«Духовно-нравственное развитие и воспитание подростков в условиях колледжа-интерната»

Под духовно-нравственным воспитанием понимаю процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Колледж-интернат

Центр искусств для одарённых детей севера»

Сообщение

«Духовно-нравственное развитие и воспитание подростков в условиях колледжа-интерната»

Составитель: воспитатель

Iступени обучения

Телегина Л.Ю.

Ханты-Мансийск

2023 год

План

Введение

  1. О воспитании патриотизма.
  2. О воспитании нравственных чувств, эстетического сознания, ценностного отношения к природе и к прекрасному.
  3. Инновационные технологии работы с родителями обучающихся

 в условиях колледжа-интерната «ЦИОДС.

  1. Регламент написания отчёта  о самообследовании и аттестационного задания на аттестацию.

Приложение № 1 Опрос родителей.

Приложение №2 Аттестационное задание

Приложение №3 Экспертный лист.

Нравственность – это разум сердца.

        Генрих Гейне

Сегодня мы обсуждаем, на мой взгляд, если не самую, то очень сложную проблему школы, семьи, всего российского общества и государства. Начало XXI века ознаменовалось активным поиском нашего общества духовно-нравственных ориентиров.

При планировании воспитательной работы с классом ориентируюсь на приоритетные задачи в этой сфере, заявленные в Концепции модернизации российского образования до 2010 г. и модели образования – 2020, а также в ГОСОО. Сегодня обществу требуется человек с чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания, стремящийся к саморазвитию, самореализации. Необходима подготовка образованных, креативных, нравственных людей, способных самостоятельно принимать решения, ориентированных на сотрудничество с другими для достижения совместного результата, отличающихся динамизмом, толерантностью, конструктивностью, патриотов, обладающих развитым чувством ответственности за свое будущее благополучие и судьбу страны.

Под духовно-нравственным воспитанием понимаю процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли).

В соответствии с этими целями ставлю следующие задачи духовно-нравственного воспитания,

- выработка ценностного отношения к духовному, формированию историческому, культурному наследию русского и других народов России;

- формирование нравственной культуры учащихся в соответствии с принципами православной этики, эстетической, правовой, экологической культуры;

- развитие понимания ценности человеческой личности;

- воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны как основы патриотизма и гражданственности, любви к Родине, семье, соотечественникам, согражданам; - развитие интереса к краеведческому культурному наследию;

- выработка навыков добросовестного отношения к труду, учить детей работать самостоятельно.

Основные направления работы:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному,  представления об эстетических идеалах и о ценностях (эстетическое воспитание).

I

Формируя нравственную культуру учащихся  и создавая систему нравственного развития класса, классный руководитель должен строить её с пониманием того, что каждый ученик -  это:

-  Член семьи и продолжатель исторических и нравственных традиций, устоев культуры своего народа, своей семьи, бережно хранящий её честь и достоинство;

- Член школьного сообщества, умеющий дорожить культурными традициями, историей своей школы, защищать её честь сообразно своим умениям, интересам и способностям и интересам своей школы;

- Член социума, гражданин своей страны, которому не безразлична её история и культура, прошлое, сегодняшний день и завтрашний, понимающий свои права. Обязанности и ответственность перед собой и государством, небезразличный и неравнодушный к тем процессам, которые происходят в стране;

- Член детского, подросткового, молодёжного сообщества, умеющий слушать, слышать, понимать и видеть другого человека, владеющий коммуникативной культурой, способный к сотрудничеству с одноклассниками и сверстниками, проявляющий способность к проявлению заботы и милосердия к другим людям.

- Член мирового сообщества, понимающий проблемы существования мирового сообщества и стремящийся внести свой посильный вклад в решение глобальных проблем человечества, уважающий традиции, обычаи, верования других народов, способный понять и принять достижения других государств.

В духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся несколько направлений воспитания. Мы остановимся на одном из них. Это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Наличие гражданской позиции – необходимое условие, ступень для восхождения к гражданской зрелости.

День Победы. Для России – это самый светлый праздник. Праздник «со слезами на глазах». Так как нет, наверное семьи, которая на себе не испытала тяготы последней войны.

Время всё дальше отодвигает от нас грозную пору Великой Отечественной войны. События военного времени стали достоянием истории. Но и в наши дни они не потеряли своей актуальности, потому, что война затронула судьбы миллионов людей, многие из которых пережили невосполнимые потери своих родных и близких.  

День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда.

Устные журналы:

История создания песни «Священная война» - октябрь

История создания песни «Эх, дороги» - ноябрь

История создания песни «Тёмная ночь» - декабрь

История создания песни «В землянке» - январь

История создания песни «Смуглянка» - февраль

История создания песни «Бухенвальдский набат» - март

История создания песни «Алёша» - апрель

История создания песни «День победы» - май

Провели классный час «Как научиться любить свою Родину и быть её патриотом».

Беседа «Терпение, мужество, отвага русского народа в Великой Отечественной войне».

Принимали участие в открытии выставки в доме-музее В.А. Игошева «Дорога к победе».

Посетили выставки:

  • «Опалённые войной» Г.С. Райшева.
  • КуКрыНиксы: годы войны. Графика военных лет 1941-1945. Плакат «Окна ТАСС» карикатура, листовки.

Просмотрели фильмы с обсуждением:

  • «Встреча перед расставанием»
  • «Битва за Севастополь».

Литературный час. Чтение стихов о войне, о победе, о мире.

Литературно-музыкальная композиция «Дети страшной той войны».

Составлены викторины по просмотренным фильмам:

  • «Баллада о солдате».
  • «В бой идут одни старики».
  • Агитбригада «Бей врага».
  • «Звезда».
  • «Белый тигр».
  • «Встреча перед расставанием».

Активно принимали участие в конкурсе чтецов «Слово на всё времена» посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Участие в проекте «Вклад моей семьи в Великую Победу»

Музыкальный конкурс «Битва хоров».

Говоря о воспитании патриотизма, в первую очередь, мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

II

Цель школы 21 века - формирование ключевых компетентностей. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».

Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

научить получать знания (учить учиться);

научить работать и зарабатывать (учение для труда);

научить жить (учение для бытия);

научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.

В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

Компетентности формируются в классном (ученическом) коллективе, который определяется как группа учеников, объединенная общей социально-значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Основной характеристикой социальной компетенции классного руководителя является эффективная и творческая демонстрация использования знаний и умений в процессе формирования классного коллектива.

Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Классные традиции являются продолжением и дополнением школьных традиций.

Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

Классные часы, генеральные уборки, дежурство по школе, в классе и в столовой, трудовые дела, участие в предметных декадах, в олимпиадах, научно-практических конференциях, в спортивных соревнованиях, работа с портфолио, и многое-многое другое, что заполняет классную жизнь школьника-главное, чтобы это затрагивало душу ребенка и вызывало у него чувство сопричастности ко всему происходящему, воспитывало чувство ответственности за себя и свой коллектив, помогало ему ощутить свою нужность для класса и в будущем реализовать себя как личность.

Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Таким образом, ключ к формированию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий, организованных педагогом и классным коллективом.

На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

        Традиция (от лат. tradition  «предание», обычай) – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

        В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа.

Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа.

Использование близкого и понятного для конкретного народа воспитательного опыта способствует повышению качества учебно-воспитательной работы, сближает взгляды участников педагогического процесса, укрепляет связь между образовательными учреждениями и социокультурной средой, в целом, повышает педагогический результат.

                     Календарные праздники являлись отражением взаимосвязи человека с природой. Бытовые обряды, появившиеся вместе с мифологическими, определяли бытие, и регулировали отношения между людьми. Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Это то, что отражает жизнь, помогает помнить доброе и хорошее, что оставили для потомков прошлые поколения. С каким удовольствием дети участвуют в мероприятиях, посвященных встрече нового года, масленицы, пасхи. Ведь можно не только участвовать самому в празднике, но и устроить праздник в своем детском творческом объединении.

                    Важным фактором сохранения и развития национальной культуры является сохранение и развитие традиций народной педагогики. Национальное возрождение невозможно без возрождения традиций, которые по сути своей соответствуют народным идеалам: доброта, труд, мудрость, нравственность, уважение старости, любовь ко всему живому.

С данными обучающимися работаю, шестой год и конечно в нашем коллективе существует много добрых традиций.

  1. Вороний праздник.

Мы живём в прекрасном округе, в котором самое большое богатство это люди. Коренные жители нашей Югры народы ханты и манси имеют большой пласт культурного наследия. И один из примеров это прекрасный, весенний праздник «Вороний день», праздник пробуждения природы. Мы с классом приняли активное участие в этом празднике на территории музея под открытым небом «Торум Маа». Изготовили гнездо, выучили стихи о вороне, принимали участие в народных играх. В результате получили прекрасное настроение, поощрительные призы, дипломы победителей. И вследствие всего дети предложили провести такой праздник у нас в интернате.

2.Вербное воскресенье. 

У нас, на Руси этот праздник очень почитаем, но так как у нас не растут пальмы, и нет пальмовых веток, мы берём веточки вербы.

Ведь верба первой просыпается от зимнего сна, а Вербное Воскресенье приходит к нам ранней весной, когда на деревьях ещё не распустились почки.

Поэтому и праздник у нас, в России называется Вербное Воскресенье. Отмечается он за неделю до другого великого праздника – Пасхи.

Верба с древности почитаема у нашего народа и считается чудесным растением. Освещенная в церкви, она охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града, способствовала урожаю, наделяла здоровьем.

А еще, по поверью, в Вербное Воскресенье веточкой вербы, принесённой из церкви, нужно касаться всех своих близких и родных – для здоровья. При этом приговаривать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля».

Вот ещё некоторые приметы, связанные с Вербным Воскресеньем.

Если Вербное Воскресенье солнечное, то урожай будет богатым.

Если веточку вербы воткнуть в землю – убережет посевы.

Если освященную вербу бросить в пламя, она остановит пожар.

В старину,на Вербное Воскресенье открывались вербные базары, на которых продавали ветки вербы, украшенные бумажными ангелочками, и назывались они вербными херувимами. Также на базаре продавались детские игрушки, книжки, сладости.

В Вербное воскресенье принято дарить друг другу веточки вербы и поздравлять близких, друзей и просто знакомых с этим праздником. 

        А мы в вербное воскресенье идём в лес и разжигаем большой костёр, играем в подвижные игры. Приходим с веточками вербы с хорошим настроением.

В вербное воскресенье играем в такую игру:

«Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова:
«Малечина-калечина, сколько часов осталось до вечера?
Дети ставили веточки на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать калечину. Чтобы ветка не упала, необходимо было делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».
Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий мог давать детям разные задания: ходить, приседать, поворачиваться.
3.Крещение.

Зима – время волшебства. Оглянитесь вокруг: деревья одеты в хрустальный наряд, серебром отливает снежное покрывало. И это всё на фоне светло-голубого неба. На душе становится светло и радостно, хочется дарить окружающим добро! Это время года приносит с собой много прекрасных и светлых праздников. Один из них – Крещение Господне.

        Мы с классом прикоснулись к таинству праздника, присутствовали при погружении в купель людей. Дети были восхищены мужеством и выдержкой тех, кто окунался в проруби.

4. Пасха — самый главный христианский праздник.  Праздник Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

        Дети любят в этот день сходить в церковь. Однажды наш класс был свидетелем доставки Благодатного огня в наш собор. Также в этот день с большим удовольствием каждый звонит в колокола. И в завершении длительной прогулки мы пьём чай с куличами.

5. Масленица.

Масленица представляет собой древний праздник, который предки-язычники оставили нам в наследство. Коронные атрибуты масленичного празднования – гулянья и блинное пиршество. Стоит отметить, что Масленицей также называли своеобразные проводы зимы и предшествие весны. Этого светлого праздника всегда ожидали с большим нетерпением, ведь он очень веселый, разгульный и поистине народный.

Завершающим событием Масленицы является сожжение чучела, которое символизирует саму Масленицу. Такое чучело предварительно делают из соломы, наряжают всяческими «тряпками» и сжигают в масленичное воскресенье. Костер обязательно должен быть побольше, ведь вместе с Масленицей в нем нужно сжечь старые ненужные вещи, которые уже давно отжили своей век.

        Вот уже два года мы делаем своими руками куклу Марену. Потом её сжигаем на костре с закличками и песнями.  Обязательно прыгаем через костёр. Пьём чай с блинами. Играем в подвижные игры.

6. День рождения.

В старину на Руси этот праздник отмечался только в состоятельных дворянских семьях. Крестьяне порой и не знали день своего рождения! Раньше, когда новорожденным детям в основном давали имена в честь святых, почитаемых в этот день, именины и день рождения совпадали.

День рождения — самый любимый детский праздник, и в этом качестве он по праву соперничает с Новым годом. В принципе, и отличие-то у этих праздников небольшое — День рождения Нового года и День рождения человека. День рождения в большей степени — это детский праздник. Дети всегда торопят время, стремятся поскорее стать большими, поэтому всегда искренне радуются каждому своему дню рождения. Это, повзрослев, мы можем чуть-чуть охладеть к этому празднику, начать уставать от суеты праздничных приготовлений, но всё же в память о детстве продолжаем трепетно относиться к нему, и, если и не отмечаем так, как это делали и любили в детском возрасте, то, по крайней мере, с радостью принимаем поздравления.

Конечно, и в нашем коллективе день рождение — это большой праздник. Мы стараемся каждый год придумать что-нибудь новенькое для именинника. Это различные поздравления, например :

  • «Открытка поздравительная»;
  • «Ручеёк любви»;
  • «Поздравление с потерянными прилагательными»;
  • «Интервью именинника»;
  • «Диплом именинника»;
  • «Игры для именинника».

Обязательно чаепитие с тортом. Наши любимые торты -  это «Эксклюзив», и «Гора самоцветов», которые по возможности мы делаем все вместе.

Для формирования традиций очень важно давать обучающимся начальное знание о народе, обычаях, истории, культуре. Эти ценности реализуются путём ознакомления с национальными народными праздниками, содержащимися в них обрядами, традициями, песнями, играми. Моя задача - раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры и довести его до ребёнка в доступной форме. Также большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями.  Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству. Главная задача - провести праздник ярко, красиво, чтобы каждый участник мог проявить свои способности и приобщиться к коллективному творчеству, чтобы совместное действо зародило в его душе добрые чувства.

Проводимая работа дет возможность сориентировать ребёнка на настоящие нравственные ценности, привить ему уважительное отношение к окружающим людям и обществу в целом, научить понимать добро и зло, милосердие и покаяние, любовь к Родине и своему народу, смысл жизни на земле.

Очень хочется верить, что добрые зёрна, посеянные в школьные годы, прорастут и не погибнут в дальнейшем. Что наши дети станут настоящими рачительными хозяевами своей Земли, достойными продолжателями традиций своего народа.

Вывод.

Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными. Список традиций класса можно продолжить. Самое главное — традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания. Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

III

С данным коллективом обучающихся я работаю четвёртый год. Учитывая специфику учебного заведения колледжа-интерната «ЦИОДС», в котором учащиеся находятся в течение девяти месяцев, а многие из них проживают в отдалённых районах округа и не у всех родителей есть возможность приезжать хотя бы раз в неделю, но почти у всех есть интернет. В связи с этим было принято решение создать группу  в социальных сетях «Одноклассники» под названием «Родительское собрание».При создании данной группы преследовались цель:

Педагогическое сопровождение обучающихся ЦИОДС и взаимосвязь с их родителями.

И следующие задачи:

  1. Предоставить родителям необходимую информацию (пакет документов к началу учебного года, график приезда и отъезда детей, возрастные особенности учащихся и т.д.)
  2. Показать в фото и видео отчётах о проведении различных мероприятий с участием обучающихся.
  3. Продемонстрировать достижения учащихся в учебной деятельности образовательной школы и музыкального отделения.

Надо отметить, что родители очень активно принимают участие в обсуждениях, дают комментарии. Всегда благодарят за проделанную работу. Подводя, итоги работы мы провели опрос родителей (см. Приложение №1) и пришли к выводу, что данная инновационная форма работы с родителями обучающихся в условиях интерната является актуальной на сегодняшний день, она востребована.

IV

На первом этапе педагог проводит самообследование профессиональной деятельности, результатом которого должен стать отчет о самообследовании, позволяющий эксперту предварительно оценить соответствие квалификации аттестуемого той категории, на которую он претендует.

На официальном сайте АУ «Институт развития образования» в сети Интернет http://www.iro86.ru в подразделе «Информационно-методические материалы» раздела «Аттестация педагогов» размещено несколько форм заполнения отчета о самообследовании.

Отчет о самообследовании представляет собой текст, раскрывающий особенности профессиональной деятельности аттестуемого педагога.

Объем отчета – до 5 страниц формата А4 (шрифт TimesNewRoman, 14 кегль, одинарный интервал). Внутри текста даются ссылки на страницы web-сайтов, содержащих материалы, подтверждающие представленную в отчете информацию о деятельности аттестуемого педагогического работника (сайты организации, в которой педагогический работник осуществляет педагогическую деятельность; сайты сетевых педагогических сообществ и средств массовой информации, где размещены публикации педагогического работника; иные сайты по усмотрению педагогического работника, где представлены результаты его педагогической деятельности).

К отчету может быть представлено приложение объемом не более основной части отчета, содержащее количественные данные в таблицах и графиках, подтверждающие содержание отчета.

         Отчет о самообследовании создается как текст, раскрывающий особенности профессиональной деятельности аттестуемого педагога. Отчет представляется в виде связного текста по заданной структуре объемом до 5 страниц формата А4. Отчет должен содержать информацию по 5 разделам.

 Раздел 1. Профессиональное образование.

Квалификационный справочник определяет для учителя вид необходимого профессионального образования и, в зависимости от него, необходимость наличия соответствующего дополнительного образования. В связи с этим в разделе аттестуемому необходимо указать, какое базовое профессиональное образование им получено, какие курсы повышения квалификации и переподготовки в соответствии с профилем профессиональной деятельности он освоил в межаттестационный период, каким образом работал над своим профессиональным развитием, самообразованием. В данном разделе указывается также получение академических (бакалавра, магистра) и ученых (кандидата, доктора наук) степеней, полученных аттестуемым по профилю профессиональной деятельности. Описание должно подтверждаться приложением (ссылками) соответствующих документов. Желательно указание направления и содержания, планируемого аттестуемым в дальнейшем повышения квалификации и переподготовки или самообразования учителя, что позволяет судить о его профессиональном потенциале.

         Оценивается соответствие профессионального образования кандидата требованиям, предъявляемым к должности, на которую он претендует, наличие понимания значимости профессионального образования для деятельности учителя.

Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии.

В данном разделе аттестуемый описывает и подтверждает цели своей профессиональной деятельности, дает представление о ценностях и мотивах в этой деятельности, приводит информацию о значимых с его точки зрения профессиональных достижениях. Аттестуемым представляется систематизированная информация о выдвинутых и реализованных педагогических инициативах в работе с учащимися, коллегами, родителями, социальными партнерами. Желательно убедительно показать согласование инициатив и активной профессиональной позиции аттестуемого со стратегическими ориентирами развития образования в регионе. Здесь могут быть указаны профессиональные достижения аттестуемого, отмеченные государственными наградами, почетными званиями, отраслевыми знаками отличия, его достижения на профессиональных конкурсах федерального и регионального уровня. Описание должно подтверждаться приложением (ссылками) соответствующих документов.

Оценивается профессиональная активность аттестуемого, направленная на улучшение своей профессиональной деятельности в контексте задач развития региона. Принимается в расчет только та деятельность, которая направлена на реальное конкретное повышение качества образования обучающихся.

Раздел 3. Профессиональная деятельность аттестуемого.

В данном разделе педагогическим работником описывается, каким образом он организует образовательный процесс и строит взаимодействие с его участниками.

         Аттестуемый показывает, как именно он совершенствует используемые средства образования (образовательную программу, учебную программу, образовательные технологии, методики обучения и т.п.). Описание может подтверждаться приложением соответствующих документов.

Отдельно педагогом описываются способ и содержание его взаимодействия с субъектами образовательного процесса и заинтересованными:

 с учащимися – каким образом учитываются индивидуальные особенности учащихся, какие способы используются для установления взаимопонимания с учащимися, как оценивается успешность учащихся, какие технологии взаимодействия предпочтительно используются в работе, как организуется внеурочная деятельность и дополнительное образование по преподаваемому предмету;

 с коллегами – какие стратегии использует аттестуемый во взаимодействии с коллегами, каким образом строится взаимодействие в рамках реализации образовательной программы, в каких профессиональных сообществах активно участвует аттестуемый, какое участие принимает аттестуемый в развитии школы или в управлении школой, в опытно-экспериментальной работе школы;

 с родителями учащихся – какие стратегии используются для построения взаимодействия, какие формы взаимодействия используются чаще всего, насколько успешно, какие проблемы учащихся решаются во взаимодействии с родителями;

 с социальными партнерами – как привлекаются социальные партнеры к образовательному процессу, каким образом оформлено это взаимодействие (договоры и т.п.). 20

Описание должно подтверждаться приложением (ссылками) соответствующих документов.

Оценивается вариативность профессионального опыта в решении аттестуемым профессиональных задач в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности педагогического работника.

В данном разделе аттестуемый описывает значимые с его точки зрения результаты своей профессиональной деятельности в рамках построения взаимодействия:

 с учащимися – какие достижения имеют учащиеся аттестуемого, какова динамика их развития;

 с коллегами – какие результаты удалось получить в совместной деятельности, в какой мере эти результаты значимы для образовательной организации в целом;

 с родителями учащихся – какие трудности удалось преодолеть, какие проблемы решить;

 с социальными партнерами – какие совместные значимые проекты (мероприятия, дела) удалось реализовать для развития учащихся и школы в целом.

Описание должно подтверждаться приложением (ссылками) соответствующих документов.

Оценивается соответствие полученных в профессиональной деятельности результатов деятельности и направлению развития образовательной организации, собственной профессиональной позиции аттестуемого.

Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

В данном разделе педагогический работник указывает, как перспективные профессиональные задачи он ставит перед собой, какие стратегические ориентиры видит в своей профессиональной деятельности, чего хотел бы добиться в ближайшее время в профессиональной деятельности.

Оценивается понимание (видение) перспектив развития своей профессиональной деятельности в общем контексте развития образовательной организации и системы образования региона, страны.

 Многие пункты отчета о самообследовании должны подтверждаться ссылками на страницы официального сайта образовательной организации, содержащие необходимую информацию. По усмотрению педагога информация об описанной педагогом деятельности может подтверждаться дополнительными ссылками на сайты органов исполнительной власти; муниципальных образований; организаций-инициаторов олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований; сетевых педагогических сообществ; иных институтов.

         Содержательно-стилистические особенности текста отчета о самообследовании педагога.

Следует отметить, что в самоотчете педагог должен проанализировать полученные результаты и оценить эффективность педагогической деятельности, т.е. оценить результат в соответствии с поставленными на межаттестационный период целями и задачами деятельности.

Цель самотчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать педагог и какие результаты ожидает получить. Цель всегда направлена на развитие ребенка, это ожидаемый результат, который должен быть оценен и измерен. Цель конкретизируется и развивается в задачах.

         При формулировании задач отчета о самообследовании речь должна идти о действиях по достижению цели. Последовательно необходимо перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи – здесь может быть освоение новых 21 технологий, создание системы работы, системы мониторинга и многое другое для достижения цели.

Обращаем Ваше внимание, что при предоставлении результатов педагогической деятельности указываются критерии и показатели, по которым они оценивались. Выделяем процессуальные и результативные показатели деятельности.

Процессуальные показатели:

 осуществление педагогической деятельности;

 реализация своего профессионального потенциала в процессе деятельности;

 какие виды деятельности и общения учащихся организует;

 средства воздействия, которые способствуют (или препятствуют) достижению цели. Результативные показатели:

 количественные и качественные изменения при достижении результатов педагогической деятельности.

Необходимо привести не только конкретные цифры и факты, но и дать развернутые комментарии. При анализе, в первую очередь, рассматриваются и учитываются цифры и комментарии.

Обратите внимание! При написании самоотчета важна следующая логика: описание фактов – соответствующие цифры – объяснение – перспективы работы в связи с достигнутыми результатами. Краткость и лаконичность приветствуется.

Процедура экспертизы предполагает комплексный анализ следующих материалов, направленных педагогическим работником в Институт с использованием сети «Интернет» на адрес att@iro86.ru в электронной форме: 29  отчет о самообследовании;  выполненное аттестационное задание.

При оценке учитывается только та деятельность, которая имеет конкретное описание и документальное подтверждение. Отсутствие подтверждения влечет за собой снижение оценки по критерию. Максимально возможная оценка отчета составляет 76 баллов, а аттестационного задания – 20 баллов.

Литература

  1. Аксаменова  О.П. Осенний народный календарь //Классный руководитель.- №6. 2008.
  2. Волков  Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Глаголева О. Великие православные праздники. М.2002.
  4.  Данилюк, А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников». Ч.I. М.2011.
  5. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. В 2 ч. М., 2011.
  6. Дереклеева, Н.И. «Классные часы по теме «Нравственность». М.2007.
  7. Кузин, О. «Песни войны и победы». М.2010.
  8. http://iro86.ru