Программа реализации досуговой деятельности в студии САМ

Демидкова Лариса Сергеевна

В программе представлены организационные, содержательные основы деятельности по воспитанию, развитию, социализации детей и подростков в условиях подросткового клуба.

Программа направлена на создание профилактического пространства в клубе, реальных, эффективных условий для предупреждения и коррекции отклоняющегося, неуверенного поведения, безнадзорности, правонарушений, преступлений в среде обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа организации досуговой деятельности в студии активной молодежи «САМ»

  1. Информационная карта программы

Полное название программы

Программа организации досуговой деятельности студии активной молодежи «САМ» МБУ ДО «ДШИ Починковского района»

Разработчик программы

Демидкова Лариса Сергеевна- преподаватель, методист

Направленность программы

Данная программа по содержанию является социально-гуманитарной, по функциональному предназначению – досуговой

Форма обучения

Групповая, коллективная

Срок реализации программы

1 год (2022-2023 учебный год)

Целевая группа

Подростки 15-18 лет

Цель программы

Программа направлена на развитие творческой личности воспитанников средствами вовлечения их в досуговую деятельность.

Краткое содержание программы

В программе представлены организационные, содержательные основы деятельности по воспитанию, развитию, социализации детей и подростков в условиях подросткового клуба.

Программа направлена на создание профилактического пространства в клубе, реальных, эффективных условий для предупреждения и коррекции отклоняющегося, неуверенного поведения, безнадзорности, правонарушений, преступлений в среде обучающихся.

Ожидаемые результаты

Создание комфортных, безопасных условий в  непосредственной близости от места проживания детей для интересного времяпрепровождения, развивающего досуга, реализации творческого и лидерского потенциала в выбранном виде деятельности.

Привлечение к деятельности в подростковом клубе неорганизованных детей и подростков микрорайона с целью снижения риска асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Формирование положительного образа подросткового клуба по месту жительства, способствующего социально-нравственному оздоровлению микросреды, укреплению внутрисемейных связей, связей между поколениями.

Формирование  гражданского самосознания, активной общественной позиции. Повышение уровня знаний, навыков и умений обучающихся, родителей по вопросам безопасности жизни и здоровьесбережения.

  1. Пояснительная записка

Детский и подростковый досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. Детско-подростковая студия – место свободного общения, встреч, объединения по интересам, самостоятельности и самоорганизации, активного общественного участия в решении коллективных проблем. Для детей студия привлекательна тем, что там отсутствует жёсткая регламентация, заорганизованность, командно-административный стиль руководства, царит общение, свободная инициатива, творческая атмосфера.

Главной целью проектирования досуговой  программы в студии является  решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка в мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности. Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют интеллектуальные, эмоциональные возможности детей.

Одной из организационных форм, широко используемых в дополнительном образовании с учащимися, является воспитательное мероприятие. По существу, воспитательная работа строится как система организуемых  мероприятий. Это и часы общения, встречи, праздники, КТД, экскурсии, походы и т.д.  Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Поэтому каждое мероприятие должно вести к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние праздника, стремления к добру и красоте.

Для реализации программы необходимы определенные условия:

  • Совместная деятельность детей и взрослых - педагогов, родителей, общественности.
  • Привлечение к организации и проведению мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
  • Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся.

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность. 

Программа актуальна и педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей,  развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Реализация программы позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание в семье и ценностные ориентации общества.

Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, проводимых в течение учебного года.

Традиционными в этом отношении являются:

- досуговые мероприятия для воспитанников клуба;

- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам;

- конкурсные, игровые программы, театрализованные представления;

- интеллектуальные игры.

В реализации программы принимают непосредственное участие педагоги, обучающиеся клуба, социальные партнёры.

4. Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и полезного досуга детей и подростков и их участия в мероприятиях по досуговой программе, раскрытие творческой индивидуальности.

Задачи программы:

обучающие: 

  • научить управлять собственным поведением с учетом норм коллектива, интересов и потребностей окружающих;
  • формировать умение принимать коллективные решения, достигать соглашения, уважать чужое мнение и чужие ценности;
  • формирование активной жизненной позиции, гражданского самосознания;
  • формирование у обучающихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
  • способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.

развивающие: 

  • расширить возможности реализации организаторских способностей учащихся в различных видах деятельности;
  • активизировать деятельность детских объединений, органов детского самоуправления;
  • развитие физических, творческих и умственных способностей обучающихся;
  • развивать социальные навыки поведения и установки на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

воспитательные: 

  • формировать гражданскую социальную позицию растущей личности возможностями детского коллектива;
  • формировать чувства сплоченности, доверия, ответственности за себя и других;
  • создавать положительный эмоциональный настрой и благоприятный микроклимат в коллективе;
  • приобщать к творчеству, культурному развитию и здоровому образу жизни;
  • воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
  • воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего города, республики, страны;
  • воспитание интереса к самостоятельному творчеству;
  • сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям;
  • сплочение обучающихся студии через совместную досуговую деятельность.

5. Условия реализации программы

Материально-технические условия.

 Непременным условием к организации деятельности по программе является наличие:

  1. помещения для проведения мероприятий;
  2. аудио и видеоаппаратура;
  3. наличие технических средств (компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран и т.д.);
  4. реквизит и декорации;
  5. сценическая площадка;
  6. Интернет.

7. Ожидаемые результаты

Понятие «результаты педагогической деятельности» предполагает три уровня потенциальных ее результатов.

1-й уровень - «организационные результаты», под которыми понимается качество организации совместной деятельности обучающихся, обеспечивающее возможности разностороннего личностного проявления и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

2-й уровень - реальные достижения учащихся в различных конкретных видах деятельности (познавательной, спортивной, творческой и др.).

3-й  уровень - воспитательные результаты:

- Осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности

- положительная динамика проявлений ценных личностных качеств подростков в специально организованной, совместной, разнообразной деятельности.

- улучшение показателей физического и нравственного здоровья детей;

- укрепление неформальных дружеских связей между воспитанниками;

- повышение гражданской ответственности детей, уважения к истории, культуре своей страны, республики;

- улучшение показателей общего развития воспитанников средствами вовлечения их в активную творческую и познавательную деятельность;

- обретения детьми привычек и навыков ведения здорового образа жизни;

- улучшение показателей поведенческой культуры обучающихся, приобретение ими положительного жизненного опыта, новых знаний;

- деятельное освоение ребёнком принципов организации режима труда, отдыха и мены занятий для повышения работоспособности;

- обретение воспитанниками навыков активного стиля общения и навыков в разновозрастном коллективе;

- улучшение показателей общего развития детей, связанных с наличием знаний о культурной жизни;

- уменьшение количества правонарушений и безнадзорности детей;

- развитие первоначальных профессиональных навыков;

- развитие и укрепление связей педагогического коллектива с родительской общественностью;

- удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.

- укрепление традиций образовательного учреждения.

8. Система контроля и оценивания результатов

Уровни освоения программы:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия

отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе  - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений.психологическая зажатость.

- положительная мотивация к занятию вообще

увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Мотивация устйчивая.

- устойчивая мотивация именно к творчеству

активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех заданий, пропускает занятия очень редко. Инициативность, активность, работоспособность, увлеченность.

Программа мониторинга:

Методика «Иерархия жизненных ценностей» (Г. Резапкина)

Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью – в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «–1», если сомневаетесь – поставьте «0».

1

6

11

16

21

26

31

36

2

7

12

17

22

27

32

37

3

8

13

18

23

28

33

38

4

9

14

19

24

29

34

39

5

10

15

20

25

30

35

40

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Цель методики – определить иерархию этих ценностей в вашей жизни. Отметьте на данной системе координат цифровые значения каждой жизненной ценности точками и постройте график, соединив их линиями.

5

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

-5 I II III IV V VI VII VIII

План мероприятий

№ 

п/п

Мероприятие

Сроки

1

Квест, посвященный Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков

сентябрь

2

Круглый стол «Основные права ребенка»

октябрь

3

Киноклуб. «Спаситель» (Кому нужна война?)

ноябрь

4

День добровольца (волонтера) (акция по оказанию помощи пенсионерам)

декабрь

5

Дискуссия «Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ»

январь

6

Игровая программа «А ну-ка, парни»

февраль

7

День воссоединения Крыма с Россией. Акция «Крымская весна»

март

8

Гагаринский урок «Космос-это мы»

апрель

9

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая

май