Опыт работы по теме «Природа, философия, базовые ценности (добровольчества) волонтёрства»

Ушакова Иоланта Вячеславовна

В эпоху постоянных природных и социальных проблем всё большую популярность набирает безвозмездная помощь людям. Условия, при которых ребёнок сможет помогать ближнему и почувствовать себя нужным и значимым в обществе, даёт волонтёрская деятельность в школе. Поддержка этого направления влияет на дальнейшее развитие культурного и высокоморального современного общества.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonterstvo.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день! Меня зовут Ушакова И.В. Я работаю учителем музыки.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы по организации волонтерской деятельности в нашей школе.

В эпоху постоянных природных и социальных проблем всё большую популярность набирает безвозмездная помощь людям. Условия, при которых ребёнок сможет помогать ближнему и почувствовать себя нужным и значимым в обществе, даёт волонтёрская деятельность в школе. Поддержка этого направления влияет на дальнейшее развитие культурного и высокоморального современного общества. 

 Что такое волонтерство?

Волонтерство в самом широком понимании включает любую добровольную и безвозмездную общественно-значимую деятельность. Социальное волонтерство, подразумевающее помощь бездомным людям и животным, пожилым или тяжелобольным людям, инвалидам, воспитанникам детских домов, а также тем, кто пострадал в результате социальных или природных катаклизмов, безусловно, является самым популярным. Но есть и другие варианты. Это также довольно распространенное экологическое волонтерство (забота об окружающей среде), культурно-просветительское (сохранение культурного наследия) и даже арт-волонтерство, объединяющее людей творческих профессий, и так далее. 

Волонтер не получает за свой труд денежного вознаграждения, но приобретает нечто иное: в первую очередь – нравственное удовлетворение от своей работы, а также возможность реализовать творческий потенциал и лидерские качества, завести новые знакомства, получить новые знания и навыки.

Вспомним историю добровольчества в нашей стране.

В России в конце XVIII в. При императрице Екатерине 2 была создана сеть воспитательных домов для детей-сирот, в которых работали добровольцы. В XIX в. получили развитие различные благотворительные общества и союзы, общественные организации. Одним из крупнейших было Императорское человеколюбивое общество, образованное в 1802 году по инициативе Александра I. В учрежденных земствами народных начальных школах учителя преподавали на безвозмездной основе, в сельских больницах земские врачи оказывали бесплатную медицинскую помощь. Первыми в мире женщинами-волонтерами (сестрами милосердия) были монахини московской Свято-Никольской обители. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов они добровольно отправились на фронт для помощи раненым солдатам.

В начале XX в. в России действовало уже около 20 тыс. попечительских советов, в которых трудились волонтеры.

 В СССР добровольческое движение продолжило свое развитие и было связано с крупными всесоюзными мероприятиями, массовыми субботниками и пр. В 1990-е годы волонтерской деятельностью начали заниматься некоммерческие, общественные и благотворительные организации.

В декабре 2016 года президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию РФ заявил о необходимости "снять все барьеры для развития волонтерства". По поручению главы государства Общественной палатой РФ и Агентством стратегических инициатив был разработан План мероприятий по развитию волонтерского движения в РФ .

В феврале 2018 года Президент РФ подписал федеральный закон.  Документом уравниваются понятия "волонтерство" и "добровольчество", дается определение волонтерской и добровольческой деятельности, к которой также относится "благотворительная деятельность.

Волонтерское движение в нашей школе.

Несколько слов о возрастных группах. В волонтерской работе можно участвовать в любом возрасте, от пяти до девяноста пяти. Конечно, ученики начальной школы не смогут заниматься волонтерством самостоятельно (нижняя граница в этом случае – четырнадцать лет), но есть вещи, с которыми они успешно справляются: рисуют открытки для дома престарелых, собирают макулатуру, участвуют в праздничных программах различной направленности и многое другое. Старшеклассники выполняют и более серьезные задачи.

Волонтерский отряд «Мы вместе!» начал свою деятельность в 2014 году. Ребята были активные, с творческой искоркой. К сожалению временные рамки нашего семинара не позволяют рассказать о всех мероприятиях, проходивших под эгидой добровольчества в нашей школе, но часть этой работы я постараюсь освятить.

 Огромную поддержку, в новом для нас деле, оказали родители учеников. На протяжении всех лет они активно участвовали в акциях и мероприятиях волонтерской деятельности вместе со своими детьми. Оказывали помощь в подготовке к конкурсам, концертам на различных уровнях. В некоторых мероприятиях родители сами выступали организаторами.

Безусловно, перед добровольцами стояли выполнимые задачи. Структура была закреплена в Положении о волонтерском движении. Наш добровольческий отряд работал по разным направлениям

Направление "Милосердие". Научиться милосердию не сложно. Что для этого требуется?

Не ориентироваться на личной выгоде, совершать добрые поступки просто так.

Научиться прощать, уступать.

Научиться просто слушать человека.

Находить в своем графике время, чтобы уделить внимание другим людям.

Помогать людям в обычных бытовых вопросах (помочь донести тяжелые сумки, перевести через дорогу).

Внести свою лепту в поступки на благо общества (поучаствовать в озеленении парка, уборке водоема или высадить цветы на клумбы). Ребята постоянно работали над собой в этом направлении.

 К примеру, на протяжении нескольких лет ребята выезжали в Дом Ветеранов с концертами, приуроченными к различным праздникам. Выступления всегда проходили очень эмоционально и сердечно. Встреча всегда была теплой, а аплодисменты бурными.

Направление «Память». Мероприятия этого направления были посвящены Победе, героям и участникам Великой Отечественной войны. На базе школьного краеведческого музея школы мы проводили торжественные мероприятия и концерты. Приглашали и с почетом встречали участников войны, ветеранов. Посещали участников Великой Отечественной войны в канун праздника Победы со словами благодарности и поздравлениями.

Принимали участие в акциях военно-патриотического направления. Одной из таких акций стала «Сирень Победы», куда мы привлекли учащихся младших классов.

Направление "Мы за здоровый образ жизни»". Понятие здоровый образ жизни включает в себя целый комплекс составляющих компонентов. Это не просто какая-то диета или занятия спортом, это стиль жизни. Борьба с вредными привычками одна из составляющих этого комплекса. Так мы приняли участие во Всероссийской акции «Брось сигарету получи конфету». Курящим прохожим наши добровольцы предлагали конфеты вместо сигарет и раздавали листовки о вреде курения. Не смотря на мои опасения, горожане очень позитивно реагировали на действия ребят и с удовольствием получали конфеты.

Увлекательным и волнительным было участие в муниципальном конкурсе «Все краски творчества против наркотиков», ребята заняли 2 место в борьбе с очень сильными и талантливыми соперниками.

В школе ребята добровольцы проводили мероприятия, посвященные борьбе со СПИДом. Это и викторины, и акции и концерты.

Направление "Творчество". В рамках этого направления волонтеры школы организовывали праздничные мероприятия и представления. Проводили конкурсы рисунков и поделок. Организовывали творческие мастерские и танцевальные марафоны.

Направление «Спорт». Данные многочисленных исследований показывают, что здоровье человека в любом возрасте более чем на 50 % зависит от образа жизни. Занятия спотом это неотъемлемая часть в воспитании подрастающего поколения. И нашим волонтерам это хорошо известно. Сюда вошли участия в соревнованиях различных уровней, организация спортивных праздников в школе. И конечно победы и награждения.

 

Направление «С заботой в душе». Волонтеры отряда «Мы вместе» часто организовывали мероприятия для самых маленьких школьников. Проводили классные часы, круглый стол, игры. Рассказывали о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, вместе участвовали в акциях.

 "Экология".  Для решения задач в этом направлении ребята  опирались на очень важный вывод: -мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности.

Добровольцы всегда участвовали в благоустройстве территории. При этом ухаживали не только за участком, прилегающим к школе, но и за набережной. Уже в старших классах ребята принимали участие в ежегодной экологической акции «оБЕРЕГАй». Данная акция прошла в формате «Обменяй мусор на сувениры!». За собранные мешки с мусором участники получили в «оБЕРЕГАй-экомаркете» тематические призы - значки, блокноты, ручки, светоотражающие браслеты, термокружки,

Такая активная деятельность не могла не отразиться на наших ребятах. В старших классах им стало тесновато в школьных рамках, волонтерская энергия требовала выхода, и они отправились покорять планету КВН.  Подобное участие еще больше раскрыло творческий потенциал ребят.

Разумеется, нельзя заставить человека заниматься добровольной и бескорыстной деятельностью. Он должен сам захотеть быть волонтером. Большинство волонтеров не ждут ни от кого благодарности. Они совершают поступки по воле своего сердца, ничего не требуя взамен. Чем больше будет таких людей, тем лучше для общества и для страны. Волонтеры – это люди, понимающие свою ответственность. Ими движет желание изменить жизнь к лучшему. Безусловно, это заслуживает уважения. Таких людей в стране должно быть больше. Они собственным примером показывают, как можно изменить ситуацию к лучшему, как можно помочь другим людям. И не последнюю роль в воспитании и формировании таких личностей играет школа.

На сегодняшний день волонтерский отряд «Мы вместе» уже студенты. С гордостью могу сказать, что наши выпускники-волонтеры продолжают активно заниматься добровольчеством в своей студенческой жизни. Работая в волонтёрском отряде, наши ребята видели своими глазами как порой трудна и непредсказуема, может быть, реальная жизнь, они сами на себе ощутили и весь груз ответственности волонтёрской деятельности, и конечно же, увидели пользу от своих действий. Волонтер – это навсегда

Безусловно, волонтерское движение – необходимое звено любого современного общества. Сегодня необходимо продолжать его популяризацию. Начинать нужно с привлечения школьников. Волонтерские отряды в общеобразовательных учреждениях давно перестали быть редкостью. Работа таких групп благотворно сказывается на воспитании подрастающего поколения. У детей, участвующих в волонтерском движении, формируется активная гражданская позиция.

Эта практика в школьные годы может в корне изменить мировоззрение ученика и поможет сделать правильный выбор в дальнейшей уже профессиональной деятельности.