План-конспект занятия «Доброта – это дорога к миру»

Тип занятия: практическое занятие с элементами интерактивного взаимодействия.

Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием «толерантность»,
с основными качествами толерантной личности, формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи занятия:

1. Образовательные:

  • знакомство учащихся с понятием «толерантность», качествами толерантной личности, значением и актуальностью его формирования;
  • формирование у учащихся уважительного отношения к другим людям;

2. Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, желание и умение прощать;
  • формирование  атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в коллективе.

3. Развивающие:

  • развивать  основы  позитивного  взаимодействия  и  эмоциональной  отзывчивости  детей между собой;
  • развивать коммуникативные  навыки учащихся,  умения  взаимодействовать  в  группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого внеурочного занятия

Тема: «Доброта – это дорога к миру»

Количество часов: 1 академический час (45 минут).

Тип внеурочного занятия: практическое занятие с элементами интерактивного взаимодействия.

Цель внеурочного занятия: ознакомление учащихся с понятием «толерантность»,
с основными качествами толерантной личности, 
формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи занятия:

1. Образовательные:

  • знакомство учащихся с понятием «толерантность», качествами толерантной личности, значением и актуальностью его формирования;
  • формирование у учащихся уважительного отношения к другим людям;

2. Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, желание и умение прощать;
  • формирование  атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в коллективе.

3. Развивающие:

  • развивать  основы  позитивного  взаимодействия  и  эмоциональной  отзывчивости  детей между собой;
  • развивать коммуникативные  навыки учащихся,  умения  взаимодействовать  в  группе.

План занятия:

№ п/п

Этапы внеурочного занятия

Содержание этапов внеурочного занятия

Время,

мин.

1

Организационный момент

  1. Приветствие участников.

2

  1. Проверка готовности ТСО и помещения к занятию

3

Актуализация знаний учащихся

Актуализация представлений учащихся о толерантности и сочувствии.

5

3

Сообщение темы и задач внеурочного занятия

Формулировка темы и задач внеурочного занятия.

3

4

Изучение нового материала с первичным закреплением (вопрос-ответ).

4.1. Понятие «толерантность»

15

4.2. Международный день толерантности

4.3. Качества толерантного человека

4.4. Понятие «интолерантность»

5

Вторичное закрепление материала посредством интерактивного взаимодействия

5.1. Тест

16

5.2. Групповая игра

6

Подведение итогов внеурочного занятия

6.1 Формулировка выводов.

4

6.2. Рекомендации литературы по теме занятия

Форма работы: фронтальная с элементами групповой работы.

Конспект учебного занятия

  1. Организационный момент. Сообщение учебных действий на уроке.

1.1 Приветствие участников учебного занятия.

Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы узнаем много нового, сможем вместе проверить знания и поработаем в командах! А сейчас проверим готовность к занятию.

1.2 Проверка готовности ТСО и помещения к занятию.

  1. Актуализация знаний подростков

Мы сегодня будем говорить об очень важных вещах: о том, какие мы все разные, и в то же время похожие, о нашем здоровье, о важности доброты, внимания и дружелюбия ко всем людям. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Про Диму».

Просмотр мультфильма «Про Диму» (слайд 1)

Как вы думаете, какая важная тема затрагиваются в этом мультфильме?

Ответы учащихся.

Обобщение ответов.

Эталон ответа.

В мультфильме говорится о том, что нельзя обижать и плохо относится к тем, кто от нас отличается, выглядит или ведет себя по-другому. Ко всем нужно относиться по-доброму.

Ребята, спасибо Вам большое за ответы на наши вопросы.

Мы готовы перейти к формулировке темы и задач нашего занятия.

  1. Сообщение темы и задач занятия.

Тема нашего занятия «Толерантность – это дорога к миру». В рамках нашей работы сегодня мы с вами поговорим о таком понятии как «толерантность», проверим, насколько толерантны сами и постараемся стать самыми толерантными учениками.

Прошу Вас обратить внимание на экран!

(слайд 2 - название темы занятия)

(слайд 3 – план занятия)

План занятия:

  1. Понятие «толерантность»
  2. Международный день толерантность
  3. Качества толерантного человека
  4. Понятие «интолерантность»
  5. Тест
  6. Игра

Ребята! Будут ли у Вас вопросы по формулировкам плана нашего занятия?

Приступаем к занятию.

  1. Изучение нового материала.

4.1. Понятие «толерантность»

Как вы думаете, что означает слово «сочувствие»? (слайд 4)

Ответы учащихся.

Обобщение ответов.

Эталон ответа.

Сочувствовать – понимать чувства и слова другого человека.

Правильно! Сочувствовать – значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека.

Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность».
Но это понятие более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Быть толерантным значит –
признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Что же такое толерантность?

Что бы стать толерантным человеком нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия - каждый из нас неповторим и значим.

4.2. Международный день толерантности

 (слайд 4 - цветок толерантности)

16 ноября – Международный день толерантности.
Его цель заключается в том, чтобы
снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления злости и агрессии.
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Немецкий художник создал эмблему (цветок толерантности).
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это  гармония в многообразии.
Толерантность – это милосердие.
Толерантность – дружба.
Толерантность – это мир и согласие.

4.3. Качества толерантного человека

А как вы понимаете, что значит быть толерантным?

Ответы учащихся.

Обобщение ответов.

Эталон ответа.

Быть толерантным – быть добрым и уважать каждого человека.

Совершенно верно! А как вы думаете, какими качествами должен обладать толерантный человек? Мы немного поможем вам в толковании этих качеств (слайд 5 – качества). На экране вы видите описание, подумайте каким одним словом можно назвать это качество.

  1. проявление заботы, внимания, уход за кем-то (ответ: заботливость)
  2. легкое устанавливание контактов (ответ: общительность)
  3. мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (ответ: оптимизм)
  4. радость от жизни, её проявлений (ответ: жизнерадостность)
  5. устойчивое положительное отношение к жизни (ответ: позитив)
  6. стремление сделать другому добро (ответ: доброта)
  7. почтительное отношение (ответ: уважение)
  8. готовность понять другого, помочь ему (ответ: отзывчивость).

Совершенно верно! Вы молодцы!

4.4. Понятие «интолерантность»

Как вы думаете, какого человека называют интолерантным?

Ответы учащихся.

Обобщение ответов.

Эталон ответа.

Интолерантный человек – человек, который не уважает других.

Вы правы! Действительно, слово «интолерантный» противоположно по значению слову «толерантный». Сейчас мы попробуем разобраться, какие черты характеризуют человека толерантного, а какие - интолерантного.

(слайд 6 – колонки положительных и отрицательных качеств)

На экране вы видите два столбика – качества толерантного и не толерантного человека. Давайте вместе определим все качества по двум колонкам!

  1. Человек, который много знает о своих достоинствах и недостатках.
  2. Человек, который во всех бедах стремится обвинить окружающих.
  3. Человек, который считает, что происходящие события зависят от него.
  4. Человек, которому трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми.
  5. Человек, который в проблемных ситуациях склонен винить себя, а не окружающих.
  6. Человек, который делит мир на две части: черное и белое.
  7. Человек, который умеет посмеяться над собой.
  8. Человек, который не считается с чужим мнением.
    Ответы: толерантная личность (1; 3; 5; 7), интолерантная личность (2; 4; 6; 8) .

Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные, и интолерантные поступки. Главное - какие из них преобладают! Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

А сейчас давайте вспомним главного героя мультфильма, который мы вместе посмотрели. Это мальчик Дима (слайд 7 - Дима).

Особо нам хотелось поговорить о гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями. Эти люди нуждаются в особой заботе, ведь они лишены многого. Как наш герой Дима, они часто остаются наедине со своими проблемами. Современное общество не всегда готово принять таких людей, считать их равными себе. А им очень нужно наше признание. Принятие их такими, какие они есть. Именно так поступила девочка Мира, которая в конце мультфильма подружилась с Димой.

Нет сомнения, что для таких людей очень важно наше уважение, понимание, любовь и доверие. Они ждут от нас этого. Так давайте будем внимательны и милосердны к таким детям и взрослым, будем оказывать им всякую поддержку. Помните, что сделав добро, человек сам становиться лучше, чище, светлее.

  1. Вторичное закрепление материала посредством интерактивного взаимодействия.

5.1. Тест.

А теперь давайте проверим, насколько мы с вами поняли, что значит быть добрым и толерантным человеком. На экране будут появляться ситуации и варианты решения. Давайте все вместе проверим друг друга и выберем правильный выход из ситуации.

Я называю ситуацию, а вы выбираете – как бы вы поступили и почему.

  1. Маленький брат сломал твою игрушку.
    - Ты его прощаешь
    (правильный ответ).

- Ты грозишься, что сломаешь его игрушку.
- Ты ударяешь его.

  1. Ты поссорился со своей сестрой.
    - Ты попытаешься объясниться с ней
    (правильный ответ).

- Ты обижаешься и не разговариваешь с ней

- Ты злишься и мстишь ей.

  1. Ты недоволен собой.

- Анализируешь свое поведение и стараешься исправиться (правильный ответ).

- Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

- Ты все сваливаешь на других.

  1. Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

-Ты устраиваешь истерику.

-Ты ищешь повод, чтобы отказаться от прогулки.

-Ты идешь с ними гулять (правильный ответ).

  1. Пожилая женщина медленно идет.

- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

- Вежливо ждешь ее, но думаешь: «Ползет, как черепаха»

- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь (правильный ответ).

  1. Маша проболела, пропустила уроки и во время ответа сказала на твой взгляд глупость.

-Ты понимаешь, что Маше надо помочь изучить новый материал и предлагаешь свою помощь (правильный ответ).

-Ты сочувствуешь

-Ты смеешься над глупым ответом.

  1. Для того чтобы больше не было войны.

- Нужно понимать, почему она происходит (правильный ответ).

- Ничего нельзя сделать.

- Меня это не касается

  1. Твой друг говорит что-то, а ты с ним не согласен.

- Ты все-таки слушаешь его (правильный ответ).

- Ты пытаешься перебить его.

- Ты не даешь ему говорить.

  1. В классе ты уже ответил.

- Ты предоставляешь возможность ответить другим (правильный ответ).

- Тебе хочется отвечать еще, ты настойчиво тянешь руку.

- Учитель больше тебя не спрашивает, и ты выкрикиваешь правильный ответ

5.2. Групповая игра.

А сейчас мы предлагаем вам разделиться на 4 группы. Вы прекрасно усвоили, что значит быть толерантным человеком, но чтобы никогда об этом не забывать, предлагаем вам составить Кодекс толерантного ученика.
Я раздам каждой группе листочки. Ваша задача найти те высказывания, которые соответствуют поведению толерантного ученика, вырезать их и наклеить в Кодекс.

(учащиеся работают в группах)
Вот что у нас получилось!

Кодекс толерантного ученика:

  1. Я буду доброжелательно относиться к своим одноклассникам
  2. Я буду уважать мнение окружающих меня людей
  3. Я буду бережно относиться ко всему живому на нашей планете.
  4. Я буду терпимо относиться к "особенным людям"
  5. Я буду проявлять уважение к старшим, родителям и учителям.
  6. Я буду милосердным к слабым и всем тем, кто нуждается в помощи.
  7. Я буду внимательно слушать других, потому что каждый имеет право быть услышанным.
  8. Я буду достойно, культурно вести себя.
  9. Я буду противостоять проявлениям агрессии, грубости, равнодушия.
  10. Я буду отвечать за свои поступки.

  1. Подведение итогов внеурочного занятия.

6.1. Формулировка выводов.

Итак, ребята, сегодня мы с Вами провели внеурочное занятие на тему: ««Толерантность – это дарить добро». Выяснили что такое толерантность, определили качества толерантного человека, разобрали ситуации, где обязательно нужно проявлять уважение и понимание к близким людям. Вам понравилось? На Ваш взгляд, было ли наше занятие полезным?

Ответы учащихся.

Обобщение ответов.

Эталон ответа

Да, понравилось. Занятие было очень полезным.

Все наши поступки возвращаются к нам бумерангом. Так давайте же будем радовать окружающих, совершать добрые поступки, от этого мы сами станем счастливее, а наш мир - чуточку светлее! Преумножайте доброе!

6.2. Рекомендации литературы по теме занятия

  1. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность – ее сущностные характеристики. // Парадигма. – 1998. – №1.
  2. Самохвалова В.И. О содержании понятия «Толерантность» в современном культурном контексте. // Вопросы морали и политики.
  3. Толмачева Е.С. О роли культурного пространства школы в формировании и развитии толерантного сознания учащихся. // Педагогическое образование в России. – 2016. – №9.
  4. Эм Е.А. Сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения. // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – №4.