Проект "Открывая календарь"

ФИЛИППОВА ТАТЬЯНА РЕФМИРОВНА

проект "Открывая календарь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_otkryvaya_kalendar.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

 Центр детского творчества

ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ КАЛЕНДАРЬ»

разработала:

                                                                                Филиппова Татьяна  

Рефмировна

                                     педагог -  организатор

первой квалификационной категории

г. Верхняя Салда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное неумение ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.

Досуговая деятельность детей – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в свободное время.

          Проект «Открывая календарь»  позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.

В результате деятельности по  данному проекту обучающиеся  должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности.

 Проект «Открывая календарь» включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале  учебного года. Традиционными в этом отношении являются:

- досуговые мероприятия внутри  творческих объединений  (дни рождения творческих коллективов, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);

- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для  обучающихся творческих объединений   и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

- конкурсные, игровые, познавательные программы

В реализации проекта  принимают обучающиеся творческих объединений.

Для реализации  проекта необходимы определенные условия:

1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведения мероприятий педагогов ЦДТ.

3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала  обучающихся творческих объединений.

Цель:

 Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях.

Задачи:

- Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих, и индивидуальных способностей детей;

- Сплочение  обучающихся творческих объединений    через совместную  деятельность;

- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;

- Популяризация семейного досуга;

- Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны.

- Сохранение духовно – нравственного здоровья обучающихся творческих объединений, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Формы проведения досуговых мероприятий:

- Конкурсные познавательные программы;

- Конкурсные развлекательные программы;

- Конкурсные игровые программы;

- Театрализованные представления;

- Концерты;

- Беседы, викторины, диспуты, акции.

Формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.

Ожидаемые результаты:

- Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;

- Повышение культуры  общения  обучающихся творческих объединений;

- Повышение качества проведения досуговых мероприятий.

- Рост уровня сплоченности   обучающихся творческих объединений

Формы контроля:

- Анализ подготовки и проведения мероприятия;

- Мониторинг удовлетворённости детей,  участием в мероприятиях;

- Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей);

- Социальные показатели (заинтересованность родителей).

При реализации данного проекта  применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.

При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность  обучающихся в (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее, продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.

В конце каждого мероприятия проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к воспитанникам. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

-  Наличие   видеоаппаратуры (телевизор, магнитофон, микрофоны, DVD);

-  Реквизиты для праздников, костюмы.

-  Методическое обеспечение образовательного процесса;

-  Практический опыт;

-  Обучающиеся творческих объединений

-  Родители, педагоги.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА «ОТКРЫВАЯ КАЛЕНДАРЬ»

( 2022-2023 учебный год)

№ п.п.

Содержание

Основные цели и задачи мероприятия

Сентябрь

1.

 День открытых дверей « Здравствуй, творчества страна»

Формирование доброжелательных отношений между детьми и взрослыми, ознакомление с творческими объединениями в новом учебном году

2.

Викторина « Вопросы дедушки Светофора»

 Закрепление правил дорожного движения

3.

Познавательная игровая программа « Овощи и фрукты – полезные продукты»

Расширить  знания детей об овощах и фруктах, их полезном употреблении в пищу, учить заботиться о своем здоровье.

4.

Игровая программа

 « Игры Среднего Урала»

Содействие сохранению исторического наследия, развитию этнической культуры и традиций народов Среднего Урала

Октябрь

1.

Праздничный концерт «Осень в пестром сарафане», посвященный Дню пожилого человека

Развитие творческих способностей детей, воспитание чувства уважения к людям старшего поколения

2.

Выставка рисунков « Любит осень детвора»

Развивать умение передавать признаки осени через  рисунок

3.

Игровая программа « Ах, картошка»

Расширить знания детей о картофеле, умение работать в командах, развивать физические качества обучающихся

4.

Устный журнал « Могучий властелин судьбы..» ( к 350 – летию со дня рождения Петра I)

Познакомить детей с биографией Петра I,   с историей становления военного флота  и его делами важными для России

Ноябрь

1.

Презентация « Россия. Родина. Единство»

  Воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательные отношения среди друзей и сверстников разных национальностей

2.

 Литературный час « Жил – был писатель..»

 ( к 170- летию со дня рождения Д.Н. Мамина – Сибиряка»

 Познакомить обучающихся с биографией и творчеством писателя. воспитывать  интерес к литературе

3.

Праздничная программа «Единственной маме на свете»

Развитие творческих способностей детей,   способствовать воспитанию чувства любви и уважения к родным и близким людям, содействовать укреплению дружеских отношений между детьми, родителями, педагогами

4.

Познавательная программа  «Про все на свете» ( к 135 – летию со дня рождения С. Я. Маршака

 Воспитывать интерес к  чтению произведений С. Я. Маршака, развивать внимательность, умение работать в команде

Декабрь

1.

Устный журнал « Для забавы и игры спички в руки не бери»

 Познакомить детей  с краткой историей создания спичек, закрепить правила пожарной безопасности

2.

 Познавательная игровая программа « Друзья Мойдодыра»

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, закрепление культурно – гигиенических навыков

3

Театрализованное представление « Переполох у елки»

Развитие творческих способностей детей, создание праздничного настроения

Январь

1.

Игровая программа

 « Возле елки мы играем»

Развитие дружеских отношений в коллективе, развивать сноровку, смелость, доставить радость от игры

2.

Познавательная конкурсная программа « Мой друг – Светофор»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о назначении цветов  светофора

3.

Акция « Птицам нужна забота»

Формировать умение заботиться о птицах в зимний период

Февраль

1.

 Выставка рисунков « Мой папа – защитник Отечества»

Развитие творческих способностей детей, воспитание чувства уважения к отцу, доброжелательных отношений в семье.

2.

Конкурсная программа  «Праздник Армии родной»

 Формирование навыков работы в команде,

Развитие смекалки, сноровки, воображения

3.

 Беседа “ Армия нашей страны»

Познакомить  с видами войск российской Армии и их назначением.

Март

1.

«Весенняя капель» праздничная программа

Развитие творческих способностей детей, воспитание чувства любви и уважения к матери, бабушке, сестре и т.п

2.

«Славим человека труда» встреча  с педагогом дополнительного образования

Познакомить детей с профессией педагог дополнительного образования

3.

«Все любим мы стихи»  Конкурс чтецов   ( К 110 – летию со дня рождения С.В.Михалкова

Расширить знания детей о произведениях С.В.Михалкова. Развивать навыки выразительного чтения стихов.

Апрель

1.

« Физкульт – Ура!»» Спортивная эстафета к  дню здоровья

Пропаганда здорового образа жизни.

2.

Беседа «Запомнить твердо надо нам – пожар не возникает сам»

Закрепление правил пожарной безопасности.

3.

Акция «Чистый дворик»

Развивать трудовые навыки и желание участвовать в акции.

Май

1.

Музыкально-литературная композиция «Спасибо вам, что мы войны не знали»

формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны.

2.

Выставка рисунков «Моя семья»

Развитие творческих способностей детей.

3.

Концертная программа «Путешествие в страну детского творчества» Итоговое мероприятие

Развитие творческих способностей детей, создание праздничного настроения и подведение итогов учебного года.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.

2.Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.

3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005

4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;

7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.

8. Организация культурно-досуговой деятельности. – И.М.Асанова. С.О.Дерябина. М.: 2011

9. Интернет.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ:

1. Воспитание школьников.- Теоретический и научно-методический журнал.

2. Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.

3. Дошкольная педагогика. – Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей.

4. Обруч. – Научно-методический журнал.

5. Последний звонок. – Газета.

6. Праздник в школе. – Минск «Красико-принт».

7. Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».

8. Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы./ Кулешова Н.В. – Ростов н/Д:Феникс,2005.

9. Чем развлечь гостей. – Журнал.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение №1

Анкета

Для детей, участвующих в мероприятиях.

  1. Нравится ли тебе участвовать в праздничных концертах, досуговых мероприятиях?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Что больше всего тебе нравится делать?

А) петь

Б) танцевать

В) читать стихи

Г) участвовать в сценках, играх?

  1. С кем бы ты хотел(а) выступать?

А) один(а)

Б) вместе со всеми

В) с кем - нибудь в паре

  1. Где больше всего тебе нравится выступать?

А) в клубе

Б) в КЦСОН

В) еще где-то

5.Нравятся ли тебе сценарии праздничных мероприятий, концертов, игровых программ, составленных педагогом?

А) да

Б) нет

6.Из-за чего тебе нравится участвовать в мероприятиях?

А) нравится, что тебя хвалят

Б) нравится, что тебе  хлопают

В) приглашают еще выступать

Г) я дарю радость другим от своего выступления

7. Будешь ли ты продолжать участвовать в мероприятиях?

А) да

Б) нет

В) не знаю

Приложение №2

             Тест « Удовлетворённость  жизнью в детском клубе»

0-совершенно не согласен               у>3-высокая степень

                                                            2>у<3-средняя степень

1-не согласен( а)                                у<2- низкая степень

2-трудно сказать

3-согласен(а)

4-совершенно согласен(а)

Вопросы теста

  1. Мне нравится посещать творческие объединения

2. В центре у меня обычно хорошее настроение

  1. В нашем  центре  хорошие педагоги
  2. К нашим педагогам можно обратиться за помощью и советом
  3. В  центре у меня есть любимый педагог
  4. Я считаю, что педагоги готовы помочь мне в развитии моих способностей
  5. В  центре  я могу свободно высказать своё мнение
  6. Я считаю, что моё увлечение поможет мне во взрослой жизни
  7. В  центре  я могу найти новых друзей

    10. Летом, во время отпуска педагогов, я буду скучать по  центру.

     

Приложение №3

Анкета способностей детей

Инструкция: с помощью этой анкеты вы можете выяснить степень выраженности способностей у детей. Дайте оценку каждому из качеств в баллах.

5б – такое качество сильно  выражено,       1- 9 б – низкая степень

4б – выражено выше среднего,                    10-17б – средняя степень

3б – выражено средне,                                  18-25 б – высокая степень

2б – слабо выражено,

1б – совсем не выражено.

Музыкальные способности

  1. Очень быстро и легко отзывается на ритм мелодии, всегда вслушивается  в них.

    2.  Хорошо поет.

    3.  В песню или в танец вкладывает много энергии и чувств.

    4.  Любит петь один.

    5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось сглажено и хорошо.

Артистические способности

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
  2. Передает чувства через мимику, жесты, движение.
  3. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей.
  4. Интересуется актерской игрой.
  5. Меняет тональность и выражение голоса, когда кого-нибудь изображает.