Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса. Тема урока: «Финансовой столице быть!»

Киселева Екатерина Анатольевна

Урок «Финансовой столице быть!» разработан в рамках учебной авторской программы по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К. Ермолаевой. Он представляет собой урок формирования новых знаний и выполняется в форме практикума по данной теме. Учебный предмет – история и культура Санкт-Петербурга. Проводится в 7 классе при изучении блока тем: Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725). Основной задачей будет являться знакомство обучающихся с финансовыми терминами и понятиями, путем выполнения проблемных заданий. Также на уроке ребята изучат финансовую стратегию Петра I через анализ денежной реформы начала XVIII века. Целью урока является: рассмотрение путей становления Санкт-Петербурга, как финансово-экономического центра Российской империи. Данная разработка подробно представлена далее в виде технологической карты урока с приложениями, которые используются как раздаточный материал для работы. Следует отметить, урок разработан с учётом того, что на сегодняшний день не во всех кабинетах имеется должное техническое оснащение, поэтому, предпочтение отдано именно раздаточному материалу с этой точки зрения в первую очередь. Но это не ограничивает работу учителя и позволяет, по желанию, варьировать подачу материала, используя современные технологии: выводить на экран игровое поле, задания и т.д. Раздаточный материал такого плана, как: конверты (формата А4, возможно оформленные под старину), кубик и прочее дает возможность развития тактильных ощущений у ребенка, а, следовательно, ускоряет процесс запоминания, так как задействованы разные каналы получения информации. Данные методические материалы , безусловно, связаны с финансовой грамотностью, так как в процессе работы обучающиеся узнают новые финансовые понятия и термины, анализируют предложенные материалы, находят плюсы и минусы реформ петровского времени в области экономики и финансов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Урок «Финансовой столице быть!» разработан в рамках учебной авторской программы по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К. Ермолаевой. Он представляет собой урок формирования новых знаний и выполняется в форме практикума по данной теме. Учебный предмет – история и культура Санкт-Петербурга. Проводится в 7 классе при изучении блока тем: Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725).

      Основной задачей будет являться знакомство обучающихся с финансовыми терминами и понятиями, путем выполнения  проблемных заданий. Также на уроке ребята изучат финансовую стратегию Петра I через анализ денежной реформы начала  XVIII века.

Целью урока является: рассмотрение путей становления Санкт-Петербурга, как финансово-экономического центра Российской империи.

Данная разработка подробно представлена далее в виде технологической карты урока с приложениями, которые используются как раздаточный материал для работы.

Следует отметить, урок разработан с учётом того, что на сегодняшний день не во всех кабинетах имеется должное техническое оснащение, поэтому, предпочтение отдано именно раздаточному материалу с этой точки зрения в первую очередь. Но это не ограничивает работу учителя и позволяет, по желанию,  варьировать подачу материала, используя современные технологии: выводить на экран игровое поле, задания и т.д.  Раздаточный материал такого плана, как: конверты (формата А4, возможно оформленные под старину), кубик и прочее дает возможность развития тактильных ощущений у ребенка, а, следовательно, ускоряет процесс запоминания так как задействованы разные каналы получения информации.

Данные методические материалы, безусловно,  связаны с финансовой грамотностью, так как в процессе работы обучающиеся узнают новые финансовые понятия и термины, анализируют предложенные материалы, находят плюсы и минусы реформ петровского времени в области экономики и финансов.

Автор – Киселева Екатерина Анатольевна – учитель МХК, изобразительного искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №383 Красносельский район г. Санкт-Петербург

Технологическая карта - Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса

Тема урока «Финансовой столице быть!»

Тип урока: формирования новых знаний

УМК:

Авторская программа по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К. Ермолаевой, 2009 г.

Место занятия в системе образования: урочная деятельность (предмет: история и культура Санкт-Петербурга)

Класс: 7 класс

Форма занятия: практикум

Цель урока: рассмотрение  путей становления Санкт-Петербурга начала XVIII века, как финансового центра Российской империи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование понятий:  «налог», «оферта», «инвестиции», «деньги», «тендер»;

- ознакомление обучающихся  с основными событиями, повлиявшими на формирование экономически важных объектов города;

- изучение финансовой стратегии Петра I и анализ денежной реформы начала XVIII века

Метапредметные:

- формирование умения рационального использования  денежных средств  человеком;

- развитие коммуникативных компетенций;

 - развитие критического, аналитического мышления

Личностные:

- формирование умения просчитывать финансовые риски, минимизировать их при соблюдении правил финансовой безопасности;

- формирование финансовой культуры.

Базовая технология: учебная ситуация

Материалы и оборудование: магнитная доска, кубик Блума, большое игровое поле – 1 шт., малое игровое поле – 1 шт. на пару участников, карточки с заданиями формата  А4,  бумажный конверт  формата А4 для выполненных работ – 1 шт. на пару участников, бумажный конверт формата А4 для карточек с заданиями – 1 шт. на пару участников, круги диаметром 10 см двух цветов: красный и зеленый каждому участнику

Содержание деятельности

Ход урока

Ключевые реплики и вопросы учителя обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап (1 мин)

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся разделены на пары для работы.

- приветствует учеников

- проверяет готовность к уроку

- приветствуют учителя

Регулятивные: \

- планирование

- контроль деятельности

  1. Актуализация знаний (3 мин)

Учитель:

Вспомните, пожалуйста, какие функции развития Санкт-Петербурга видел Пётр  I на начальном этапе его основания?

Учащиеся:

Военную, культурную, экономическую.

Учитель:

Какие трудности были у будущей столицы в начале XVIII века?

Учащиеся:

Северная война, отсутствие торговых связей с Европой через Балтику, нежелание европейцев признавать новый город на Балтике.

Учитель:

Какие шаги будет совершать Пётр I для укрепления экономики Российской империи в период становления города на Неве?

Учащиеся:

Реформы, указы, строительство новых объектов и т.д.

Учитель:

Как вы думаете, что нам сегодня предстоит изучить на уроке?

Учащиеся с учителем:

Проблемы развития города, экономику, пути становления города.

- создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока

- побуждает к актуализации знаний по темам: Петербург - финансовая столица.

- отвечают на вопросы, поставленные учителем

- определяют, чем будут заниматься на уроке и где полученные знания пригодятся

Регулятивные:

- планирование

- прогнозирование

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные общеучебные:

- самостоятельное выделение познавательной цели

- умение строить речевое высказывание


Ход урока

Ключевые реплики и вопросы учителя обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационный этап (5 мин)

Проблемная ситуация. Перед вами, ребята, игровое поле, такое же поле находится на нашей доске. В руках у меня кубик, он особенный, так как на нём есть надписи. Как вы считаете, каким образом, сегодня на уроке будут связаны игровое поле и кубик?

Учащиеся: Мы будем бросать кубик и отвечать на вопросы, которые указаны на кубике и совпадают с цифрой на игровом поле.

Учитель:  Что это за слова написаны на игровом поле? С чем они связаны? 

Учащиеся: С финансами, экономикой, с городом.

Учитель: Правильно. А раз наш предмет изучает историю и культуру Санкт-Петербурга, то,  как бы  мы могли сформулировать тему нашего урока?

Учащиеся:

«Финансовые просторы Петербурга», «Финансовой столице быть!»

- создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока      

- обеспечивает понимание содержания темы

- способствует появлению интереса к теме урока.

- отвечают на вопросы, поставленные учителем

- определяют тему урока:

«Финансовой столице быть!»

Регулятивные:

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- волевая саморегуляция

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог

- участие в коллективном обсуждении проблемы

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

- владение монологической и диалогической речью

Познавательные обще учебные:

- самостоятельное выделение познавательной цели

- моделирование

- выбор оптимальных способов решения задач

- умение строить речевое высказывание

Ход урока

Ключевые реплики и вопросы учителя обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Освоение базовых понятий (25 минут)

Учитель: Тогда приступим к работе. Кто готов бросить кубик и определить наше первое задание?

Учащиеся: (используется кубик Блума, любой ученик выходит и бросает кубик)

Учитель: (в зависимости от того какая цифра выпала, будут выполняться задания, в данном уроке они представлены по порядку номеров от 1 до 6)

Учащиеся: Выпал №1

Учитель: Задание под номером один «Нарисуй!» и оно соответствует записи на игровом поле как «Академия наук и художеств». Задание к каждой ячейке на игровом поле находится в большом конверте с надписью «задания», внутри него вы найдете необходимую карточку с соответствующим номером и термином. Время на выполнения задания –3 минуты. Ознакомьтесь, пожалуйста, с первым заданием. (Приложение 1)

Учащиеся: (работа в парах по заданию из карточки)

Учитель: Прошу представителя от каждой пары подойти к доске и прикрепить свой рисунок.

(мини-итог)

- Какой кафедре отдано большее предпочтение? Почему?

- Какова роль Академии в финансовом просвещении обучающихся в её стенах?

Учащиеся: Повышение уровня образованности в разных областях науки.

Учитель: Бросаем кубик.

Учащиеся: Выпал №2

Учитель: Задание под номером два «Сравни!» и оно соответствует записи на игровом поле  как «налог». Достаньте карточку с заданием №2, ознакомьтесь и выполните. Время на выполнение 3 минуты.  (Приложение 2)

Учащиеся: (работа в парах по заданию из карточки)

Учитель: (мини-итог) форма подведения мини-итога – вопрос-ответ. У каждой пары на парте находятся по два круга красного и зеленого цвета. Эти круги они поднимают соответственно: красный – «нет», зеленый – «да» ( 1 минута)

- Есть ли существенные отличия в категориях налогов начала XVIII и начала XXI века в Санкт-Петербурге? (да)

- Позволила ли налоговая реформа петровского времени  значительно пополнить казну государства? (да)

- Можно ли считать современную налоговую систему совершенной?  (нет)

Учащиеся: (убирают наработки в конверт для выполненных заданий)

Учитель: Бросаем кубик.

Учащиеся: Выпал №3

Учитель: Задание под номером три «Изучи!» и оно соответствует записи на игровом поле как «деньги». Достаньте карточку с заданием №3, ознакомьтесь и выполните. Время на выполнение 3 минуты.  (Приложение 3)

Учащиеся: (работа в парах по заданию из карточки)

Учитель:  (мини-итог) форма подведения мини-итога – вопрос-ответ. У каждой пары на парте находятся по два круга красного и зеленого цвета. Эти круги они поднимают соответственно: красный – «нет», зеленый – «да». (1 минута)

- Способствовала ли денежная реформа петровского времени появлению новых денежных единиц? (да)

- Остался ли в обращении «неразменный рубль»? (нет)

- Позволила ли денежная реформа Петра I полностью решить проблему финансов в стране? (нет)

Учащиеся: (убирают наработки в конверт для выполненных заданий)

Учитель: Бросаем кубик.

Учащиеся: Выпал №4.

Учитель: Задание под номером четыре «Докажи!» и оно соответствует записи на игровом поле как « оферта». Достаньте карточку с заданием №4, ознакомьтесь и выполните. Время на выполнение 3 минуты.  (Приложение 4)

Учащиеся: (работа в парах по заданию из карточки)

Учитель:  (мини-итог) форма подведения мини-итога – вопрос-ответ. У каждой пары на парте находятся по два круга красного и зеленого цвета. Эти круги они поднимают соответственно: красный – «нет», зеленый – «да». После каждого ответа, учитель выборочно спрашивает по одному человеку, который должен доказать свою точку зрения. (2 минуты)

Проблемные ситуации, требующие доказательств:

- на рынке назвали цену за товар, покупатель согласился на покупку (оферта)

- торговец на улице рекламирует товар – леденцы, называет точное описание товара и цену (публичная оферта)

- кузнец заявил, что в течение месяца будет подковывать трёх лошадей по цене двух (оферта)

Учащиеся: (убирают наработки в конверт для выполненных заданий)

Учитель: Бросаем кубик.

Учащиеся: Выпал №5.

Учитель: Задание под номером пять «Покажи!» и оно соответствует записи на игровом поле как «тендер». Достаньте карточку с заданием №5, ознакомьтесь и выполните. Время на выполнение 3 минуты.  (Приложение 5)

Учащиеся: (работа в парах по заданию из карточки)

Учитель: (спрашивает несколько желающих показать взаимосвязь между понятием «тендер» и конкретной приведенной в тексте ситуацией, произошедшей в петровском Петербурге при строительстве Петропавловской крепости)

Учащиеся: (убирают наработки в конверт для выполненных заданий)

Учитель: Бросаем кубик.

Учащиеся: Выпал №.6.

Учитель: Задание под номером шесть «Расскажи!» и оно соответствует записи на игровом поле как «инвестиции». Достаньте карточку с заданием №6, ознакомьтесь и выполните. Время на выполнение 3 минуты.  (Приложение 6)

Учащиеся: (работа в парах по заданию из карточки)

Учитель: (спрашивает несколько желающих рассказать о понятии «инвестиции» в петровском Петербурге на основе предложенного плана)

Учащиеся: (работа в парах по заданию из карточки)

- даёт ученикам задание приступить к работе в парах.

- просит учеников прочитать поставленную перед ними задачу.

- организует обсуждение в парах (ученики работают за партами по два человека).

- задает определенный рабочий настрой, путем акцентирования внимания на основных проблемах, звучащих в тексте.

- задает вопросы, включающие учеников в обсуждение проблемы.

- дает задание: приступить к решению поставленных задач, акцентирует внимание учеников на возможности обсуждать свои решения, при  вступлении  в диалог друг с другом.

- читают и обсуждают вводную задачу.

- вспоминают опыт распоряжения личными денежными средствами в повседневной жизни.

- отвечают на вопросы учителя.

Познавательные общеучебные:

- структурирование собственных знаний.

Коммуникативные:

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

оценивание усваиваемого материала.

  1. «Физкультминутка» (1 мин)

Физкультминутка

Пальчиковая зарядка, проводит ученик на основе известного им стихотворения, дотрагиваясь кончиками пальцев руки до большого пальца.

Собрание улиц, площадей, машин, автобусов, людей.

Многоэтажные дома стоят, как книжные тома,

Но всё же любим город мы, поскольку с лета до зимы

Встречаем здесь своих друзей, а с ними можно и в музей,

И в парк пойти и на каток, и погулять в любой денёк.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.


Ход урока

Ключевые реплики и вопросы учителя обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Анализ выполненной работы ( 8 минут )

Учитель: Сегодня на уроке вы много трудились, познакомились с новыми понятиями и терминами. Давайте вспомним,  о чём именно шла речь и как это связано с нашей темой урока: «Финансовой столице быть!»

Учащиеся:  

  1. Академия наук и художеств – первое учебное заведение, в котором объединились лучшие преподаватели, готовые обучать различным наукам. Финансировалось за счёт казны.
  2. Налог – налоговая реформа петровского времени позволила значительно пополнить казну государства, но не решала всех финансовых проблем того времени.
  3. Деньги – денежная реформа петровского времени способствовала введению новых монет, позволила отменить неразменный рубль, но породило фальшивомонетничество.
  4. Оферта – термин, который используется в современном Петербурге, но его суть имела место быть и в начале  XVIII века. Особенно широкое распространение получила в сфере торговли и оказания услуг.
  5. Тендер – это понятие взаимосвязано с ситуацией торгов, возникшей при строительстве Петропавловской крепости и особенно часто используемое в современном городе.
  6. Инвестиции – основным примером, разобранным на уроке, было вложение государственных денежных средств в образование  дворянских детей, полученное  в Европе, с целью последующего их возвращения в Петербург и дальнейшей работы в сфере образования в столице.

-дает качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

- выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

- практическая связь изучаемой темы с повседневной жизнью

- следит за регламентом выступления

- учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения заданий.

- представляют свои варианты ответов.

- отвечают.

- обсуждают.

- приводят аргументы

Личностные:

- формирование понимания разумного распоряжения деньгами.

- формирование умения просчитывать финансовые риски, минимизировать их при соблюдении правил финансовой безопасности.

- формирование финансовой культуры

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  1. Рефлексия (2 минуты)

Учитель Ребята! Предлагаю вам оценить результаты нашей сегодняшней работы следующим образом: на большое игровое поле, расположенное на доске, на ту часть поля, которая показалась вам наиболее интересной для изучения,  при выходе из кабинета, прикрепите один из своих кружочков соответственно: «зеленый» - понял материал, было интересно; «красный» - остались вопросы, было сложно.

-  просит учеников сохранить результаты своей работы в специальном конверте, который находится  на столе у каждой пары.

- при выходе из кабинета организует работу со знаками в игровом поле.

- сохраняют материалы  в конверте.

- проводят самооценку выполненной работы

Личностные: 

- формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.


Приложение №1

Академия наук и художеств.

  1. Прочитайте текст.

«Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Петр понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. И он начал действовать «сверху»[1].

«По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию»[2]

«В соответствии с проектом, Петербургская Академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с создаваемыми при ней Академическим университетом и гимназией: хотя формально это были отдельные учреждения,  но и в состав членов Академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди (то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения). Во-вторых, она представляла собой государственное учреждение, финансировавшееся за счёт казны; её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. При этом обязанности, возлагаемые на академиков (профессоров), были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, читать публичные лекции.

28 января (8 февраля1724 года последовал именной указ Сенату «Об учреждении Академии Наук и Художеств». Согласно этому указу, каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причём Пётр высказал  желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». На содержание академии было выделено 24 912 рублей «из таможенных и лицентных доходов, сбираемых с городов Нарвы,  Дерпта, Пернова и Аренсбурга»[

В первый период своего существования Академия делилась на три «класса» (отделения), каждый из которых состоял из кафедр:

  • математический класс — кафедры: высшей математики; астрономии (с географией и навигацией); механики; физиологии;
  • физический класс — кафедры: экспериментальной и теоретической физики; химии и практической медицины; ботаники; анатомии и зоологии;
  • гуманитарный класс — кафедры: красноречия и церковной истории; греческих и римских древностей; правоведения; логики и метафизики.

При Академии наук были созданы Академический университет (1726—1767) и Академическая гимназия (1726—1805),  школы японского (1736—1753) и китайского (1741—1751) языков.

Научно-исследовательские работы профессоров и адъюнктов после обсуждения на заседаниях Академии публиковались в «Комментариях» — периодическом печатном органе Академии наук, издававшемся на латинском языке. Научная деятельность Петербургской Академии наук достаточно быстро получила признание в европейских научных кругах, а «Комментарии» реферировались в немецких, французских и голландских научных журналах. Сложились прочные научные связи Петербургской Академии наук с другими академиями и научными обществами.

В XVIII веке при Академии содержались:

Задание:  Нарисуйте  эмблему одной из кафедр Академии наук и художеств, используя описание её  направленности. По мере выполнения задания, рисунки прикрепите к доске.

Приложение №2

Задание №2. Сравни систему налогов петровского времени и современной России.

Налоги — это обязательные индивидуально безвозмездные платежи, производимые физическими и юридическими лицами, в пользу государства.

nalogovaya.gif[4]159326_html_2f5be1d7e3490ca3.jpg[5]

Приложение №3

Задание №3. Изучите информацию по теме.

Деньги – это  металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и услуг.

«Причины реформы. 

  • Требовались значительные финансовые затраты на военные нужды: армию, флот.
  • Требовались значительные финансовые затраты на развитие промышленности.
  • Серебряная копейка была неудобна для крупных платежей.
  • Отсутствие  разменных монет создавало сложности при проведении расчётов и платежей»[6].

Денежная реформа петровского времени привела к следующим изменениям:

- введение новых монет

-неразменный рубль отменен

-появление фальшивомонетничества

Главными единицами стали медная копейка и серебряный рубль

Итоги и значение реформы. 

  • Рост бюджета страны (доходов казны) в 4 раза,
  • Стабилизация финансовой обстановки в стране.
  • Но повышение налоговой  нагрузки на население

Приложение №4

Задание №4.  Изучив информацию, докажи, что данные ситуации являются офертой.

«Оферта — это предложение заключить договор, при этом неважно какой — устный или письменный.

Акцепт — это согласие клиента с условиями оферты, принятие её. Чаще всего это оплата товара или услуги.

Оферта без акцепта остается всего лишь предложением и ни к чему не обязывает потребителя. Оферта + акцепт — это уже состоявшееся сделка, которая приравнивается к договору. Клиент акцептировал (принял условия), а значит,  его устроили товар или услуга.

Оферта может быть публичной и непубличной

Публичная оферта — для всех. Вы обязаны продать товар любому, кто согласен с его стоимостью. При этом не запрещается устанавливать скидки для каких-либо категорий граждан. 

Непубличная оферта — для ограниченного числа лиц. Компания может предложить более выгодные условия некоторым клиентам, но при этом она не обязана так работать со всеми. Тогда об индивидуальных условиях информируют только тех, кому адресована оферта — по телефону, через электронную почту или мессенджеры[7]».

Ситуации:

  1. На рынке назвали цену за товар, покупатель согласился.
  2. Торговец на улице рекламирует товар – леденцы, называет точное описание товара и цену.
  3. Кузнец заявил, что в течение месяца будет подковывать трёх лошадей по цене двух.

Приложение №5

Задание №5. Покажи взаимосвязь между понятием «тендер» и конкретной ситуацией из жизни петровского Петербурга.

Тендер – это участие в торгах на конкурсной основе в представлении заказчику своих услуг, работ или товара. Простыми словами, это конкурсный отбор лучших предложений для заказчика. Если предлагаемое удовлетворит фирму, инициировавшую конкурс, а документация не вызовет вопросов, есть шанс стать победителем.

Ситуация:  По некоторым воспоминаниям очевидцев возведения Петропавловской крепости, после очередной смены  строительной артели, Пётр I решил поступить таким образом: на канцелярии повесили объявление, оно висело достаточно времени для того, чтобы все успели прочитать (народ был тогда малограмотным).  В этом объявлении оглашались условия выполнения строительных работ и условия получения подряда для работников. В назначенный день, на окне канцелярии горела свеча и, до тех пор,  пока она горела, каждая бригада (артель) имела право подать заявку для участия их в строительстве первой крепости нового города.  Таким образом, был проведен отбор и те,  кто предложил выполнение большего объема работ за меньшие деньги, получили заказ.

5040038.jpg

Приложение №6

Задание №6. Составь рассказ по теме:  «Инвестиции в образование петровского времени», ознакомившись с предложенной информацией и придерживаясь следующего плана:

  1. Санкт-Петербург – столица российского образования.
  2. В Европе учился – в Санкт-Петербурге пригодился!
  3. Инвестиции в будущее образования.

Инвести́ции (англ. Investment) — размещение капитала с целью получения прибыли.

«Петр I отводил дворянам большую роль в новом социальном устройстве и требовал, чтобы они получали образование, — в начале века было создано несколько технических школ, одна из первых — Навигацкая школа (1701 год). И если поначалу они принимали всех подряд по желанию, то затем Петр I перешел к принуждению. Дворянских детей заставляли учиться в конкретных учебных заведениях, не оставляя им права выбора. Точно так же обязательными были и поездки на учебу за рубеж — при том,  что людей туда посылали, не обеспечив необходимую языковую подготовку.

Как часто случается в российском образовании, масштабным государственным проектам не хватало финансирования. Ученики петровских школ бедствовали, были вынуждены зарабатывать на хлеб черными работами. Тем, кто уехал учиться за рубеж, не переводили денег, они жили фактически за свой счет. Так что в Морскую академию, открывшуюся в Санкт-Петербурге в 1715 году, «загоняли» самых состоятельных дворянских отпрысков — финансирование запаздывало на годы, и руководство академии просило присылать учеников побогаче.

В тот период проявилась и другая вечная проблема системы образования. Ни в одной из петровских школ не было системы производства в чины. Если человек выучился, это вовсе не гарантировало его успех на службе и вообще в жизни. Например, к концу Северной войны (1700-1721 годы) резко упал спрос на морских офицеров, и выпускники школ, готовивших кадры для флота, оставались не у дел»[8].

«Тем временем Петр Великий подготовил для дворянских детей новое «испытание»: их следовало отправлять на учебу за границу, причем вопреки сопротивлению родителей. В Амстердаме, Лондоне, Тулоне и других европейских городах будущие офицеры и государственные деятели обучались морскому делу, астрономии, фортификации, а также художествам и этикету. Царский указ многие восприняли как наказание и несчастье: все зарубежное казалось подданным чужим и непонятным. К тому же для успешной учебы в Европе нужно было приложить немало усилий, а дети дворян к усердному труду не привыкли.

К неудовольствию Петра I обучение за казенный счет пошло на пользу далеко не всем, на родине нерадивых школяров сурово наказывали и с позором отправляли домой. Совершенно не стесненные в средствах дворянские дети посещали игорные дома и театры, пренебрегали занятиями и при любой возможности отказывались от морских плаваний. От подобных новостей Петр Алексеевич приходил в ярость, приказывал немедленно разжаловать прогульщиков в матросы и отправлять на самые тяжелые работы. Об успешной карьере им приходилось забыть, зато талантливые и прилежные по возвращении получали высокие должности и царскую похвалу».

«31 января 1714 года Петр I издает указ, согласно которому дворянские дети за счет государства отправлялись за границу для обучения различным специальностям»[9].


[1] https://histrf.ru/read/articles/osnovana-akadiemiia-nauk-event

[2] https://histrf.ru/read/articles/osnovana-akadiemiia-nauk-event

[8] https://www.hse.ru/news/science/145793005.html