Экскурсия "Вкусная сказка"

Купцова Наталия Николаевна

Экскурсия разработана как реализация раздела «Мы входим в мир прекрасного» музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!». Содержание экскурсии рассчитано на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._vkusnaya_skazka_natyurmort_sr.gr_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект №5

Экскурсия «Вкусная сказка»[1] (средний дошкольный возраст)

Автор: педагог дополнительного образования Купцова Наталия Николаевна.

Программное содержание: развивать художественно-эстетическое восприятие, умение внимательно рассматривать изображение, понимать его замысел. Вызывать эмоциональный отклик на проявление прекрасного в предметном мире, произведениях искусства (многообразие форм, цветов, фактур), отклик на изображение знакомых объектов. Развивать умение обращать внимание на средства выразительности (цвет, композицию, форму, ритм). Обогащать опыт восприятия натюрмортов и произведений жанровой живописи, в которых представлена разнообразная снедь, овощи и фрукты, процесс выращивания и т. д.

На данных примерах познакомить детей с натюрмортами. Обогащать сенсорный опыт: развивать умение выделять разнообразие форм овощей и фруктов, цветов и предметов, цветовой гаммы, фактуры и размеров. Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать некоторые связи (временные, экологические (соответствие сезона и плодов), пространственные).

Активизировать использование слов и словосочетаний: натюрморт, жанр живописи, произведение живописи.

Репродукционный ряд: экспонаты мини-музея «Натюрморт».

Оборудование и материал: «коробка Открытий», две рамки формата А4, две драпировки нейтрального оттенка, книга со сказкой «Репка», указка.

Ход экскурсии:

Экскурсия по теме «Дары осени» будет проходить в групповом помещении и в мини-музее «Натюрморт».

Экскурсия начинается в группе. Педагог приходит в группу с «коробкой Открытий» в которой находятся две рамки формата А4, два куска ткани нейтрального оттенка, книга со сказкой «Репка».  Педагог ставит «коробку Открытий» в центре ковра (в игровой зоне), и приглашает детей разместиться на вокруг неё. Педагог просит нескольких детей, одного за другим, достать предметы, которые лежат в «коробке Открытий». Дети рассматривают предметы и кладут на столы.

Педагог задаёт вопросы: «Какие предметы вы достали из «коробки Открытий»? Для чего нужны драпировки, рамки, книга со сказкой?

Педагог выслушивает и обобщает ответы детей. Верно, это книга со сказкой «Репка», а верны ли предположения детей относительно тканей и рамок мы узнаем ближе к концу экскурсии.

Педагог сообщает детям, что сказку «Репка» дети знают и предлагает придумать новый сюжет. Педагог начинает: «Жили-были дед и баба. Были у них большой сад и огород. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Но помимо репы дед и баба на огороде посадили…  Педагог предлагает детям продолжить сказку, рассказать, что еще посадили дед и баба на огороде, и что выращивали в саду.  После рассказа детей педагог продолжает. Настала осень, овощи и фрукты выросли, дед и баба стали собирать урожай: яркую морковь, ароматный лук, картофель, свеклу, огурцы, яблоки, груши…

Педагог предлагает детям назвать свое любимое блюдо, рассказать об осенних лакомствах, дает яркие короткие описания овощам и фруктам, сбор которых осуществляется осенью. Педагог предлагает вспомнить вкусовые особенности овощей.

Педагог обращает внимание детей на то, что овощи и фрукты можно не только вырастить, но и сохранить (и не только в виде банок с вареньем и заготовок), но и в художественных работах.

Далее педагог предлагает детям пойти на экскурсию в музей и полюбоваться произведениями живописи.

Педагог с детьми приходят в мини-музей «Натюрморты». Педагог обращает внимание детей на то, что на картинах изображены разные овощи, фрукты, цветы и даже предметы. Подводит детей к тому, что эти изображения называются натюрмортом. Уточняет, что часто натюрморты писали для украшения дома.

Далее воспитатель предлагает детям заглянуть на кухню и увидеть необычный натюрморт, услышать его историю – «вкусную овощную сказку». Педагог упоминает, что на сказочной кухне варится сказочный обед, и если быть очень внимательными, то можно услышать, о чем говорят овощи, когда рядом никого нет.

Педагог обращает внимание детей на картину Ефима Тимофеевича Иванова «Натюрморт с овощами (Огородные овощи)».  Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть натюрморт, и назвать овощи, которые дети увидели на картине. Педагог обращает внимание детей на разнообразие овощей, которое представлено на картине и доминирование зелёного цвета на картине, его многообразие от светлого до тёмного, почти чёрного; на яркие акценты, расставленные художником: розовый, белый, оранжевый, красный.

Далее педагог описывает изображение 2–5 фразами, направляя внимание детей на разные овощи (их выразительную форму, цвет, фактуру, расположение), предлагает разгадать загадки, обращает внимание на соответствие описания изображенному.

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки.

(морковь)

Само – с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.

(яблоко)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

– Ну, рассыпчата, вкусна!

(картошка)

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее.

И ребята с давних пор

Очень любят…

(помидор)

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну конечно…

(огурец)

Сидит дед – во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(лук)

Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лежа.

(тыква)

Далее педагог обращает внимание детей на натюрморт Ф.В. Сычкова «Алма-Атинские яблоки», и предлагает детям отгадать, как он называется. После ответов детей, педагог сообщает название картины, и даёт возможность детям высказаться о том, что им нравится в изображении. Педагог обращает внимание на мастерство автора, его умение увидеть красоту в обычном, передать очарование простых предметов: деревянный стол, солома, перевёрнутая корзина, из которой на стол выкатились яблоки. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Как вы думаете, что за место изображено на картине? Кто и почему разложил солому на столе? Почему корзина лежит на боку?».

Педагог предлагает детям подойти и рассмотреть натюрморты, о которых сегодня шла речь на экскурсии. Затем педагог с детьми возвращаются в группу.

Педагог спрашивает у детей, какие предметы дети достали из «коробки Открытий» вначале экскурсии. И предлагает детям выполнить творческое задание: создать натюрморт из предметов, которые дети разложили на столах. После выполнения задания, педагог предлагает детям рассмотреть каждый натюрморт в отдельности; обратить внимание на красоту расположения предметов на картинах; назвать свои натюрморты и дать оценку созданным композициям.

Педагог подводит детей к обобщению: любуясь и восхищаясь красотой природных объектов, художники в натюрмортах, всегда черпали вдохновение в общении с природой.

Педагог предлагает детям дома составить свой натюрморт и изобразить его. Затем устроить выставку детских работ.

Педагог благодарит всех за внимание, активное участие. И прощается «До новых встреч».


[1] Использовать материал только со ссылкой на автора.

Экскурсия разработана как реализация раздела «Мы входим в мир прекрасного» музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»