей. Также  ребенок получает необходимое общение со сверстниками и педагогами. Ребята в свободное время занимаются полезной деятельностью, следовательно, асоциальное и противоправное поведение детей сводиться к нулю.

Психологическая функция компенсирует не удачи в школе, в семье. Ребенок не имея возможности проявить в школьной или семейной среде самоутверждается в учреждениях дополнительного образования. У детей есть возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в общеобразовательной школе.

Органической частью всестороннего развития личности является и эстетическое воспитание. В его задачу входит  передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта чувственно-эмоциональной жизни, которая содержится во всех творениях человека и особенно во всей системе художественных ценностей. Эстетическое воспитание развивает индивидуальные способности и интересы детей, учит воспринимать красоту, творить по ее законам. В его основе лежат принципы гуманизма, красоты, гармонии и совершенства. Наиболее полным воплощением этих принципов стала художественная деятельность и ее результаты – искусство. «Задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.»[3]

        Приобщение детей к миру прекрасного осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», «Хореография» и многих других форм дополнительного эстетического образования.  Преподавание этих дисциплин занимает важное в общей системе эстетического воспитания: приобщение человека к искусству открывает возможности особенно активного, целенаправленного и глубокого внедрения в его сознание эстетического отношения к миру. Так как жизнь человека в искусстве приносит ему такие эстетические ощущения и переживания, которых человек не мог бы получить ни в практической своей жизни, ни из каких-либо иных источников. Каждое произведение искусства – музыкальное произведение, картина, стихотворение – есть высочайший уровень мастерства, которое вызывает эстетическое восхищение и  воспитывает эстетический вкус. Без элементарных эстетических знаний и впечатлений не могут возникнуть тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Человек не научится чувствовать, переживать природу, общественную жизнь, самого себя по законам красоты. Эстетико-воспитательная работа формирует активную, творческую, всесторонне развитую, а не пассивную, созерцательную личность. Эстетическое воспитание позволяет индивиду ценить и наслаждаться красотой, мотивирует личность к созданию новых эстетических ценностей.

        В настоящее время едва ли можно представить себе какую-либо сферу жизни и деятельности человека, которая не несла бы на себе эстетический или художественный смысл. Образ жизни каждого общества, каждой личности имеет свое собственное эстетическое содержание. Для того, чтобы человек умел наслаждаться всем эстетическим богатством мира, он должен быть эстетически образованным и развитым.

        

                                        Список литературы:

  1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
  2. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры и фак. культ.-просвет. работы ин-тов искусств, консерваторий пед. вузов и учащихся культ.-просвет. уч-щ. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
  3. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 544 с. – (Воспитание и доп. образование детей)
  4. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянова, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
  5. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учредителя/ Сост. Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.


[1] http://zakonoproekt2011.ru/edu/01-12-2010#clause/15-121

[2] Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей/ Под ред. А.В. Мудрика. – М.: 2004. – С. 35.

[3] Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учредителя/ Сост. Г.С. Лабковская. – М.: 1983. – С. 61.