Геймификация в образовательных целях

Савицкая Ксения Денисовна

В современном мире бывает сложно удержать интерес учащихся. Постоянное использование смартфонов на занятии затруднительно, как для педагога, так и для учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geymifikatsiya_v_obrazovatelnyh_tselyah.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района города Санкт-Петербург

Савицкая Ксения Денисовна

Почта: savitskaya.ksyu22@mail.ru

Геймификация в образовательных целях

В современном мире бывает сложно удержать интерес учащихся. Постоянное использование смартфонов на занятии затруднительно, как для педагога, так и для учащихся.

Отличительной особенностью настольных игр является «живое» совместное общение игроков, протекающее в необычной обстановке – имитируемой действительности, воссоздаваемой благодаря правилам, игровым атрибутам, воображению участников и талантам авторов-разработчиков. Следует вспомнить, что исторически настольные игры создавались для того чтобы развлекать, воспитывать и обучать. Если говорить о картежных играх, то необходимо отметить, что во всех странах они сделались главным занятием всякого общества[1]. Карточные игры, как отмечал А. Шопенгауэр, являлись подготовительной школой светской и деловой жизни. Благодаря им люди начинали «умно пользоваться неизменно данными обстоятельствами (картами)»[2]. Как выше замечено, настольные (карточные) игры использовались преимущественно в качестве средств организации досуга, пропаганды, тренажеров, учебных пособий.

На современном этапе, сочетая высокую изобразительность (картинность) и сценарную гибкость, настольная игра позволяет рассказывать о вымышленных и реальных событиях, моделировать ситуации, благодаря чему игроки при помощи своего воображения и воображения авторов игры, могут получить уникальные знания и опыт. Именно это обстоятельство позволяет нам говорить о том, что у настольных игр очень большой образовательный потенциал, который, к сожалению, на наш взгляд, в педагогической среде используется в очень незначительной мере.

Уникальность метода видится в том, что в отличие, например, от компьютерных, настольные игры объединяют живых людей «здесь и сейчас», а их инструментарий уникален (игровое поле, карточки, правила и прочие атрибуты). Игровое поле настольной игры может выпукло и наглядно, порой с юмором, отобразить важнейшие алгоритмы, пути и вехи. Отсюда еще одна важная особенность: вовлекаясь в игровой процесс, любая материальная деталь настольной игры имеет гораздо больше шансов закрепиться в памяти игрока, чем привычные стенды на стенах или слайды в презентациях, проигнорировать которые при пассивном восприятии гораздо легче.

В большинстве настолок нужно отслеживать действия соперников, прогнозировать их будущие ходы и строить на этом свою тактику. В результате у игроков развивается стратегическое и логическое мышление, смекалка, способность видеть причинно-следственные связи. Все эти навыки точно пригодятся в учебе.

Каждая игра связана с преодолением препятствий. Иногда мы совершаем ошибки и терпим поражения, но это вызывает у нас лишь любопытство, азарт и желание попытаться еще раз. Полностью погружаясь в процесс, мы чувствуем себя счастливыми — вне зависимости от результата.

Способность относиться к трудностям как к развлечению — важ­ный эмоциональный навык, который ребенок может приобрести во время игр и потом применять в реальной жизни. При таком подходе любая сложная учебная задача станет интересным вызовом, а не мучением.

На занятиях «Театральный Петербург» я использую разные виды настольных игр. Безусловно, их можно делать и онлайн и давать как домашнее задание.

Активноииспользую игру «Мемо. Санкт- Петербург», это карточки в количестве 50 штук с 25-ю изображениями достопримечательностями. Задача игры собрать как можно больше пар. Ход игры: выложить карточки рубашкой вверх и открывать по 2 карточки за ход, таким образом, нужно найти пару карточек с одинаковыми достопримечательностями. Можно ещё усложнить игру и просить учащихся называть достопримечательности, изображённые на карточках, которые открыли. Таким образом, происходить развитие памяти, не только в запоминании названия и изображения достопримечательности, но и местоположения двух карточек. Ещё присутствует соревновательный момент, который помогает учащимся быть сконцентрированными на игре.

На протяжении 6 месяцев, почти каждое занятие играли в «Мемо». Это дало результаты: учащиеся свободно называют достопримечательности, быстрее находят пары и в дальнейшем на занятиях увидев эти здания называют их без подсказки.

Сейчас разрабатывается игра «Мемо», но уже с изображением театров Санкт- Петербурга, так как это одна из основных направленностей курса.

Вторая игра – это ходилка, где игрокам нужно кидать кубик и ходить по клеточкам. В этой игре не только фотографии достопримечательностей, но и вопросы о Санкт-Петербург и театр. Игра состоит из игрового поля, кубика, фигурок и карточек, на одних написаны вопросы, на других изображены здания. Если участнику попалась карточка, в начале нужно назвать, что изображено и рассказать пару фактов. В этой игре участникам нужно не только достигнуть финиша первыми, но также справиться с каждой карточкой.

Эту игру использую реже. Для успешной игры, учащиеся должны знать больше информации, чем знают сейчас. Активнее стала использовать эту игру, после удачной апробации «Мемо». Многие карточки (фото) повторяются, а те карточки, где есть вопрос изучаем по ходу игры и на занятиях, не как основная информация, а как дополнение.

Использование настольных игр на занятиях — это перспектива более качественного освоения курса и информации в целом. Во время игры происходит не только пассивное обучение, но и эмоциональная разрядка игроков, что положительно сказывается на эмоциональном климате группы и обучении.


Литература

  1. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л.: изд-во Ленинградского ун-та. 1990. С. 32.
  2. Там же.
  3. Иванов И. С., Иванова Ж. Б., Кусков А. С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 9. – С. 44–51. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870008.htm.  [Дата обращения:10.04.2021г.]
  4. Балманжи И. «Как настольные игры помогают в обучении. На заметку родителям» // Издательство «МИФ». – 2018. – URL: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/08/27/kak-nastolnye-igry-pomogayut-v-obuchenii-na-zametku-roditelyam/ [Дата обращения:10.04.2021г.]