Социальный проект "Связующая нить"

Журавлёва Наталья Фёдоровна

Идея проекта отвечает требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание человека с активной жизненной позицией. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Уже сегодня мы ждем от подрастающего поколения его интенсивного, осознанного взаимодействия с социальной средой, целенаправленной активности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Социальная активность подрастающего поколения – особая активность, по собственной воле и без принуждения, реализующаяся в действиях и поступках в рамках общественно-полезных практик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА ОРЕНБУРГА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Социальный проект

«СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

Возраст: 12-14 лет

Автор:

Журавлева Наталья Федоровна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г.Оренбург

2021 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2

1.1.

Актуальность проекта

3

1.2.

Цель и задачи проекта

3

1.3.

Адресат проекта

3

1.4.

Методы и формы проекта

4

2.

Содержание и механизм реализации проекта

5

2.1.

Краткое содержание проекта

5

2.2.

Сроки и этапы реализации проекта

5

2.3.

Мероприятия проекта

6

2.4.

Ожидаемые результаты

7

2.5.

Критерии оценки эффективности проекта.

7

2.6.

Условия реализации проекта

7

2.7.

Заключение

7

3

Литература

8

4

Приложения

9

http://xn----etbcdwhsdeecmes8ewd.xn--p1ai/wp-content/uploads/b9b693c630e78320b0eca2a4oef3fa52a.jpg

http://www.funlib.ru/cimg/2014/101914/3214199

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Пока живёшь, твори добро,

лишь путь добра – спасение души».

Народная мудрость

В современном мире нравственные критерии несколько изменились, и жизненные ценности поменяли свой смысл. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям.

На формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности направлен социальный проект «Связующая нить», реализуемый в рамках дополнительной общеобразовательной программы по художественному вязанию «Искусница» (детское творческое объединение «Вязание»). Данная программа предполагает развитие художественно-творческих способностей, формирование духовно-нравственных ценностей, социального и культурного самоопределения личности обучающихся.

Идея проекта отвечает требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание человека с активной жизненной позицией. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Уже сегодня мы ждем от подрастающего поколения его интенсивного, осознанного взаимодействия с социальной средой, целенаправленной активности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Социальная активность подрастающего поколения – особая активность, по собственной воле и без принуждения, реализующаяся в действиях и поступках в рамках общественно-полезных практик.

Детский клуб «Чайка» более 15 лет сотрудничает с первичной организацией инвалидов «Зауральная» клубом «Хозяюшка», в которой состоят 56 человек в возрасте от 40 лет и более. На протяжении этого периода между двумя клубами образовалась связующая нить, которая с каждым годом становится все крепче. На совместные мероприятия (праздники, посиделки) «хозяюшки» приносят свои творческие работы, поделки, организовывают мини-выставки. Эти работы, выполненные руками людей с ограниченными возможностями через трудности, а, возможно, и через боли, вызывают удивление и восхищение.

Работы детей и педагогов творческих объединений клуба «Чайка» так же интересны «хозяюшкам». И у них возникло желание обучиться новым видам творчества. Так появилась идея организации Дней открытых дверей по выходным дням «Вместе сможем все!».

Обучающиеся творческого объединения «Вязание» охотно откликнулись на то, чтобы быть «мастеровыми», проводить мастер-классы и обучать желающих тому, что они могут делать сами. Основой данной инициативы было помочь людям с ограниченными возможностями занять свободное время, отвлечься от болей и проблем преодолеть одиночество, ощутить равенство с окружающим миром посредством творческого процесса.

Идея проекта - реабилитация через общение и творчество. Взаимоотношения ребят и инвалидов – сильнейший фактор социальной адаптации. У обучающихся формируется толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями.

  1. Актуальность проекта

Актуальность проекта «Связующая нить» заключается в его направленности на формирование и развитие детской инициативы добра; приобретение его участниками практического опыта благотворительной деятельности, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности. Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, формирует умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия, взаимодействовать и сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: создание содержательных и организационных условий для развития у обучающихся осознанной потребности в социально-значимой деятельности.

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:

  • воспитывать активную жизненную позицию в социальной деятельности;
  • формировать осознанную потребность действовать бескорыстно;
  • воспитывать толерантное отношение к пожилым людям и людям с ограниченными возможностями;
  • способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности;
  • мотивировать обучающихся в творческую и практическую деятельность;
  • оснащать обучающихся различными источниками информации о социальных проблемах своего микрорайона;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков.

1.3. Участники проекта

Участниками проекта являются обучающиеся 2-го года обучения творческого объединения «Вязание» в возрасте от 12 - 14 лет, руководитель объединения (педагог дополнительного образования), родители обучающихся, члены клуба «Хозяюшка».

Реализация социального проекта предоставляет большие возможности для воспитания нравственных качеств и положительных черт личности.

Подростковый возраст характеризуется нестабильностью (стремление к самостоятельности, а поэтому трудности в самореализации, в общении и т. д.). В связи с этим, подростку необходимо найти свою нишу в обществе и волонтерская деятельность подходит для этого идеально. Подрастающее поколение – это те, кто придут на смену уходящему поколению. Активная социальная позиция рождается у подростка не сама по себе, а с позиции окружающих его взрослых, их одобрения и содействия. А активное участие в общественных мероприятиях порождает желание реализовать себя и в других сферах социальной жизни. Поэтому поддержка и особое внимание к подросткам - очень важно, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Семья занимает важное место в воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Семья обеспечивает эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, условия развития, общения. Сотрудничество с семьями обучающихся по воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Помощь и поддержка родителей в реализации проекта также важна и для обеспечения материальной основы деятельности детей в данном направлении.

1.4. Методы и формы

В основу проекта положены следующие воспитательные методы:

  • вовлечение в деятельность;
  • стимулирование;
  • сотрудничество;
  • доверие;
  • личный пример.

2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Содержание проекта

При разработке данного проекта учитывались педагогические принципы системно-деятельностного подхода, сотрудничества, возрастные индивидуальные способности детей.

Содержательная основа данного проекта представлена тремя блоками:

1. «Творчество»:

  • индивидуальные и групповые беседы («У каждого есть возможность совершить добрые дела», «Дорогие мои старики», «Паутина добрых слов», «Добро и зло» и др.), диспуты («Твое понятие милосердия», «Почему желать добра так приятно?» и др.);
  • творческие мастерские («Добрые руки не знают скуки», «Выдумывай и твори!» и др.);
  • консультации для родителей по проблемам воспитания у детей толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

2. «Дари людям радость»:

  • концертные, праздничные программы по плану;
  • вручение изготовленных подарков и сувениров.

3. «Вместе сможем все!»:

  • работа Клуба выходного дня

  1. Сроки и этапы реализации проекта

Продолжительность проекта: учебный год (сентябрь - май)

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (мотивационный) - сентябрь

  • беседы на тему «Доброта спасет мир» с просмотром видеороликов о жизни людей с ограниченными возможностями и пожилых людях;
  • анкетирование, социологические опросы и обсуждения;
  • знакомство с деятельностью первичной организацией Всероссийского общества инвалидов «Зауралье» клубом «Хозяюшка»;
  • разработка идеи проекта, определение целей и задач;
  • разработка мероприятий для реализации проекта.

2. Основной этап - октябрь-апрель

  • Блок «Творчество»
  • Блок «Дари людям радость»
  • Блок «Вместе сможем все!»

3. Рефлексивно–оценочный этап – май

  • итоговое мероприятие «До новых встреч!»;
  • оценка результативности  проекта;
  • подготовка отчетного материала в виде презентации «Доброта спасет мир», фотоальбома «Дерева добрых дел».
  • определение перспектив дальнейшего пути развития проекта.

2.3. Мероприятия проекта

Мероприятие

Сроки

Творческие

работы

Воспитательная работа

1, 2 Блоки «Творчество»,  «Дари людям радость»

1

«Согреем ладони, расправим морщины» концертная программа ко Дню пожилого человека

октябрь

Футляры для очков

Беседа «Дорогие мои старики»,

диспут «Что такое доброта?»

2

 «Улыбкой матери согреты», праздничная программа посвященная Дню Матери

ноябрь

Цветок «Гвоздика»

Тестирование «Что такое толерантность?»

3

«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке» концертная программа (декада инвалидов)

декабрь

Оберег «Подкова»

Диспут «Друг в беде не бросит»

4

«Рождественские посиделки»

январь

«Рождественский венок»

Беседа «Народный фольклор»

5

«Голубой огонек» праздничная программа ко Дню защитников отечества

февраль

Прихватка «Клубничка»

Беседа по Книге Памяти «Верные сыны и дочери России»

6

«В городском саду играет духовой оркестр» - музыкальный калейдоскоп

март

«Подставка под горячее» «Цветок»

Беседа «Ежели ли вежливы»

7

«Звучит памяти набат…», праздничная программа  ко Дню Победы

май

«Георгиевская ленточка»

Цикл бесед «Великая отечественная война»

2. Блок - Клуб выходного дня «Вместе сможем все!»

1

«Поделимся секретами»- обмен опытом

октябрь

мастер-  класс

«Паутина добрых слов»,«Добро и зло»,

2

«Добрые руки не знают скуки»

ноябрь

мастер-  класс

Диспут «Почему желать добра так приятно?»

3

 «Рождественский венок»

декабрь

мастер-  класс

Беседа «У каждого есть возможность совершить добрые дела»

4

«Мастера и подмастерья»

январь

выставка творческих работ

5

«Делаем сами своими руками»

февраль

мастер-  класс

6

«Удачные посиделки»

март

мастер – класс «Цветы из помпонов»

7

«Твори, выдумывай, пробуй»

апрель

выставка творческих работ

2.4. Ожидаемые результаты

  • обретение опыта социально-активной деятельности;
  • обретение опыта нравственного поведения и общения и повышение уровня сознательного поведения;
  • овладение навыками и умениями социальной деятельности и соблюдение социальных правил поведения в обществе.

В результате реализации проекта «Связующая нить» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы; осознают в процессе деятельности его социальную значимость, поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят радость, реальную пользу нуждающимся в помощи людям.

Прогнозируем Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

2.5. Критерии оценки эффективности проекта

Эффективность реализации проекта можно отследить по следующим критериям:

  • актуальность и результативность реализуемого проекта;
  • удовлетворённость всех участников проекта;
  • социальная активность обучающихся.

Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на занятиях творческого объединения  и родительском собрании.

2.6. Условия реализации проекта

Активная социальная деятельность будет успешной при определенных условиях:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • возрастные особенности;
  • индивидуальные способности.

Социальные партнеры, поддерживающие представленный проект

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества детей и юношества»;

Детский клуб «Чайка»;

Всероссийское общество инвалидов г. Оренбурга;

Библиотека имени Т.Г. Шевченко;

МОУ СОШ №35.

2.7. Заключение

Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения должна продолжаться. В процессе реализации проекта должен быть накоплен определенный опыт, выявлены определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы. Осуществление проекта должно встретить позитивный социальный резонанс.

3. ЛИТЕРАТУРА

  1. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
  2. Курбатова О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003- 15 5с.
  3. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 2006.
  4. Организация проектной деятельности в российской международной школе РО // Абросимова Л.В., Драхлер А.Б., Морозова А.В., Савенкова Н.Н. МО РФ, Институт образовательной политики «Эврика», Негосударственное учреждение «Школа «Бакалавр», 2003-120 с.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003- 65 с.
  6. Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002 -53 с.
  7. Прутченков А.С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
  8. Савенкова А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.


4. ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда.
б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту:
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью!

Тест взят из методички: Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность : игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ ; [сост. Л.И. Дегтева]. – Липецк, 2002. – С. 4- 5.

Беседа "Друг в беде не бросит"

Цель: способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи:

- помочь обучающимся раскрыть содержание понятия «милосердие»;

- способствовать развитию нравственных качеств у детей;

- обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Что же такое милосердие? Я хочу вам рассказать историю (притчу), она произошла очень давно.

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его душу и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, пошел мимо. Так же и левит, был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал его раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». 

– Вы услышали притчу. О чем она?(О милосердии, доброте…).

– Как поступил самаритянен? (Помог человеку, который в этом нуждался)

– Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие?

– Какой человек может считаться милосердным? (Который помогает и словом и делом)

– Мы с вами уже дали определение милосердию. Для точного определения обратимся к словарю

– Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердный -  проявляющий милосердие.

- Милосердие…

– Милое сердце, значит доброе.

– Доброта, сострадание.

– Всевозможная помощь.

– Добрые поступки.

– Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.

Синонимы к слову «милосердие», т.е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность.

Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

– Ребята, обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ? – Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце»?

– На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных.

– Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? (Так говорят, когда просят о чем-то).

– В наше время – редко обращаются к людям с такими словами.

– Я предлагаю вам проверить, на сколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!

– Будьте добры встаньте.

– Повернитесь налево.

– Будьте добры повернитесь направо

– Будьте добры улыбнитесь.

– Будьте добры присаживайтесь.

 Спасибо, ребята вы очень внимательны.

«Украсим Земной шар»

На столах разложены конверты с заданиями. Ребятам предлагается поработать в группах и создать проект украсить Земной шар пословицами, нарисовать символ милосердия, собрать сердечко и разучить песню. (Ребята работают в группах по желанию).

Задания в конвертах.

Педагог помогает обучающимся, после выполнения заданий один обучающийся из группы вывешивает результат работы на земной шар и поясняет свой выбор.

– Ребята, посмотрите как красив наш мир , мир где  есть добрые , милосердные люди, готовые прийти на помощь в любую минуту.

– Нужно ли быть милосердным?

Педагог достает заранее приготовленные надувные шары в форме сердца.

– Ребята, посмотрите сколько сердечек у меня в руке.

– Я приглашаю вас в круг и предлагаю вам частичку милосердия, а вы мне в ответ скажите то важное качество, которое необходимо милосердному человеку.

Педагог раздает шары по кругу, а ребята говорят то качество, которое они подчеркнули лично для себя из беседы. После того, как всем участникам розданы «сердца» ребята исполняют песню «Если добрый ты – это хорошо».

Беседа «Поговорим о милосердии»

Цель: формировать у обучающихся потребности в целенаправленном самовоспитании нравственных качеств (милосердия)

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с одной из важнейших христианских добродетелей – милосердием, опираясь на книгу Д. Гранина

Развивающие: способствовать развитию интереса к изучению литературы с целью формирования нравственных базовых ценностей..

Воспитательные: воспитание нравственных качеств.

1. Беседа (Видео "Однажды проявив милосердие, ты можешь изменить совою жизнь").

Тема, которую мы сегодня будем обсуждать – милосердие! Первый вопрос я адресую вам, ребята. - Как вы понимаете слово милосердие? (ответы учащихся)

2. Анкета:

1. Знаешь ли ты своих соседей, их проблемы и их беды?

Да - +1

Нет - -1

2. Приходит ли ваша семья на помощь соседям в трудные минуты?

Да - +1

Нет - -1

3. Займёшь ли ты последние 10 рублей своему другу?

Да - +1

Нет - -1

4. Человек лежит на дороге. Твои действия.

А) подойду посмотрю – о

Б) пройду мимо - -1

В) выясню причину, постараюсь оказать помощь - +3

5. Возле клуба плачет малыш:

А) пройду мимо – о

Б) посмеюсь над его бедой - -1

В) постараюсь успокоить ребёнка - +3

6. Пожилая женщина идёт с тяжёлыми сумками:

А) постараюсь обогнать её – о

Б) сверну на другую дорогу - -1

В) предложу свою помощь - +3

7. Вы увидели драку на стадионе:

А) бегу посмотреть, болею за победителя, подзадориваю его – -5

Б) стараюсь разнять дерущихся - +3

В) приглашу старших - +3

Нам есть над чем задуматься.

3. Обсуждение очерка Даниила Гранина “О милосердии”

Чтение статьи

- Скажите, почему произошла такая ситуация?

(ответы детей: незнакомый человек, может пьяный, они уже надоели везде лежат).

Педагог: огромный многомиллионный, многотысячный город. Люди не знают друг друга, а ведь мы живём в деревне, где каждый человек на виду. Почему у нас в селе утрачены эти нравственные принципы.В начале урока вы дали свое понимание слову «Милосердие». Давайте сравним с понятиями данными в толковых словарях.

- Что же такое милосердие?

(подготовленный обучающийся читает определение из словаря Ожегова)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Сравнение ответов детей и понятий данных в словарях.

Педагог:В просмотренном видео были такие строчки «Милосердие начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней».

4. Мини- анкета.

Ты старший в семье. Младшие тебя:

А) боятся- -1

Б) стараются обходиться без тебя – 0

В) обращаются к тебе, как к хорошему другу - +3

9. Ты младший в семье.

А) требуешь к себе особого внимания - -1

Б) ты равный член семьи - +3

В) тебя обижают в семье – 0

Можно много говорить о разных видах помощи. Материальная, духовная. Хорошо это или плохо? А вот еще 150 лет назад И.С. Тургенев написал очень хорошее стихотворение-притчу в прозе “Два богача”.

Аудиозапись

- Какими качествами должен обладать милосердный человек?

(Поделиться последним куском, уметь разделить поровну беду близкого человека, нужно уметь вовремя прийти на помощь.) Это будет истинным милосердием. И если мы воспитаем эти качества в себе, то нам будет легче жить на белом свете, мы будем верить в людей потому что люди будут верить в нас.

Тест «Насколько Вы терпимы?» (О. И. Тушканова)

1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да; б) нет.

4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание
отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
А теперь подсчитаем очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, 36,4а, 56, 66, 76, 86, 9а. Суммируйте результат.
От 0 до 4 очков.Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое Мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми) которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете
6-12 очков. Вы способны твердо отставать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
14-18 очков. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были о

Программа тренинга «Толерантность – основа культуры мира»

Упражнение «Имя + прилагательное»

Участники по очереди по кругу называют свое имя и имя прилагательное на начальную букву своего имени. Прилагательное должно быть положительным, или должно называть какое-то качество которое ему присуще.

Упражнение «Формирование позитивной самооценки»

Цель: Представить участников друг другу. Создать атмосферу самоуважения.

Практиковаться в активном слушании.

Разбить группы на пары. Каждый участник по очереди, говорит в течении двух минут

по теме: «У меня хорошо получается…или Что мне в себе нравится» Единственное правили нельзя о себе говорить плохо, в негативном ключе. После того как двое участников поговорили они представляют своего собеседника другой паре.

Обратная связь: «Что вы чувствовали, когда говорили о себе что-то хорошее? Что вы

испытывали, когда о вас говорили хорошее?

Упражнение « Концентрические круги»

Цель: Поделиться своим опытом, создать сообщество, и установить в нем атмосферу

доверия. Участники будут практиковаться в формулировании кратких, сжатых сообщений о самих себе.

Практика активного слушания.

Разбить участников на пары, Расставить стулья так, чтобы они создавали внешний и

внутренний круг друг против друга. Рассадив их на стулья, им будут задаваться вопросы, так, что бы поочередно отвечали сидящие во внешнем кругу, потом во внутреннем. Далее им нужно будет поменять собеседника, пересев на стул в право или влево, чтобы отвечать на следующий вопрос.

Вопросы:

1 Человек, которого я уважаю и почему.

2 Один из самых счастливых моментов моей жизни.

2 Поступок которым я горжусь.

3 Цель, стоящая передо мной, и что я делаю для ее достижения.

Рефлексия занятия.

Что было легче говорить или слушать?

Разминка: « Сильный ветер дует на того….»

Настройка «Если бы я мог дать миру то это было бы…..»

Информационный блок.

Что такое толерантность?

1. Tolerance (анг.) – готовность быть терпимым, снисходительным

2. Tolerance (франц.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в

манере, отличной от Вашей собственной.

3. Tolerancia (исп.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от ваших

собственных.

4. Kuanrong (кит.) – принимать других такими какие они есть, и быть великодушными поотношению к другим.

5. Tasamul (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими какие они есть, и прощать.

6. Толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо, примирять, быть снисходительным.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

1. Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов,

уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические

направления.

2. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение

разных теорий и научных школ.

3. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение

понять и простить их несовершенства.

4. Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

 Толерантность базируется на признании, уважении универсальных прав и основных

свобод человека.

 Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций,

отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить

свойственные ему различия.

 Суть толерантности (терпимости), заключается в том, что это качество культуры

(нравственной, право вой, политической) каждого общества, любого социального слоя,

каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или

расовую принадлежность.

Семь основных принципов толерантности:

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

2. Уважение различий.

3. Понимание индивидуальной неповторимости.

4. Взаимодополняемость как основная черта различий.

5. Взаимозависимость как основа совместных действий

6. Культура мира.

7. Сохранение памяти.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Толерантность формируется при наличии у субъекта адекватной самооценки. В основе толерантности личности - самоуважение, чувство собственного достоинства, отсутствие комплекса неполноценности.

Упражнение «Что такое "толерантность"»

Цели:

• дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

• показать многоаспектность понятия «толерантность»;

• Нарисовать эмблему толерантности.

Материалы: ватман и маркеры.

Время: 35 мин.

Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 3 - 4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким.

После окончания обсуждения группа начинает рисовать эмблему и вписывает определение толерантности. Далее каждая группа представляет свою эмблему и определение в общем кругу.

Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:

• Что отличает каждое определение?

• Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

• Какое определение наиболее удачно?

• Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

•Понятие «толерантность» имеет множество сторон.

•Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Рефлексия занятия

Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

Разминка «Привет- привет»

Время 10 минут

Участники образуют тесный круг, вне которого находиться водящий. Водящий обходит круг, он выбирает кого-нибудь, хлопает его по плечу, и оба бегут вокруг игроков в противоположные стороны. Встретившись лицом к лицу оба выкрикивают, «Привет-привет» после чего каждый из них стремится занять свободное место.

Рефлексия, оценка, закрытие (ракета)

Серия коммуникативных упражнений

Упражнение. «Моя этническая принадлежность»

Ведущий просит всех желающих выйти перед группой и закончить фразы: «Я –

(называется этническая принадлежность по выбору ребенка), я люблю… Я умею… Я мечтаю о том… Я считаю правильным…». Затем надо представить, что было бы, «если бы мы были…» (выбирается любая этническая группа, чье название знакомо детям). Надо также выйти и произнести «Я люблю … и т.д.». В завершение делается вывод о том, что мир очень разный, в нем живет много разных людей, каждый из них любит что-то свое, мечтает по- своему, мир – разноцветный.

Упражнение «Разноцветный мир-1»

Дети разбиваются на три группы по цветным карточкам (3 цвета), которые они вытягивают. Они придумывают название своей страны, любимое блюдо, как здороваются жители; затем представляют все это друг другу. Рефлексия. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные? Почему есть люди, которым это не нравится? Что бы вы им сказали?

Упражнение: «Аукцион идей»

Хорошо, что люди разные, потому что…

«Мир другого»

Упражнение «Мой враг – мой друг»

Данное упражнение является реализацией одной из ведущих заповедей христианства:

«Полюби врага своего». Ведущий: «Представьте своего обидчика. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. На другой стороне листка опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении». Рефлексия. Испытывали сложность в описании позитивных моментов обидчика? Что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку?

Игра «Цветик-семицветик»

Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп.

Упражнение «Разноцветный мир-2»

Ведущий говорит детям о том, что на прошлом занятии они делились на три группы- страны с помощью разных цветов. А теперь нужно придумать свой разноцветный мир – взять большой лист, разделить на части и нарисовать разные страны. Ведущий, опрашивая детей, выясняет, чем отличаются страны и люди, нарисованные ими, и что у них общее.

Рефлексия. Чего между людьми больше – отличий или сходства?

«Мы не похожи»

Упражнение «Вижу разницу»

Ведущий: Один ученик выходит из класса, а группа делится на две подгруппы по какому-то зрительно видному однозначному признаку. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными пространственно.

Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

Упражнение «Корона»

У ребенка на голове «корона». Ему нужно пройти определенное расстояние так, чтобы не уронить «корону». Остальные участники группы – «подданные». Они выстраиваются в две шеренги, образуя символический «королевский путь» до дворца, с поклоном отдают почести «королю», сопровождая его приветственными словами. «Коронованный» должен идти «королевской поступью»: прямо держать голову, идти ровно, с достоинством.

Упражнение «Сходства и различия»

Ведущий: «Кто из вас радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных? В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у каждого, а затем – восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху «сходства», а справа – «различия». А теперь запишите, чем вы похожи друг на друга и чем вы друг от друга отличаетесь. Нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами». (По завершении попросите детей представить свои рисунки классу). Рефлексия. Что для тебя было сложнее: найти сходства или различия? Что из того, что объединяет тебя с твоим партнером, нравится тебе больше всего? Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от других?

«Я в его мире»

Упражнение «Кто прав?»

Ведущий рассказывает историю, которая в процессе рассказа разыгрывается по ролям детьми. «Жили на свете разные звери. Как-то раз собрались они на большой поляне в лесу и стали говорить о том, какая еда вкуснее. Тигр сказал: Вкуснее всего мясо! - Нет, морковка, – перебил его заяц. - Самое вкусное, это молоко, – сказала кошка. - Вкуснее всего бананы! – закричала обезьяна. - Неправда, лучшая еда – это трава, – ударила копытом лошадь. Они чуть не подрались. Ребята, давайте поможем зверям решить вопрос: какая еда лучше?» В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравится что-то свое.

Упражнение «Иностранец»

Ведущий: «Мы видели, что сейчас происходило у зверей, теперь мы посмотрим, как - то же самое бывает у людей». Выбираются актеры: один – «иностранец», другие (4 – 5 человек) – «местные жители». Обязательно часть группы должна играть роль зрителей.

Иностранец (на нем надета рубашка задом наперед) пришел в другую страну. Там все смеются над ним. Ведущий спрашивает зрителей: «Они ругаются, что делать? Кто из них прав?» Стимулируется возникновение диалога между зрителями и актерами, затем разыгрывается выход из ситуации, предложенный детьми. В случае затруднения можно напомнить, что происходило между животными и как мы это решили. Рефлексия. Почему люди не всегда хорошо относятся к иностранцам?

«Он в моем мире»

Упражнение «Бусы»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает сделать из пальцев левой руки «кольцо», затем участники протягивают ленту сквозь кольца из ладоней, «как бусы нанизывают на нитку». Когда конец ленты возвращается к ведущему, тот отрезает лишнее и завязывает крепкий узел –получается Енотов круг.

Замыкая круг, мы в глаза посмотрим вдруг,

В них увидим солнца свет, сияющий нам вслед.

Пусть идут дожди, новых бед от них не жди,

Камень брошенных дорог сумел пробить росток.

Упражнение «Симпозиум разных планет»

Формируются команды (по 5 - 7 человек). Правила игры:

А) Обращение: «Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизни на ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный Симпозиум, чтобы обсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будут предложены различные понятия, отражающие ценность и смысл жизни на вашей планете». Учащимся предлагаются таблички с понятиями: «семья», «любовь», «профессия», «творчество», «удовольствие», «дружба», «служение обществу» и др., а также высказывания великих людей о смысле жизни, ее ценностях.

Б) В течение 5-10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты, образ жизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на цитаты, высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, по каким законам, что для них является самым главным.

В) Участники команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать им вопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия.

Заключение. Педагог говорит об осознанности и ответственности за свою жизнь, о принятии мнения других, об индивидуальности.

Упражнение «Общечеловеческие черты»

Педагог: «На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа, именно этим сейчас будет заниматься ваша микрогруппа. В течение пяти минут вы должны будете составить список наиболее важных общечеловеческих черт. Любой из вас может предлагать варианты, группа должна общим голосованием или принять, или отклонить предложение. После составления общего списка один из представителей вашей микрогруппы должен будет огласить его». Необходимо прокомментировать отдельные пункты, особенно, если у остальных участников будут вопросы. Когда будут зачитаны списки всех микрогрупп, составляется общий итоговый список, в который включаются качества, названные всеми группами.

Рекомендации педагогу. Общегрупповой список можно написать на классной доске и попытаться проранжировать по степени важности. По этому списку возможна самооценка. Группа может сама выработать список общечеловеческих качеств и затем провестисамооценку.

Притча о понимании

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать? Мудрец посмотрел на них и спросил: - А на каком языке вы говорите?

- Все молодое поколение говорит на тарабарском. - А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

- Мы у них не спрашивали.

- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!

Национальная культура

Педагог: «Вы, конечно, знаете, кто вы по национальности. Попробуйте описать свои чисто национальные черты характера.

Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?

На каком языке вы произнесли первые слова?

А на каком говорите сейчас?

Какие песни своего народа вы знаете?

Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?

А какую национальную одежду носили (или, по крайней мере, видели)?

Чем же вы отличаетесь как представитель своей национальности от всех других?

Желательно, чтобы вы выполнили эту работу письменно. После ее окончания (через три минуты) желающие смогут обменяться мнениями. Для этого вы можете объединиться в пары, выбрав человека, которому больше всего доверяете, или собраться в небольшую группу».

Комментарий. Этюд требует особой тактичности и осторожности, поэтому участников следует попросить подготовиться к этой работе дома. Пусть они спросят у родителей, других родственников о своих национальных обычаях, одежде и т.д. Если случится какая-то непредвиденная ситуация, вы должны оказать необходимую психологическую поддержку участникам, которые в этом нуждаются.

Какая культура нам нужна

Педагог: «Встаньте в два круга, каждый круг будет играть свою роль. Первый, внутренний круг –активные сторонники молодежной культуры. Ваша задача, используя серьезные доводы и аргументы, убедить партнера в том, что только современная музыка, с ее высокой энергией, быстрым ритмом, свободой выражения чувств дает человеку ощущение счастья и полноты жизни.

Второй, внешний круг –сторонники классической музыки. Ваша задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников молодежной культуры, отстоять свою точку зрения, доказывая, что только классическое искусство помогает человеку прикоснуться к мировой цивилизации, делает его действительно культурным человеком.

Времени на один диалог с партнером –три минуты. Затем по сигналу стоящие во внешнем круге делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д. Мнение собеседника необходимо уважать, внимательно выслушивать его аргументы, но в то же время и самому нужно высказаться. Для этого, тактично остановив партера, вы приводите свои доводы и аргументы».


 

Комментарии

Коняева Ольга Владимировна

Спасибо за интересный проект!