Диспут "Память нужна живым"

Сценарий проведения диспута "Память нужна живым", содержит в себе наводящие вопросы для обсуждения учстниками. Приведены интересные данные и факты тех событий. Имеется момент разделения ребят на команды и каждой команде дается тезис, который они должны отстоять или, наоборот, опровергнуть. Для успешного проведения диспута предусмотрено присутствие экспертов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_disputa.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий диспута

«Память нужна живым»

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня наш разговор пойдёт о Великой Отечественной войне. И о памяти о тех страшных событиях.

Но сначала - правила предстоящего диспута:

1. Каждый должен быть активным участником, а не пассивным наблюдателем.

2. Старайтесь говорить своими словами.

3. Лучшее доказательство вашей правоты – точные факты и твёрдая логика.

4. Оценивать вашу работу будут:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Мы с вами привыкли к трансляции парада с Красной площади в День Победы и торжественного возложения венков к могиле Неизвестного солдата. А с недавних пор к потоку людей на акции «Бессмертный полк».

Значит, мы можем сказать, что, да, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе?

(участники отвечают на вопрос)

А скажите, что же по-вашему значит «помнить»? Как надо помнить?

(участники отвечают на вопрос)

Меняется ли память о войне со сменой поколений, с уходом из жизни ее непосредственных свидетелей и очевидцев? Если меняется, то как?

(участники отвечают на вопрос)

Приведу интересные свежие данные ВЦИОМ. Согласно опросу, дату начала второй мировой войны смогли указать 85% россиян, но 63% из них ошиблись. То есть правильно ответили менее 40 %! Кстати, а вы знаете правильный ответ? Когда началась Вторая мировая война? (1939 год, а не 1941-й - начало Великой Отечественной) Правильно!

Великая Отечественная война породила огромное число героев, имена некоторых знает вся страна. А вы сможете назвать героев Великой Отечественной войны? (генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, летчики Иван Никитович Кожедуб, Александр Иванович Покрышкин, Амет-Хан Султан, красноармеец Александр Матросов, красноармеец диверсионной бригады Зоя Космодемьянская, подпольщица Зина Портнова и пионер-партизан Леня Голиков, полководцы Георгий Константинович Жуков, Константин Константинович Рокоссовский, Иван Степанович Конев и др.) Всех не перечесть. Герои Великой Отечественной олицетворяли собой несгибаемую волю, твердость, стойкость, силу. И люди невольно задавались вопросом: а я смогу так? И верили: смогу! Грозная доблесть героев «остается в сердцах живых», которым «нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть».

(участники отвечают на вопрос)

Некоторые люди считают, что заслуги политического руководства страны в годы войны, военного командования, офицерского состава, простых солдат, тружеников тыла, управленцев народного хозяйства, агитаторов, журналистов, артистов - равнозначны. Все они ветераны Великой Отечественной войны. А вы как считаете? Ветераны те, кто воевал или все, кто стал свидетелем тех событий?

(участники отвечают на вопрос)

(Рассказывает Саша Конин об исполнении 7 симфонии в блокадном Ленинграде)

Вот уже несколько десятилетий западные политики делают все, чтобы исказить историю, обвинив Советский Союз в развязывании Второй мировой войны. На прошедшем 9 мая параде Владимир Владимирович Путин заявил о недопустимости искажения исторической памяти о ходе и об итогах войны.

Зачитаю комментарий британца на слова нашего президента: «Русский народ без нужды потерял 20 миллионов своих сыновей из-за этого Сталина. Эти цифры никто не может оспорить. Без помощи и жизней американцев и англичан Россия не смогла бы остановить немцев. При этом русские решили наступать на Берлин только после того, как война была эффективно выиграна с воздуха западными союзниками».

И подобных комментариев много. Но то, что иностранцы пытаются дискредитировать память о тех событиях, это привычно. Но чем мы лучше? В 2013 году за 5 дней до празднования Победы, на канале ТНТ выходит программа Камеди Вуман с шуткой про генерала Дмитрия Карбышева. Напомню, попав в плен 60-летний генерал отказывался перейти на сторону Германии.  В концентрационном лагере вместе с другими пленными Карбышева обливали на морозе водой, пока он не замерз. Актриса, озвучившая шутку, сказала, что считала Карбышева выдуманным персонажем.

Психолог Анатолий Полищук, считает, что современные дети не верят в искреннюю любовь к Родине, сплоченность, товарищество.

«Молодежь сегодня устанавливает собственные нравственные нормы, агрессивно отвергает принципы старшего поколения. Материальные ценности постепенно становятся ведущими. Да, они заучивают в школе события Великой Отечественной, старшим школьникам, возможно, посчастливилось пообщаться с живым ветераном войны. Но скажите, какой процент детей между фильмами о звездных войнах и о Второй мировой, выберет последний?»

Иногда меня одолевают мысли: «Смогли бы сейчас мы отстоять нашу Родину? Броситься без оглядки на передовую так же, как наши предки в 1941 году? Как вы считаете?

(участники отвечают на вопрос)

Сейчас мы сформируем три команды. Прошу подойти к Осипову Власу тех, у кого красная звезда. (показывает). К Дёгтевой Валентине подходят те у кого звезда с белыми серпом и молотом в центре. Остальные – прошу к Бондарю Степану.

(делятся на команды)

Внимание! Послушайте задание. Сейчас каждая команда будет готовиться отстаивать или опровергать тезис (читает и вешает листы на доску):

Первая команда, ваш тезис: День Победы - главный государственный праздник, настоящий день независимости нашего государства.

Вторая команда, тезис: Это – нужно не мёртвым!

Это – надо живым!

Р. Рождественский «Реквием»

Третья команда, вам достался тезис: Георгиевская ленточка – это искреннее чувство, а не только мода.

У вас 5 минут на то, чтобы подготовить аргументы, отстаивающие ваш тезис. Приступайте к выполнению задания.

Работа куратора с каждой командой:

1) помогает провести обсуждение вопросов диспута внутри команды

2) проработка аргументации своей позиции (используя интернет)

Ведущий: Прошу всех занять свои места. Сейчас представители одной команды будут приводить аргументы в пользу своего тезиса. Остальные участники могут задавать им вопросы.

(вызывается 1 команда, рассказывают, им задают вопросы,

они отвечают)

Пора подвести итоги. Послушаем вердикт экспертного жюри.

(Эксперты подводят итоги)

Думаю, вы согласитесь со мной: сколько бы мы ни говорили о войне, ни смотрели фильмов, ни читали книг о ней, нам никогда не понять, как страшно было там – на улицах Сталинграда, что испытывали люди в Бухенвальде, в тылу врага в Краснодоне, в запертом горящем Хатынском сарае… Нам никогда не понять, какой ценой досталась та победа.

И изменить события тех страшных дней не в нашей власти. Единственное, что мы можем с вами делать, это – помнить. Хранить память о том, что они сделали для нас. И пока мы помним их подвиг – они живы в наших сердцах!

Спасибо за участие. Ждем вас на наших мероприятиях.