Рабочая программа студии активной молодежи "САМ"

Демидкова Лариса Сергеевна

Рабочая программа творческого объединения дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Починковского района»

Рассмотрено на                                                                               Утверждаю

методическом совете                                                    Директор _______ Т.В.Федченкова

протокол №__ от _________                                                  приказ  №____  от _________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА «Студия активной молодежи САМ»

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

Творческого объединения «СТУДИЯ АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ САМ»

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся:   15-17 лет

                                                  Педагог дополнительного образования:

                                                             Демидкова Лариса Сергеевна

Починок, 2023

1. Информационная карта образовательной программы

1. Форма учебного объединения:                 студия

2. Название программы:         «Студия Активной Молодёжи «САМ»        

3. Вид программы:                                 общеразвивающая

4. Направление:                                социально-гуманитарное

5. Образовательные области:                 психология, социология, право, конфликтология,

                                                                       актёрское мастерство

                

6. Уровни освоения:                         общекультурный,

7. Продолжительность освоения:                  1 год

8. Возраст:                                         от 15 до 17 лет.

9.Форма организации

     образовательного процесса:                 групповая

                                                                       индивидуальная (для обучающихся с   ОВЗ)

Пояснительная записка

Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);

        -  СП 2.4.3648-20  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года № 28

 - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.(Распоряжение правительства РФ 31.03.2022. №678);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Устав учреждения

Направленность: Социально-гуманитарная

          Актуальность программы:

Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия.

Программа «САМ» предоставляет детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, выступления, игры, тренинги и т.д.)  не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах).

Отличительные особенности: предоставить подросткам и молодежи возможность реализовать себя в различных видах деятельности – предложить альтернативу вовлечения их в негативные явления.

Программа «Студии активной молодежи САМ» доступна для детей из многодетных, малообеспеченных семей, для  детей с соматическими расстройствами, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, слабовидящих детей  (у слабовидящих обучающихся не наблюдается стойких специфических трудностей в обучении, а также общении и взаимодействии с педагогическими работниками, препятствующих освоению содержания программы совместно с нормативно развивающимися сверстниками; в наличии условия организации образовательной деятельности, обеспечивающие для слабовидящих детей решение образовательно-коррекционных задач)

Программа может быть реализована в сетевой форме и с применением электронного обучения.

Адресат: Подросток 15-17 лет, стоящий перед жизненным выбором ориентиров, приоритетов, модели поведения. Учтены психолого-физиологические и соматические особенности данного возраста.

Объём программы: 68 часов

Форма организации учебного процесса: очная

Методы:

  • дедуктивный метод;
  • творческое изложение материала в виде бесед;
  • индивидуальная работа;
  • работа по группам;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • проектная деятельность;
  • объяснение нового материала;
  • проведение тематических викторин.
  • просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме.
  • работа с фото- и видеоматериалами;
  • коллективно-творческие дела.
  • концерты и показательные выступления.
  • создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой подросткам  предлагается найти выход;
  • развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
  • выполнение подростками определенных исследовательских заданий во время занятия.

            Виды занятий: беседы на этические темы; тематические программы, конкурсные программы,  социальные акции к памятным датам и темам года; традиционные мероприятия коллектива (совместные празднования календарных и памятных дат, дни рождения); диспут; дискуссия; круглый стол; просмотр кино —  видео- , телефильма, спектакля; творческие конкурсы.

           Срок освоения: 1 год.

           

          Режим занятий: 1 раз в неделю 2 занятия по 40 мин. с перерывом на 10 мин.  

          Цель программы «Студия активной молодёжи «САМ»:  снижение уровня негативных явлений в молодёжной среде путём вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.

           Задачи:

Образовательные:

  • сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • выработать  умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Развивающие:

  • предоставить возможность учащимся осуществлять  самоконтроль и делать осознанный  выбор  в учебной и познавательной деятельности;
  • создать условия для реализации каждого ребёнка в группе, а так же для формирования адекватной самооценки каждого воспитанника;
  • формировать коммуникативные способности;
  • формировать творческие способности;

Воспитательные:

  • cформировать  ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • способствовать  формированию ценностных ориентаций;
  • пропагандировать здоровый образ жизни среди подростков и молодежи;
  • развивать волонтерское движение в молодежной среде;
  • формировать представление  о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, осознать себя и своё место в современном обществе.

Планируемые результаты:

Личностными результатами программы является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством преподавателя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью преподавателя.

Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных преподавателем.

Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Умение совместно с преподавателем и другими участниками давать эмоциональную оценку деятельности группы.

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей студии.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами освоения программы будут:

- освоение правил эффективной коммуникации;

- освоение правил организаторской работы;

- освоение методов и приёмов создания творческих идей;

- формирование умения высказывать и отстаивать своё мнение;

- умение спланировать и подготовить мероприятие.

   Условия реализации программы:

Педагог дополнительного образования «Студии Активной Молодёжи «САМ» осуществляет дополнительное образование детей по программе, обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, изучает обучающихся, условия их жизнедеятельности, планирует и организовывает воспитательную работу в учебном объединении, исходя из индивидуальных особенностей  детского коллектива, создаёт условия для реализации творческих возможностей детей.

       

Дидактическое обеспечение:        

  • видеофильмы, записи выступлений;
  • сценарии и методические разработки;
  • аудиотека с различными стилями  и направлениями  музыки;

 Материально-технические условия

Для организации образовательного процесса используется:  

  •   музыкальный  центр;
  • фото- и видеокамера для съемки образовательного процесса, конкурсных и концертных выступлений обучающихся;
  • ноутбук.
  • учебный кабинет

  Формы контроля:

  1. Сдача зачетов, защита творческих проектов.
  2. Конкурсы
  3. Круглые столы
  4. Диспуты

Оценочные материалы:

Основным результатом работы по программе следует считать положительную динамику развития ребенка, выраженную через последовательное преодоление задач обучения, и выявляемую контролем, как в течение процесса, так и по результатам конкурсов, акций.

Мониторинг результатов обучения проводится педагогом дополнительного образования по следующим методикам.

  1. Личностные результаты обучения:
  • Методика диагностики типа школьной мотивации у подростков;
  • Методика оценки уровня воспитанности Н.П. Капустина;
  1. Метапредметные результаты обучения:
  • Субтест «Обобщение» (тест структуры интеллекта Амтхауэра);
  1. Предметные результаты обучения:
  • Результаты тестирования, зачетов обучающегося.
  • Отметка об участии в совместных творческих проектах, оказании помощи другим обучающимся.
  • Отметка об участии в концертной деятельности и социально значимых мероприятиях, акциях.
  • Результаты конкурсов.

Учебный  план

п/п

Темы

Всего

Теоретич.

Практич.

Формы контроля

1

Вводное занятие в образовательную программу «Студия Активной Молодёжи «САМ». ТБ

2

2

-

входное тестирование

2

Дискуссии и беседы на тему ЗОЖ

16

8

8

диспут

3

Дискуссии и беседы на тему «Я, мои права и обязанности»

8

4

4

диспут

4

Киноклуб. Просмотр и обсуждение кинофильмов

8

4

4

круглый стол

5

Социально-значимая деятельность.

14

8

6

творческий проект

7

Репетиции игровых и театрализованных программ

10

-

10

наблюдение

8

Игры и викторины

10

-

10

наблюдение

Всего

68

26

42

Содержание программы

  1. Дискуссии и беседы на тему ЗОЖ

Тренинг здорового образа жизни. Беседы и диспуты на темы «Алкоголизм», «Табакокурение», «Наркомания», «В здоровом теле здоровый дух».

  1. Дискуссии и беседы на тему «Я, мои права и обязанности»

Международные правовые документы. Права и обязанности ребёнка, школьника, человека. Административная и уголовная ответственность.

  1. Киноклуб. Просмотр и обсуждение кинофильмов по темам:

Любовь и дружба в отношениях

Свобода и проблема выбора

Откуда берётся злость и агрессия

Проблемы любви, дружбы, старости

  1. Социально-значимая деятельность.

События образовательного календаря, акции, волонтерство.

  1. Репетиции игровых и театрализованных программ

Календарные праздники

  1. Игры и викторины

Интеллектуальные игры и викторины

Дидактические игры, ролевые игры. Игры из серии «Мозговой штурм». Психологические игры и тесты. Игры на сплочение коллектива.

Календарный учебный график

№п/п

Раздел

Тема

Дата

Форма занятия

Форма контроля

Количество часов

1

Вводное занятие ТБ

04.09.

групповая

беседа

2

2

4

Всероссийский открытый урок ОБЖ

11.09

групповая

опрос

2

3

4

Акция Скажем НЕТ терроризму!

18.09

групповая

круглый стол

2

4

2

Что такое Закон?

25.09.

групповая

диспут

2

5

3

Киноклуб. «Убить Дракона» (нужно ли было спасать жителей?)

02.10.

групповая

диспут

2

6

1

«Спасибо, НЕТ» (умей отказаться)

09.10.

групповая

круглый стол

2

7

5

Поздравление педагогов к Дню учителя

16.10.

групповая

фото-отчет

2

8

1

Никотин и мы, кто сильнее?

23.10.

групповая

диспут

2

9

2

Основные права ребенка

13.11.

групповая

круглый стол

2

10

3

Киноклуб. «Бабуся». Проблема старости

20.11.

групповая

диспут

2

11

1

Компьютер и я. (Беседа ЗОЖ)

27.11.

групповая

2

12

1

Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству

04.12.

групповая

2

13

4

День народного единства.

11.12.

групповая

фото-отчет

2

14

3

Киноклуб. «Спаситель» (Кому нужна война?)

18.12.

групповая

диспут

2

15

4

Международный день толерантности

25.12.

групповая

2

16

4

День матери

15.01.

групповая

фото-отчет

2

17

4

Акция ко Дню неизвестного солдата

22.01.

групповая

2

18

1

Нет жизни без воды

29.01.

групповая

2

19

2

Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ

05.02.

групповая

диспут

2

20

3

Киноклуб. «Вам и не снилось» (юношеская влюбленность и общество)

12.02.

групповая

диспут

2

21

5

Новогоднее  представление

19.02.

групповая

фото-отчет

2

22

1

Как научиться владеть собой

26.02.

групповая

2

23

2

Драка, нецензурные выражения- наказуемые деяния

04.03.

групповая

диспут

2

24

3

Киноклуб. «Кикс» (Проблема наркомании. манипуляции сознанием)

11.03.

групповая

диспут

2

25

4

День освобождения Ленинграда от фашистской блокады

18.03.

групповая

2

26

1

Электронная сигарета- польза или зло?

01.04.

групповая

диспут

2

27

2

За что ставят на учет в полицию?

08.04.

групповая

диспут

2

28

3

Киноклуб. «Эксперимент-2. Волна» (желание подчиняться)

15.04.

групповая

диспут

2

29

1

Полезная прививка

22.04.

групповая

2

30

3

Киноклуб. «Подольские курсанты» (тема подвига)

29.04.

групповая

круглый стол

2

31

6

Интеллектуальная игра «В лабиринте знаний»

06.05.

групповая

2

32

2

Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?

13.05.

групповая

диспут

2

33

6

Тренинг «Профориентация»

20.05.

групповая

2

34

6

Анкетирование. Заключительное занятие

27.05.

групповая

презентация

2

Методическое обеспечение

Методические материалы 

- Методика диагностики типа школьной мотивации у подростков;

- Методика оценки уровня воспитанности Н.П. Капустина;

- Методика диагностики  межличностных отношений Т.Лири;

- Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник.

- Методика диагностики интерактивной направленности личности, Н.Е. Щуркова, модифицированная Н.П. Фетискиным

Краткое описание общей методики работы

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.

Методы  воспитания: убеждение, стимулирование, мотивация .

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная (для обучающихся с ОВЗ)  и групповая.

Формы организации учебных занятий: беседа, выставка, диспут, игра, концерт, конкурс, круглый стол, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, праздник, презентация, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления, технология здоровьесбережения.

         

Система отслеживания и оценивания результатов: 

Знания:

  • Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
  • Основы российского законодательства в части прав и обязанностей подростков
  • Понятия морали, уважения, толерантности

Умения:

  • Разработка  сценарий мероприятия
  • Оценка результатов деятельности
  • Поиск и классификация нужной информации

Навыки:

  •  Адаптация в социуме, группе
  • Формирование гражданской позиции

Уровни  освоения программы:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия

отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе  - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений. психологическая зажатость.

- положительная мотивация к занятию вообще

увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Мотивация устойчивая.

- устойчивая мотивация именно к творчеству

активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех заданий, пропускает занятия очень редко. Инициативность, активность, работоспособность, увлеченность.

Программа мониторинга: 

Методика «Иерархия жизненных ценностей» (Г. Резапкина)

Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью – в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «–1», если сомневаетесь – поставьте «0».

1

6

11

16

21

26

31

36

2

7

12

17

22

27

32

37

3

8

13

18

23

28

33

38

4

9

14

19

24

29

34

39

5

10

15

20

25

30

35

40

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Цель методики – определить иерархию этих ценностей в вашей жизни. Отметьте на данной системе координат цифровые значения каждой жизненной ценности точками и постройте график, соединив их линиями.

5

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

-5 I II III IV V VI VII VIII

Протокол итоговой  аттестации

Ф.И.О.

Знания

(отметка «+», «-»)

Умения

(отметка «+», «-»)

Навыки

(отметка «+», «-»)

Адаптация в обществе

(отметка «+», «-»)

Участие в мероприятиях

Уровень освоения

Список литературы

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н.Алмазов. – Екатеринбург, 2006.
  2. Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. - М., 2004.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. -  М., 2006.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М., 2008.
  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М., 2005.
  6. Геллер Е.М.Наш друг – игра / Е.М. Геллер - Минск, 2007.
  7. Горанская С.В. Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей Выбираю жизнь / С. В. Горанская, О.С.Баранова. - Пермь, 2004.
  8. Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении / Н.И. Еременко. -  Волгоград, 2007.
  9.  Касаковски А. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / А. Касаковски.  - М., 2000.
  10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. -  М., 2006.
  11. Раттер М.И. Помощь трудным детям / М.И. Раттер.  – М., 2007.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии  / С.Л. Рубинштейн. - С- Пб., 1998.
  13. Селевко Г.К. Новое педагогическое мышление. Педагогический поиск и экспериментирование: Методические рекомендации / Г.К. Селевко, А.В. Басов.   - Ярославль, 1998.
  14. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации
  15. Щуркова Н.Е. Новые педагогические технологии / Н.Е. Щуркова // Новая школа. - 2000. - № 7.
  16. Я хочу провести тренинг / пособие для начинающего тренера; «Гуманитарный проект». -  Новосибирск, 2004.
  17. http://dopedu.ru/
  18. http://elenasadigova.ucoz.ru/
  19. http://pedsovet.org/