Толерантность, современность, молодежь

Лазарев Виктор Анатольевич

В моей работе решаю проблему воспитания толерантности у подростков и молодежи на занятиях кружка гитары и мероприятиях  в подростково-молодежном центре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_sovremennost_i_molodezh_iyul_2022_god.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Санкт-Петербургское государственное бюджетное  учреждение Подростково-молодежный центр «МИР» Выборгского района.

                                              Методическая  работа

«Толерантность, современность  и молодежь»

Автор:

Лазарев Виктор Анатольевич,

Руководитель клубного формирования

Куратор:

                                                                                                             Яковлева Юлия Сергеевна,  

         

                                                                                  старший методист СПБ ГБУ ПМЦ «МИР»

                                                    Санкт-Петербург

                                                               2022

                                                   Оглавление:

1.Введение                                                                        3

2.Основное содержание                                                   4

3.Особенности разработки  мероприятий                      7

4. Формы воспитания толерантности                             9

5. Заключение                                                                   11

6. Список использованной литературы                          12

                     

                                                               

                                                             

                                                               

                                                   

         Введение

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов…принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (начало Конституции Р.Ф.)

Актуальность проблемы толерантности  связана с тем, что президентом России В.В.Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма. Воспитание толерантного сознания предполагает уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности, изучение других людей, понимание их, интерес к ним, акцентирование внимания на объединяющих людей факторах. Толерантность также не противоречит патриотизму и  ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

Толерантность  - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или притворство, а активная жизненная позиция на основе признания иной личности.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим и межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования другого. Этническая толерантность – принятие и уважительное отношение к представителям иных национальностей, религиозная толерантность – уважительное отношение к представителям иных религиозных взглядов, культурная толерантность – терпимость и уважение к материальным и духовным ценностям иных культур и народов.

Социализация молодежи осуществляется в противоречивых условиях  конкурентного, конфликтного мира, лишенного стабильности, поэтому ее результаты часто свидетельствуют о необходимости оперативной психолого-педагогической коррекции для успешной адаптации молодого человека в обществе. Современная социокультура влияет на детей и молодежь в большей степени, чем на старшее поколение,  которое обладает  более устойчивыми ценностностными ориентациями.

В настоящее время системная воспитательная работа не является главенствующей в работе образовательных организаций: соотношение предметных и развивающих компетенций указывает на большую разницу в количестве часов для  их освоения. Поэтому на передний план выходит, по-моему мнению, система дополнительного образования, в которой одна из самых доминирующих – воспитательная работа.

Современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Педагог дополнительного образования должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность и педагогическое общение.

                                       Основное содержание

Аттестационная работа содержит методические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса воспитания у подростков и молодежи толерантности. Данная методика, основу которой составило формирование навыков толерантности,  внедряется в систему мероприятий ПМЦ «МИР» и  коллектива «Современная гитара» в частности. Материалы аттестационной работы могут быть использованы для руководителей клубного формирования коллективов музыкального направления.

Проблема толерантности и пути ее разрешения:  Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать человека таким, каким он есть, подростки  и молодежь не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению  друг к другу, что очень непросто. «Молодежь» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо креативные преобразования в подростково-молодежных учреждениях.

Толерантность являет собой основу общения руководителя  и воспитанника, сущность которого сводится к формированию культуры достоинства, самовыражения личности, исключению фактора боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие укрепления гармоничных отношений в обществе.

По-моему мнению, развитие  толерантности в коллективе системы дополнительного образования невозможно в условиях авторитарного стиля общения «руководитель-воспитанник». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение педагогом определенных демократических механизмов общения: принимать другого как значимого и ценного, с критической оценкой своих собственных взглядов.

Воспитание культуры толерантности наиболее полно должно осуществляться по принципу: «родители – воспитанник – руководитель».

Мероприятия ПМЦ «МИР», в которых принимают участие  родители, служат хорошим примером взаимодействия, направленного на воспитание толерантного отношения к человеческому разнообразию.

Если сам руководитель толерантен – это значит, что он  уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к воспитаннику в роли наставника.

Можно выделить два способа понимания руководителем поведения подростка:

  1. Способ интерпретации. При интерпретации руководителем поведения воспитанника исходной позицией является признание личности и уважение индивидуальности, однако при этом необходимо проявить умение воссоздать и анализировать его  поведение  в прошедшей спорной ситуации.
  2. Способ, помогающий педагогу постичь внутренний мир подростка  в его разнообразии и целостности,  на основе диалога проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

Конечно,  для устойчивого развития толерантности в коллективе необходима система коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению  к людям разных национальностей. Это также  система, позволяющая  успешно адаптироваться в жизни. Эту систему разрабатывает руководитель в перспективном плане мероприятий с начала учебного года, ожидая при этом следующие результаты:

- подросток, успешно взаимодействующий в коллективе с присутствием сверстников разных национальностей;

- подросток, противостоящий нетолерантным отношениям;

- социально адаптированный подросток.

Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности в музыкальном коллективе:

9-12 лет: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечение учащихся в исполнение мелодий и песен соответствующего характера.

В моей практике я даю индивидуальные задания детям разных национальностей (особенно тем, кто замкнут, необщителен, неуверен в себе) найти себе пьесу в Ютубе, набирая в поиске слова: «простые мелодии на гитаре». Воспитанник разучивает и исполняет ее на занятии, как у него получилось дома. Даже если сыграл половину – уже хорошо, ведь он работал самостоятельно!

Но на этом я не останавливаюсь – прошу его показать медленно первую фразу на гитаре (при этом ученик сидит перед всем классом на моем месте). Вот уже и создается в классе толерантная обстановка – мальчик другой  национальности показывает остальным, как надо играть на гитаре. После этого мальчик самоутверждается и чувствует себя уверенней.

13-15 лет: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытию интереса к другим народам, нациям посредством исполнения мелодий разных народов и интерактивных методов обучения (модель открытого обсуждения, развивающая умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем), а также совместных репетиций  инструментальных коллективов и ВИА ( с участием обучающихся разных национальностей).

В последнее время я стал обращать внимание на то, как занимаются некоторые воспитанники разных национальностей и лучших из них приглашал в инструментальные группы, дуэты и ВИА. Одного представителя Узбекистана привел мне мой ученик, и я стал работать с ним по возможности индивидуально. Через три месяца Джавохир (это его имя) уже выступал на сцене в актовом зале, играя партию второй гитары. У него средние музыкальные способности, но терпелив и усидчив, рост  высокий, молчалив.  В настоящее время он  с желанием играет в ВИА, выполняет  мои домашние задания, регулярно посещает занятия.

Внедрение в молодежную  работу разнообразных  тематических  мероприятий.

Мир становится все более многоликим и взаимозависимым, что будет требовать от людей все большего осмысления и принятия чужих различий и разных форм проявления толерантности. Этого можно достичь с помощью внедрения в молодежную работу разнообразных тематических мероприятий, посвященных изучению культуры других национальностей и направленных на развитие национальных культур и народных традиций, этнических культур, принципов толерантности. Эффективными формами организации молодежной работы по формированию толерантности в музыкальном коллективе являются концерты и джем-сейшинги, игры и тренинги, акции и социальные активности, интерактивные формы взаимодействия.

Для того, чтобы провести интерактивное занятие, я  выбрал из интернета и литературы несколько наиболее подходящих, позволяющих наиболее эффективно решать задачи формирования толерантности в молодежной среде и адаптировал эти занятия под свой коллектив.  (В моем музыкальном коллективе отдельно занятия по толерантности пока не запланированы, поэтому я ориентируюсь на отдельные тренинговые занятия по 20 минут).

Классификация упражнений по стадиям тренингового занятия:

- упражнения для начала занятий:  введение правил, разминка для демонстрации содержания тренинга и сплочения группы, техники знакомства.

-  основное упражнение, направленные на решение тренинговой задачи.

- завершающая часть:  включает в себя элементы получения обратной связи.

Классификация упражнений по задачам:

- повышение уровня активности участников, их эмоциональное вовлечение в процесс (разминка);

- сплочение группы;

- развитие навыков коллективной деятельности;

- развитие навыков вербального и невербального общения;

- развитие умений конструктивно выражать чувства и эмоции, уровня осознанности эмоций.

- обучение правилам поведения в конфликтных ситуациях.

Требования к упражнениям интерактивного занятия:

1.Безопасность:

- психологическая (польза от упражнения  всегда должна превышать возможный вред).

- физическая (создание безопасных условий для выполнения упражнения).

2. У каждого упражнения должны быть цели, ориентировочное время, четкая инструкция, вопросы для рефлексии, требования к ведущему,  а также предусмотренные возможные эффекты упражнения.

3. Упражнения, применяемые в одном занятии, должны быть логически связаны между собой, непротиворечивы.

4. Осмысленность использования упражнений ведущим – надо четко понимать назначение упражнений, а также предусмотреть воздействие упражнения на участников и группу в целом.

5. Возможность и показ выполнения упражнения самим ведущим.

Особенности разработки  мероприятий, (а также занятий и тренингов по формированию толерантности для подростков и молодежи).

У автора имеется опыт проведения концертов, приуроченных ко дню толерантности. Главное – заранее готовить концертные номера с участием воспитанников разных национальностей. Даже если в ВИА или рок-группе будет один представитель другой нации – этот коллектив можно включать в программу концерта. Часто эти ребята неуверенны в себе, молчаливы, «себе на уме» (как говорится). Однако здесь мне помогает многолетний опыт и интуиция. Главное – не терять время и начинать заблаговременную индивидуальную работу с перспективным музыкантом другой национальности; как я убедился по собственному опыту – это начинать  регулярную работу в этом направлении. Это оказалось несложно для меня:

 пример проведения мною  блиц-тренинга по толерантности: идет репетиция ВИА моих воспитанников. Когда они делают паузу – просто для отдыха – я ненавязчиво начинаю беседу о толерантности и задаю вопрос,  какие приветствия и на языках каких народов знает кто-нибудь. Начинаем в духе соревнования называть эти приветствия. Становится интересно. Через пять минут репетиция возобновляется.

 Разработка мероприятий, занятий и тренингов по трем блокам:

 Первый блок - каждое мероприятие, занятие или тренинг надо начинать с «понятия о толерантности» (повторение – мать учения!)

 Второй блок - «толерантность по отношению к  участникам группы» – развивать у воспитанников умение уважать достоинство других;  умения осознавать  многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности  к самоанализу, самопознанию, навыков позитивного диалога о своей группе; формирования позитивного отношения к своему народу (через игровые тренинги, интерактивные занятия, анкеты и встречные опросы).

Третий блок – «толерантность по отношению к другим» - направлен на обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия, развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение культурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Однако главная задача – не просто научить участников толерантному поведению, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как «активная толерантность».

Упражнение «Сделай правильный выбор» (время: 10 минут)

Материал: учащимся раздаются  чистые листы, сама таблица под названием « Основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного» представляется на экране или плакате:

  1.                                                                   1. Знание самого себя

Толерантные люди – относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах, достоинствах и недостатках

Интолерантные люди – замечают у других только достоинства, обвиняют других

                                                                   2. Защищенность

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится с проблемой. Это важное условие для формирования толерантной личности

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу

                                                                   3. Ответственность

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят

                                                          4. Потребность в определении

Толерантные люди сами стремятся к работе и творчеству; сами стремятся решить свои проблемы

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я)

                                                             5. Способность к эмпатии

                          (способность формировать верные суждения о других людях)

Толерантный человек может правильно оценить и себя, и интолерантного человека

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию

                                                                   6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен

                                                                           7. Социализация

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью

Ведущий: «предлагаю каждому сделать свой выбор и собрать портрет «толерантного человека» и «интолерантного».

После окончания выполнения участники зачитывают свои «портреты».

Идет обсуждение правильности выборов и их краткое обоснование.

Далее ведущий делает вывод, что толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с  доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Ответные мнения  участников на вопросы:

- что понравилось?

- что вызвало проблемы при выполнении упражнения?

- какие чувства вы сейчас испытываете?

Формы воспитания толерантности у подростков и молодежи:

Среди форм воспитания толерантности у  подростков и молодежи  можно отметить такие, как беседа, тренинг, тестирование и анкетирование, ролевая и деловая игра, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, конкурс музыкальных творческих работ, показ видеоматериалов, кинофильмов с обсуждением.

Подростковый возраст 14-16 лет:

Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры взаимопонимания послужит основой для профилактики интолерантности.

Примерная тематика бесед, тренинговых занятий, общественных мероприятий:

- «Мы разные, но мы вместе!»

- «Новичок в группе»

- «В единстве наша сила!»

-  конкурс творческих работ «Толерантность в семье»

- «Учусь общаться»

- «Нам нужен мир»

- «Сто народов – одна семья»

-« Толерантность – дорога к миру».

Юношество (17-22)

Ведущая деятельность в этом возрасте – учебно-профессиональная. Происходит самоопределение личности, важно получение новых знаний и навыков для будущей профессии. Поэтому предлагаются формы работы, которые позволяют проанализировать типичные социальные ситуации. Основой работы становится социальный практикум, который позволит каждому участнику высказать свое мнение и представить способ решения ситуации.

Примерная тематика занятий и общественных мероприятий:

- Фотоконкурс «Доброта живет рядом»

- «Жизнь в многоликом мире»

- «Город толерантности»

- «Толерантная и интолерантная личность»

- «Учимся жить в многоликом мире»

- концерт ко Дню Толерантности

- фестиваль-конкурс дружбы народов

Некоторые психологические аспекты эффективного общения с аудиторией:            Прежде чем самостоятельно проводить с молодежью мероприятие, педагог  должен  обязательно подготовить  для себя ответы на ряд вопросов:

- какая информация нужна группе?

- какие цели я ставлю перед собой? (не старайтесь сказать все на одном занятии).

- как четко  и доходчиво сформулировать идею?

- какая структура изложения наиболее оптимальна?

- на какие вопросы я могу свободно ответить, и на какие темы могу свободно разговаривать уже сейчас?

- какие вопросы и темы мне не хотелось бы затрагивать на своем занятии?

Значительную роль в воспитании толерантности  сыграла многолетняя деятельность автора в качестве организатора   мероприятий внутри  своего учреждения, а также личное участие в работе жюри открытого конкурса рок-групп и ВИА. Вот мои тезисы:

-выбор адаптированного репертуара для солистов, способствующего активизации творческой деятельности.

-выявление программирующих свойств: характера, самооценки, волевых качеств, направленности личности и мотивации.

-создания ситуации успеха в результате последовательного привлечения доступного адаптированного репертуара;

-воспитания самостоятельности и целеустремлённости к выбору современного, популярного у молодежи  репертуара.

- во время концерта поддерживать  сценическое общение с публикой, общение (можно и визуальное) между участниками музыкального коллектива (развитие коммуникативных способностей)

- музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

- играть и при этом следовать национальным традициям (при выборе репертуара и костюмов, например).

- определяющее значение для  активизации  познавательно-творческой  деятельности заключается в создании  условий, т.е. медиа-пространства,  которое  способствует развитию творческой инициативы и технической оснащённости обучающихся (в частности, по субботам я работаю в трех помещениях одновременно, в каждом у меня свой ответственный наставник).  

!!!- важную роль в воспитании толерантного поведения  играет проведение конкурсов и концертов непосредственно внутри учреждения, на сцене с необходимой световой и звукоусилительной аппаратурой.

При этом я делаю акцент на количество участников своих мероприятий с последующей видео, фото-фиксацией их выступления и своей  последующей рецензией индивидуально каждому коллективу или солисту. Повторяю, что  параллельно  должное внимание уделяю национальному многообразию участников, их совместной творческой деятельности (с элементами наставничества на репетициях, про которые готовлю  написать уже отдельную статью).

        Во время подготовки к концерту также  у меня возникают ситуации, когда ученики разных национальностей не могут исполнить свои партии на гитаре (причин несколько – недостаток исполнительских навыков, начало обучения в середине учебного года, трудности в школе). Чтобы выйти из этой ситуации я  упрощаю нотные партии концертных произведений и ребята разных национальностей увлеченно выступают на сцене!

 Заключительным этапом проведения мероприятия   включает анкетирование и устный опрос, охватывающий наблюдения за процессом и результатами технического воспитания, а также   воспитания толерантности. Диагностика познавательно-творческой деятельности крайне  необходима при решении задачи активации толерантности. Для этого анкеты я разрабатываю для себя сам, делая их адаптированными для своего коллектива.

                                                             Заключение

Значение дополнительного образования для формирования навыков межкультурной коммуникации и толерантности трудно переоценить. Работа над воспитанием толерантности и аспектами межкультурного взаимодействия связана с методами и приемами преподавания. Важное место отводится здесь диалоговым и игровым технологиям, занятиям в активных и интерактивных формах. Также эффективны, по-моему опыту работы, импровизированная беседа, дискуссия, встречное обсуждение этических дилемм. Все эти формы направлены на развитие умения свободно и обоснованно высказывать свое мнение, а также внимательно слушать критически оценивать собеседника, дискутировать.

Разработанная мной аттестационная работа содержит методические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса воспитания подростков  в системе дополнительного образования. Методика, основу которой составило формирование навыков толерантности,  будет внедрена в ДООП коллектива «Современные гитары»  ДДТ «Юность» Выборгского   района. Материалы аттестационной работы могут быть использованы для педагогов дополнительного образования музыкального направления.

 Список использованной литературы:

  1.  Бардиер Г.Л. и Сунгурова А.Ю. Толерантность как образ жизни: учебно-методическое пособие. – СПб., изд-во Ютас, 2008. – 224 с.
  2.  Зыкова М.А., Воскобойник Т.В. Профилактический путеводитель или «технологии работы с подростками и молодежью по профилактике асоциального поведения», метод. Пособие:  – Н.Новгород: Благовест, Союзполиграф., 2020.- 146с.
  3. Колесникова И.А. Сотворчество детей и взрослых в клубном пространстве. Статья в сборнике статей «Традиционные формы работы в Подростково-молодежный клубах Санкт-Петербурга», городской центр «Контакт», Санкт-Петербург,  2012 .-11с.
  4.  Бардиер Г.Л. Психологическое сопровождение  проявлений интолерантности и толерантности в молодежной среде. Методическое пособие. – СПб, НП ЦСП «Доверие», 2011 г. – 56 с.
  5. Горюнов П.Ю., Иванов Д.В. Молодежь и общество: реальность и виртуальность. Сборник статей и тезисов докладов V Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Издательство ООО «Эклслибрис Принт», 2021. – 280с.
  6. Бриль М.С.,  Горюнов П.Ю. Молодежь и общество: среда, коммуникация, конфликт. Часть 1/Материалы  III всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: ООО «Чемпион», 2019 г.- 199 с.
  7. Канаян В.А., Бриль М.С. Программа «Клуб успешного будущего»,  цикл развивающих групповых занятий для подростков и молодежи., II часть: сборник. – СПб.: Амирит, 2016 г. – 112 с.