Публикация на тему: «Как импровизация влияет на современную хореографию»

Мирошниченко Ирина Владимировна

В труппе Уильяма Форсайта импровизация используется как метод тренировки и хореографии. В отличие от Каннингема Форсайт наследует балетную традицию. Он рассматривает балет, как геометрическую конструкцию, которую можно разбить на составляющие: точку, линию, круг и т.д. Следуя своей теории, Форсайт разработал Forsythe Improvisation Technologies - систему создания и анализа танца. Она основывается на взаимодействии тела танцора и пространства. Например, танцору предлагается нарисовать воображаемую линию в воздухе ногой, а потом стать частью этой линии. В балете танцоры также работают с линиями, например, арабеска. Но импровизация по Форсайту - это дополнительный вызов воображению и физическим возможностям. А также ряд инструментов, которые помогают проанализировать уже существующий танец.

Импровизация нашла свое место и в практике танцоров. Одно из самых известных направлений - контактная импровизация, форма свободного танца с партнером. Контактную импровизацию придумал американский танцор и хореограф Стив Пэкстон, объединив принципы айкидо, соматики и танца модерн в работе с партнером. Контактная импровизация основывается на работе с центром тяжести танцовщиков. Если классический дуэт базируется на поддержке слабого сильным, то в контактной импровизации все равны - контакт и поддержки подчиняются физическим принципам распределения и падения веса. 

Сегодня контактная импровизация практикуется по всему миру как форма экспериментального, социального и перформативного танца. В первом случае она помогает человеку изучить свои инстинкты и привычки, во втором - общаться, танцуя вместе, в третьем - создавать произведение на глазах у публики. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл improvizatsiya-_na_horeografiyu.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация на тему:

«Как импровизация влияет на современную хореографию»

                       

                                                                                                               Составитель: педагог

                                                                                                дополнительного образования

                                                                                          Мирошниченко Ирина Владимировна                                      

                                                 

                                        Магнитогорск 2022г                                                                                   

Сегодня, почти у каждого хореографа свой подход к постановке и подготовке танцовщиков, но все они стремятся к исследованию, которое невозможно без экспериментов. Импровизация помогает решать абсолютно разные задачи в хореографии.

Импровизация, как форма выражения, существовала еще со времен зарождения культуры. Ритуальные, народные и социальные танцы появлялись из импровизации и были способом проведения досуга, развлечения и коммуникации. Но по мере того как развивалась культурная значимость танца, менялась и роль, отведенная импровизации.

Из истории балета известно: танцу понадобились века, чтобы утвердится как полноценная форма искусства. В этом стремлении танец был вынужден подстраиваться под ценности и стремление доминирующих форм: театра, музыки, живописи и архитектуры. Эпоха Возрождения привнесла в танец академию - систему образования и концепцию гения - хореографа. Обе структуры берут свои корни в древнегреческом театре, где артист был проводником высших сил, а театр - формой образования общества.

Настоящая революция произошла в начале 20-го века, когда искусство отказалось от концепции гения, поставило под вопрос необходимость художественного образования и сместило фокус с финального продукта на метод его создания. Самый яркий пример этого перехода - живопись: фотография лишила её функции иллюстрировать реальность, и ей пришлось искать новые задачи через кубизм, экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм, дада и и т.д. В театре верхом отказа от художественного выбора стали перформансы дадаистов, где все определял случай. В танце это выразили 
первопроходцы модерна - Фуллер, Дункан, Сен-Дени и Аллан, которые не имели профессионального образования и строили хореографию на структурированной импровизации (например, танцы Дункан подчинялись музыке и теме, а не хореографии). По-настоящему задумываться над техникой нового танца, а также импровизацией как формой художественной и физической практики стали их ученики, анализируя находки наставниц.

Американский хореограф Мерс Каннингем, ученик Марты Грэм, партнер Джона Кейджа и адепт идей Сен-Дени в третьем поколении, стал легендой танца, определенного волей случая. Он поменял представления о роли хореографа в постановке, полностью доверив композицию случайности. 

В постановке «In Field Dances» он предоставил полную свободу танцорам: у труппы был фиксированный хореографический материал, который танцоры могли исполнять в любое время и в любой части сцены по своему усмотрению. Не менее известная постановка «Canfield» создана с помощью карточной игры, где каждая карта - закодированное движение, и ход игры определяет их последовательность. Также Каннингем был одним из первых, кто использовал современные технологии в хореографии: компьютерная программа 
Dance Forms генерировала движения, которые потом адаптировались танцорами. 

У Каннингема случайности стали художественной идеей, которая показала миру танца, что хореограф не обязательно определяет движения и их порядок, но определяет концепцию постановки.

В труппе Уильяма Форсайта импровизация используется как метод тренировки и хореографии. В отличие от Каннингема Форсайт наследует балетную традицию. Он рассматривает балет, как геометрическую конструкцию, которую можно разбить на составляющие: точку, линию, круг и т.д. Следуя своей теории, Форсайт разработал Forsythe Improvisation Technologies - систему создания и анализа танца. Она основывается на взаимодействии тела танцора и пространства. Например, танцору предлагается нарисовать воображаемую линию в воздухе ногой, а потом стать частью этой линии. В балете танцоры также работают с линиями, например, арабеска. Но импровизация по Форсайту - это дополнительный вызов воображению и физическим возможностям. А также ряд инструментов, которые помогают проанализировать уже существующий танец.

Импровизация нашла свое место и в практике танцоров. Одно из самых известных направлений - контактная импровизация, форма свободного танца с партнером. Контактную импровизацию придумал американский танцор и хореограф Стив Пэкстон, объединив принципы айкидо, соматики и танца модерн в работе с партнером. Контактная импровизация основывается на работе с центром тяжести танцовщиков. Если классический дуэт базируется на поддержке слабого сильным, то в контактной импровизации все равны - контакт и поддержки подчиняются физическим принципам распределения и падения веса. 

Сегодня контактная импровизация практикуется по всему миру как форма экспериментального, социального и перформативного танца. В первом случае она помогает человеку изучить свои инстинкты и привычки, во втором - общаться, танцуя вместе, в третьем - создавать произведение на глазах у публики. 

Еще одна практика, основанная на импровизации - 
гага, которую придумал хореограф Охадом Нахарином. Гага - не техника, а метод работы с телом в классе. Учитель не задает упражнения, а направляет танцоров, обращаясь к их воображению. Гага в состоянии полноценно заменить традиционные классы балета и техники модерн, и с каждым годом становится все популярнее среди профессионалов и аматоров.

Импровизация стала необходимым навыком для работы в профессиональной труппе современного танца. Один из примеров - Nederlands Dans Theater (NDT), в чьем репертуаре как фиксированная хореография Ханса ван Манена, так и работы Шарон Эяль, центральный метод которых - импровизация. Танцоры труппы должны быть одинаково готовы работать на пуантах и искать собственный язык выражения через движение. Тренинг подбирается в зависимости от ближайшей постановки. Например, к хореографии Иржи Килиана танцоры готовят тело с помощью балетного класса, а к Хофеша Шехтера - с помощью класса гаги. Хореограф Марина Маскарель, готовя премьеру с молодым подразделением Nederlands Dans Theater - NDT II, начала с воркшопа по импровизации, чтобы узнать и раскрыть творческий потенциал танцоров. Маскарель говорит, что исследование - неотъемлемая часть рабочего процесса. Оно готовит всех участников к совместной работе и вводит танцоров в стиль и идейный мир хореографа.

Как разные спортсмены тренируют разные группы мышц, так разные танцоры применяют импровизацию для разных задач. Кто-то для тренировки, кто-то для раскрепощения, кто-то для контакта с другими и собой. Для многих импровизация ассоциируется со свободой движения и проявлением индивидуальности в танце. Но больше всего импровизация повлияла на свободу мысли. За последние 100 лет она вновь обрела важную позицию в танце, доказав, что фиксированные движения - не единственный способ профессионально тренироваться и выступать. По определению импровизация - это способ создать художественное произведения прямо в процессе исполнения. Стоит ли его фиксировать и воспроизводить? Вопрос касается эфемерности искусства танца как такового. С одной стороны, состояние, движение и задачи импровизации можно запечатлеть письменно и на видео. С другой - танец невозможно зафиксировать во времени, ведь человеку сложно повторить движение и эмоциональное состояние с абсолютной точностью.