ЖЕСТ КАК ФЕНОМЕН «ВОСПОЛНЕНИЯ» КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА)

Светлана Олеговна Акопян
Жестовая песня

Особый вид искусства, в котором смысл текста песни передается движениями, а не словами: исполнитель под фонограмму "поет" песню руками. Жестовая песня как театральный жанр сочетает в себе жестовый язык, актерское мастерство и танец. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scherbakova_s_statyadocx.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Щербакова С. – студентка Челябинского

государственного института культуры,

51.03.05 Режиссура театрализованных

представлений и праздников, 3 курс.

Научный руководитель: Л. Н.Лазарева –

кандидат педагогических наук, профессор,

заслуженный работник культуры Российской

Федерации.

ЖЕСТ КАК ФЕНОМЕН «ВОСПОЛНЕНИЯ» КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА)

        Все люди разные: у кого-то карие глаза, у кого-то голубые, одни богатые, другие бедные, кто-то воспринимает мир слуховыми рецепторами, а кто-то никогда не слышал шума волн и шелеста листьев. Все люди разные по внешности, социальному статусу и по возможностям здоровья.

        Несмотря на то, что технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, проблема страны глухих в мире слышащих остается. В большей степени, из-за сложившегося отношения к таким людям, стереотипных методов обучения особенных детей, некомпетентности педагогов специализированных учебных заведений.         Во многих  специализированных учебных заведениях запрещен жестовый язык, то есть основной способ коммуникации глухих. Объясняется это тем, общение жестами может навсегда лишить ребенка устной речи и он не сможет стать полноценным членом общества. Но ведь образование может быть полноценным и эффективным только тогда, когда есть полное взаимопонимание между учителем и учеником. О какой коммуникации можно говорить, если большинство педагогов школ для глухих не знают жестового языка?

        Если бы люди изменили свое отношение, приняли бы человека, не похожего на него, сделали бы шаг навстречу, удалось бы избежать многих проблем, которые погубили развитие не одного глухого ребенка.

«Мы входим в этот мир одинокими…» - сказал великий австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Но это одиночество быстро покидает нас. Как только ребенок появляется на этот свет его начинает окружать множество различных миров – духовный, социальный, физический. Общение с окружающим миром становиться неотъемлемой частью в развитии ребенка. Посредством общения он начинает воспринимать мир, познавать его и взаимодействовать с ним, узнает новые границы и возможности.  С возрастом общение для человека становится необходимым условием существования в обществе.  В процессе общения происходит социализация индивидуума, формирование у него норм и правил поведения, заложение духовных и культурных потребностей. В случае дефицита общения, изолированности,  возникает ощущение одиночества, ненужности и отверженности, что в свою очередь незамедлительно откладывает отпечаток на общем состоянии человека. Таким образом, общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, в восприятии и понимании партнерами друг друга.

По данным разных исследований в день человек говорит несколько тысяч слов, но слово – это не единственный способ коммуникации людей. Наряду с ним в общении человек использует пять различных знаковых систем: слова, интонация, тембр голоса, жесты, пластика, энергетический импульс.

К средствам невербальной коммуникации принадлежи – жесты, поза, мимика, интонация, паузы, смех, слезы, они образуют особую знаковую систему усиливающую и дополняющую, а иногда и вовсе заменяющую средства вербальной коммуникации. В межличностном общении невербальные способы коммуникации передают 65% всей информации. При выражении отношения жесты, поза и мимика передают 55% информации, интонация и голос – 38%, а на слова остается всего 7%.

Кинетические средства общения, к которым относятся жесты, входят в ту область, которой занимается невербальная семиотика и основные разделы которой составляют паралингвистика (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации) и кинесика (наука о жестах и жестовых движениях, жестовых процессах и жестовых системах).

Что такое мир в тишине? По данным всемирной организации здравоохранения более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от инвалидизирующей потери слуха. Причины полной или частичной потери слуха бывают совершенно разными, они делятся на две большие категории: врожденная потеря слуха, например в случае генетических нарушений или осложнениями во время беременности и родов матери

Известно, что 98% информации об окружающем мире поступает через зрение и только 2% посредством слуха, но эта информация, которую мы ежедневно получаем через естественное общение, чрезвычайно важна. У людей с нарушениями слуха возникают затруднения с восприятием разговорной речи, но это не значит, что они оторваны от мира и общения. Глухие люди имеют свой особенный язык – жестовый. Для каждой страны он разный.

Когда в семье рождается ребенок с нарушениями слуха – это огромный стресс для всей семьи. Трудно понимать, что из-за этого недуга ребенок лишен такой радости как живое общение. Но в такие моменты не стоит опускать руки. На ранних стадиях обучения глухих и слабослышащих детей важную роль играют родители, ведь от правильного отношения к этой проблеме зависит, сможет ли ребенок обучиться всем навыкам наравне со своими слышащими сверстниками и сможет ли он стать полноценным членом общества.

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произношения проводятся на специализированных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности. Казалось бы, как может помочь музыка человеку, который её не слышит? На самом деле, нельзя приуменьшать значение музыкального воспитания. В музыкальных рисунках, в отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура и т.п.), обладающего средствами объективного изображения действительности, первоначально передаются чувства, эмоции, настроения, мысли людей. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может иллюстрировать определенные явления окружающей жизни с помощью звукоподражания: шум волн, пение птиц, стук колёс и др. Однако же, ярко изобразительная музыка всегда имеет определенную эмоциональную окраску: например, пение птиц может быть и радостным, и встревоженным. Поэтому музыка всегда выразительна, а изобразительность всегда имеет вспомогательное значение и не всегда присутствует в музыкальном произведении.

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, влияет на духовное развитие ребенка.

Отражая жизнь и выполняя познавательную функцию, музыка влияет  на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Влияние музыки связано, прежде всего, с ее огромными возможностями эмоционального воздействия, что особенно важно в детском возрасте, когда эмоции являются главнейшими генетическими формами регуляции поведения ребенка, формирования всех его сторон личности. С помощью музыкальных произведений ребенок чувственно познаёт мир и себя.

        Глухие и слабослышащие дети очень талантливы. Благодаря своему недугу, в них заложена природная выразительность, широта жестов, яркая мимика. Из них получаются прекрасные актеры, художники и даже танцоры, поэтому они так привлекают режиссеров, в том числе массовых праздников, своей самобытностью и необычностью. Есть несколько способов коммуникации с глухими людьми, которые помогут режиссеру в работе для реализации творческого замысла:

  • Дактильная азбука
  • Жестовая речь
  • Письменная речь

Жестовая песня – это прекрасный шанс для детей с нарушениями слуха проявить свои творческие способности, эмоционально раскрепоститься, выразить собственное «Я» и, самое главное, снять языковой барьер. Жестовое пение – это единство актерского мастерства, пластики, языка жестов.  Это способ самовыражения. Этот вид искусства особенно важен для особенных детей – он спасает от ощущения глухоты и замкнутости, а так же способствует развитию слухового восприятия, памяти, ритма.

Формы дополнительного образования, в частности, кружки жестового пения в специализированных учебных заведениях, способствуют решению следующих задач образовательно-коррекционной работы:

  • формирование духовно-развитой личности;
  •  приобщение учащихся к культурным ценностям;
  • воспитание человека, способного к творческому саморазвитию, самореализации;
  • полноценная социальная адаптация воспитанников.

Культурно-досуговая деятельность способствует формированию нравственного идеала, а так же помогает увидеть силу человеческого духа, преодолевающего любые невзгоды, физические и душевные потери.

По всему миру ежегодно проходят фестивали жестового пения разных уровней.

На данный момент, проблемы связанные с людьми с ограниченными возможностями здоровья активно решаются. Создаются пандусы для удобства для людей на колясках. Во время новостей по телевизору идет бегущая строка, для глухого человека. Все это, безусловно, необходимо в современном мире. Но если мы не изменим внутреннее отношение к таким людям, эти потуги будут бессмысленны.

Библиографический список

  1. Арустамян, А.В. Жест в культуре и искусстве: междисциплинарный анализ [Текст]:  автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения(17.00.09)/Арустамян, Анаит ВагаршаковнаСПбГАТИ. – СПб, 1997

  2. Борисова, Н. П. Влияние жестовой песни на формирование творческой личности неслышащего ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 304–305.
  3. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех веков и народов [Текст]/Н.Н. Вашкевич – Лань, 2009. – 192 С.
  4. Кристоф, В. Жесты как язык чувств. Миметический и перформативный характер жестов // Чувство, тело, движение / под ред. К. Вульфа, В. Савчука. - М.: «Канон+», 2011. 
  5. Гарги, Б. Театр и танец Индии. – М.: Искусство, 1963. – 163с.
  6. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Рус. яз., 1998. — Т. 1. А–З. — 699 С.
  7. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Текст]/ Ч. Дарвин.– Мастера  психологии - М.: 2014. – 320с.
  8. Крейдлин, Г.Е.Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык [Текст]/ Г.Е. Крейдлин.–М.: НЛО, 2002. – 592 С.
  9. Леонтьев, А. А. Мир человека и мир языка. – М.: Детская литература, 1984. – 128 с.
  10. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров[Текст]/Ю.М. Лотман. – М.:«Языки русской культуры», 1996. – 464 С.
  11. Паленный,В.А.Человек из мира тишины[Текст]/В.А. Паленый, В.З. Базоев. –М. : ИКЦ "Академкнига", 2002. – 816 С.
  12. Пиз, А. Язык телодвижений. Расширенная версия [Текст]/А. Пиз, Б. Пиз. – Эксмо, 2016. – 448 С.
  13. Сакс, О. Зримые голоса [Текст]/ О. Сакс.– АСТ, 2014. – 288 С.
  14. Сахно, И. Тело как текст и текст как тело в игровой практике русского авангарда // Репрезентации телесности: сб. науч. статей / составитель Г.И. Зверева. - М.: РГГУ, 2003. 
  15. Семёнов, А.В. Этимологический словарь русского языка. Серия "Русский язык от А до Я". «ЮНВЕС». М.: 2003 - 704 С.
  16. Скаженик, Е.Н.Деловое общение/Е.Н. Скаженик, Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2006.
  17. Фаст, Д Язык тела. [Текст]/Д. Фаст – Центрополиграф, 2006. – 208 С.
  18. Шмелев А.Д. Homospuens: Символические жесты и их отражение вязыке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М.:«Ивдрик», 1999,186-193.
  19. Эйбл-Эйбесфельдт, И. Биологические основы эстетики /Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы. / Отв. ред. М.Л. Бутовская. – М., 1999. – 488 с.