Статья "Проблема воспитания личности в философии и педагогике"

Чуракова Екатерина Николаевна

В статье рассматривается вопрос воспитания личности начиная с эпохи Возвождения, идеи Маркса,К.  Роджерса, А. Маслоу, идеи отечественной педагогики, рассматривается связь индивидуального развития человека с культурой.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания личности в философии и педагогике

Проблема воспитания – одна из основных в педагогике, связанна с самосознанием культуры, пониманием в ней общественной ценности каждого отдельного человека и его соответствия принятым в ней образцам воспитанности. К. Д. Ушинский писал: «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всех философских, психологических и педагогических теорий».

 Вопрос о цели воспитания в контексте культуры заслуживает отдельного рассмотрения. Цели воспитания реализуются через совокупность реальных педагогических задач, а философские варианты идеала человека, целей и смысла человеческой жизни, морального и физического совершенства представляют собой спорные вопросы наиболее остро встающих перед человеком во время его индивидуального развития и становления. В связи с этим, проблема цели воспитания, рассматриваемая в контексте культурологи, может обрести необходимое пространство только в соотношении с конкретно-историческим анализом и смены представлений идеала человека.

 Данный вопрос затрагивает  некоторые проблемы философии, в частности идеи гармонического развития человека. Гармония, по словам Аристотеля, есть смешение и сочетание противоположностей, их соотношение. Начиная с античности, гармония рассматривается как категория эстетики. Вместе с этим, античность видит гармонию в сочетании телесного и духовного «в здоровом теле здоровый дух». Философия стоцизма рассматривает гармония как «сочетание четырех видов прекрасного: справедливости, мужественности, упорядоченности и понятливости».

 Новую форму гармоничности развитии человека дает эпоха Возрождения. Энциклопедические знания и интересы великих гуманистов, многосторонность их образованности, нравственности сообщали культуре и человеку своего времени «рост чувства собственного достоинства», «волю к жизни». Следствием заданной Возрождением концепции многообразия человеческих проявлений в их гармоническом сочетании было обоснование в педагогике Нового времени целей воспитания как способов преодоления односторонности развития человека. Коменский Я.А. говорит о необходимости «всех учить всему», исходя из склонностей воспитанников, особо поощряя «натуры высокодаровитые», «чтобы не было недостатка в людях, получивших всестороннее образование и вполне обладающих мудростью».

 Джентльмен, воспитанный по методу Д. Локка должен был быть развит физически, многосторонне образован в практическом смысле, обладать безупречными манерами и быть честным, знать языки, владеть несколькими ремеслами, словом быть «добродетельным и мудрым человеком, искусным в делах джентльменом». Руссо писал в «Эмиле»,  что хотел бы, чтобы Эмиль «научился работать как крестьянин и думать как философ». «Великая тайна воспитания заключается в умении так поставить дело, чтобы упражнения телесные и духовные всегда служили друг для друга откровением». Песталоцци И.Г. видел цель воспитания «в истинном образовании и руководстве человеческим сердцем»,  чему должно способствовать начальное образование, способствующее развитию «ума, сердца и руки». Дальнейшее разделение труда приводит к формированию различных эталонов воспитанности в соответствии с национальными традициями, исторически складывающимися образцами классовых и сословных идеалов деятельности.

 Идея всестороннего развития, сформулированная К. Марксом как идея воспитании умственно и физически развитого  человека была высказана, когда капиталистическое производство требовало умножения человеческих умений и навыков. Прототипом был физически крепкий человек, так как производство требовало прежде всего, физических сил. Человек должен был трудиться на производстве с 9 лет, становясь истинным рабочим, обязательно при этом учиться, но получать не классическое образование, а необходимое для работника техническое обучение «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». В данной работе Маркс подчеркивает не социально-культурные и национальные особенности, а классовые черты. Речь идет о воспитании рабочего из любой страны с развитым производством, поэтому дальнейшая модель всестороннего развития содержит дополнения не национальной специфики, а некой универсальности. Но нельзя не считаться с традицией, которая в каждой культуре имеет свой идеал физического или нравственного совершенства человека. Свои представления о прекрасном и мудром и их сочетаний, т.е. гармонии. Нельзя не отметить тот факт, что феодальная культура, породившая сословное многообразие общества, развивала представления о многообразии черт человеческой личности. Песталоцци писал, что он  готовит своих воспитанников быть «счастливыми в своем сословии».

 Осуществление идеи всесторонности в условиях советского общества, ориентированного на образец дисциплины и всеобщего подчинения меньшинства большинству, не могло не привести к унификации модели воспитания.

В ряде Западных государств более лучшая материальная база для образования, более высокий уровень жизни предоставляли более благоприятные возможности для самореализации личности. Общество потребления предполагает высокие стандарты жизни, включая в образец воспитанности многие варианты развития, но сама необходимость следования им порождает целый ряд проблем воспитания: страх школьника не оправдать надежд родителей, движение панков, пессимизм молодежи и ряд других проблем. Потребность в развитии индивидуальности как условие поступательного развития общества отражает современную педагогическую ситуацию.

Отличие индивидуальности как цели воспитания состоит в ценности для культуры каждого человека. Парадоксальность педагогической задачи воспитания индивидуальности состоит в том, что если каждый индивид неповторим, то воспитание индивидуальности сталкивается с бесконечным барьерами уподобления и необходимостью формирования нормативного «культурного» поведения. Задача, которую при этом решает педагог состоит в разумном балансировании между приучением к послушанию и развитием стремления к свободе. Формирование самостоятельности выбора , суждений, поступков – путь к передаче ребенку направленности на приобретение необходимых для жизни знаний, умений и навыков.

 Индивидуальность – это тип свободной личности. Потребность в ней возникает на определенном этапе развития культуры, когда демократизация социальной жизни и высокий уровень экономических отношений создают необходимые условия для развития всех членов общества.

 А. Маслоу, К. Роджерс выдвигали концепцию личности с развитой эмоциональностью, принимающих себя и других. Для нее названны13 качеств целей: умелое восприятие действительности, признание себя и других, сочувствие, непосредственность, чувствительность к проблемам, независимость от других, желание оценки своих действий, уважение всех, нравственные качества, доброжелательность, творческий характер. Здесь перечислены качества, помогающие человеку переживать действительность, не отгораживаясь от нее и стремясь наполнить внутренний мир ощущением неповторимости  бытия. Эти качества ценятся у всех народов, ими наделяются герои сказок из книг.

 Теории свободного воспитания трансформируются сегодня в педагогику сотрудничества, в основе которой – диалог педагога и ребенка, приходящий на смену  авторитарным моделям формирования человека заранее заданной среды. Также возникает необходимость переоценки традиций воспитания  и значения их для настоящего и будущего.

 Если взять отечественную педагогику, то можно увидеть, что каждое сословие внесло свой вклад в систему и поныне существующих ценностей. Представления о лучших человеческих качествах не могут обрести полноценной наглядности без ассоциации с их первозданными носителями и создателями – аристократизм духа и обостренное чувство чести – с передовым дворянством начала XX века, свободомыслие и народолюбие – с различной интеллигенцией, любовь к земле, коллективизм с крестьянством, с ремесленниками и рабочими – мастерство, заботливость о жизненном уюте – с мещанством и т.д. Все эти традиции воспитания в прошлом опирались на устоявшуюся практику воспитания и на сложившиеся представления об условиях формирования привычных форм поведения. Воспитание групповое и индивидуальное складывалось в соответствии с требованиями социальных условий. Эта история поисков и вариантов гармоничного развития личности должна быть учтена сегодня, когда остро стоит вопрос о целях воспитания. Наряду с этим проблема цели воспитания, понимаемая как совокупность задач, способствующих формированию индивидуальности каждого человека, остается связанной с вопросами мировоззренческого порядка.

 Личность, осуществляющая историческую необходимость, способна олицетворять в своей деятельности интересы и социальных слоев, отдельных групп и может наделяться авторитетом или обладать им. Такая личность значительна как образец для своего общества. С развитием демократических начал  все больше проявляется потребность в индивидуальности, способности к критическому мышлению, творческой модели поведения, привносящих в культуру ценности не сиюминутной значимости, а перспективного значения.

 Швейцер А. говорит о том, что прогресс культуры, движется инициативой индивидуальностей, их творчеством во всех областях человеческой деятельности, где эта инициатива способствует обновлению мировоззрения и подготавливает качественно новые этапы в развитии культуры человека.

 Следует отметить, что насколько в самосознании человека той или иной культуры присутствует представление о личной ответственности, зависит направленность развития этой культуры, а следовательно, формирование образа «Я» и образа «мира» у последующих поколений. В культурах, где присутствует личная зависимость людей друг о друга, личная ответственность и право на самовыражение ограничены рамками норм и традиций, не допускают инициативы и творчества, ибо даже для правителей существуют строго регламентированные рамки, в том числе и личной жизни (необходимость бракосочетания с лицами своего круга, соблюдение обрядности и т.д.). Поэтому, зависимость от вышестоящих авторитетов, мнений толпы и окружения формирует представление о ничтожности «Я» и всесильности мира и провоцирует на стремление слиться с большинством и отказ от индивидуальной инициативе. Между тем, путь развития культуры обусловлен  созидательной  инициативой каждого субъекта, поскольку традиции, символы культуры складываются из слияния действий, инициатив, вкладов каждого человека.

 Одним из наиболее наглядных примеров связи индивидуального развития человека с культурой является язык, созидаемым народом, носителем которого является и индивидуальными пользователями и творцами языка в целом одновременно. При этом каждый человек созидает собственный стиль речи из постоянного общения с другими, формируя при этом себя как субъекта культуры.

 М.Э. Сендлер писал: «То, что мы считаем  воспитанием представляет собой совокупность влияний, которые мы испытываем в семье, повседневной жизни, в процессе взаимодействия с нашими современниками, с тысячей потоков впечатлений, которые в свободной стране обнаруживаются в жизни каждой отдельно взятой личности и формируют идеалы поведения».

 Таким образом, обращение к проблеме соотношения цели воспитания позволяет сделать выводы:

- Проблема цели воспитания  связанна каноном поведения, который напрямую связан с системой социальных отношений.

- Рассмотрение идеалов всестороннего и гармоничного развития всегда должно происходить в рамках  контекста конкретной национальной культуры

- индивидуальность как ценность культуры и цель воспитания формируется в результате социального экономического и этического прогресса общества, создающего предпосылки для универсальности и целостности  человека, «большое благо сознавать, что мы не являемся шаблонными стереотипными копиями, а представляем из себя нечто своеобразное», писал ВахтеровВ.П. в основах новой педагогики.

 Обращение к теориям, трактующим воспитание как процесс духовного общения, включающий представление о самоценности детства, значимости интимного мира семьи и целостности, свидетельствуют о параллельно формирующихся концепциях свободного развития, приводящих  к пониманию возможностей универсальности человеческой индивидуальности, основывающей свою жизнедеятельность на признании универсальности всего живого. Исследования по креативной и возрастной  психологии в сочетании с популярностью методик «свободного развития и воспитания», игровыми методиками в обучении и воспитании сами по себе свидетельствуют о нарастающих в обществе представлениях о ценности детства как равноправного партнера в воспитательном диалоге.

Список литературы

  1. Вахтеров В.П. «Основы новой педагогики. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX -  начала XX в.М., Педагогика, 1990.
  2. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. М., педагогика, 1987.
  3. Дежникова Н.С. Пути демократизации школы., «Советская педагогика», 1991, №12
  4. Коменский Я.А.Избранные педагогические сочинения,М., 1955
  5. Маркс К., Энегльс Ф. Соч.Т.16
  6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., Прогресс, 1987
  7. Руссо Ж-Ж. Эмиль или о воспитании. М., 1896.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, М-Л., 1948-52,Т.8
  9. Хиггинсон Д.Г. Майкл Эрнест Сэдлер (1881-1943) Перспективы: Вопросы образования, 1991, №4