Образовательная программа «Ритмика»

Наталья Николаевна Бессонова

Ритмика - единственный предмет, позволяющий не только понять, но и «пропустить через себя» самые различные элементы музыкальной речи. Можно сказать, что ритмика как предмет в определенной степени является музыкальной теорией, претворяемой на практике движением.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных в возрасте 6 – 8 лет. Срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ritmiki.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение муниципального образования

«Город Архангельск»

«Средняя  школа №35 имени Героя

Советского Союза П.И. Галушина»

«Рассмотрено»

на заседании педсовета

Протокол № __

от _________________

«Утверждено»

Директор МБОУ СШ № 35

_____________Е.А.Сидорук

«   »                                20   г.

Образовательная программа

«Ритмика»

Срок реализации – 1 год

Автор программы:

Бессонова Наталья Николаевна

                                                       педагог дополнительного   образования                                                  

                                                             высшей квалификационной            категории

МБОУ СШ № 35

Архангельск

2019 год

Пояснительная записка

Ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского педагога, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака-Далькроза. В основе ритмики лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки – к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства.

 Ритмика - единственный предмет, позволяющий не только понять, но и «пропустить через себя» самые различные элементы музыкальной речи. Можно сказать, что ритмика как предмет в определенной степени является музыкальной теорией, претворяемой на практике движением. 

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных в возрасте 6 – 8 лет. Срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.

Цель:  Создание условий для активизации музыкального восприятия через движение.

 

Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия.  

В практике преподавания ритмики  необходимо уделять серьезное внимание , подбору музыкального материала, прослушивать и разбирать музыку перед разучиванием ритмических упражнений. В некоторых случаях наблюдается чрезмерное увлечение хореографией, тренировочными упражнениями классической системы, в ущерб ритмики. Ритмика и хореография различаются своеобразием и спецификой, программным содержанием.

Отдельные элементы хореографии включаются в урок ритмики, но полностью заменять один предмет другим нельзя.

Задачи:

  • Формировать двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
  • Содействовать воспитанию эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитию чувства ритма, внутреннего слуха;
  • Содействовать развитию художественно – творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии;
  • Содействовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей,  формированию правильной осанки.

В основе программы лежит принцип целостного, активного и эмоционального восприятия музыки, тесной взаимосвязи музыки и движения.

Содержание программы включает в себя несколько разделов, разделение которых носит условный характер и дается в учебных целях.

Структура программы предполагает концентрический метод работы

(по спирали), так как соблюдается основной принцип – идти от простого к сложному. Благодаря этому методу уроки ритмики носят комплексный характер, и включает в себя материал разных разделов.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-                                        ритмические  занятия, в ходе которых осуществляется систематическое,             целенаправленное и всестороннее формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного  содержания, приобретению опыта взаимодействия, развивают

 художественно – творческие способности.

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть  характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

Формы контроля: открытое занятие в конце года, тестирование, диагностика двигательных навыков.

Результат:

  • Сформированы  двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
  • Положительная динамика в развитии чувства ритма, внутреннего слуха;
  • Созданы условия для развития художественно – творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии;
  • Укрепляется  здоровье,  формируется  правильная осанка.

Разделы программы:

Раздел I.  Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности.

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.

В основу раздела  входит работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамических оттенков, регистровой окраски. Виды ходьбы, бега, прыжковые движения, подскоки.

Раздел II.  Гимнастика. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения.

 Выработка умения ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать форму музыкальных произведений, различать крупные и мелкие подразделения. Обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Ритмические упражнения, гимнастические комплексы. Упражнения с предметами.

Раздел III. Метроритм.

Этот раздел включает изучение музыкального размера, ритмических рисунков, определение сильных и слабых долей.

Раздел IV. Танцевальные элементы. Танец.

Раздел включает изучение основных позиций ног и рук классического танца.

Элементы народного, бального, современного танца. Знакомит с разнообразием хореографического искусства.

Раздел V. Музыкальные игры. Импровизация.

Данный раздел включает в себя образные упражнения, драматизацию программной музыки, инсценирование песен, пластические миниатюры.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Раздел

Часы

практика              теория

Содержание

Основные движения в передаче характера музыки

 и средств музыкальной выразительности.

12                               2

  • Понятие – темп:

  умеренный, быстрый, неторопливый, медленный.

  • Понятия: динамика, регистр.

  • Виды ходьбы: бодрый шаг, спортивно-торжественная ходьба, спокойный шаг, высокий шаг, шаг на носках, осторожная ходьба, пружинистый шаг.
  • Виды бега :легкий, неторопливый, стремительный, широкий, высокий.
  • Прыжковые движения.

Гимнастика. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче

формы муз. произведения

19                               1

  • Колонна
  • Шеренга
  • Круг
  • Цепочки
  • Змейка
  • Гимнастический комплекс, направленный на улучшение осанки, гибкости и пластичности мышц
  • Основные движения с предметами

Метроритм

10                               1

  • Музыкальный размер:2/4,

 3/4, 4/4.

  • Ритмические рисунки.

Танцевальные элементы. Танец

 13                        

  • Позиции ног и рук в классическом танце. Деми – классика.
  • Элементы русского народного танца
  • Танцевальные комбинации
  • Элементы бального танца
  • Хоровод
  • Полька

Музыкальные игры. Импровизация

   9                          1        

  • Игровые этюды;
  • Музыкально-танцевальные игры.
  • Образная импровизация
  • Образно – речевые упражнения.

Итого: 68 ч.

                 Тематическое планирование.

Тема занятий

   Кол-во

    часов

Репертуар

Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности

1.Введение. Что такое ритмика.

2.Виды ходьбы:

- бодрый шаг

- спортивно-торжественная ходьба

-спокойный шаг,

-высокий шаг,

-шаг на носках,

 -осторожная ходьба,

- пружинистый шаг

3. Виды бега:

-легкий бег

-неторопливый, танцевальный или пружинистый

-стремительный

-широкий

-высокий

4. Подскоки:

-легкие

-сильные

-прямой галоп

-боковой галоп

-галоп в повороте

-галоп в паре

5.Понятие темп и его смысловая нагрузка.

6. Динамические оттенки и регистровая окраска муз. произведения.

 1

           

 4

           

3

4

1

1

Рассказ, беседа, знакомство с предметом.

Марш  «Вместе весело шагать по просторам»,

Хоровод

Музыкальный этюд «Плавно – отрывисто».

Вариации на тему «Бег с препятствиями»

Композиция «Подружки»,

«Прогулка».

Гимнастика. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения

1. Постановка корпуса. Поочередное подтягивание мышц плеч, живота, ягодиц, коленей.

2.Пространственные построения: круг, шеренга, колонна, шахматы.

3.Упражнения для развития силы мышц голени и стопы.

4. «Угол», «Ножницы», «Кошка», «Рыбка», наклоны, повороты корпуса, упражнения

 для развития танцевального шага,

пластики и эластичности мышц.

5.Ритмико-гимнастические упражнения с предметами. ( Бубен, ленты, флажки,

ложки)

6. Парные упражнения.

7. Муз. Форма: часть, период, предложение, музыкальная фраза, мотив.

3

4

4

4

4

1

Фигурный марш «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев.

Экосез.  Ф.Шуберт.

      Лендлер. Ф.Шуберт

Метроритм

1.Тактирование:

-Размер 2/4

-Размер 3/4

-Размер 4/4

2.Ритмические рисунки:

      -в хлопках

      - в выстукиваниях

      - в речевой окраске.

3. Отображение ритма с помощью предметов.

1

1

1

2

2

2

2

Игра « Цигали – бугали»,

«Ладушки»,

Ритмическое эхо,

Ручной степ.

Речевая игра – песня

«Чайничек с крышечкой»,

     «Базар».

Танцевальные элементы. Танец.

1.Основные танцевальные точки, шаги, диагональ, середина.

2.Танцевальные элементы по диагонали,

 на середине.

3. Позиции ног: 1,2, 3, 6.

4. Позиции рук: подготовительная, 1, 2,3.

Demi plie, grand plie

Battement tendu

Releve

5.Русский хороводный шаг,

переменный шаг, дробный шаг.

6.Притопы.

7. «Каблучок», «Ковырялочка», «Веревочка».

8.Припадания, качалочка.

9. Элементы бального танца:

-танцевальный шаг,

- боковой приставной,

 -шаг польки,

 -па полонеза,

 -вальс (дорожка, поворот, балансе)

9. Элементарные движения современного танца.

10. Постановка танца. ( По желанию педагога).

1

1

1

1

1

1

1

2

4

Танцевальный этюд «Красная шапочка», композиция в паре «Мишка с куклой», «Березка», Танцевальный этюд «Стирка»,

 этюд на координацию

«Лестница», «Спортивный танец»

В. Комаров.

Музыкальные игры. Импровизация.

1. Урок-игра «Ловушка»

2. Этюды на основе различной координационной сложности, с использованием предметов (бубен, ложки, ленты, флажки…)

3. Этюдная работа. Пантомима.

4. Импровизация на тему «животные»

5.Импровизация «Моя любимая игрушка»

6.Игра «Кто быстрее построится»

7. Образные упражнения под слово.

1

2

2

1

1

1

2

Беседа-диалог  «Мои игрушки »,

Игры :«Маляры», «Кошка», «Качели», «Елочка», «Сапожок». «Горячий бубен» и др.

   

   

Организация учебно-воспитательного процесса.

Период обуче -

ния

Задачи

Формы

Результат

1 год

  • Дать понятия: музыкальный темп, динамическая и регистровая окраска, ритм и ритмический рисунок, муз. размер.
  • Научить определять характер музыкального произведения
  • Развивать координацию движений, мышечную активность
  • Разучить танцевальные комбинации
  • Научить выразительн

ым, пластичным движениям в танцах, музыкальных этюдах, играх.

  • Учебно-тренировочная
  • Практическая
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Игра
  • Беседа, обсуждение.

Учащиеся должны знать:

  • Основы музыкальной грамоты
  • Терминологию
  • Основные позиции классического танца, (положения рук, ног, корпуса…)
  • Правила исполнения проученных танцев и танцевальных комбинаций различного направления.

Уметь:

  • Определять характер муз. произведения
  • Технично исполнять проученные танцевальные и ритмико –гимнастические комбинации
  • Импровизировать на заданную тему

Литература

  1. Шушкина 3. Ритмика. - М., 1967.
  2. Яновская В. Ритмика. - М., 1979.
  3. Франио Г. С, Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.
  4. Франио Г. С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. - М., 1988.
  5. Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании// Художественное воспитание подрастающего поколения. Проблемы и перспективы: сборник статей. - Новосибирск, 1989.
  6. Медушевский В.В. Пути обновления методов музыкальной педагогики// Педагогический процесс как культурная деятельность. - Самара: СИПКРО, 1999.
  7. Лифиц И.В. Ритмика. – М.,1999.