Эти забавные животные

ФИЛИППОВА ТАТЬЯНА РЕФМИРОВНА

к 120-летию со дня рождения Е.И.Чарушина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eti_zabavnye_zhivotnye.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Эти забавные животные

( 120 – летию со дня рождения Е.И. Чарушина)

Цель: познакомить  обучающихся  творческих объединений с особенностями творчества Е.И. Чарушина, воспитывать бережное отношение к природе и братьям меньшим.

Вед: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся  с творчеством  писателя и художника Е.И. Чарушина, которому в этом году исполнилось 120 лет со дня рождения.

Родился Евгений Иванович  в городе Вятка в 1901году. Замечательные там места, необыкновенная природа, любовь к живому, передалось мальчику от родителей. Отец был архитектором, часто уезжал из дома и брал с собой  сына.  Они наблюдали восходы и закаты солнца,  утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные. Будущий художник узнал от людей много интересного, послушал разные забавные истории, народные сказки.

Мама – садовод и огородник – любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали разные растения. Мама любила все живое и это передалось сыну.. Каких только животных не водилось в доме у Чарушиных: кошки, утки, банки с рыбками, птицы в клетках, козы, цыплята, поросята, кролики, голуби. Они ухаживали за  животными и лечили их, если была необходимость.

А когда Евгений немного подрос, стал внимательно наблюдать за природой и рисовать. Он рисовал в основном зверей и птиц. В своих рисунках показывал  не только внешность зверя, но и его движения, повадки, характер.

Евгении. Чарушину не только хотелось рисовать, но и писать.  Так появились первые рассказы « Медвежата», « Волчишко» и другие.

Много интересного можно узнать  о животных  из книг Е.И. Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери – строители  - это бобры и лисицы. Да и у леса  и его обитателей  зверей, птиц, насекомых , есть много секретов и сейчас мы с вами попробуем раскрыть некоторые из них.

Загадки:

В птичник повадится — жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

 

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем. (Собака)

 

С бородой родится — никто не дивится. (Козел)

 

 Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает. (Корова)

  

Есть в реке работники, не столяры, не плотники,

А выстроят плотину — хоть пиши картину. (Бобры)

 

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке — летом. (Заяц)

 

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

 

Лесом катится клубок, у него колючий бок.

Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)

 

На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

 

 Летом ходит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

 

 По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран)

 

 Мордочка усатая,

 Шубка полосатая,

 Часто умывается,

 А с водой не знается. (Кошка)

 

 Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень)

 

 Спереди — пятачок,

 Сзади — крючок,

 Посредине спинка,

 А на ней щетинка. (Свинья)

 

 В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

2. Назови название животных, которые они получили в народе:

Мишка – косолапый

Коза- Дереза

Мышка-норушка

Лисичка-сестричка

Лягушка-квакушка

Зайка- побегайка

Волк- зубами щелк

Курочка-Ряба

Вед: Больше всего Евгений Чарушин любил изображать  молодых животных – детенышей. Нарисованные им зайчата, тигрята, бельчата, волчата вызывают чувство нежности.

Вам нужно из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам.

 Собери картинку

А еще у Е.Чарушина есть  интересная  книжка – картинка. Называется она « Большие и маленькие». Это родительские наставления, где родители учат своих малышей.

Назовите маму, обучающую своего малыша.

- Ходи не слышно, ступая мягко, у тебя лапы с подушечками,. Ты зверь десной, должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.     (Рысь)

- Копай нору – поземный дом – глубокую, глубокую, хитрую – прехитрую с ходами и выходами, один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвертый – в густой траве, пятый – в частом ельнике.  Пока  собаки лают, ты потихоньку выходи из дальнего выхода и в лес…только тебя и видели.      (лисица)

- А какому зверенку мама может дать такое наставление:

-на сосенку заберись, качнись как пружина, распрямись и прыгай. Шишки шелуши, семечек поешь и снова  на дерево перескакивай.   (Бельчонку)

_ Вы как лодочки плавайте! Ногами как веслами воду загребайте. Ныряйте до самого дна.  ( Утятам)

_Сидите в траве не шевелитесь, глазом не моргните, ухом не поведите. Никто вас, сереньких здесь не увидит.   ( Зайчатам)

Вед: Что же получается? Евгений Чарушин в своих книгах передает нам разговоры зверей . Неужели он понимал их язык?  Нет, он просто  очень любил животных и постоянно наблюдал за их повадками.

Произведения Чарушина переведены на языки разных народов. Последней его  художественной работой  стали иллюстрации к книге С. Маршака « Детки в клетке»

За иллюстрирование этой книги  Евгению Чарушину была присвоена золотая медаль. Искусство  Е.Чарушина учит любить волшебный мир зверей и птиц. Где бы он не был, о чем бы он не писал, он всегда обращается к детям с таким призывом: « Посмотрел картинки? Прочел эту книжку?  Узнал, как звери и птицы своих ребят кчат добывать пищу, «себя спасать»?  А ты – человек, хозяин своей природы, тебе все нужно знать. Входи в природу внимательным и смелым. Больше узнай, будь умным и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой родиной.

Чтение произведения «Детки в клетке»