Доклад по теме «Культура речи педагога».

светлова татьяна евгеньевна

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи.Для педагога, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей,культура речи приобретает особое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

«Формирование речевой культуры воспитанников как фактор успешной социализации».

Доклад по теме: «Культура речи педагога».

Выступление подготовила

Воспитатель ГКОУ МО «Преображение»:

Светлова Т.Е

г.Егорьевск

2021г.

Культура речи педагога.

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому для педагога, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает особое значение.

Обычно выделяют 3 компонента профессиональной речи:

1.нормативный – речевая правильность;

2. коммуникативный – возможность понимания речи собеседником;

3. этический – уместность, правомерность высказывания в данной ситуации.

Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Требования к речи воспитателя.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираясь на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с воспитанниками и другими людьми.

Среди требований к речи педагога выделяют: точность, логичность, уместность, выразительность, богатство, правильность, чистоту.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения(навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Выразительность достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных  компонентов выразительности устной речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т.п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать все богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом. Тон речи педагога должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам педагог был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков детей. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает детей от педагога, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью. Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляющее. Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком – то событии ит.п.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточная громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к быстрому утомлению воспитанников, которым вследствие этого нужно либо отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Конечно, пользоваться надо теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы ( правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение не литературной лексики – одна из задач речевого развития детей. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов – паразитов, диалектных и жаргонных слов. Говорят, например, «слазь» вместо «слезай»; «ложи» вместо «положи»; «жгет» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите»; «обождите» вместо «подождите»; «бежи» вместо «беги» и т.д.

Педагогу необходимо изгонят из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «клево», «оттянуться» и т.п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

К выше перечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя.

Для учителя или воспитателя речь – основной инструмент профессии, это не просто главное орудие профессиональной деятельности, но и образец для подражания. Являясь профессией повышенной речевой ответственности, профессия учителя или воспитателя безоговорочно требует владения культурой речевого общения. Еще в конце XX  столетия профессор Т.А. Ладыженская высказала мнение (ставшее сегодня хрестоматийным), что в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, с помощью которой педагог передает знания. Организует обмен информацией, управляет познавательно – практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. Иными словами, каждый педагог должен уметь осуществлять выбор модели своего поведения не только в зависимости от поведения окружающих его людей, но и в зависимости от осознания того, что для данного окружения это поведение является образцом для подражания. Именно в этом, на наш взгляд, состоит суть профессиональной коммуникативной культуры педагога.

Речь педагога должна свидетельствовать о его уважительном отношении к окружающим. Особое внимание следует уделять правильным формам обращения, поскольку ошибка, даже невольная, в приветствии или обращении расценивается как проявление неуважения. Форма обращения на «ты» может иметь место только при близких, дружеских или доверительных отношениях: она выражает взаимное уважение и недопустима ни в каких иных случаях ( например, при  обращении начальника к подчиненному), ибо тогда она носит пренебрежительный характер. Анонимное обращение используется только в том случае, если человек неизвестен – перед фамилией всегда следует употреблять слово «гражданин», но предпочтительнее обращаться по имени и отчеству. Третье лицо, присутствующее при разговоре, неприлично называть местоимением типа «он», «она» или «этот», но всегда только по имени или фамилии. Воспитанный человек никогда не позволит себе говорить неуважительно, насмешливо или скверно об отсутствующих.

Обязательное условие высокой речевой культуры  - умение держать себя в руках. Не раздражаться, не допускать грубых или обидных выражений. Педагог должен уметь выражать любую мысль вежливо, не обижая и не оскорбляя собеседника. Одним единственным словом мы можем причинить себе и другим громадное зло, и это зло часто неисправимо. И это зло часто неисправимо. Мы обязаны всегда помнить, что грубость в разговоре унижает и принижает, прежде всего, того, кто ее допускает и тем самым подрывает к нему уважение. Более того: грубость свидетельствует о слабости аргументов, ибо «сила не нуждается в ругательствах» (Ф. Достоевский).

Для педагога является обязательным умение терпеливо и внимательно слушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их, даже в том случае, если содержание разговора не представляет прямого интереса. Он должен также уметь промолчать, если ответные доводы могут разжечь страсти и побудить собеседника к грубости. Кроме того, он всегда должен помнить, что молчание – это очень выразительный речевой прием, это самый действенный ответ на грубость, на доводы, продиктованные недостойными мотивами: корыстолюбием, подлостью, завистью, трусостью и т.п. Педагог должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов. Лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи – одним из важнейших профессиональных качеств.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься, так как от уровня  и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

Важность совершенствования произносительной культуры речи воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя. Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т.е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим педагогом в хозяйственно – бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании  своей речи – нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.