Презентация. Медиация как способ разрешения конфликтов
В данной презентации МЕДИАЦИЯ представлена как способ разрешения конфликтов. Последовательно выстроена информация и доступно показаны действия, шаг за шагом ведущие к разрешению конфликтов сторон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mediatsiya.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание презентации 1.Понятие конфликта 2. Причины конфликтов 3. Конфликтная ситуация и инцидент 4. Деструктивные стороны и последствия конфликта 5. Понятие медиация 6. Принципы медиации 7. Преимущества медиации 8. Этапы медиации , значение и содержание
Конфликт - общее определение Конфликт — ситуация , в которой каждая из сторон занимает позицию , несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны . Конфликт — особое взаимодействие индивидов , групп , объединений , которое возникает при их несовместимых взглядах , позициях и интересах . Конфликт обладает как деструктивными , так и конструктивными функциями . Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы , группы животных , технические системы .
Слово происходит от лат . « conflictus », что означает « столкнувшийся ». К наиболее распространенным синонимам слова « конфликт » относятся : ссора ; разногласие ; столкновение ; поединок ; противостояние ; баталия . КОНФЛИКТ – это способ разрешения противоречий , возникающих на почве несоответствия суждений , целей , интересов , выводов , умозаключений , мнений или взглядов на те или иные аспекты .
Классификация причин конфликтов Объективные причины Структурно-управленческие или организационные Социально-психологические факторы Субъективные причины
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности ; слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий ; недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ ; образ жизни ( материально-бытовая неустроенность , отсутствие возможностей удовлетворения своих насущных потребностей ); достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений , способствующие возникновению конфликтов .
Структурно-управленческие или организационные причины конфликта Обстоятельства , связанные с созданием , развитием и функционированием организаций , коллективов , групп
Структорно-организационные - несоответствие структуры организации требованиям той деятельности , которой она занимается Функционально-организационные - вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой ; - между различными структурными элементами организации ; - между отдельными работниками Личностно-функциональные - несоответствие или неполное соответствие работника требованиям занимаемой дожности по его профессиональным и личностным качествам Ситуативно-управленческие - обусловлены ошибками , допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач
Социально-психологические причины конфликтов возможны искажения и значительные потери информации несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей непонимание , несовпадение взглядов различия в способах оценки результатов деятельности психологическая несовместимость напряженные межличностные отношения внутригрупповой фаворитизм конкурентный характер взаимодействия с другими людьми ограниченные способности человека к децентрации стремление к власти
Связаны в основном с индивидуально-психологическими особенностями оппонентов , которые приводят к выбору именно конфликтного способа разрешения создавшегося объективного противоречия . В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения . Причины , в силу действия которых человек выбирает конфликт , способ реагирования субъективны , в контексте сказанного выше Субъективные причины конфликтов
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ – ситуация , в которой каждая из сторон стремится занять позицию , несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны . ( Сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт . Для того , чтобы конфликт стал реальным , необходим инцидент .) ИНЦИДЕНТ – это стечение обстоятельств , являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон . Разрешить конфликт - это значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент
Внутриличностные Межличностные Между личностью и группой Межгрупповые Социальные Классификация конфликтов Признак классификации Виды классификации По действию на функционирование группы / организации Конструктивные ( функциональные ) Деструктивные ( дисфункциональные ) По содержанию Реалистические ( предметные ) Ценностные ( когда участники имеют несовместимые ценности ) Неоеалистичские ( беспредметные ) По характеру участников
Конструктивные конфликты Конструктивные ( функциональные ) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений . Конструктивная сторона конфликтов состоит в том , что они могут вести к прояснению взаимоотношений между сторонами и нахождению способов улучшения как поведения , так и личностных качеств участников конфликта
Основные функциональные последствия конфликтов для организации Проблема решается таким путём , который устраивает все стороны , и все чувствуют себя причастными к её решению . Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь . Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов . Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый « синдром покорности » — страх открыто высказывать своё мнение , отличное от мнения старших по должности . Улучшаются отношения между людьми . Люди перестают рассматривать наличие разногласий как « зло », всегда приводящее к дурным последствиям .
Деструктивные конфликты Деструктивные ( дисфункциональные ) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений . Типичный пример деструктивного конфликта на уровне тела – драка . На уровне психики – скандал . На уровне интеллекта – спор . В драке каждый стремится разрушить тело соперника . В скандале – психическое состояние . В споре – картину мира .
Основные деструктивные последствия конфликтов Непродуктивные , конкурентные отношения между людьми . Отсутствие стремления к сотрудничеству , добрым отношениям . Представление об оппоненте , как о « враге », его позиции — только как об отрицательной , а о своей позиции — как об исключительно положительной . Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной . Убеждение , что « победа » в конфликте важнее , чем решение реальной проблемы . Чувство обиды , неудовлетворённость , плохое настроение .
Мы за вас « Мы сделаем все возможное , чтобы помочь разрешить ваш конфликт наилучшим образом » Если не можете разрешить спор с контрагентом — не обязательно сразу идти в суд . Можно сначала обратиться к медиатору — специалисту , который помогает договариваться .
Медиация : что это такое ? Понятие медиации приводится в Федеральном Законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ « Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника ( процедуре медиации )» далее – « Закон о медиации ». Медиация ( от лат . « mediare »- посредничать ) – это альтернативная форма разрешения споров,с участием третьей нейтральной , беспристрастной , не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора . Медиация - посредничество - в настоящее время является одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов
Процедура медиации - это процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами путем их вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица - медиатора . Цель медиации - достижение взаимопонимания , путем принятия сторонами решения , на добровольной и равноправной основе , одинаково устраивающего все заинтересованные стороны так , чтобы интересы всех участников спора были удовлетворены .
Основные принципы медиации Добровольность Нейтральность медиатора Равноправие сторон Конфиденциальность
Добровольность Медиация является добровольной процедурой . Принуждение к участию в медиации не допускается . Стороны вправе на любой стадии беспрепятственно выйти из медиации . Ни одно из выдвигаемых сторонами предложений не является обязывающим , если оно не закреплено в медиативном соглашении . Равноправие и сотрудничество сторон Стороны в медиации наделены равным объемом прав и обязанностей . Каждая из сторон вправе высказывать мнения , предлагать варианты разрешения конфликта , делать заявления , представлять документы , относящиеся к спору . Добросовестность и сотрудничество включают в себя готовность сторон честно и открыто участвовать в переговорах , прилагать необходимые усилия для выработки вариантов разрешения спора , уважительно относиться к медиатору и иным участникам медиации , добросовестно выполнять достигнутые договоренности .
Нейтральность медиатора Медиатор обязан оставаться лицом беспристрастным и независимым Не вправе предлагать сторонам варианты разрешения конфликта , принуждать стороны к принятию какого-либо решения . Не вправе давать оценку действиям сторон , принимать чью-либо сторону . Не вправе давать консультации по поводу перспектив разрешения спора , в том числе в суде . Не вправе быть представителем одной из сторон по вопросам , относящимся к рассматриваемому конфликту . Задача медиатора – организовать диалог между сторонами таким образом , чтобы они перестали видеть друг в друге соперников и стали партнерами , совместно работающими над общей задачей – поиском путей взаимовыгодного разрешения конфликта .
Конфиденциальность Медиация является конфиденциальной процедурой . Любая информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению иначе как с согласия стороны , предоставившей такую информацию . Конфиденциальная информация не подлежит разглашению третьим лицам , а также суду и любому другому органу или организации . В случае , если сторона , сообщившая медиатору конфиденциальную информацию , разрешает ее передачу другой стороне , медиатор обязан согласовать объем и содержание такой информации с сообщившей ее стороной
Преимущества медиации
Этапы проведения медиации Вступительное слово медиатора Презентация сторон Дискуссия Кокус Формирование повестки дня Выработка предложений Подготовка соглашения Выход из медиации
1-й этап медиации - вступительное слово медиатора Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам , что такое процесс медиации , на каких принципах он построен , объясняет свои функции и свою роль в предстоящих переговорах , знакомится со сторонами и рассказывает какую роль они играют в предстоящих переговорах , спрашивает у сторон , располагают ли они достаточным временем для ведения переговоров , все ли заинтересованные в разрешении конфликтной ситуации стороны присутствуют на переговорах , рассказывает сторонам об этапах проведения медиации . 2-й этап медиации - презентация сторон Медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том , в чем , на ее взгляд , заключается спорная ситуация . Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается , как правило , той стороне , которая обратилась с просьбой о проведении медиации . Во время рассказа сторон медиатор является активным слушателем , делает для себя необходимые пометки в блокноте , чтобы не упустить в дальнейшем важные детали , в случае необходимости задает уточняющие вопросы .
3-й этап медиации - дискуссия По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного , высказать свои замечания . Во время проведения дискуссии ведется работа по первичному формированию повестки дня , проявляются моменты , по которым сторонам предстоит прийти к согласию . 4-и этап медиации - кокус Беседа медиатора с каждой стороной индивидуально . В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов , проводимых с каждой стороной , затраченное время , должно быть одинаковым . Это необходимо , чтобы впоследствии медиатора не обвинили в симпатии только к одной из сторон . 5-й этап медиации - формирование повестки дня На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы , по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации .
6-й этап медиации - выработка предложений Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса , внесенного в повестку дня . Медиатор помогает сторонам в случае необходимости услышать друг друга , увидеть то положительное , что есть в предложении каждого из них , увидеть дополнительные ресурсы , которыми они обладают , прийти к решению , удовлетворяющему обоих . 7-й этап медиации - подготовка и подписание медиативного соглашения На предыдущем этапе стороны совместно выработали предложения по разрешению спорных вопросов , внесенных в повестку дня . Предложения , которые устраивают обе стороны , вносятся в договор ( медиативное соглашение ) и подписывается сторонами . Составленное медиативное соглашение должно однозначно трактоваться каждой стороной . Важную роль на этом этапе играет обсуждение сторонами возможных последствий неисполнения составленного соглашения . Стороны должны представлять себе последствия и действия друг друга в случае невыполнения медиативного соглашения одной из них .
8-й этап - выход из медиации Задача этого этапа - получение медиатором обратной связи о результатах работы . Стороны оценивают , во-первых , насколько они удовлетворены достигнутым соглашением ; во-вторых , насколько удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора ; и, наконец , они оценивают свое эмоциональное состояние : стало им легче после сеанса медиации , упало или , наоборот , возросло психологическое напряжение и т.д .
Преимущества медиации Недостатки медиации
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!