Методическая разработка внеклассного мероприятия "И память о нем живет..."

Коваленко Ольга Александровна

Внеклассное мероприятие посвящено памяти А.С. Пушкина. Форма: литературно-музыкальная композиция. Цель: приобщение к культурному наследию русского народа, воспитание уважительного отношения к родителям, развитие творческих способностей учащихся, знакомство с фактами биографии А.С. Пушкина, не изучаемыми в школьной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklasnoe_meropriyatie.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

посвященного ста восьмидесятилетию со дня смерти А.С. Пушкина.

Разработала Коваленко О.А.,

учитель русского языка

и литературы

Внеклассное мероприятие,

посвященное ста восьмидесятилетию со дня смерти А.С. Пушкина.

И память о нем живет…

Цели:

1.Познакомить учащихся с личностью А.С. Пушкина;

2. Расширить представления о духовном величии поэта;

3. Развивать творческое воображение, способности, память; работать над выразительностью чтения;

4.Развивать эстетическое восприятие; интерес к жизни и творчеству великого поэта, интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина.

Оборудование.

Учитель. Добрый день, уважаемые гости, приветствуем Вас в нашей литературной гостиной. (Слайд№1)

 Сегодня вы будете не только зрителями, но и участниками нашей встречи. Для вашего участия в мероприятии предусмотрены паузы, в которых вы будете пользоваться своими знаниями. Просим не стесняться, активно участвовать, получать жетоны, а в конце нашего мероприятия самым активным  будут вручены небольшие призы.

Итак, мы начинаем.  Но прежде, ответьте на вопросы: (Слайд№2)

 ?Кто из вас знает, какое событие связано с днем  10-ое  февраля?

Гости.День памяти А.С. Пушкина.

Учитель. Кто такой  А.С. Пушкин? (слайд№3)

Гости. А.С. Пушкин – великий русский поэт и писатель.

Учитель.  Предлагаю вспомнить произведения А. С. Пушкина. Внимание на доску.

? В какой сказке А.С. Пушкина жених молодой царевны обращался к природе за помощью? (слайд №4)

? Какое произведение А.С. Пушкина начинается со вступления «У Лукоморья дуб зеленый…» (слайд №5)

? Из какого произведения строки: (Слайд №6)

«Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика»

Разгадайте загадки и вы узнаете название следующих произведений: (Слайд№7)

Сейчас потолкуем о книжке другой,

Тут синее море, тут берег крутой.

Старик вышел к морю, он невод забросил.

Кого он поймает и что он попросит?

(Золотая рыбка)

Охраняют град не зря (Слайд №8)

Тридцать три богатыря.

В граде том богатства есть,

Злата, серебра не счесть.

Ответ: Сказка о царе Салтане

Гости отвечают на вопросы.

Учитель. Действительно, вы молодцы, знаете сказки нашего великого поэта.

Но, наверное, мало кто из вас знает о характере А.С. Пушкина.

Сегодня я предлагаю отправиться в прошлое и познакомиться с самим А.С. Пушкиным и с очень близкими людьми, окружавшими его, услышать от них про  поэта, так сказать, из первых уст.

А помогут нам в этом наши артисты.

Ребенок-артист, играющий Пушкина,  подходит к доске, рассматривает генеалогическое древо семьи (слайд №9)

Пушкин. Я  с гордостью отношусь к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни моих  предков тесно переплетена  с героическим прошлым государства Российского. Предки  отца были дворянами еще при правлении Ивана Грозного

Моя мать – Надежда Осиповна Пушкина всегда была душою нашего большого дома, слыла гостеприимной хозяйкой.

Занималась благотворительностью. Ребенок-артист, играющий Пушкина,    показывает на слайд (Слайд № 10)

Мой отец – Сергей Львович Пушкин – служил государю честно и преданно, он прекрасно знал французский язык и литературу, увлекался сочинительством (писал стихи, экспромты и даже поэмы).

С.Л. Пушкин. (Слайд №12)

В нашем доме была  большая библиотека, книги из нее Александр перечитал все, он буквально впитывал их в себя.

 А еще помню, как,  всегда взъерошенный сын, утихал и становился тише мыши, когда к нам в дом съезжались известные поэты и писатели  нашего века: Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский.Тогда Александр забивался в угол дивана и внимал всему, что слышал. А ведь ему тогда  было всего шесть.

Надежда Осиповна. Александр был непослушным ребенком, но при этом любознательным, тянулся к  литературе, был очень талантлив. Уже в шесть лет он написал свои первые произведения на французском языке. (Слайд №13)

Пушкин.  Мой дядя, Василий Львович Пушкин,  был гениальным поэтом своего времени,  вращался в литературных кругах и, конечно, для меня он был кумиром. Я слушал стихи его, «затвердил некоторые наизусть и радовал тем почтенного родственника».

Но, самое важное  - он стал моим духовным отцом. (Слайд №14)

Василий Львович Пушкин. Летом 1811 года вместе со своим племянником я  выехал  из Москвы в Петербург для определения его в Царскосельский лицей, который стал для будущего поэта важнейшим этапом образования и формирования его личности. Лицей навсегда вошел в его поэзию и судьбу. Там он научился быть верным слову, дружбе и братству. (Слайд №15)

Пушкин.Так закончилось детство. Началась самая счастливая пора в жизни  – годы Лицея. (Слайд №16)

В те дни, когда в садах Лицея

 Я безмятежно процветал,        

 Читал  украдкой Апулея,          

 А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и черных глаз;

Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Тогда педанты предрекали,

Что век повесой буду я.

Учитель. Ребята, а кто помнит, имена лицейских друзей А.С. Пушкина? (Слайд№17 по щелчку появляются портреты друзей А.С Пушкина)

Предлагаю с ними познакомиться. У вас на столах лежит мозаика, собрав ее вы не только сможете прочитать имена, но и увидеть портрет. Затем один из вас должен представить того друга Пушкина, портрет которого получился.

Ученики представляют друзей Пушкина.

Вольховский Владимир. Первый ученик. Окончил школу с золотой медалью. Член тайного общества декабристов.

Горчаков Александр. Министр.

Дельвинг Антон. Создатель альманаха «Северные цветы».

Корсаков Николай. Редактор Лицейских журналов, музыкант.

Кюхельбекер Вильгельм. Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

Малиновский Иван. Добрый достойный человек. Предводитель дворянства.

Пущин. Самый близкий друг Пушкин. Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к ссылке.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
Исчастие,  куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам - Царское Село.

Так закончились юные годы.

Пушкин. Судьба не была милостива ко мне. И вот я – опальный поэт.  Я узник в моем родном селе.

(Слайд №18) Видеоролик Михайловское

Сидит за столом задумчиво,  пишет, поднимает голову, читает строки:

Я детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум...

(пауза)

Ах, няня, няня!

(Пока Пушкин пишет и говорит, готовиться стол, стул для няни)

На сцене стол, покрытый скатертью, стоит свеча, корзинка с нитками. Рядом сидит на стуле няня Пушкина, в руках спицы, поднимает голову от спиц.

Арина Родионовна.  Зовут меня Арина Яковлева, а по батюшке я Родионовна. Простая русская крестьянка.  Я нянчила Сашеньку с рождения, убаюкивала народными песнями, удивляла волшебными сказками, баловала в годы отрочества, ждала его долгими зимними вечерами, когда он стал совсем взрослым. Когда же Александру запретили выезд из Михайловского, мы пили чай, Сашенька клал голову ко мне на колени и просил: «Спой,  няня!» (Слайд № 19)

Я пела. А он, как в детстве, слушал, затаив дыхание.  А потом из-под его пера рождались строки.

Пауза

Предлагаю попробовать себя в роли поэтов. Ученикам раздаются листы  со строками из стихотворений А.С. Пушкина «Зимний вечер».

В течении 5-ти минут составить стихотворение по  данным строкам.

После чего проверяют полученные строки по появляющимся на слайдах № 20, 21 

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, 
моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Учитель. Конечно,  одиноко было Пушкину  в Михайловском, но он нашел себе занятие. Ходил в деревню, вел беседы с крестьянами. И конечно, много писал. Одним из радостных моментов в жизни Пушкина стало посещение  Михайловского другом  поэта – И.И. Пущиным. (Слайд № 22)

Пушкин.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил

Пущин Иван  Иванович.

Я никогда не переставал любить Пушкина, знаю, что и он отвечал мне тем же чувством. Узнав о том, что Александра отправили в ссылку в Михайловское, я отправился его навестить.

Зима. Метель. А Пушкин стоит в одной рубахе, босиком на снегу. Мы обнялись. Уже в доме мы долго разговаривали, он что-то читал из своего нового. Я пробыл у него всего день. Мы прощались на крыльце. Это была наша последняя встреча.

Я осужден.

 И в самый первый день прибытия  моего в Читу,  подозвала меня к частоколу А.Г. Муравьева и отдала листок, на котором чужим почерком написано послание от Пушкина «Мой первый друг, мой дуг бесценный!..» Отрадно отозвался в моей душе голос Пушкина.

( Слайд №23)   Видеоролик « Стихотворение Пущину»

Василий Львович Пушкин.  (Слайд №24)

Свой первый визит после возвращения из ссылки в сентябре 1826 года и после аудиенции у Николая I Александр Пушкин совершил именно ко мне,  дяде Василию Львовичу.

Пушкин. После нашей  последней встречи в Лицее прошло десять лет. Передо мной был  жалкий и больной и старик, но он радушно принял меня. А  Я понимал, что могу потерять еще одного близкого и родного мне человека и горе разрывало мое сердце на части.

Василий Львович.В свои последующие приезды в Москву Пушкин не забывал обо мне и постоянно навещал. В это же время заболела Надежда Осиповна – мать Александра, и все заботы о ней  сын взял на себя.Во время последней её болезни Пушкин сблизился с матерью, а после её смерти тяжело переживал утрату.

Звучит вальс «Метель»  Свиридова (Слайд № 25)

Вальс.

Учитель. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу, которую только начали вывозить в свет.

Пушкин был очарован ее красотой. В апреле 1829 года поэт просит руки Наталии Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия.Однако А.С.Пушкин не отступил — через год он повторно сватаетсяк Наталье Николаевне,  и на этот раз его предложение было принято.

Они  обвенчались.

Пушкин. И вот я отец семейства. (Слайд № 26)

Учитель. Пушкин очень любил свою супругу. Письма, которые он писал при расставаниях, проникнуты особым теплом и нежностью, уважением к жене. Он гордился ее красотой и всецело доверял ей.

Сергей Львович.  (Слайд №27)

После женитьбы и рождения детей, обремененный не только своими, но и родительскими долгами, в 1834 г. А.С.Пушкин взял  на себя управление запущенным нижегородским поместьем, доходами с которого главным образом и жил  я.

Пушкин. Сам став отцом, я хотел успокоить старость своего родителя.

Последние годы моей  жизни были самыми сложными. Но, именно в это время  я написал самые достойные произведения

Подходит к выставке книг, листая их рассказывает.

(СЛАЙД №28)

с 20 октября по 6 ноября 1830г   написал “маленькие трагедии” (как их называют) :“Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, за два месяца окончил  две главы “Евгения Онегина”, написал  цикл повестей Белкина, “Сказку о попе и работнике его Балде”, поэму “Домик в Коломне”, создал  ряд таких замечательных лирических стихотворений, как “Бесы”, “Элегия”, “Шалость”, “Расставанье”, “Моя родословная”, “Заклинание».В 1833 году закончил “Историю Пугачева” и роман “Дубровский”. В этом же году  составил план романа “Капитанская дочка”, который окончил в 1836 году. Вскоре была написана поэма «Медный Всадник» 

В это время за мной  «охотятся » журналисты, они распространяют сплетни. Их клевета и жесткое суждение о моем творчестве вызывает боль:

Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы. 
Решенья глупости лукавой, 
И шепот зависти, и легкой суеты 
Укор веселый и кровавый.

(Мне хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но  я  вынужден служить, чтобы содержать семью. Меня угнетает светское окружение. Не бывать в свете не могу: придворное звание обязывало посещать балы и вечера.

  (СЛАЙД № 29) Ко всем горестям и беспокойствам прибавилось еще одно: за Натальей Николаевной начал открыто и настойчиво ухаживать молодой француз Жорж Дантес, состоящий на русской службе. Вокруг  моего имени  и имени  моей жены поползли грязные сплетни. 
      Последней каплей, переполнившей чашу оскорблений, был полученный анонимный пасквиль, подло обвиняющий Наталью Николаевну в измене. Я  должен вступиться за честь жены. Я должен  драться. 

 ( СЛАЙД № 30) Учитель. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Петербурга. Первым стрелял Дантес – пуля попала Пушкину в живот. Ответным выстрелом поэт легко ранил соперника в руку. 

А.С. Пушкин получил ранение незадолго до 17 часов 27 января, после чего он жил еще около 46 часов. Уже в темноте, в 18 часов, смертельно раненого поэта привезли домой. Вызвали камердинера, старого поседевшего дядьку.

 (СЛАЙД №31) Никита Козловский.Рядом с Александром Сергеевичем я был с самого детства, носил его на руках, и нес раненого в дом после роковой дуэли. « Грустно тебе нести меня?»-спросил Пушкин.

Учитель. И тогда вспомнился такой случай. Барон Корф поднял на руку.

Так А.С. немедленно вызвал его на дуэль и сказал: «Русский человек не раб и никогда им не был. И с ними  нельзя обращаться, как со скотом».

Никита Козловский.Такой души человека, как Пушкин,  я больше не знал.

Я бережно нес его через переднюю в кабинет, располагавшийся на первом этаже. В кабинете, помог переодеться в чистое белье и уложил на любимый диван, в окружении его "верных друзей" – книг.
 (СЛАЙД №32) Учитель. Для Александра Сергеевича это были мучительные часы тяжелых физических и душевных страданий. Но он вел себя очень мужественно. Несмотря на сильные боли, он старался подавить в себе стоны, не кричать, чтобы не беспокоить супругу, родных, друзей. Он жалел и защищал жену, беспокоился за судьбуДантеса.   Благородно отнесся даже к врагу – Дантесу, убеждая друзей не мстить ему. .
Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться взволнованные друзья Пушкина: поэт В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, супруги Вяземские, М.Ю. Виельгорский, П.А. Плетнев, которые до самой смерти Александра Сергеевича находились в его доме, отлучаясь на самое короткое время.
 
После дуэли за жизнь Пушкина боролись лучшие врачи, но по тем временам рана оказалась смертельной. 
Александр Сергеевич  перед смертью обменялся несколькими записками с императором. В одной из них он попросил позаботиться о его семье. Николай I сделал все, чтобы жена и дети Пушкина ни в чем не нуждались.
10 февраля 1837 года в 14:45 минут Александр Сергеевич Пушкин умер.

( Слайд №33) Сергей Львович Пушкин.Известие о смерти сына Александра застало меня в Москве. Горе беспредельно. Стихи сложились сами собой.

НА ПАМЯТЬ НАШЕГО ПОЭТА

На память нашего поэта,
Погибшего во цвете лет,
Средь бурь, измен модного света, —
Дарю тебе его портрет.
Ты вспомнишь и мои страданья
Потоки слез моих очей,
И будут два воспоминанья —
Предметы дум души твоей,
Да не отравят твой покой
Сии мечты воображения,
Услышит теплые моленья
Мой хранитель — ангел твой!
Склонясь главою в прах,
Я слышу гения...
Парит он над тобою 
И блещет яркою звездою, 
И молит он о том же в небесах. 

 (Слайд № 34)  Учитель. Прошло уже 180 лет со дня смерти великого русского поэта. Но  до сих пор память о нем жива. Сегодня мы узнали лишь малое из того, каким был А.С. Пушкин.

 Всем вам  известна фраза «Пушкин – «солнце русской поэзии».  Но только ли его произведения могут научить нас  чему-то? Перед вами круг – это «солнце», это наш Пушкин, но солнце  не светит.Сегодня вы многое услышали о Пушкине. Подумайте, какими качествами характера обладал поэт.  Я предлагаю вам на лучиках написать те качества характера, которыми обладал А.С. и  которые вы считаете нужными любому человеку.

Например:  честность, верность дружбе, забота о близких, доброта,  преданность, ум, усердие, умение справиться с трудностями, умение преодолеть ненависть и злобу,  душевность, искренность, умение любить, умение верить, не терять надежду, жизнелюбие.